ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А29-10664/20 от 16.03.2021 АС Республики Коми


ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

16 марта 2021 года

Дело № А29-10664/2020

Второй арбитражный апелляционный суд в составе судьи Кононова П.И.,

без вызова лиц, участвующих в деле, рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Региональный оператор Севера» на решение Арбитражного суда Республики Коми от 08.12.2020 (резолютивная часть вынесена 25.11.2020) по делу №А29-10664/2020, принятое в порядке упрощенного производства,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Региональный оператор Севера» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

к Службе Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

об отмене постановления по делу об административном правонарушении,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Региональный оператор Севера» (далее – заявитель, ООО «Региональный оператор Севера», Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением об отмене постановления Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) (далее – ответчик, Служба, административный орган) от 14.08.2020 №02-01-07/4508, в соответствии с которым общество с ограниченной ответственностью «Ухтажилфонд» (с 30.09.2020 произведена смена наименования юридического лица наООО «Региональный оператор Севера», о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесены соответствующие сведения) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 5 000 рублей.

07.10.2020 судом вынесено определение о принятии названного заявления к производству и назначению дела к рассмотрению в порядке упрощенного производства. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация муниципального образования городского округа «Сыктывкар» (далее – третье лицо, Администрация МОГО «Сыктывкар»).

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 25.11.2020 в виде резолютивной части (статья 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ)), принятым в порядке упрощенного производства, в удовлетворении заявленных требований отказано.

08.12.2020 по ходатайству заявителя судом изготовлено мотивированное решение по делу.

Не согласившись с принятым судебным актом, ООО «Региональный оператор Севера» обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.

В апелляционной жалобе заявитель поясняет, что по адресам: <...> м. Чит, д. 62 региональным оператором были установлены бункеры объемом 8 м3, при этом соответствующие места накопления отходов в реестр контейнерных площадок на территории муниципального образования городского округа «Сыктывкар» не включены.Поскольку на основании нормативных положений под бункером понимается мусоросборник, предназначенный для складирования крупногабаритных отходов, при установлении периодичности вывоза твердых коммунальных отходов из мест накопления, расположенных по обозначенным адресам, надлежит руководствоваться пунктом 2.14 СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований» (далее СанПиН 2.1.7.3550-19). Таким образом, применительно к рассматриваемому случаю вывоз твердых коммунальных отходов необходимо производить не реже одного раза в семь календарных дней. Ввиду того, что твердые коммунальные отходы вывозятся региональным оператором с соблюдением указанной периодичности, состав вменяемого административного правонарушения в его действиях отсутствует.

Ответчик представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором отразил, что считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а жалобу Общества – не подлежащей удовлетворению.

Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило.

Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 25.01.2021 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 26.01.2021 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ. На основании указанной нормы участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.

В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова лиц, участвующих в деле, по имеющимся в деле доказательствам.

Законность обжалуемого решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268, 272.1 АПК РФ.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Администрацией МОГО «Сыктывкар» в связи с неоднократными жалобами жителей м. Лесозавод г. Сыктывкара Республики Коми 18.06.2020 осуществлен выезд для обследования территории. В ходе обследования Администрацией установлен факт переполнения бункеров-накопителей объемом 8 м3, расположенных по адресам: <...> м. Чит, д. 62, по причине несвоевременного вывоза твердых коммунальных отходов (том 2 л.д. 154). Результаты обследования оформлены актом от 18.06.2020, переполнение бункеров-накопителей зафиксировано фотоснимками (том 2 л.д. 155-158).

Письмом от 23.06.2020 №01/1-14/780 Администрация МОГО «Сыктывкар» направила в Службу оформленные по результатам обследования территории материалы для принятия в отношении регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами мер реагирования (том 2 л.д. 154).

К письму от 21.07.2020, представленному в адрес Службы и содержащему пояснения Общества относительно факта переполнения бункеров, заявитель приложил копии маршрутных листов за период с 11.06.2020 по 25.06.2020. В указанном письме Общество также сослалось на данные системы глобального позиционирования о движении мусоровозов (том 2 л.д. 64-142).

По факту нарушения региональным оператором периодичности вывоза твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления уполномоченным должностным лицом административного органа в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении от 04.08.2020 №2, которым деяние заявителя квалифицировано по статье 7.23 КоАП РФ. Протокол составлен в присутствии представителя Общества по доверенности от 09.01.2020 №52/2020 (том 2 л.д. 46).

Определением от 04.08.2020 рассмотрение дела в отношении Общества назначено на 14.08.2020 в 12 часов 00 минут. Извещение о рассмотрении дела об административном правонарушении от 04.08.2020 №02-03-06/4508 получено заявителем 11.08.2020 (том 2 л.д. 26-30, 34).

Рассмотрев протокол и иные материалы дела об административном правонарушении, 14.08.2020 первый заместитель руководителя Службы вынес постановление №02-01-07/4508, в соответствии с которым Общество привлечено к административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.

Полагая, что вынесенное административным органом постановление подлежит отмене, ООО «Региональный оператор Севера» обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с рассматриваемыми в рамках настоящего дела требованиями.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из наличия и доказанности материалами дела в деянии Общества события и состава вмененного ему административного правонарушения, а также отсутствия существенных нарушений процессуальных требований при производстве по делу об административном правонарушении. Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ арбитражный суд не усмотрел.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и представленного отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

Статьей 7.23 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.

Объективная сторона указанного административного правонарушения представляет собой действия (бездействие) по нарушению нормативов и режима обеспечения населения коммунальными услугами и заключается в невыполнении обязанностей, связанных с обеспечением населения коммунальными услугами соответствующего уровня и соблюдением режима их предоставления. Действия (бездействие) по нарушению нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами посягают на права потребителей – получателей этих услуг.

Субъектами административного правонарушения являются лица, ответственные за обеспечение населения коммунальными услугами.

Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 (далее – Правила №354).

В соответствии с пунктом 2 Правил №354 исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, к которым относится и услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Согласно пункту 148(1) Правил №354 предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148(4) – 148(6) Правил.

Из содержания пунктов 148(3) – 148(5) Правил №354 следует, что исполнителем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами может выступать, в том числе региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами – оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами – это юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

На территории Республики Коми статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами присвоен ООО «Ухтажилфонд» (в настоящее время – ООО «Региональный оператор Севера»).

Порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов установлен Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами,утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 №1156 (далее – Правила №1156).

Согласно пункту 2 названных Правил вывоз твердых коммунальных отходов представляет собой транспортирование твердых коммунальных отходов от мест (площадок) их накопления до объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов.

В пункте 4 Правил №1156 установлено, что обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления (пункт 5 Правил №1156).

В соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами:а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором (пункт 10 Правил №1156).

Исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги (подпункт «а» пункта 148(22) Правил №354).

Согласно подпункту «в» пункта 3 Правил №354 одним из условий предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) является предоставление коммунальных услуг потребителю круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении №1.

В пункте 17 Приложения №1 к Правилам №354 установлено, чтообеспечение своевременного вывоза твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления осуществляется: в холодное время года (при среднесуточной температуре +5°С и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5°С) не реже одного раза в сутки (ежедневный вывоз).Допустимым является отклонение сроков:не более 72 часов (суммарно) в течение одного месяца; не более 48 часов единовременно – при среднесуточной температуре воздуха +5°С и ниже (не более 24 часов единовременно – при среднесуточной температуре воздуха свыше +5°С).

Материалами настоящего дела, в том числе маршрутными листами, представленными самим региональным оператором, подтверждается, что в период с 11.06.2020 по 25.06.2020 при осуществлении своей деятельности Общество допустило нарушение установленной пунктом 17 Приложения №1 к Правилам №354 периодичности вывоза твердых коммунальных отходов из мест (площадок) их накопления. Результаты осмотра территории, оформленные актом обследования мест для сбора (накопления) твердых коммунальных отходов от 18.06.2020, не противоречат иным доказательствам, имеющимся в материалах дела.

Факт нарушения Обществом режима обеспечения населения коммунальной услугой по вывозу твердых коммунальных отходов в г. Сыктывкар по адресам: ул. Банбана, <...>, м. Чит, д. 62 установлен административным органом и судом первой инстанции, подтверждается взаимной связью и совокупностью имеющихся доказательств и образует событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.

Относительно указания заявителя апелляционной жалобы на то, что места накопления твердых коммунальных отходов по обозначенным в оспариваемом постановлении адресам не включены в реестр контейнерных площадок на территории муниципального образования городского округа «Сыктывкар», суд отмечает следующее.

Согласно сведениям, представленным региональным оператором, по вышеуказанным адресам Обществом самостоятельно в качестве места размещения населением твердых коммунальных отходов установлены бункеры объемом 8 м3.

Между тем, Обществом не обосновано, каким образом отсутствие места размещения отходов в реестре, с учетом самостоятельного принятия региональным оператором мер к установке бункеров, повлияло на возможность и обязанность соблюдения периодичности вывоза твердых коммунальных отходов. Приводимое ООО «Региональный оператор Севера» обстоятельство вывозу твердых коммунальных отходов не препятствовало, в маршрутных журналах движения мусоровоза отражены адреса мест сбора и накопления твердых коммунальных отходов. Однако периодичность предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами требованиям пункта 17 Приложения №1 к Правилам №354 (в теплое время не реже одного раза в сутки) не соответствует.

Принимая во внимание фактическое оказание Обществом коммунальной услуги по вывозу твердых коммунальных отходов по обозначенным адресам, отсутствие сведений о местах накопления отходов в реестре контейнерных площадок на территории муниципального образования городского округа «Сыктывкар» не исключает обязанности Общества по соблюдению режима оказания услуги в соответствии с требованиями Правил №354. Доказательств невозможности предоставления соответствующей услуги в указанный период времени с соблюдением установленной Правилами №354 периодичности заявителем не представлено.

К тому же, в силу пункта 13(1) Правил №1156 региональный оператор ежегодно, не позднее 25 декабря года, предшествующего году фактического размещения контейнеров и бункеров, направляет в орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, сведения о количестве планируемых к размещению контейнеров и бункеров с указанием их объема и о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, на которых планируется разместить такие контейнеры и бункеры. В свою очередь, орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включает указанную информацию в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Региональный оператор обязан направлять данные о выявленных местах накопления твердых коммунальных отходов органам местного самоуправления для учета при определении схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 2.1.22 соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Коми от 22.06.2018).

Как полагает ООО «Региональный оператор Севера», в рассматриваемом случае вывоз отходов должен осуществляться не реже одного раза в семь календарных дней (пункт 2.14 СанПиН 2.1.7.3550-19). В обоснование указанного довода Общество ссылается на то, что по адресам: <...> м. Чит, д. 62, установлены бункеры, представляющие собой мусоросборники для складирования крупногабаритных отходов.

В соответствии с пунктом 2.14 СанПиН 2.1.7.3550-19 вывоз крупногабаритных отходов необходимо производить не реже одного раза в семь календарных дней.

Тем не менее, установка бункеров не свидетельствует о том, что в них складируются лишь крупногабаритные отходы, данное обстоятельство применительно к рассматриваемому делу не является подтвержденным (том 2 л.д. 156-158).

При этом, как обоснованно отмечено судом первой инстанции, именно пункт 17 Приложения №1 к Правилам №354 содержит требования к периодичности предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также предусматривает допустимое отклонение сроков предоставления такой услуги.  

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.

Основанием для освобождения Общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения установленной обязанности.

Доказательств наличия объективных причин, препятствующих соблюдению требований действующего законодательства, а также свидетельствующих о том, что Общество приняло все зависящие от него меры по недопущению совершения административного правонарушения, в материалы дела не представлено, в связи с чем вина заявителя в совершении вменяемого ему административного правонарушения имеет место.

При установленных по делу обстоятельствах следует признать доказанным наличие в деянии ООО «Региональный оператор Севера» состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.  Оснований для иных выводов из имеющихся материалов дела не усматривается.

Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено. Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение рассматриваемого административного правонарушения не истек.

Основания для квалификации допущенного Обществом административного правонарушения в качестве малозначительного и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ отсутствуют. Исключительных обстоятельств судом не установлено. Соответствующих мотивированных и документально подтвержденных доводов, позволяющих прийти к иному выводу, заявителем жалобы не приведено.

Размер административного штрафа определен в минимальном размере санкции, установленной статьей 7.23 КоАП РФ, назначенное Обществу административное наказание соответствует характеру совершенного правонарушения и соразмерно его тяжести.

Доводы апелляционной жалобы заявителя проверены апелляционным судом, однако они не свидетельствуют о нарушении арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а сводятся к иному, чем у суда толкованию норм права и оценке обстоятельств дела.Дело рассмотрено судом полно и всесторонне, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам.

При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Республики Коми от 08.12.2020 (резолютивная часть вынесена 25.11.2020) по делу №А29-10664/2020 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО «Региональный оператор Севера» – без удовлетворения.

Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом не установлено.

В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ, частью 5 статьи 30.2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Коми от 08.12.2020 (резолютивная часть вынесена 25.11.2020) по делу №А29-10664/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Региональный оператор Севера» – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Республики Коми по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья

П.И. Кононов