ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А29-10749/19 от 04.06.2020 АС Республики Коми

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

Дело № А29-10749/2019

08 июня 2020 года

Резолютивная часть постановления объявлена июня 2020 года .

Полный текст постановления изготовлен июня 2020 года .

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Волковой С.С.,

судей Ившиной Г.Г., Минаевой Е.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Свиридовой А.А.,

при участии в судебном заседании представителя заявителя Юдиной Е.А., действующей на основании доверенности от 17.06.2019,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Республике Коми

на решение Арбитражного суда Республики Коми от 08.11.2019 по делу                        № А29-10749/2019,

по заявлению Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» (ОГРН 1061101039977, ИНН 1101487551)

к Управлению Федерального казначейства по Республике Коми (ОГРН 1021100514390, ИНН 1101481447)

о признании незаконным и отмене представления в части,

установил:

управление жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» (далее – заявитель, Управление ЖКХ) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконным пункта 2 представления Управления Федерального казначейства по Республике Коми (далее – ответчик, УФК, Управление) № 2019-ПВ.045.1007-0700.010 от 31.05.2019 и отмене требования пункта 2 представления от 31.05.2019 по возмещению в доход федерального бюджета неправомерно использованных средств межбюджетных трансфертов в сумме 924 846 руб. 45 коп.

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 08.11.2019 заявленные требования удовлетворены, пункт 2 представления УФК № 2019-ПВ.045.1007-0700.010 от 31.05.2019 признан недействительным.

Не согласившись с принятым судебным актом, УФК обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции.

УФК в апелляционной жалобе настаивает на нарушении заявителем статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), пункта 3 приложения 4 к постановлению Правительства Республики Коми от 31.08.2017 № 462 «О Государственной программе Республики Коми «Современная городская среда на территории Республики Коми», приложения № 3 к Методическим рекомендациям по подготовке государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды в рамках реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» на 2018-2022 годы, утвержденным приказом Минстроя России от 06.04.2017 № 691/пр (далее – Методические рекомендации), письма Минстроя России от 16.12.2017 № 47268-АЧ/06 «Об отдельных вопросах, возникающих в ходе реализации мероприятий приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» (далее – письмо Минстроя № 47268-АЧ/06), выразившемся в произведении расходов за счет средств субсидии на поддержку муниципальной программы формирования современной городской среды на выполнение работ (инженерные изыскания, разработка проектно-сметной документации), не предусмотренных Муниципальной программой  муниципального образования городского округа «Сыктывкар» «Развитие современной городской среды», утвержденной постановлением администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» от 27.12.2017 № 12/4531.

Кроме того, ответчик указывает, что в решении Арбитражного суда Республики Коми от 08.11.2019 не приведен закон, которому не соответствует пункт 2 представления Управления № 2019-ПВ.045.1007-0700.010 от 31.05.2019.

Управление ЖКХ в отзыве на апелляционную жалобу указывает, что в связи с отсутствием в нормативно-правовых актах, регулирующих в 2018 году порядок предоставления и распределения субсидий из вышестоящих бюджетов на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды, требований по указанию перечня работ по проектам благоустройства общественных территорий и требований по формированию муниципальных программ в строгом соответствии с Методическими рекомендациями, вывод о неправомерном расходовании средств в сумму 1 321 209,21 рубля не является состоятельным.

Подробно доводы сторон изложены в апелляционной жалобе и отзыве на нее.

На основании статьи 158 АПК РФ судебное разбирательство по делу откладывалось.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержала занятую по делу правовую позицию.

После отложения ответчик явку представителей в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчика.

Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, постановлением Правительства Республики Коми от 31.08.2017 № 462 утверждена Государственная программа Республики Коми «Современная городская среда на территории Республики Коми» (далее – Государственная программа Республики Коми), постановлением администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» от 27.12.2017 № 12/4531 утверждена Муниципальная программа муниципального образования городского округа «Сыктывкар» «Развитие современной городской среды» (далее – Муниципальная программа).

11.05.2018 между министерством энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми и администрацией города Сыктывкара заключено соглашение № 87701000-1-2018-001 о предоставлении субсидий из республиканского бюджета Республики Коми бюджету городского округа Сыктывкар на поддержку муниципальной программы формирования современной городской среды на сумму 49 518 225 рублей.

На основании приказа от 12.02.2019 № 41 УФК провело плановую выездную проверку Управления ЖКХ по вопросам предоставления и использования субсидий из федерального бюджета на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной среды за 2018 год.

В ходе проверки установлено, что в рамках исполнения Муниципальной программы Управлением ЖКХ заключено 15 муниципальных контрактов на общую сумму 45 113 988 рублей 87 копеек, из них за счет средств субсидии в размере 41 720 250 рублей 00 копеек, в том числе муниципальный контракт от 24.05.2018 № 35-18 на выполнение работ по инженерным изысканиям по объекту «Благоустройство городского парка в мкр. «Строитель» г. Сыктывкара» по цене 60 035,31 руб. (т. 2, л. д. 164-171), муниципальный контракт от 02.07.2018 № 50-18 на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по объекту «Благоустройство городского парка в мкр. «Строитель» г. Сыктывкара» по цене 582 347,23 руб. (т. 2, л. д. 123-134), муниципальный контракт от 12.07.2018 № 54-18 на выполнение работ по инженерным изысканиям по объекту «Благоустройство площади перед зданием Центрального плавательного бассейна по ул. Первомайской, 74» по цене 44 666,67 руб. (т. 2, л. д. 156-163), муниципальный контракт от 28.08.2018 № 71-18 на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по объекту «Благоустройство площади перед зданием Центрального плавательного бассейна по ул. Первомайской, 74» по цене 634 160 руб. (т. 2, л. д. 145-155).

При этом Муниципальная программа в перечне основных мероприятий не имеет показателя «Основные направления реализации», в перечне общественных дворовых территорий, подлежащих благоустройству, отсутствуют такие виды работ, планируемые к выполнению, как инженерные изыскания и разработка проектно-сметной документации.

По результатам проверки УФК пришло к выводу, что Управление ЖКХ нарушило статью 139 БК РФ, пункт 3 приложения 4 к Государственной программе, приложение № 3 к Методическим рекомендациям, письмо Минстроя № 47268-АЧ/06, что привело к неправомерному использованию средств межбюджетных трансфертов, выразившемуся в произведенных расходах за счет средств субсидии на поддержку Муниципальной программы за выполнение работ (инженерные изыскания, разработка проектно-сметной документации), не предусмотренных Муниципальной программой.

По результатам проверки составлен акт от 29.03.2019 № 2019-ПВ.045.1007-0700.010 (т. 1, л. д. 19-46) и вынесено представление 2019-ПВ.045.1007-0700.010, в пункте 2 которого заявителю указано на необходимость принять меры к возмещению в доход федерального бюджета неправомерно использованных средств межбюджетных трансфертов в сумме 924 846,45 руб.

Полагая, что пункт 2 указанного представления не соответствует закону и нарушает права Управления ЖКХ, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что в нормативно-правовых актах, регулирующих в 2018 году порядок предоставления и распределения субсидий из вышестоящих бюджетов на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды, отсутствуют требования по указанию перечня работ по проектам благоустройства общественных территорий и требования по формированию муниципальных программ в строгом соответствии с Методическими рекомендациями.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.

В силу статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1).

Согласно пункту 2 статьи 270.2 БК РФ в редакции, действовавшей на момент издания оспариваемого представления, под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных договоров (соглашений) и государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.

В пункте 2 представления 2019-ПВ.045.1007-0700.010 заявителю указано на необходимость принять меры к возмещению в доход федерального бюджета неправомерно использованных средств межбюджетных трансфертов в сумме 924 846,45 руб. Правовое обоснование названных требований содержит ссылки на статью 139 БК РФ, пункт 3 приложения 4 к Государственной программе, приложение № 3 к Методическим рекомендациям, письмо Минстроя № 47268-АЧ/06.

Федеральное казначейство определяет неправомерное использование бюджетных средств как оплату денежных обязательств с нарушением: бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения (за исключением нецелевого использования бюджетных средств); законодательства РФ, регулирующего правоотношения, возникающие при исполнении бюджета по расходам; документов, являющихся правовым основанием принятия бюджетных обязательств (контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета, и государственных (муниципальных) контрактов) (Классификатор нарушений (рисков), утвержденный Казначейством России 19.12.2017).

На основании вышеприведенного положения можно прийти к выводу, что неправомерным расходованием бюджетных средств признаются действия (бездействие), противоречащие требованиям бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Таким образом, отсутствие в законодательстве такого вида бюджетного нарушения как неправомерное использование бюджетных средств не свидетельствует об отсутствии у финансового органа оснований для вменения в вину неправомерного использования бюджетных средств в случае установления факта нарушения требований бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

В соответствии со статьей 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.

Согласно статье 6 БК РФ под межбюджетными трансфертами понимаются средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

К межбюджетным трансфертам из бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся, в том числе субсидии местным бюджетам (статья 135 БК РФ).

Под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации согласно пункту 1 статьи 139 БК РФ понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Правила, устанавливающие общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования субъектом Российской Федерации (в процентах) объема расходного обязательства муниципального образования, устанавливаются нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 139 БК РФ).

В приложении № 4 к Государственной программе Республики Коми закреплены Правила предоставления и распределения субсидий из республиканского бюджета Республики Коми бюджетам муниципальных образований на поддержку муниципальных программ формирования современной городской среды, которые устанавливают цели, порядок и условия предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных образований на поддержку муниципальных программ (подпрограмм) формирования современной городской среды в рамках регионального проекта «Формирование комфортной городской среды» за счет и в пределах средств республиканского бюджета Республики Коми (далее – Правила предоставления субсидий).

В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления субсидий субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств органов местного самоуправления муниципальных образований городских округов, городских (сельских) поселений в Республике Коми, связанных с реализацией муниципальных программ, направленных на реализацию мероприятий по благоустройству территорий муниципальных образований соответствующего функционального назначения (площадей, набережных, улиц, пешеходных зон, скверов, парков, иных территорий) (далее - общественные территории), дворовых территорий и мероприятий по строительству, реконструкции (модернизации) объектов капитального строительства в рамках мероприятий по благоустройству общественных территорий (далее - строительство объектов капитального строительства, объекты капитального строительства), а также по осуществлению строительного контроля в процессе строительства объектов капитального строительства.

Комплексный проект благоустройства общественной территории предусматривает использование различных элементов благоустройства, а также функциональное разнообразие объекта благоустройства в целях обеспечения привлекательности общественной территории для разных групп населения (подпункт «б» пункта 3 Правил предоставления субсидий).

Согласно пункту 6 Правил предоставления субсидий субсидии из республиканского бюджета Республики Коми предоставляются на софинансирование мероприятий, указанных в пункте 2 настоящих Правил, при одновременном соблюдении следующих условий: наличие муниципальной программы, утвержденной в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 8 настоящих Правил, и направленной на достижение целей и решение задач Программы, предусматривающей мероприятия, соответствующие ключевым направлениям регионального проекта «Формирование комфортной городской среды», входящего в состав национального проекта «Жилье и городская среда»; наличие в бюджете муниципального образования на текущий финансовый год бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства муниципального образования по финансовому обеспечению мероприятий, указанных в пункте 2 настоящих Правил, софинансирование которых осуществляется из республиканского бюджета, в объеме, необходимом для его исполнения, включающем размер планируемой к предоставлению субсидии; заключение соглашения между Министерством и органом местного самоуправления о предоставлении субсидии в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил.

Как следует из материалов дела, постановлением Администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» от 27.12.2017                 № 12/4531 утверждена Муниципальная программа.

На основании соглашения от 11.05.2018 № 87701000-1-2018-001бюджету городского округа «Сыктывкар» из республиканского бюджета Республики Коми предоставлены субсидии на поддержку муниципальной программы формирования современной городской среды.

В соответствии с подпунктами «б», «м» пункта 8 Правил предоставления субсидий муниципальная программа должна предусматривать, в том числе:

адресный перечень всех общественных территорий в населенных пунктах с численностью населения свыше 1 тыс. человек, нуждающихся в благоустройстве (с учетом их физического состояния) и подлежащих благоустройству в указанный период. Физическое состояние общественной территории и необходимость ее благоустройства определяется по результатам инвентаризации общественной территории, проведенной в порядке, установленном приложением 3 к Программе;

иные мероприятия по благоустройству, определенные органом местного самоуправления.

Разделом 2 приложения 1.3 к Муниципальной программе определен перечень общественных территорий, нуждающихся и подлежащих благоустройству в 2018-2024 годах, в который включены: городской сквер в районе ул. Старовского, Оплеснина, Парковая, Катаева (парк «Строитель»), площадь перед зданием плавательного бассейна № 74 по ул. Первомайской.

В таблице 2 приложения 1 к Муниципальной программе определен перечень ведомственных целевых программ и основных мероприятий Муниципальной программы.

Основными мероприятиями подпрограммы «Благоустройство территории МО ГО «Сыктывкар» являются: благоустройство территорий общего пользования, осуществление переданного государственного полномочия по организации деятельности по обращению с животными без владельцев, озеленение территории, организация уличного освещения, реализация отдельных мероприятий регионального проекта «Формирование комфортной городской среды», реализация народных проектов в сфере благоустройства, строительство и реконструкция объектов благоустройства.

Из заявления и отзыва на апелляционную жалобу Управления ЖКХ следует, что инженерные изыскания, разработка проектно-сметной документации включены в комплекс мероприятий по благоустройству общественных территорий: городского сквера в районе ул. Старовского, Оплеснина, Парковая, Катаева (парк «Строитель»), площади перед зданием плавательного бассейна № 74 по ул. Первомайской.

Сданным доводом заявителя нельзя согласиться в силу следующего.

Под инженерными изысканиями в пункте 15 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) понимается изучение природных условий и факторов техногенного воздействия в целях рационального и безопасного использования территорий и земельных участков в их пределах, подготовки данных по обоснованию материалов, необходимых для территориального планирования, планировки территории и архитектурно-строительного проектирования.

Из содержания заданий на выполнение работ по инженерным изысканиям к муниципальным контрактам от 24.05.2018 № 35-18 и от 12.07.2018 № 54-18, а также заданий на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по муниципальным контрактам от 02.07.2018 № 50-18 и  от 28.08.2018 №71-18 следует, что инженерно-геодезические изыскания выполнялись для подготовки проектной документации по объектам благоустройства: городской сквер в районе ул. Старовского, Оплеснина, Парковая, Катаева (парк «Строитель»), площадь перед зданием плавательного бассейна № 74 по ул. Первомайской.

В соответствии с частью 2 статьи 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Вышеизложенное позволяет прийти к выводу, что разработка проектной документации проводится для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Согласно пункту 10 статьи 1 ГрК РФ объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).

Доказательства нахождения на объектах благоустройства (в городском сквере в районе ул. Старовского, Оплеснина, Парковая, Катаева (парк «Строитель»), площади перед зданием плавательного бассейна № 74 по ул. Первомайской) объектов капитального строительства, которые бы требовали  реконструкции или капитального ремонта в материалы дела не представлены.

По убеждению апелляционного суда расходование средств субсидии на инженерные изыскания и подготовку проектно-сметной документации можно признать правомерным в случае необходимости строительства, ремонта объектов капитального строительства в рамках благоустройства общественных территорий. Аналогичная позиция изложена в  письме Минстроя России от 21.03.2017 № 9023-АЧ/04.

Материалами настоящего дела наличие нуждающихся в реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, расположенных в пределах общественных территорий,  не подтверждено.

Согласно подпункту «м» пункта 8 Правил предоставления субсидий муниципальная программа должна предусматривать иные мероприятия по благоустройству, определенные органом местного самоуправления.

Однако проведение инженерных изысканий и разработка проектно-сметной документации в основные мероприятия подпрограммы «Благоустройство территории МО ГО «Сыктывкар» Муниципальной программы не включены.

Проанализировав содержание муниципальных контрактов на выполнение работ по инженерным изысканиям от 24.05.2018 № 35-18 и от 12.07.2018 № 54-18, а также на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации от 02.07.2018 № 50-18 и  от 28.08.2018 №71-18, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что они направлены на установление физического состояния общественных территорий и выявление необходимости их благоустройства, а также состава работ по благоустройству.

В частности, в соответствии с условиями муниципальных контрактов на выполнение работ по инженерным изысканиям от 24.05.2018 № 35-18 и от 12.07.2018 № 54-18 исполнитель обязуется провести инженерно-геодезические испытания, включающие в себя: полевые работы, топографическую съемку в масштабе 1:500 с нанесением инженерных коммуникаций, камеральные работы, согласования с инженерными службами, при это муниципальный заказчик предоставляет исполнителю следующую исходную информацию: карта-схема местности в масштабе 1:1500, информацию о наличии инженерных коммуникаций в зоне объекта, иную дополнительную документацию.

Согласно контрактам на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации от 02.07.2018 № 50-18 и  от 28.08.2018 №71-18 исполнитель обязуется подготовить проектную документацию, в которой необходимо предусмотреть: разработку общей идеи благоустройства, применить обновленные элементы городского дизайна, малые архитектурные формы, площадки ограждения, мероприятия по зеленым насаждениям,  тематическую детскую и (или) спортивную площадку, замену малых архитектурных форм и коммунально-бытового оборудования в зоне объекта (скамеек, урн), наружное освещение территории парка, ремонт пешеходных дорожек с асфальтобетонным покрытием, безбарьерную среду в границах благоустройства, установку пониженного бортового камня на примыкании тротуаров к проезжим частям улиц и проездов.

Анализ этих условий муниципальных контрактов показывает, что своей целью они имеют подготовку документации, отражающей физическое состояние общественных территорий и содержание работ в рамках планируемого благоустройства.

Вместе с тем, условия предоставления субсидии определены Правилами предоставления субсидий, в пункте 8 которых предусмотрено, что физическое состояние общественной территории и необходимость ее благоустройства определяется по результатам инвентаризации общественной территории, урегулированной в Порядке проведения органами местного самоуправления в Республике Коми инвентаризации дворовых территорий, общественных территорий, уровня благоустройства индивидуальных жилых домов и земельных участков, предоставленных для их размещения, установленном приложением 3 к постановлению Правительства Республики Коми от 31.08.2017 № 462 «О Государственной программе Республики Коми «Современная городская среда на территории Республики Коми» (далее – Порядок проведения инвентаризации).

В силу пункта 2 Порядка проведения инвентаризации целью инвентаризации является оценка состояния дворовых территорий, общественных территорий муниципальных образований в Республике Коми, уровня благоустройства индивидуальных жилых домов и земельных участков, предоставленных для их размещения. В ходе инвентаризации определяется физическое состояние территорий и необходимость их благоустройства.

В пункте 4 Порядка проведения инвентаризации предусмотрено, что для проведения инвентаризации органами местного самоуправления создаются комиссии по проведению инвентаризации дворовых территорий, общественных территорий, уровня благоустройства индивидуальных жилых домов и земельных участков, предоставленных для их размещения.

Согласно пункту 6 Порядка проведения инвентаризации оценка состояния общественных территорий и расположенных на ней элементов благоустройства осуществляется по результатам визуального натурного обследования.

В соответствии с пунктами 6.1 – 6.3 Порядка проведения инвентаризации для участия в инвентаризации дополнительно привлекаются лица (представители лиц), в чьем ведении (на правах собственности, пользования, аренды) находится территория, а также представители территориальных общественных самоуправлений. Уведомление о проведении инвентаризации направляется в адрес указанных лиц, а также публикуется на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее чем за 10 календарных дней до начала проведения инвентаризации. Результаты инвентаризации оформляются в виде паспорта благоустройства общественной территории по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку. При проведении инвентаризации общественных территорий оценивается наличие и физическое состояние элементов благоустройства, находящихся на соответствующей общественной территории.

Пунктом 6.4 Порядка проведения инвентаризации предусмотрено, что критериями для принятия решения о необходимости проведения работ по благоустройству общественной территории являются:

для зданий и сооружений - несоответствие фасадов зданий и сооружений общему колористическому оформлению территории, наличие видимых повреждений конструктивных элементов зданий, отсутствие элементов сопряжения поверхностей устройствами и приспособлениями для маломобильных групп населения;

для дорог, тротуаров - отсутствие твердого покрытия, наличие выбоин и ям, уровень люков колодцев находится не на уровне проезжей части дороги и/или тротуара, бортовой камень отсутствует или занижен, имеет сколы, разрушения, вертикальная планировка покрытий не обеспечивает сток поверхностных вод, уровень сопряжения покрытий не обеспечивает беспрепятственное передвижение маломобильных групп населения (неплавное сопряжение уровней покрытий), для пешеходных зон (тротуаров) вдоль улиц - отсутствие ограждения, ограждение в неисправном состоянии, наличие сколов, вмятин, отсутствие окраски;

для малых архитектурных форм - отсутствие урн, отсутствие скамеек, неисправное состояние (невозможность использования по назначению), наличие вмятин, сколов, отсутствие окраски;

для плоскостных сооружений, детских и (или) спортивных комплексов - отсутствие покрытия, наличие выбоин и ям, отсутствие ограждения, ограждение в неисправном состоянии, установленное оборудование в неисправном состоянии (невозможность использования по назначению), наличие вмятин, сколов, отсутствие окраски;

для наружного освещения - отсутствие или нерабочее состояние осветительного оборудования, повреждение опор освещения, недостаточный уровень освещенности;

для зеленых насаждений - деревья, кустарники повреждены (поломанные, усохшие, ослабленные, разросшиеся), отсутствие травяного покрова на газонах, цветниках, наличие на газонах, цветниках вытоптанных, изреженных мест и проплешин, сухостоя, агрессивных интродуцентов (в частности, борщевик Сосновского).

Из содержания данных норм права следует, что по результатам проведенной комиссией органа местного самоуправления инвентаризации должен быть составлен  паспорт благоустройства общественной территории, отражающий не только состояние общественной территории, но и заключение комиссии о необходимом объеме и содержании планируемых к выполнению работ.

В материалы дела заявитель не представил ни паспорта общественных территорий, подтверждающие  проведение органом местного самоуправления инвентаризации, ни документы, подготовленные исполнителями в рамках муниципальных контрактов на выполнение работ по инженерным изысканиям от 24.05.2018 № 35-18 и от 12.07.2018 № 54-18, а также муниципальных контрактов на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации от 02.07.2018 № 50-18 и  от 28.08.2018 №71-18, ни документы, подтверждающие объем фактически выполненных работ по благоустройству на местности.

Достаточных доказательств того, что использование средств субсидии в  целях благоустройства общественных территорий являлось невозможным при наличии только результатов инвентаризации общественных территорий, без дополнительных затрат на инженерные изыскания и разработку проектно-сметной документации, материалы дела не содержат.

 При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что заявитель не подтвердил правомерность расходования средств субсидий в целях оплаты по вышеуказанным контрактам на выполнение работ по инженерным изысканиям и по разработке проектно-сметной документации, учитывая, что Правилами расходования субсидии предусмотрен механизм для достижения аналогичных  целей без расходования средств субсидий.

Следовательно, УФК пришло к обоснованному выводу, что Управление ЖКХ не обеспечило соблюдение статьи 139 БК РФ, допустив нарушение Правил расходования субсидии, предусмотренных Приложением №4 к Государственной программе Республики Коми, что привело к неправомерному использованию средств межбюджетных трансфертов, которое выразилось в произведенных за счет средств субсидии расходах на выполнение работ по инженерным изысканиям и разработке проектно-сметной документации, не предусмотренных Муниципальной программой.

Вывод суда первой инстанции о том, что отсутствие в нормативно-правовых актах, регулирующих в 2018 году порядок предоставления и распределения субсидий из вышестоящих бюджетов на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды, требований по указанию перечня работ по проектам благоустройства общественных территорий и требований по формированию муниципальных программ в строгом соответствии с Методическими рекомендациями свидетельствует об отсутствии необходимости указания в Муниципальной программе видов работ по благоустройству общественных территорий, признается судом апелляционной инстанции несоответствующим подпункту «м» пункта 8 Правил предоставления субсидий, подпункту «д» пункта 11 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1710 (приложение № 15 к государственной программе Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»).

Повторно исследовав представленные в дело доказательства, оценив их в совокупности в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае отсутствует предусмотренная статьями 198, 201 АПК РФ совокупность условий, необходимых для удовлетворения заявленных Управлением ЖКХ требований.

Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Поскольку пункт 2 представления УФК № 2019-ПВ.045.1007-0700.010 от 31.05.2019 от 22.03.2019 № 408 соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя, то у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения заявленных требований.

В данном случае имеет место неправильное применение судом норм материального права, что в силу пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ является основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

При таких обстоятельствах апелляционную жалобу Управления следует удовлетворить, а решение Арбитражного суда Республики Коми от 08.11.2019 по делу № А29-10749/2019 – отменить с принятием по делу нового судебного акта об отказе в признании недействительным пункта 2 представления УФК                  № 2019-ПВ.045.1007-0700.010 от 31.05.2019.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Оснований для взыскания с ответчика государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не имеется согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Республики Коми от 08.11.2019 по делу № А29-10749/2019 отменить, принять по делу новый судебный акт.

В удовлетворении требования управления жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» о признании недействительным пункта 2 представления Управления Федерального казначейства по Республике Коми № 2019-ПВ.045.1007-0700.010 от 31.05.2019 отказать.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.

Председательствующий              

С.С. Волкова

Судьи

Г.Г. Ившина

Е.В. Минаева