610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Киров
Дело № А29-10999/2021
01 ноября 2023 года
Резолютивная часть постановления объявлена 01 ноября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 ноября 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шаклеиной Е.В.,
судей Калининой А.С., Кормщиковой Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Федотовой Ю.А.,
без участия представителей в судебном заседании,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу финансового управляющего ФИО1
на определение Арбитражного суда Республики Коми от 22.08.2023 по делу № А29-10999/2021
по заявлению ООО «КБ «Антарес» (ОГРН: <***>, ИНН:<***>)
о разрешении разногласий
в рамках дела по заявлению должника – ФИО2 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <...>, ИНН: <***>, СНИЛС: <***>, адрес места регистрации: 169635,<...>)
о признании несостоятельным (банкротом),
установил:
в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) ФИО2 (далее – ФИО2, должник) общество с ограниченной ответственностью «Коллекторское бюро «Антарес» (далее – ООО «КБ «Антарес», кредитор) обратилось с заявлением, в котором просит разрешить разногласия, возникшие между конкурсным кредитором и финансовым управляющим по вопросу формирования конкурсной массы в деле о банкротстве ФИО2 По мнению ООО «КБ «Антарес» должник должен перечислить в конкурсную массу сумму 41 269,30 руб., составляющую разницу между прожиточным минимумом и получаемой должником пенсией за период с января 2022 по июнь 2023 года.
Определением Арбитражного суда Республики Коми от 22.08.2023 на должника возложена обязанность перечислить в конкурсную массу 41 269,30 руб.
Финансовый управляющий имуществом должника ФИО1 (далее – финансовый управляющий, заявитель) с принятым определением суда не согласен, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит определение суда первой инстанции отменить, сумму, подлежащую внесению должником в конкурсную массу снизить до 15 920,85руб.
В обоснование жалобы финансовый управляющий указывает, что должник проживает в г. Печора; Согласно статье 23 Закона Республики Коми от 12.11.2004 «О социальной поддержке населения в Республике Коми», город Печора относится к северной природно-климатической зоне. Таким образом, установлено, что должник имеет право на получение прожиточного минимума установленного для пенсионеров, проживающих в северной природно-климатической зоне. По расчету финансового управляющего, выполненного с учетом использования величины прожиточного минимум для пенсионеров, проживающих в северной природно-климатической зоне, в конкурсную массу подлежало включению 32279,50 руб. Также финансовый управляющий отмечает, что в декабре 2022 года финансовый управляющий обращался в Арбитражный суд Республики Коми с ходатайством о завершении процедуры реализации имущества в отношении должника. В связи с чем были распределены денежные средства в сумме 20 135,07руб. Таким образом, по мнению заявителя, должник должен внести в конкурсную массу денежные средства за период с 01.01.2023г. по 30.06.2023 в сумме: 12 144,43руб. На дату составления настоящего заявления, задолженность должника в конкурсную массу составляет 15 920,85руб.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 04.09.2023 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 05.09.2023.
ООО «КБ «Антарес» в отзыве на апелляционную жалобу просит определение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы финансового управляющего отказать. Кредитор отмечает, что в ходе рассмотрения заявления о разрешении разногласий кредитором представлен расчет полученных должником денежных средств и подлежащих передаче для включения в конкурсную массу, которые в итоге составили 41 269,30 руб. Не передача должником данных денежных средств и их не включение в конкурсную массу противоречит целям и задачам процедуры банкротства и нарушает права кредиторов должника. По мнению кредитора, в рассматриваемом случае судом первой инстанции верно принят представленный заявителем расчет денежных средств, оставшихся после выдаче прожиточного минимума и подлежащего включению в конкурсную массу должника.
Финансовый управляющий в дополнительных пояснениях указывает, что сумма 20 135,07руб. была внесена гражданином единой суммой 05.12.2022. Это связано с тем, что с учётом места проживания Гражданина, ему было предоставлено право получения пенсии наличными. Гражданин проживает в селе Красный-Яг. В данном населённом пункте отсутствует инфраструктура необходимая для осуществления расчётов в процедуре банкротства с использованием основного счёта. Данная сумма была распределена в соответствии с порядком предусмотренным законодательством о банкротстве 07.12.2022. С момента подачи апелляционной жалобы было произведено дополнительное распределение конкурсной массы в сумме 15 920.85руб.
В соответствии со статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) судебное разбирательство по рассмотрению апелляционной жалобы откладывалось до 01.11.2023.
Определением Второго арбитражного апелляционного суда от 31.10.2023 в составе суда произведена замена судьи Дьяконовой Т.М. на судью Калинину А.С. Рассмотрение дела начинается с самого начала.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность определения Арбитражного судаРеспублики Комипроверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Республики Коми от 03.12.2021 ФИО2 признан несостоятельным (банкротом), введена реализация имущества должника, финансовым управляющим утвержден ФИО1
30.03.2022 Арбитражный суд Республики Коми вынес определение по делу №А29-10999/2021 (Т-172840/2021) о включении требования ООО «КБ «Антарес» в реестр требований кредиторов гражданина – должника ФИО2 в размере 65 792,10 руб., в состав требований кредиторов третьей очереди.
Материалами дела подтверждается, что в период процедуры реализации имущества должника, ФИО2 получал пенсию.
ООО «КБ «Антарес», полагая, что должен перечислить в конкурсную массу сумму 41 269,30 руб., составляющую разницу между прожиточным минимумом и получаемой должником пенсией за период с января 2022г. по июнь 2023 г., обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявление, обязал должника перечислить в конкурсную массу 41 269,30 руб.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно статье 32 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве), части 1 статьи 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
В силу пункта 1 статьи 213.25 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» все имущество гражданина, имеющееся на дату принятия решения арбитражного суда о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина и выявленное или приобретенное после даты принятия указанного решения, составляет конкурсную массу, за исключением имущества, определенного пунктом 3 указанной статьи.
В пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан» разъяснено, что из конкурсной массы исключается имущество, на которое не может быть обращено взыскание в соответствии с гражданским процессуальным законодательством, в том числе деньги в размере установленной величины прожиточного минимума, приходящейся на самого гражданина-должника и лиц, находящихся на его иждивении (абзац первый пункта 3 статьи 213.25 Закона о банкротстве, статья 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Вопросы об исключении из конкурсной массы указанного имущества (в том числе денежных средств), о невключении в конкурсную массу названных выплат решаются финансовым управляющим самостоятельно во внесудебном порядке. В частности, реализуя соответствующие полномочия, финансовый управляющий вправе направить лицам, производящим денежные выплаты должнику (например, работодателю), уведомление с указанием сумм, которые должник может получать лично, а также периода, в течение которого данное уведомление действует.
При наличии разногласий между финансовым управляющим, должником и лицами, участвующими в деле о банкротстве, относительно указанных имущества, выплат и (или) их размера любое из названных лиц вправе обратиться в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, с заявлением о разрешении возникших разногласий. По результатам рассмотрения соответствующих разногласий суд выносит определение (пункт 1 статьи 60, абзац второй пункта 3 статьи 213.25 Закона о банкротстве).
В силу пункта 1 статьи 60 Закона о банкротстве заявления и ходатайства арбитражного управляющего, в том числе о разногласиях, возникших между ним и кредиторами, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, между ним и должником, жалобы кредиторов на нарушение их прав и законных интересов рассматриваются в заседании арбитражного суда не позднее чем через один месяц с даты получения указанных заявлений, ходатайств и жалоб, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В рассматриваемом случае кредитор указывает, что должником в конкурсную массу не перечислены 41 269,30 руб., составляющую разницу между прожиточным минимумом и получаемой должником пенсией за период с января 2022г. по июнь 2023 г.
Из расчета финансового управляющего следует, что должник получал пенсию в следующем размере:
- с января 2022 по май 2022г. в сумме 16788,51 руб.;
- с июня 2022 по декабрь 2022г. в сумме 18467,67 руб.;
- с января 2023 по июнь 2023г. в сумме 19354,21 руб.
В подтверждение размера пенсии должника в материалы дела также представлена справка МИЦ СФР от 22.08.2023.
По расчету суда первой инстанции в качестве прожиточного минимума из конкурной массы подлежали исключению денежные средства в следующих суммах:
- 13 340,00 руб. в период с января 2022г. по май 2022г.;
- 14 674,00 руб. в период с июня 2022г. по декабрь 2022г.;
- 15 158,00 руб. в период с января 2023г. по июнь 2023г.
Между тем, судом первой инстанции не было учтено следующее.
На основании Федерального закона от 29.06.2021 № 234-ФЗ «О внесении изменений в статью 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «Об исполнительном производстве» абзац восьмой пункта 1 статьи 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (взыскание по исполнительным документам не может быть обращено на продукты питания и деньги на общую сумму не менее установленной величины прожиточного минимума самого гражданина-должника и лиц, находящихся на его иждивении): дополнен словами «в том числе на заработную плату и иные доходы гражданина-должника в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства гражданина-должника для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации)».
Установление минимальной суммы, на которую не может быть обращено взыскание направлено на обеспечение баланса гарантий действенной судебной защиты кредиторов и защиты прав и законных интересов должника в рамках направленности политики Российской Федерации как социального государства и необходимости защиты конституционных основ правового статуса личности.
Из буквального толкования указанной нормы следует, что законодатель предусмотрел следующий порядок выбора суммы, защищенной исполнительским иммунитетом, - она признается равной величине прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации вне зависимости от социально-демографического статуса должника и только в случае, если величина прожиточного минимума установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства гражданина-должника для соответствующей социально-демографической группы населения превышает размер прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации, то иммунитет может быть наложен в пределах такого прожиточного минимума.
Закон Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми» (далее – Закон № 55-РЗ) устанавливает правовые гарантии, в том числе дополнительные к установленным законодательством Российской Федерации, социальной защиты отдельных категорий населения, проживающих в Республике Коми, в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, почет и уважение в обществе.
Согласно статье 23 Закона № 55-РЗ для целей реализации настоящего Закона территория Республики Коми подразделяется на две природно-климатические зоны:
1) северная природно-климатическая зона - города Воркута, Инта, Печора и Усинск с подчиненными им территориями, Ижемский район, Усть-Цилемский район;
2) южная природно-климатическая зона - города Вуктыл, Сосногорск, Сыктывкар, Ухта с подчиненными им территориями, Койгородский район, Корткеросский район, Княжпогостский район, Прилузский район, Сыктывдинский район, Сысольский район, Троицко-Печорский район, Удорский район, Усть-Вымский район, Усть-Куломский район.
Из материалов дела следует, что должник проживает по адресу: Республика Коми, г. Печора, <...>.
Таким образом, должник проживает в населенном пункте, относящемся к северной природно-климатической зоне.
Судом апелляционной инстанции установлено, что постановлениями Правительства Республики Коми об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Республике Коми величина прожиточного минимума устанавливается дифференцировано в зависимости от природно-климатической зоны.
Согласно постановлению Правительства Республики Коми от 10 декабря 2021 г. № 582 «О внесении изменения в постановление Правительства Республики Коми от 14 сентября 2021 г. № 438 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Республике Коми на 2022 год», прожиточный минимум для пенсионеров, проживающих в северной природно-климатической зоне, составляет 15139.00 руб. Постановление вступило в законную силу 01.01.2022.
Согласно постановлению Правительства Республики Коми от 30.05.2022 №258 «О внесении изменения в постановление Правительства Республики Коми от 14 сентября 2021 г. № 438 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Республике Коми на 2022 год» прожиточный минимум для пенсионеров, проживающих в северной природно-климатической зоне, составляет 16 653,00 руб. Постановление вступило в законную силу 01.06.2022.
Согласно Постановлению Правительства Республики Коми от 20.12.2022 №630 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Республике Коми на 2023 год» прожиточный минимум для пенсионеров, проживающих в северной природно-климатической зоне, составляет 17 466,00 руб. Постановление вступило в законную силу 01.01.2023.
Поскольку величина прожиточного минимума для пенсионеров, установленная в Республике Коми по месту жительства должника, превышает размер прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации, иммунитет может быть наложен в пределах регионального прожиточного минимума.
Таким образом, из конкурсной массы подлежит исключению прожиточный минимум в следующих размерах:
- 15139,00 руб. в период с января 2022г. по май 2022г.;
- 16653,00 руб. в период с июня 2022г. по декабрь 2022г.;
- 17466,00 руб. в период с января 2023г. по июнь 2023г.
С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается с расчетом финансового управляющего, согласно которому в период с января 2022 по июнь 2023 должником была получена пенсия в сумме 329341,50 руб., из которой подлежит исключению прожиточный минимум в сумме 297062,00 руб.
Таким образом, в конкурсную массу за период с января 2022г. по июнь 2023г. подлежат включению 32 279,50 руб. (329341,50 - 297062,00).
Материалами дела подтверждается, что в 2022 г. должником внесены денежные средства в конкурсную массу в сумме 20 135,07 руб.
Денежные средства распределены финансовым управляющим следующим образом:
Погашение расходов на проведение процедуры - 13663,20 руб.
Частичное погашение требований кредитора ПАО Сбербанк - 1519,26 руб.
Частичное погашение требований кредитора ООО «КБ «Антарес» - 874,71 руб.
Частичное погашение требований кредитора АО «Газэнергобанк» - 4077,90 руб.
Указанные обстоятельства подтверждаются отчетами финансового управляющего, чеками об оплатах.
С учетом изложенного, по состоянию на 30.06.2023 должник должен был внести в конкурсную массу денежные средства в сумме 12 144,43 руб. (32 279,50 руб. - 20 135,07 руб.).
При таких обстоятельствах определение суда первой инстанции подлежит изменению на основании пункта 3 части 1 статьи 270 АПК РФ.
Между тем, из отчета финансового управляющего от 25.10.2023 следует, что 13.09.2023 должник внес в конкурсную массу 15 920,85 руб.
Таким образом, поскольку подлежащие включению в конкурсную массу доходы должника за период с января 2022 г. по июнь 2023г. внесены ФИО2 в полном объеме, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что определение Арбитражного суда Республики Коми от 22.08.2023 по делу №А29-10999/2021 (в редакции настоящего постановления) исполнению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статье 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы по данной категории дел государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269 (пункт 2), 270 (пункт 3 части 1), 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
определение Арбитражного суда Республики Коми от 22.08.2023 по делу № А29-10999/2021 изменить, изложить резолютивную часть в следующей редакции:
Признать наличие задолженности ФИО2 в размере 12 144 рубля 43 копейки перед конкурсной массой (по состоянию на 30.06.2023).
В связи с последующим перечислением денежных средств должником определение Арбитражного суда Республики Коми от 22.08.2023 в редакции настоящего постановления по делу № А29-10999/2021 исполнению не подлежит.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение одного месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий
Судьи
Е.В. Шаклеина
А.С. Калинина
Н.А. Кормщикова