ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А29-11002/2021 от 20.09.2022 АС Волго-Вятского округа

236/2022-27564(1)



АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082 

 http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции 

Нижний Новгород Дело № А29-11002/2021  27 сентября 2022 года 

(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 20.09.2022.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Домрачевой Н.Н.,
судей Башевой Н.Ю., Радченковой Н.Ш.,

при участии представителей
от общества с ограниченной ответственностью «Региональный оператор Севера»:
ФИО1 (доверенность от 10.01.2022; в судебном заседании 13.09.2022),
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми:
ФИО2 (доверенность от 09.11.2021; в судебном заседании 13.09.2022),

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми 

на решение Арбитражного суда Республики Коми от 23.03.2022 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 07.06.2022
по делу № А29-11002/2021

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Региональный оператор
Севера» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
о признании недействительным предупреждения Управления Федеральной
антимонопольной службы по Республике Коми,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, –  индивидуальный предприниматель ФИО3, 

и у с т а н о в и л :

общество с ограниченной ответственностью «Региональный оператор Севера» 

(далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительным предупреждения Управления Федеральной антимонопольной  службы по Республике Коми (далее – Управление) от 11.08.2021 № 02-01/5855 о необхо-


[A1] димости прекращения действий по навязыванию индивидуальному предпринимателю  Токмакову Игорю Ивановичу невыгодных условий договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 11.01.2021 № 5202/РО-П/2021, а также условий, указанных в дополнительном соглашении от 11.04.2021 № 1. 

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен индивидуальный предприниматель ФИО3 (далее – Предприниматель). 

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 23.03.2022 заявление удовлетворено. 

Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 07.06.2022 решение  суда оставлено без изменения. 

Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой. 

Заявитель жалобы считает, что суды нарушили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. Управление настаивает на том, что выданное им предупреждение является законным и обоснованным. По его  мнению, Общество злоупотребило своим доминирующим положением в части навязывания Предпринимателю невыгодных условий договора. Антимонопольный орган вправе  вмешиваться в разрешение спора между региональным оператором и потребителем с целью защиты прав и законных интересов потребителя, который является более слабой стороной в указанных правоотношениях. Кроме того, Общество не представило доказательств  того, что оспариваемое предупреждение ограничивает права и законные интересы хозяйствующего субъекта. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании. 

Общество в отзыве на кассационную жалобу и представитель в судебном заседании  возразили относительно доводов заявителя, просили оставить жалобу без удовлетворения. 

Предприниматель отзыв на кассационную жалобу не представил; надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечил. 

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации (далее – АПК РФ) в судебном заседании 13.09.2022 объявлялся перерыв до  20.09.2022. 

Определением суда округа от 19.09.2022 произведена замена судьи Александровой  О.В. на судью Башеву Н.Ю. в порядке, установленном в статье 18 АПК РФ

Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 АПК РФ

Из материалов дела следует, что 11.05.2021 в Управление поступила жалоба Предпринимателя на действия Общества по навязыванию невыгодных условий договора от  11.01.2021 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами 

(далее – ТКО).


[A2] бителем (1 раз в месяц), применении такого способа учета объема ТКО при расчетах с  Предпринимателем. 

Общество не согласилось с предупреждением Управления и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным. 

Руководствуясь положениями АПК РФ, Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона № 135-ФЗ, Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ), Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской  Федерации от 03.06.2016 № 505, с учетом разъяснений, изложенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах,  возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства», Арбитражный суд Республики Коми признал оспариваемое предупреждение незаконным и  удовлетворил заявление. Суд указал, что в рамках существующего преддоговорного спора  с конкретным потребителем Управление не доказало нарушения Обществом вмененного  антимонопольного запрета. 

Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения. 

Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не  нашел правовых оснований для ее удовлетворения. 

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201  АПК РФ, пунктом 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской  Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О  некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а  также нарушение прав и законных интересов заявителя. 

В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт. 

Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании  имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 АПК РФ). 

Согласно пункту 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации
(далее – ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

На основании пункта 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход  закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление  гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских  прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке. 

В соответствии со статьей 39.1 Закона № 135-ФЗ в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в  сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного  круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, феде-


[A3] ральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении  государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду  предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене  или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого  нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения, либо о ликвидации или принятии мер по прекращению осуществления видов деятельности унитарного предприятия, которое создано или осуществляет деятельность с нарушением требований настоящего Федерального закона (часть 1). 

Предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае  выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2,  14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей  14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается (часть 2). 

Согласно пункту 3 части 1 статьи 10 Закона № 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом  которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе  действия (бездействие) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него  или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами  Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также  согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара,  в котором контрагент не заинтересован, и другие требования). 

Для целей применения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона № 135-ФЗ под навязыванием контрагенту условий договора, невыгодных для него, следует понимать злоупотребление занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом правом на свободное заключение договора в форме совершения действий (бездействия), понуждающих  (вынуждающих) контрагента такого субъекта вступать в договорные отношения на невыгодных условиях и тем самым ущемляющих интересы контрагента. 

Как неоднократно указывал Верховный Суд Российской Федерации, полномочия антимонопольного органа при применении статьи 10 Закона № 135-ФЗ состоят в пресечении  монополистической деятельности – выявлении нарушений, обусловленных использованием экономического положения лицом, доминирующим на рынке, а не в осуществлении  контроля за соблюдением хозяйствующими субъектами норм гражданского и иного законодательства, и не в разрешении гражданских споров в административном порядке (определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 04.07.2016 № 301-КГ16-1511, от 01.03.2018 № 306-КГ17-17056, от 29.01.2021   № 307-ЭС20-12944). 

В силу пункта 1 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ региональные операторы заключают  договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодатель-


[A4] ством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. 

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными  отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ). 

Согласно положениям Закона № 89-ФЗ и пункта 25 Правил обращения с твердыми  коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (далее – Правила № 1156), к существенным условиям договора относится в том числе, периодичность и время вывоза ТКО. 

Форма типового договора утверждена Правилами № 1156. 

В силу пункта 8(15) Правил № 1156 в случае, если разногласия по проекту договора  на оказание услуг по обращению с ТКО не урегулированы, договор на оказание услуг по  обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) названных Правил. 

На основании пункта 8(18) Правил № 1156 до дня заключения договора на оказание  услуг по обращению с ТКО услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате  потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО. 

Как свидетельствуют материалы дела, Предприниматель обратился в антимонопольный орган после получения от Общества письма по вопросу подписания договора от  11.01.2021 с приложениями 1, 2 на оказание услуг по обращению с ТКО с площадки  накопления по адресу: город Сыктывкар, местечко Дырнос, дом 10. В жалобе от 11.05.2021  третье лицо указало на то, что спорный договор находится в стадии урегулирования,  Предприниматель возвратил Обществу дополнительное соглашение № 1 с приложениями  1, 2 к договору от 11.01.2021. 

При рассмотрении жалобы Управление установило, что Предпринимателю принадлежит на праве собственности здание, расположенное по адресу: город Сыктывкар, местечко Дырнос, дом 10, общей площадью 919 квадратных метров. 

Согласно постановлению Администрации МО ГО «Сыктывкар» от 22.04.2019   № 4/1149 Предпринимателем по указанному адресу оборудована контейнерная площадка  для накопления ТКО объемом 0,75 кубического метра. 

В ходе проведения 09.09.2020 осмотра Общество установило, что объект расположен на закрытой территории, где имеется 1 контейнер для накопления ТКО объемом 0,75  кубического метра. 

Постановлением Администрации МО ГО «Сыктывкар» от 01.03.2021 № 3/514 в реестр внесены сведения о том, что Предпринимателем оборудована контейнерная площадка  для раздельного сбора отходов: для макулатуры – 0,75 кубического метра, для пластика –  0,75 кубического метра. 

Письмом от 05.02.2021 Общество направило Предпринимателю проект договора на  оказание услуг по обращению с ТКО от 11.01.2021, в котором предусмотрело, что общий  объем принимаемых ТКО за год составляет 163,67244 кубического метра, годовая стоимость оказываемых услуг – 135 129 рублей 60 копеек. Вывоз ТКО предлагалось осуществлять в соответствии с действующими санитарными правилами.  


[A5] Письмом от 24.02.2021 Предприниматель направил Обществу протокол разногласий, в соответствии с которым учет объема и (или) массы ТКО предлагалось осуществлять  исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО (один контейнер объемом 0,75 кубического метра). Годовой объем ТКО при таком расчете составляет 9 кубических метров, стоимость – 7430 рублей 49 копеек. Вывоз ТКО предлагалось осуществлять  один раз в месяц. 

Письмом от 14.04.2021 Общество предложило производить расчет объема ТКО следующим образом: с 01.01.2021 по 31.03.2021 – исходя из норматива накопления ТКО; с  01.04.2021 по 31.12.2021 – исходя из количества и объема контейнера (0,75 кубического  метра) и периодичности вывоза (от 10 до 31 раза в месяц). 

В письме от 11.05.2021 Предприниматель сообщил, что настаивает на заключении  договора от 11.01.2021 с условиями, указанными в протоколе разногласий, изложенном в  письме от 24.02.2021. 

Управлением установлено, что Общество за период с 01.01.2021 по 31.03.2021 в счетах-фактурах, направленных Предпринимателю, определило ежемесячную плату в размере  11 260 рублей 80 копеек (исходя из нормативов ТКО), за период с 01.04.2021 по 30.06.2021  – в размере 43 963 рублей 74 копеек (исходя из объема и количества контейнеров). Фактически Общество за период с 30.09.2019 по 29.05.2021 осуществляло вывоз ТКО один раз в  месяц. 

Рассмотрев жалобу Предпринимателя, антимонопольный орган заключил, что поскольку на объекте имеется контейнерная площадка для накопления ТКО: контейнер ТКО  (0,75 куб.м), контейнеры для раздельного сбора отходов (бумага, пластик), ранее согласованная сторонами периодичность вывоза ТКО – один раз в месяц, предусмотренная приложением 1 к договору от 11.01.2021 периодичность вывоза ТКО – не реже заявленной потребителем (1 раз в месяц), следовательно, объем ТКО должен производиться из данных  условий. Управление пришло к выводу о навязывании Обществом Предпринимателю невыгодных условий, указанных в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО. 

В соответствии с абзацем 5 пункта 47 постановления Пленума Верховного Суда  Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с  применением судами антимонопольного законодательства» антимонопольный орган во  всяком случае не вправе в рамках своей компетенции разрешать гражданско-правовые  споры хозяйствующих субъектов. 

Согласно пункту 14 названного постановления вне зависимости от наличия или отсутствия оснований для привлечения к ответственности, установленной антимонопольным  законодательством, защита прав участников гражданского оборота в связи с вступлением в  договорные отношения с доминирующим на рынке субъектом может осуществляться по  правилам ГК РФ, в том числе по основаниям, связанным с неравенством переговорных  возможностей, экономической зависимостью одной стороны договора от другой и несправедливостью условий договора, предложенных доминирующим на рынке субъектом (статьи 10, 428 ГК РФ). 

В пункте 2 статьи 445 ГК РФ предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с  настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны,  направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен  протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со  дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее  редакции либо об отклонении протокола разногласий. 

При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах  его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе  передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда. 


[A6] В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящим Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с  решением суда (пункт 1 статьи 446 ГК РФ). 

Суды установили, что в оспариваемом предупреждении Управлением фактически  разрешен спор об урегулировании гражданско-правового спора, возникшего при заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО. 

Правомерность антимонопольного вмешательства в разрешение данного вопроса  именно в рамках антимонопольного контроля Управление не обосновало. 

Проанализировав обстоятельства настоящего дела в совокупности с исследованными доказательствами, суды пришли к верному выводу о том, что в рамках существующих  отношений по урегулированию разногласий по договору с конкретным потребителем антимонопольный орган при выдаче предупреждения не исследовал и не доказал наличия в  конкретном рассмотренном в предупреждении деянии Общества признаков нарушения  вмененного антимонопольного запрета. 

В рассматриваемом случае между региональным оператором и потребителем возник  гражданско-правовой спор по существенным условиям договора. 

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 № 1812/06, антимонопольный  орган не вправе вмешиваться в отношения сторон, если они носят гражданско-правовой  характер и могут быть разрешены по требованию одной из сторон в судебном порядке. 

С учетом изложенного суды пришли к обоснованному выводу о наличии в совокупности условий, необходимых для признания недействительным предупреждения Управления, и правомерно удовлетворили заявление Общества. 

Выводы судов основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании  фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, не противоречат им и не  подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ

Доводы заявителя жалобы не опровергают выводы судов и не свидетельствуют о  наличии оснований для отмены принятых судебных актов. Данные доводы были предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку. 

Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций  правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального  права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для  отмены принятых судебных актов. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению. 

Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи  333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты. 

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского
округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Коми от 23.03.2022 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 07.06.2022 по делу № А29-11002/2021 оставить без  изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по  Республике Коми – без удовлетворения. 

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превы-


[A7] шающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 Председательствующий  Н.Н. Домрачева

Судьи  Н.Ю. Башева

Н.Ш. Радченкова