610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Киров | Дело № А29-11138/2020 |
16 февраля 2021 года
Резолютивная часть постановления объявлена февраля 2021 года .
Полный текст постановления изготовлен февраля 2021 года .
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Черных Л.И.,
судей Великоредчанина О.Б., ФИО1,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кряжевой У.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Эжвинского района муниципального образования городского округа «Сыктывкар»
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 22.11.2020 по делу
№ А29-11138/2020
по иску Эжвинского муниципального унитарного предприятия «Жилкомхоз» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
к Администрации Эжвинского района муниципального образования городского округа «Сыктывкар»
(ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
о взыскании денежной суммы,
установил:
Эжвинское муниципальное унитарное предприятие «Жилкомхоз» (далее – истец, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с Администрации Эжвинского района муниципального образования городского округа «Сыктывкар» (далее – ответчик, Администрация) 501 788 рублей 23 копеек денежных средств в виде разницы между платой за горячее водоснабжение (далее – ГВС) и холодное водоснабжение (далее – ХВС) по нормативу потребления с учетом повышающего коэффициента и начисленной нанимателям платой за ГВС и ХВС по нормативу потребления за период с августа по декабрь 2017 года.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 22.11.2020 исковые требования удовлетворены.
Ответчик с принятым решением суда не согласился, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Ответчик считает, что в материалах дела отсутствуют документы, свидетельствующие о том, что жилые помещения не оборудованы индивидуальными приборами учета ГВС и ХВС. Также ответчик указывает, что повышающий коэффициент был предъявлен Предприятием нанимателям жилых помещений, доказательств перерасчета платы за ГВС и ХВС для нанимателей истцом не представлено.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу с доводами ответчика не согласился.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 12.01.2021 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 13.01.2021.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Удовлетворяя исковые требования, Арбитражный суд Республики Коми руководствовался частью 1 статьи 154, частью 4 статьи 155, частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), пунктом 9 статьи 11, пунктом 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пунктами 42, 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354).
Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя плату за коммунальные услуги.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ, в редакции, действующей в спорный период, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В пункте 26 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.12.2019, указано, что плата за коммунальную услугу в размере повышающего коэффициента к соответствующему нормативу потребления в связи с отсутствием индивидуального прибора учета подлежит взиманию с собственника, а не нанимателя помещения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в спорный период Предприятие осуществляло управление многоквартирными домами в Эжвинском районе г. Сыктывкара по следующим адресам:
- ул. Мира, д. 2/1, 4, 6, 7, 9, 11, 12, 14, 15, 16, 17, 18, 26, 28, 30, 31, 32, 34, 36, 37, 38, 39, 40, 42, 44, 46, 47, 52, 53, 54, 56, 58, 62, 66, 70;
- ул. Космонавтов, <...>, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 17;
- ул. Комарова, <...>, 11, 14, 15, 16, 24/2;
- ул. Борисова, <...>, 6, 8, 9, 11, 12;
- пр. Бумажников, <...>, 19, 21, 24, 25, 27, 28, 29, 32, 33, 35, 36, 38, 39, 40, 41/12, 42, 45, 47, 51, 53д, 55;
- ул. Маяковского, <...>, 6, 9, 10, 11, 14/30;
- пер. Школьный, <...>, 13;
- ул. Славы, <...>, 14, 18, 26, 29, 31, 32;
- ул. Емвальская, <...>, 13, 17;
- Набережный проезд, <...>, 7, 8, 9;
- ул. Слободская, <...>, 6, 7, 8, 9, 11, 23;
- ул. Менделеева, <...>, 9, 11, 15;
- ул. Новоселов, <...>, 7, 9;
- ул. Островского, д. , 5а, 11, 12а;
- ул. Боровая, д. 11;
- ул. Молодежная, д. 3, 8,
- ул. Эжвинская, д. 1, 2, 3, 6, 8, 14;
- ул. Весенняя, д. 1, 3, 6, 8;
- Радиоцентр, д. 4.
В отношении жилых помещений, расположенных в указанных многоквартирных домах, которые не оборудованы индивидуальными приборами учета ХВС и ГВС, истец начислил 501 788 рублей 23 копеек платы за коммунальные услуги в размере повышающего коэффициента к соответствующему нормативу потребления за период с августа по декабрь 2017 года.
Ответчик подтверждает, что все жилые помещения, в отношении которых начислена плата, в спорный период находилась в собственности муниципального образования, полномочия собственника от имени муниципального образования осуществляет Администрация.
Возражая против исковых требований, ответчик указывает, что материалами дела не подтверждается, что жилые помещения не оборудованы индивидуальными приборами учета ГВС и ХВС.
Между тем, согласно подпункту «к(1)» пункта 33 Правил № 354 потребитель имеет право при наличии индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета ежемесячно снимать его показания и передавать полученные показания исполнителю или уполномоченному им лицу не позднее даты, установленной договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В силу подпункта «г» пункта 34 Правил № 354 потребитель обязан в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку.
В пункте 81 Правил № 354 установлено, что оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
Таким образом, поскольку законодательством обязанность по оснащению жилого помещения индивидуальными приборами учета в многоквартирном доме возлагается на его собственника, следовательно, именно на собственнике лежит обязанность представить доказательства оснащения жилого помещения приборами учета или отсутствия технической возможности установки приборов учета.
Ссылка ответчика на подпункт «к (3)» пункта 33 Правил № 354, судом апелляционной инстанции не принимается.
В соответствии с подпунктом «к (3)» пункта 33 Правил № 354 потребитель имеет право требовать от исполнителя с привлечением при необходимости иных лиц, в том числе лица, которое несет ответственность за содержание общего имущества в многоквартирном доме, членов совета многоквартирного дома, составления акта об установлении наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального или общего (квартирного) приборов учета в соответствии с критериями и по форме, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
В данном случае ответчик не представил доказательств принятия мер к установлению факта отсутствия технической возможности установки приборов учета в жилых помещениях.
Доводы ответчика о том, что повышающий коэффициент был предъявлен Предприятием нанимателям жилых помещений, доказательств перерасчета платы за ГВС и ХВС для нанимателей истцом не представлено, подлежат отклонению, поскольку истцом представлены сведения о перерасчете платы за коммунальные услуги для нанимателей жилых помещений, материалами дела не подтверждается, что повышающий коэффициент уплачен нанимателями. Указанные сведения ответчиком не опровергнуты.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Республики Коми подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба Администрации – без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 22.11.2020 по делу №А29-11138/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации Эжвинского района муниципального образования городского округа «Сыктывкар» – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий Судьи | Л.И. Черных ФИО2 ФИО1 |