АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082
http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Нижний Новгород | Дело № А29-11146/2020 |
19 июля 2021 года |
(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 12.07.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е. ,
судей Когута Д.В., Шутиковой Т.В. ,
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
администрации муниципального района «Ижемский»
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 19.03.2021
по делу № А29-11146/2020 Арбитражного суда Республики Коми
по заявлению администрации муниципального района «Ижемский»
(ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
о признании незаконными решений Министерства образования, науки
и молодежной политики Республики Коми от 30.07.2020 № 17-20/1/772,
от 11.08.2020 № 17-20/1/811
и у с т а н о в и л :
администрация муниципального района «Ижемский» (далее – Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными решений Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми (далее – Министерство) об отказе в доведении предельных объемов финансирования расходов на оплату муниципальных контрактов, изложенных в письмах от 30.07.2020 № 17-20/1/772 и от 11.08.2020 № 17-20/1/811, и обязании довести предельный объем финансирования расходов на оплату муниципальных контрактов от 26.05.2020 в размере 1 200 000 рублей и от 13.07.2020 в размере 1 200 000 рублей.
Решением суда от 12.11.2020 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 19.03.2021 решение суда отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Администрация не согласилась с постановлением суда апелляционной инстанции и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суд неправильно применил нормы материального права и сделал выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. По его мнению, отказ Министерства в предоставлении субвенции является неправомерным. Администрация указывает, что с ее стороны обеспечены результативность и целевой характер использования предусмотренных бюджетных ассигнований. Отсутствие финансирования со стороны Министерства приведет к расторжению муниципальных контрактов, невыполнению условий соглашения Администрацией, переоформлению права собственности и дальнейшему выселению детей-сирот из занимаемых ими жилых помещений.
Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе.
Министерство в отзыве на кассационную жалобу отклонило доводы Администрации; направило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без участия представителя.
Администрация, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечила явку представителя в судебное заседание, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Законность постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Администрация и Министерство заключили соглашение от 20.01.2020 № 19 о предоставлении бюджету муниципального образования муниципального района «Ижемский» в 2020 году субвенций из республиканского бюджета Республики Коми на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 2.1 соглашения общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете муниципального образования на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях реализации которых предоставляется субвенция, указаны в приложении № 1 к настоящему соглашению, являющемуся его неотъемлемой частью.
В пункте 3.2 соглашения установлено, что перечисление субвенций в текущем финансовом году осуществляется под заключенные муниципальные контракты на основании заявок на предоставление бюджету муниципального образования субвенций, направляемых Муниципалитетом в Министерство по форме согласно приложению № 3 к настоящему соглашению.
В соответствии с пунктом 4.3.2 соглашения Муниципалитет обязуется обеспечивать достижение значений показателей результативности исполнения мероприятий, в целях реализации которых предоставляется субвенция, установленных в соответствии с приложением № 2 к соглашению.
В целях исполнения соглашения от 20.01.2020 № 19 Администрация заключила муниципальные контракты от 26.05.2020 № 0307300082320000025-0211946-01 и от 13.07.2020 № 0307300082320000042-0211946-01 на приобретение в муниципальную собственность квартир для обеспечения специализированными жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам специализированного найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Администрация направила Министерству заявки от 23.06.2020 № 3902, от 13.07.2020 № 4452, от 24.07.2020 № 4773 и от 31.07.2020 № 4923 с просьбой довести предельный объем финансирования на оплату муниципальных контрактов в общем размере 2 400 000 рублей.
Отказ Министерства в согласовании данных заявок, изложенный в письмах от 30.07.2020 № 17-20/1/772 и от 11.08.2020 № 17-20/1/811, послужил основанием для обращения Администрации в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», статьями 1, 3, 7 Закона Республики Коми от 25.12.2015 № 134-РЗ «О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан», Арбитражный суд Республики Коми удовлетворил заявленные требования.
Второй арбитражный апелляционный суд, дополнительно руководствуясь статьями 34, 38, 86, 158, 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 50, 98.1, 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 10 Закона Республики Коми от 04.07.2006 № 54-РЗ «О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма, и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма», отменил решение суда первой инстанции и отказал в удовлетворении заявленных требований. Суд посчитал решения Министерства, изложенные в письмах от 30.07.2020 № 17-20/1/772 и от 11.08.2020 № 17-20/1/811, законными.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия (бездействие), решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В статье 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Принцип эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности) (статья 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (статья 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств обеспечивает результативность и целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
На основании пункта 1 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам (абзац второй); принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий (абзац третий); заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными казенными учреждениями (абзац четвертый).
В соответствии с пунктом 2 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования, связанные с принятием муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам, а также с заключением от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными казенными учреждениями, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Согласно пункту 3 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования, указанные в абзаце третьем пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (законами субъекта Российской Федерации), исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном статьей 140 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон № 159-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
В пункте 7 статьи 8 Закона № 159-ФЗ установлено, что по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Правовые и организационные основы по предоставлению органами местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) в Республике Коми мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан определены в Законе Республики Коми от 25.12.2015 № 134-РЗ «О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан» (далее – Закон № 134-РЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона № 134-РЗ к отдельным категориям граждан, имеющим право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
На основании части 2 статьи 7 Закона № 134-РЗ жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются гражданам, указанным в пункте 1 статьи 1 Закона № 134-РЗ, однократно в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления по месту нахождения предоставляемых жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда (далее – норма предоставления). Общее количество жилых помещений в виде квартир, предоставляемых гражданам, указанным в пункте 1 статьи 1 Закона № 134-РЗ, в одном многоквартирном доме, устанавливается Правительством Республики Коми с учетом требований пункта 7 статьи 8 Закона № 159-ФЗ.
В частях 1 и 2 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма; норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Решением Совета муниципального образования «Ижемский район» от 14.07.2005 № 198 «Об учетной норме и норме предоставления площади жилого помещения на территории муниципального образования «Ижемский район» норма предоставления жилого помещения на территории Ижемского района составляет 18 квадратных метров общей площади на каждого члена семьи.
При этом согласно части 2(1) статьи 7 Закона № 134-РЗ с учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома жилое помещение, предоставляемое в соответствии с частью 2 настоящей статьи, может превышать норму предоставления при условии, что общая площадь такого жилого помещения не превысит 38 квадратных метров.
Согласно статье 7 Закона Республики Коми от 01.12.2015 № 115-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми» (далее – Закон № 115-РЗ) финансирование расходов по осуществлению органами местного самоуправления государственных полномочий производится за счет средств республиканского бюджета Республики Коми, предусматриваемых в форме субвенций на осуществление государственных полномочий (далее – субвенции).
В соответствии с пунктом 1 приложения № 11 к Закону № 115-РЗ «Методика расчета размера субвенции, выделяемой из республиканского бюджета Республики Коми бюджету муниципального района (городского округа) на осуществление государственного полномочия Республики Коми, предусмотренного пунктом 7 статьи 1 Закона Республики Коми «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми» (далее – Методика) размер субвенции, предоставляемой бюджету муниципального района (городского округа) на строительство, приобретение, реконструкцию, ремонт жилых помещений для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, определяется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке в сводной бюджетной росписи республиканского бюджета Республики Коми на соответствующий финансовый год и плановый период.
В силу пункта 2 Методики расчет размера субвенции бюджетам муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) производится исходя из численности граждан, включенных в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, в i-м муниципальном районе (городском округе) к общей численности граждан, включенных в списки, в Республике Коми, и стоимости жилого помещения, благоустроенного применительно к условиям соответствующего населенного пункта, в i-м муниципальном образовании.
Стоимость жилого помещения определяется исходя из нормы площади предоставления жилого помещения на одинокого гражданина, установленной Законом Республики Коми от 04.07.2006 № 54-РЗ «О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма, и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма» (далее – Закон № 54-РЗ), и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья на II квартал текущего финансового года, учитываемая для определения величины социальной выплаты на строительство или приобретение жилья, утверждаемой уполномоченным Правительством Республики Коми органом исполнительной власти Республики Коми.
Согласно пункту 2 статьи 10 Закона № 54-РЗ норма общей площади предоставления жилого помещения на одинокого гражданина составляет 33 квадратных метра.
На основании части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли решение или совершили действия (бездействие).
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд апелляционной инстанции установил и участвующие в деле лица не оспаривают, что в соответствии с требованиями Закона № 159-ФЗ и Закона № 134-РЗ норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма должна составлять не менее 18 квадратных метров, но не более 38 квадратных метров.
Между тем по заключенным Администрацией контрактам от 26.05.2020 № 0307300082320000025-0211946-01 и от 13.07.2020 № 0307300082320000042-0211946-01 площадь приобретенных жилых помещений составляет 59,9 квадратного метра и 66,2 квадратного метра, что превышает установленный норматив.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что в рассматриваемом случае приобретение жилых помещений общей площадью более 38 квадратных метров свидетельствует о неэффективном использовании средств республиканского бюджета, в связи с чем отказ Министерства, как органа, осуществляющего контроль за целевым использованием бюджетных средств, в доведении предельных объемов финансирования расходов на оплату спорных муниципальных контрактов является правомерным.
Доводы Администрации, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают сделанные судом апелляционной инстанции выводы, направлены на переоценку доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
С учетом изложенного суд правомерно отказал Администрации в удовлетворении заявленного требования.
Второй арбитражный апелляционный суд правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за подачу кассационных жалоб судом округа не рассматривался, поскольку на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 19.03.2021 по делу № А29-11146/2020 Арбитражного суда Республики Коми оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального района «Ижемский» – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий | О.Е. Бердников | |
Судьи | Д.В. Когут Т.В. Шутикова |