ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А29-11146/20 от 16.03.2021 АС Республики Коми

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

Дело № А29-11146/2020

19 марта 2021 года

Резолютивная часть постановления объявлена марта 2021 года .     

Полный текст постановления изготовлен марта 2021 года .

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Ившиной Г.Г.,

судей Волковой С.С., ФИО1,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Шашиной И.А.,

без участия представителей,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми

на решение Арбитражного суда Республики Коми от 12.11.2020

по делу № А29-11146/2020

по заявлению Администрации муниципального района «Ижемский»

(ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Министерству образования, науки и молодежной политики Республики Коми (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании незаконным решений, об обязании устранить нарушения,

установил:

Администрация муниципального района «Ижемский» (далее – заявитель, Администрация района «Ижемский», Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), о признании незаконными решений Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми (далее – ответчик, Минобрнауки Республики Коми, Министерство) об отказе в доведении предельных объемов финансирования расходов на оплату муниципальных контрактов, изложенных в письмах от 30.07.2020 № 17-20/1/772 и от 11.08.2020 № 17-20/1/811, и обязать довести предельный объем финансирования расходов на оплату муниципальных контрактов от 26.05.2020 в размере 1 200 000 руб. и от 13.07.2020 в размере 1 200 000 руб.

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 12.11.2020 заявленные требования (с учетом заявления об уточнении требований от 05.11.2020 № 7177) удовлетворены, решения Минобрнауки Республики Коми об отказе в доведении предельных объемов финансирования расходов на оплату муниципальных контрактов, изложенные в письмах от 30.07.2020 № 17-20/1/772 и от 11.08.2020 № 17-20/1/811 признаны незаконными. Суд первой инстанции обязал ответчика довести предельный объем финансирования расходов на оплату муниципальных контрактов от 26.05.2020 в размере 1 200 000 руб. и от 13.07.2020 в размере 1 200 000 руб.

Не согласившись с принятым судебным актом, считая его незаконным, Минобрнауки Республики Коми обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.

В апелляционной жалобе ответчик настаивает на законности и обоснованности оспариваемых решений Министерства. В обоснование своей позиции податель жалобы приводит доводы о том, что приобретение жилых помещений общей площадью более 38 кв. м свидетельствует о неэффективном использовании средств республиканского бюджета Республики Коми, поскольку предоставление таких жилых помещений лицам из числа детей-сирот будет осуществлено с нарушением требований действующего законодательства и приведет к нарушению прав иных граждан указанной категории. Минобрнауки Республики Коми считает, что в случае приобретения для обеспечения детей-сирот жилого помещения свыше норматива, установленного для расчета субвенции (33 кв.м.), финансовое обеспечение части расходов осуществляется органом местного самоуправления за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета. Подробно позиция ответчика изложена в апелляционной жалобе.

Заявитель в письменном отзыве на апелляционную жалобу опроверг доводы апелляционной жалобы, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 16.12.2020 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 17.12.2020 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ. На основании указанной статьи участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.

Судебные заседания, назначенные на 19.01.2021, 16.02.2021, на основании статьи 158 АПК РФ были отложены соответственно на 16.02.2021 и 16.03.2021.

Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.Министерство просит рассмотреть дело в отсутствие своих представителей. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.

Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.

Из материалов дела установлено следующее.

20.01.2020 между Администрацией района «Ижемский» и Минобрнауки Республики Коми заключено соглашение № 19 о предоставлении бюджету муниципального образования муниципального района «Ижемский» (далее – МО МР «Ижемский») в 2020 году субвенций из республиканского бюджета Республики Коми на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее – Соглашение, т.1 л.д. 56-60).

Предметом Соглашения является предоставление бюджету МО МР «Ижемский» из республиканского бюджета Республики Коми в 2020 году субвенций на строительство, приобретение, реконструкцию, ремонт жилых помещений для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - Субвенция), в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации (пункт 1.1 Соглашения).

Согласно пункту 2.1 Соглашения общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете МО МР «Ижемский» на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях реализации которых предоставляется Субвенция, указаны в приложении № 1 к настоящему Соглашению, являющемуся его неотъемлемой частью.

В целях исполнения Соглашения Администрация района «Ижемский» заключила муниципальные контракты на приобретение в муниципальную собственность недвижимого имущества: квартиры для обеспечения специализированными жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам специализированного найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от 26.05.2020 №0307300082320000025-0211946-01 (т.1 л.д. 45-51) и от 13.07.2020 №0307300082320000042-0211946-01 (т.1 л.д. 29-35).

В порядке, предусмотренном пунктом 3.2 Соглашения, Администрация в адрес Министерства направила заявки на предоставление субвенций с сопроводительными письмами от 23.06.2020 № 3902, от 13.07.2020 № 4452, от 24.07.2020 № 4773, от 31.07.2020 № 4923, в которых Администрация просила ответчика довести предельный объем финансирования по указанным контрактам в общем размере 2 400 000 руб. (т.1 л.д. 16-23).

 Письмами от 30.07.2020 № 17-20/1/772 (т.1 л.д. 13-14) и от 11.08.2020 №17-20/1/811 (т.1 л.д. 73-74) Министерство отказало Администрации в согласовании данных заявок.

Не согласившись с решениями Министерства, изложенными в письмах от 30.07.2020 № 17-20/1/772 и от 11.08.2020 № 17-20/1/811, Администрация обратилась в Арбитражный суд Республики Коми с соответствующими требованиями (с учетом уточнения).

Суд первой инстанции удовлетворил заявленные Администрацией требования (с учетом уточнения).

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов государственных органов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя.

Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.

Общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, порядок применения бюджетных мер принуждения установлены в Бюджетном кодексе Российской Федерации (далее - БК РФ) (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).

По смыслу статьи 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств; адресности и целевого характера бюджетных средств.

В соответствии со статьей 34 БК РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность и целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Законность оспариваемых решений Министерства, изложенных в письмах от 30.07.2020 № 17-20/1/772 и от 11.08.2020 № 17-20/1/811, проверяется на дату их принятия. Основанием для отказа в доведении предельных объемов финансирования расходов на оплату муниципальных контрактов послужило то обстоятельство, что приобретение жилого помещения общей площадью более 38 кв.м. свидетельствует о неэффективном использовании средств республиканского бюджета Республики Коми, поскольку предоставление такого жилого помещения лицам из числа детей-сирот будет осуществлено с нарушением требований действующего законодательства и приведет к нарушению прав иных граждан указанной категории.

По смыслу положений статей 98.1, 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон № 159-ФЗ) определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Согласно пункту 7 статьи 8 Закона № 159-ФЗ по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Закон Республики Коми от 25.12.2015 № 134-РЗ «О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан» (далее – Закон № 134-РЗ) в соответствии с федеральными законами «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет правовые и организационные основы по предоставлению органами местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) в Республике Коми мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан.

Жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются гражданам, указанным в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, однократно в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления по месту нахождения предоставляемых жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда (далее - норма предоставления). Общее количество жилых помещений в виде квартир, предоставляемых гражданам, указанным в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, в одном многоквартирном доме, устанавливается Правительством Республики Коми с учетом требований пункта 7 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (часть 2 статьи 7 Закона № 134-РЗ).

В частях 1, 2 статьи 50 ЖК РФ установлено, что нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма (часть 1). Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов (часть 2).

Решением Совета МО «Ижемский район» от 14.07.2005 № 198 «Об учетной норме и норме предоставления площади жилого помещения на территории МО «Ижемский район» норма предоставления жилого помещения на территории Ижемского района составляет 18 квадратных метров общей площади на каждого члена семьи.

При этом положениями части 2(1) статьи 7 Закона № 134-РЗ предусмотрено, что с учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома жилое помещение, предоставляемое в соответствии с частью 2 настоящей статьи, может превышать норму предоставления при условии, что общая площадь такого жилого помещения не превысит 38 квадратных метров.

Таким образом, в рассматриваемом судом деле норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма составляет 38 кв.м. Данный факт сторонами не оспаривается.

По смыслу статей 34, 38, 158 БК РФ при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности), а на главного распорядителя бюджетных средств возложена обязанность по обеспечению результативности, адресности и целевому характеру использования бюджетных средств.

Часть 3 статьи 86 БК РФ устанавливает, что расходные обязательства муниципального образования, указанные в абзаце третьем пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (законами субъекта Российской Федерации), исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном статьей 140 настоящего Кодекса. В случае, если в муниципальном образовании превышены нормативы, используемые в методиках расчета соответствующих субвенций, финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения указанных расходных обязательств муниципального образования, осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета.

В статье 7 Закона Республики Коми от 01.12.2015 № 115-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми» (далее – Закон № 115-РЗ) определено, что финансирование расходов по осуществлению органами местного самоуправления государственных полномочий производится за счет средств республиканского бюджета Республики Коми, предусматриваемых в форме субвенций на осуществление государственных полномочий (далее - субвенции).

Согласно пункту 1 Приложения № 11 к Закону № 115-РЗ «Методика расчета размера субвенции, выделяемой из республиканского бюджета Республики Коми бюджету муниципального района (городского округа) на осуществление государственного полномочия Республики Коми, предусмотренного пунктом 7 статьи 1 Закона Республики Коми «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми» (далее - Методика) размер субвенции, предоставляемой бюджету муниципального района (городского округа) на строительство, приобретение, реконструкцию, ремонт жилых помещений для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, определяется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке в сводной бюджетной росписи республиканского бюджета Республики Коми на соответствующий финансовый год и плановый период.

Согласно пункту 2 Методики расчет размера субвенции бюджетам муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) производится исходя из численности граждан, включенных в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, в i-м муниципальном районе (городском округе) к общей численности граждан, включенных в списки, в Республике Коми, и стоимости жилого помещения, благоустроенного применительно к условиям соответствующего населенного пункта, в i-м муниципальном образовании.

Стоимость жилого помещения определяется исходя из нормы площади предоставления жилого помещения на одинокого гражданина, установленной Законом Республики Коми от 04.07.2006 № 54-РЗ «О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма, и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма» (далее - Закон № 54-РЗ), и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья на II квартал текущего финансового года, учитываемая для определения величины социальной выплаты на строительство или приобретение жилья, утверждаемой уполномоченным Правительством Республики Коми органом исполнительной власти Республики Коми.

Согласно пункту 2 статьи 10 Закона № 54-РЗ норма общей площади предоставления жилого помещения на одинокого гражданина составляет 33 кв.м.

Соглашением от 20.01.2020 предусмотрена обязанность Муниципалитета обеспечивать достижение значений показателей результативности исполнения мероприятий, в целях реализации которых предоставляется субвенция, установленных в соответствии с приложением № 2 к соглашению. Муниципалитет обеспечивает предоставление в Министерство отчетов, в том числе о достижении показателей результативности (пункт 4.3 Соглашения), при этом формой отчета о выполнении соглашения предусмотрено указание и общей площади предоставленного жилого помещения.

Таким образом, расходование бюджетных средств (субвенции) при приобретении жилых помещений муниципальными образованиями в целях их дальнейшего предоставления по договорам социального найма должно отвечать целям эффективности и результативности. Соответственно, специализированным жильем должны быть обеспечены дети-сироты по установленной норме предоставления жилой площади.

Вместе с тем по заключенным Администрацией МО MP «Ижемский» контрактам площадь приобретенных жилых помещений составляет 59,9 кв. м и 66,2 кв. м, что превышает установленный норматив (38 кв. м) соответственно на 21,9 кв. м и 28,2 кв. м.

В адрес ответчика поступили заявки Администрации (письма от 23.06.2020 № 3902, от 13.07.2020 № 4452, от 24.07.2020 № 4773, от 31.07.2020 № 4923) на доведение предельного объема финансирования расходов для оплаты полной стоимости приобретаемых жилых помещений по указанным контрактам в общем размере 2 400 000 руб. (т.1 л.д. 16-23). Вместе с тем оснований для доведения предельного объема финансирования расходов для оплаты полной стоимости приобретаемых жилых помещений по указанным контрактам у Министерства не имелось, поскольку общая площадь приобретаемых жилых помещений превышала установленную законом предельную общую площадь жилого помещения, предоставляемого органами местного самоуправления детям-сиротам по договору найма. Министерство, как орган, осуществляющий контроль за целевым использованием субвенций, обоснованно отказал в удовлетворении заявок Администрации, поскольку приобретение жилого помещения общей площадью более 38 кв.м. свидетельствует о неэффективном использовании средств республиканского бюджета.

При этом вывод суда относительно того, что предусмотренный Соглашением в бюджете МО МР «Ижемский» объем финансового обеспечения расходных обязательств по приобретению жилья для детей-сирот в 2020 году (15 427 500 руб.) на дату проведения судебного заседания не был превышен, не свидетельствует о неправомерности оспариваемых отказов Министерства, осуществляющего контроль за целевым использованием субвенций. Неиспользованные по состоянию на 01 января следующего года остатки средств субвенций подлежат возврату в республиканский бюджет (пункт 4.3.4 Соглашения).

Изложенная заявителем позиция приводит к нивелированию принципов эффективности и результативности расходования  бюджетных средств,  а также законодательно установленных нормативов, что недопустимо.

При рассмотрении споров по правилам главы 24 АПК РФ пределы рассмотрения дела ограничены оценкой судом обоснованности (мотивированности) выводов Минобрнауки Республики Коми. Предметом настоящего дела является оспаривание решений Министерства в доведении предельных объемов финансирования расходов на оплату муниципальных контрактов, изложенных в письмах от 30.07.2020 № 17-20/1/772 и от 11.08.2020 № 17-20/1/811, по конкретному основанию (приобретение жилого помещения общей площадью более 38 кв. м).

Суд первой инстанции согласился с позицией Администрации района «Ижемский» о наличии оснований для доведения предельных объемов финансирования расходов на оплату муниципальных контрактов исходя из того, что в Ижемском районе практически отсутствуют в продаже квартиры площадью до 38 кв. м, которые подпадают под нормы части 2(1) статьи 7 Закона № 134-РЗ для обеспечения ими детей-сирот. Однако, проанализировав представленные в материалы дела доказательства, доводы сторон спора, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что данное утверждение не может быть признано доказанным, документально подтвержденным надлежащими доказательствами.

Кроме того, для достижения реального экономического эффекта от предоставления субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, находящихся на территории Ижемского района, органам местного самоуправления необходимо исходить из достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности). Нормативных оснований для финансирования за счет средств субвенции приобретения жилых помещений общей площадью, превышающей законодательно установленную, заявителем не приведено.

Представленное в суд апелляционной инстанции платежное поручение от 16.12.2020 № 877266 (приложение 6 к отзыву на апелляционную жалобу) датировано после принятия оспариваемых решений Министерства, не свидетельствует об их незаконности, а также не влияет на правовую оценку рассматриваемой ситуации.

Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Поскольку оспариваемые решения Министерства соответствуют законодательству Российской Федерации, не нарушают права и законные интересы заявителя, незаконно не возлагают на него какие-либо обязанности, то оснований для удовлетворения заявленных требований у суда первой инстанции не имелось.

Таким образом, в данном случае изложенные в решении суда выводы не соответствуют обстоятельствам дела, что в силу пункта 3 части 1 статьи 270 АПК РФ является основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

При таких обстоятельствах апелляционную жалобу ответчика следует удовлетворить, а решение Арбитражного суда Республики Коми от 12.11.2020 по делу № А29-11146/2020 отменить с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков. Поскольку стороны при обращении в суд первой инстанции, суд апелляционной инстанции государственную пошлину не уплачивали, оснований для распределения судебных расходов, связанных с рассмотрением дела в суде первой инстанции, апелляционной жалобы, не имеется.

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд  

П О С Т А Н О В И Л:

апелляционную жалобу Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми удовлетворить.

Решение Арбитражного суда Республики Коми от 12.11.2020 по делу № А29-11146/2020 отменить, принять по делу новый судебный акт.

В удовлетворении заявления Администрации муниципального района «Ижемский» (ОГРН <***>, ИНН <***>) отказать.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.

Председательствующий              

Г.Г. Ившина

Судьи

ФИО2

ФИО1