610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Киров
08 июля 2021 года | Дело № А29-12877/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен июля 2021 года .
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Немчаниновой М.В.,
судей Великоредчанина О.Б., Черных Л.И. ,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сабашниковой М.М.,
без участия в судебном заседании представителей сторон
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 27.01.2021 по делу №А29-12877/2020,
по иску Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
к Администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
о взыскании денежных средств,
установил:
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми (далее – Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» (далее – Администрация, ответчик) о взыскании в республиканский бюджет Республики Коми средств местного бюджета в размере 559 807 рублей 55 копеек в связи с нарушением условий пункта 3.2.13 соглашения от 28.04.2017 № 7-И о предоставлении субсидий.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 27.01.2021 Министерству в удовлетворении иска отказано.
Министерство с принятым решениемсуда не согласилось, и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Коми от 27.01.2021 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы считает, что им правомерно применена мера ответственности, установленная пунктами 16 и 17 Правил предоставления из республиканского бюджета Республики Коми субсидий бюджетам муниципальных районов (городских округов) на реализацию инвестиционных проектов по обеспечению земельных участков инженерной и дорожной инфраструктурой для целей жилищного строительства в редакции постановления Правительства Республики Коми от 23.06.2017 № 333, в виде взыскания 10% объема средств субсидии (559 807 рублей 55 копеек) за нарушение обязательств, предусмотренных пунктом 3.2.12 и 3.2.13 соглашения от 28.04.2017 (субсидии использованы неэффективно; показатели результативности использования субсидии, установленные соглашением, не достигнуты).
В отзыве на апелляционную жалобу Администрация указала на законность принятого судебного акта, в удовлетворении жалобы просит отказать.
Стороны о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и исходя из доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются (статья 310 ГК РФ).
Порядок предоставления субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем пятым настоящего пункта, устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, которые должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации (пункт 7 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 139 Бюджетного кодекса РФ под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Пунктом 3 статьи 139 Бюджетного кодекса РФ определено, что правила, устанавливающие общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования субъектом Российской Федерации (в процентах) объема расходного обязательства муниципального образования, устанавливаются нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Приложением № 3 к государственной программе Республики Коми «Развитие строительства и жилищно-коммунального комплекса, энергоснабжение и повышение энергоэффективности», утвержденной Постановлением Правительства Республики Коми от 28.09.2012 № 413 определены Правила предоставления из республиканского бюджета Республики Коми субсидий бюджетам муниципальных районов (городских округов) на реализацию инвестиционных проектов по обеспечению земельных участков инженерной и дорожной инфраструктурой для целей жилищного строительства (далее – Правила № 413).
Как следует из материалов дела, в соответствии с подпрограммой «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем населения Республики Коми» государственной программы «Развитие строительства и жилищно-коммунального комплекса, энергоснабжение и повышение энергоэффективности», утвержденными Постановлением Правительства Республики Коми от 28.09.2012 № 413 между Министерством и Администрацией (получатель субсидии) заключено соглашение от 28.04.2017 №7-И о предоставлении в 2017 году из республиканского бюджета Республики Коми субсидий бюджету муниципального образования городского округа «Сыктывкар» на реализацию инвестиционных проектов по обеспечению земельных участков инженерной и дорожной инфраструктурой для целей жилищного строительства (л.д. 10-21).
Согласно пункту 3.2.10 соглашения на получателя субсидии возложена обязанность ежемесячно, в срок до 5-го числа месяца, следующего за отчетным, предоставлять в Министерство согласованный с финансовыми органами администраций отчет о выполнении и финансировании объектов за счет субсидий по форме согласно приложению № 4 к соглашению.
В соответствии с пунктом 3.2.13 соглашения получатель субсидии обязался обеспечить достижение запланированных значений показателей оценки эффективности использования субсидий, а именно: достичь процента технической готовности объекта по состоянию на 31.12.2017 в размере 17,10%.
Во исполнение условий соглашения от 28.04.2017 Министерство предоставило Администрации субсидию в размере 5 598 075 рублей 52 копеек, что подтверждается платежными поручениями от 18.10.2017 № 660086, от 21.11.2017 № 743756, от 15.12.2017 № 807126 (л.д. 22-24).
Ответчик представил Министерству отчет об эффективности использования субсидий за 2017 год (л.д. 27), из которого следует, что Администрация по состоянию на 31.12.2017 не обеспечила достижение показателей результативности использования субсидии, а именно: по состоянию на 31.12.2017 достижение процента технической готовности объекта составило 13,05% вместо 17,10%. Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются.
Требованием от 27.03.2020 Министерство предложило Администрации возвратить в республиканский бюджет Республики Коми средства местного бюджета в размере 559 807 рублей 55 копеек(л.д. 30-31). Данное требование оставлено Администрацией без исполнения.
Заявитель жалобы считает, что им правомерно применена мера ответственности, установленная пунктами 16 и 17 Правил № 413 в редакции постановления Правительства Республики Коми от 23.06.2017 № 333, в виде взыскания 10% объема средств субсидии (559 807 рублей 55 копеек). Указанный довод отклоняется апелляционным судом по следующим основаниям.
Пунктом 12 Правил № 413 (в редакции от 14.03.2017, действовавшей на момент заключения сторонами соглашения) определено, что в случае если по итогам оценки эффективности использования субсидий расходование субсидий признано неэффективным (низкоэффективным), не использованный на конец отчетного финансового года остаток субсидии, потребность в котором подтверждена в порядке, установленном Министерством финансов Республики Коми, подлежит сокращению из расчета 0,5 процента за каждый процент недостижения установленного соглашением значения показателя, указанного в подпункте «а» пункта 9 настоящих Правил, и на 50 процентов в отношении показателя, указанного в подпункте «б» пункта 9 настоящих Правил, но не более 50 процентов от общего объема указанного остатка.
Решение о сокращении не использованного на конец отчетного финансового года остатка субсидии, указанного в абзаце первом настоящего пункта, утверждается приказом Министерства в порядке и сроки, установленные Министерством финансов Республики Коми.
Копия приказа Министерства, указанного в абзаце втором настоящего пункта, представляется в Министерство финансов Республики Коми в течение 5 рабочих дней со дня утверждения соответствующего решения.
Пункт 3.3.5 соглашения от 28.04.2017 также предусматривает, что в случае, если по итогам оценки эффективности использования субсидий расходование субсидий признано неэффективным (низкоэффективным), Министерство вправе принять решение о сокращении неиспользованного на конец отчетного финансового года остатка субсидии, потребность в котором подтверждена, в соответствии с Правилами предоставления субсидий.
Согласно пункту 17 Правил № 413 (в редакции от 23.06.2017) в случае одновременного нарушения органами местного самоуправления обязательств, предусмотренных соглашением в соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 11 настоящих Правил, возврату подлежит объем средств, определенный в соответствии с пунктом 16 настоящих Правил.
Пунктом 16 Правил № 413 (в редакции от 23.06.2017) установлено, что вслучае если органами местного самоуправления по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств, предусмотренных соглашением в соответствии с подпунктом «б» пункта 11 настоящих Правил, объем средств, соответствующий 10 процентам объема средств субсидии, предоставленного в отчетном финансовом году, в котором допущены нарушения указанных обязательств, без учета размера остатка субсидии, не использованного по состоянию на 1 января текущего финансового года, потребность в котором не подтверждена главным администратором бюджетных средств, подлежит возврату из бюджета муниципального района (городского округа) в доход республиканского бюджета Республики Коми в течение 30 дней со дня получения соответствующего требования от Министерства.
В соответствии со статьей 2 Бюджетного кодекса РФ в структуру бюджетного законодательства наряду с федеральными законами о федеральном бюджете, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации, входят также иные федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований, регулирующие бюджетные правоотношения.
Бюджетный кодекс РФ не содержит положений, регулирующих действие бюджетного законодательства во времени.
Между тем Конституция Российской Федерации содержит прямой запрет, касающийся придания закону обратной силы (статье 57).
В соответствии с частью 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, арбитражные суды применяют нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм рассматривают дела исходя из общих начал и смысла федеральных законов и иных нормативных правовых актов (аналогия права).
Согласно пункту 1 статьи 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
На основании изложенного, исходя из общих правил о действии закона во времени, апелляционный суд приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае к ответчику должны применяться Правила предоставления субсидии, в редакции постановления Правительства Республики Коми от 14.03.2017, т.е. в редакции, действовавшей на момент заключения сторонами соглашения от 28.04.2017.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал Министерству в удовлетворении иска.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
При таких обстоятельствах Второй арбитражный апелляционный суд признает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права и с учетом фактических обстоятельств по делу.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, госпошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 27.01.2021 по делу №А29-12877/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий | М.В. Немчанинова |
Судьи | ФИО2 ФИО1 |