610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Киров | Дело № А29-13143/2015 |
15 июня 2016 года
Резолютивная часть постановления объявлена14 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен июня 2016 года .
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующегоИвшиной Г.Г.,
судейБуториной Г.Г., ФИО1,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сысолятиной К.А.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Республики Коми:
представителя ответчика – ФИО2, действующего на основании доверенности от 29.03.2016,
представителей Министерства финансов Республики Коми – ФИО3, действующей на основании доверенности от 03.06.2016, ФИО4, действующей на основании доверенности от 12.01.2016,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 03.03.2016 по делу
№ А29-13143/2015, принятое судом в составе судьи Князевой А.А.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Сорго»
(ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (ОГРН <***>, ИНН <***>),
третьи лица: государственное учреждение Республики Коми «Кардиологический диспансер», Министерство финансов Республики Коми
о признании незаконным решения,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Сорго» (далее – заявитель, Общество, ООО «Сорго») обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – ответчик, Управление, УФАС, антимонопольный орган) от 25.09.2015 № 04-02/8611.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены государственное учреждение Республики Коми «Кардиологический диспансер» (далее – заказчик, ГУ РК КД), Министерство финансов Республики Коми.
Решением суда от 03.03.2016 заявленные требования удовлетворены, признано недействительным (незаконным) решение УФАС от 25.09.2015. Суд первой инстанции обязал Управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с принятым судебным актом, считая его незаконным и необоснованным, Управление обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований ООО «Сорго».
Заявитель апелляционной жалобы полагает, что содержание пункта 7 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе, Закон № 44-ФЗ) позволяет однозначно толковать единое требование к участникам закупки об отсутствии у частника закупки – физического лица либо руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица – участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.
По мнению антимонопольного органа, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе ООО «Сорго» не соответствует требованиям, установленным Законом № 44-ФЗ (пункт 2 части 5 статьи 66, пункт 7 части 1 статьи 31) и документацией о проведении электронного аукциона (подпункт 2 пункта 5 части 12 раздела I, пункт 30 раздела II). Управление считает, что у аукционной комиссии оснований для констатации факта предоставления ООО «Сорго» декларации о соответствии участника закупки требованиям, установленным пунктом 7 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ и подпунктом 5 части 2 пункта 2 раздела I документации об электронном аукционе, не имелось.
Министерство финансов Республики Коми в письменном отзыве поддерживает доводы жалобы ответчика.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Коми.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители ответчика и Министерства финансов Республики Коми настаивали на удовлетворении жалобы.
Заявитель и ГУ РК КД явку представителей в судебное заседание не обеспечили. В соответствии со статьей 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие указанных лиц.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в УФАС поступила жалоба Общества на действия аукционной комиссии Министерства финансов Республики Коми в части принятия решения о признанииподанной Обществом заявки на участие в электронном аукционе не соответствующей требованиям документации об электронном аукционе.
В ходе рассмотрения указанной жалобы антимонопольным органом установлено, что приказом заместителя министра финансов Республики Коми от 18.08.2015 № 1530-3 «О создании аукционной комиссии» создана аукционная комиссия (л.д. 76). Информация о проведении электронного аукциона (ЭА-1240) по определению поставщика для поставки шовного материала для кардиохирургии ГУ РК КД в 2015 году, в том числе извещение о проведении электронного аукциона для закупки № 0107200002715001281 от 19.08.2015, документация об электронном аукционе размещены на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.
Согласно проколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе по определению поставщика для поставки шовного материала для кардиохирургии ГУ РК КД в 2015 году от 10.09.2015 № 0107200002715001281-1 на участие в аукционе подано 4 заявки, из них 3 заявки признаны участниками электронного аукциона (л.д. 106).
ООО «Сорго» была подана заявка на участие в рассматриваемом электронном аукционе. В составе второй части заявки на участие в электронном аукционе ООО «Сорго» представило декларацию соответствия участника электронного аукциона (далее - декларация), содержащую в пункте 4 информацию: у руководителя ООО «Сорго» отсутствует судимость за преступления в сфере экономики, и в отношении него не применяются наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и административное наказание в виде дисквалификации (л.д. 112).
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 16.09.2015 № 0107200002715001281-3 (л.д. 108-109) заявка ООО «Сорго» на участие в электронном аукционе не соответствует требованиям, установленным Законом № 44-ФЗ в части непредставления документов, которые предусмотрены пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона № 44-ФЗ, подпункту 2 части 5 пункту 12 раздела I и пункту 30 раздела II документации об аукционе, а именно: на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе не представлена декларация о соответствии участника закупки требованиям, установленным пунктом 7 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ и подпунктом 5 части 2 пункта 2 раздела I документации об электронном аукционе (участником не продекларировано отсутствие у главного бухгалтера юридического лица - судимости за преступления в сфере экономики, а также наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки и административное наказание в виде дисквалификации).
При рассмотрении жалобы Общества антимонопольный орган установил, что в составе заявки и документов, направленных оператором электронной площадки, документ, подтверждающий, что руководитель Общества является одновременно главным бухгалтером, отсутствует. По мнению УФАС, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе ООО «Сорго» не соответствует требованиям, установленным Законом № 44-ФЗ и документацией о проведении электронного аукциона. Управление пришло к выводу, что действия аукционной комиссии Министерства финансов Республики Коми в виде принятия решения о несоответствии заявки ООО «Сорго» требованиям Закона № 44-ФЗ, документации об электронном аукционе правомерны и не противоречат части 6 статьи 69, части 7 статьи 69 Закона № 44-ФЗ.
25.09.2015 Управлением принято решение, в соответствии с которым жалоба Общества на действия аукционной комиссии при проведении аукциона в электронной форме признана необоснованной (л.д. 121-123).
Не согласившись с принятым решением УФАС, ООО «Сорго» обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с требованием о признании его незаконным.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями пункта 1 части 6 статьи 69, части 5 статьи 66, пункта 7 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ, пришел к выводу, что содержание имеющейся во второй части заявки ООО «Сорго» декларации на момент рассмотрения вторых частей заявок соответствовало требованиям Закона № 44-ФЗ, а также аукционной документации, что заявка Общества не подлежала отклонению аукционной комиссией. В связи с чем суд признал решение УФАС от 25.09.2015 недействительным (незаконным), обязал Управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителей ответчика и Министерства финансов Республики Коми, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Законом о контрактной системе.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6 Закона № 44-ФЗ).
В силу частей 1, 2 статьи 24 Закона № 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения аукционов регулируется положениями параграфа 2 главы 3 Закона № 44-ФЗ, в частности статьями 59 – 71 названного Закона.
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона № 44-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона № 44-ФЗ в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 названного Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 названного Федерального закона.
В статье 66 Закона № 44-ФЗ определен порядок подачи заявок на участие в электронном аукционе. Согласно части 2 названной статьи заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона № 44-ФЗ вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) названного Федерального закона, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 названного Федерального закона.
В подпункте 2 части 5 пункта 12 раздела I документации об аукционе указано, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным подпунктом 1 части 2, частью 4 пункта 2 (при наличии таких требований) документации об аукционе или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника аукциона требованиям, установленным подпунктами 2-7 части 2 пункта 2 документации об аукционе. В пункте 30 раздела II документации об аукционе установлено, что вторая часть заявки должна содержать декларацию о соответствии требованиям, установленным пунктами 3-5, 7, 9 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ (подпунктами 2-5, 7 части 2 пункта 2 раздела I документации об аукционе). Рекомендуемая форма представления информации приведена в Приложении к Информационной карте.
Пунктом 7 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в частности отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.
В части 2 статьи 69 Закона № 44-ФЗ определено, что аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены названной статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
На основании части 6 названной статьи заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 названного Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе (пункт 1).
Принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 названной статьи, не допускается (часть 7 статьи 69 Закона № 44-ФЗ).
Из анализа вышеизложенных норм Закона № 44-ФЗ следует, что заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям названного Закона при непредставлении участником закупки декларации о соответствии участника аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 названного Федерального закона.
Из материалов дела следует, что вторая часть заявки Общества признана не соответствующей требованиям, установленным Законом № 44-ФЗ в части непредставления документов, которые предусмотрены пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона № 44-ФЗ, подпункту 2 части 5 пункту 12 раздела I и пункту 30 раздела II документации об аукционе, а именно, участником не продекларировано отсутствие у главного бухгалтера юридического лица и судимости за преступления в сфере экономики, а также наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки и административного наказания в виде дисквалификации.
Судом первой инстанции установлено, что в рассматриваемом случае декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ, была представлена, в ней было продекларировано последовательно соответствие всем пунктам данной статьи, в том числе и пункту 7. При этом декларация Общества, представленная в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе, не содержала сведений об отсутствии у главного бухгалтера судимости за преступления в сфере экономики, а также неприменение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.
По утверждению антимонопольного органа, содержание пункта 7 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ позволяет однозначно толковать единое требование к участникам закупки об отсутствии у частника закупки – физического лица либо руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица – участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации. Рассмотрев указанные аргументы Управления, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из текста вышеуказанной нормы, в декларации должны содержаться сведения об отсутствии у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки определенных ограничений. Текст нормы свидетельствует о необходимости предоставления информации относительно руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки. Формулировка данной нормы с использованием союза «или» не позволяет однозначно толковать обязанность лица, предоставляющего декларацию перечислить данные обо всех, указанных в ней лицах. При такой формулировке нормы закона неуказание сведений об ограничениях в отношении
главного бухгалтера не должно вменяться в вину лицу, участвующему в электронном аукционе. Оснований для расширительного толкования нормы не имеется.
При этом апелляционный суд учитывает, что уставом ООО «Сорго», утвержденным решением единственного учредителя от 14.01.2013 № 1, предусмотрен единоличный исполнительный орган Общества – директор (л.д. 31).
Рассмотрев аргументы антимонопольного органа о том, что в составе заявки и документов, направленных оператором электронной площадки, документ, подтверждающий исполнение руководителем ООО «Сорго» обязанностей главного бухгалтера, отсутствовал, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Действительно, из материалов дела видно, что в составе заявки ООО «Сорго» документ, подтверждающий исполнение руководителем Общества обязанностей главного бухгалтера, отсутствовал.
Между тем аукционной комиссией и антимонопольным органом не принята во внимание формулировка пункта 7 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ. Такое изложение нормы закона не может возлагать на участника не предусмотренные законом требования.
В рассматриваемом деле суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что содержание имеющейся во второй части заявки ООО «Сорго» декларации на момент рассмотрения вторых частей заявок соответствовало обязательным требованиям Закона № 44-ФЗ, а также аукционной документации, поэтому заявка не подлежала отклонению комиссией. Доводы антимонопольного органа об обратном основаны на неправильном толковании норм материального права.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемое решение антимонопольного органа противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Приведенные Управлением в апелляционной жалобе доводы судом рассмотрены и признаны несостоятельными, не опровергающими установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Апелляционным судом исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении. Нормы материального и процессуального права применены судом первой инстанции правильно.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Республики Коми от 03.03.2016 по делу № А29-13143/2015 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления – без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового Кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, в связи с чем государственная пошлина с ответчика не взыскивается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 03.03.2016 по делу № А29-13143/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий Судьи | Г.Г. Ившина ФИО5 ФИО1 |