ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А29-13744/16 от 18.01.2018 АС Волго-Вятского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082

http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород

Дело № А29-13744/2016

23 января 2018 года

(дата изготовления постановления в полном объеме)

Резолютивная часть постановления объявлена 18.01.2018.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Забурдаевой И.Л. ,

судей Башевой Н.Ю., Радченковой Н.Ш. ,

в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации

по Республике Коми

на решение Арбитражного суда Республики Коми от 10.07.2017,

принятое судьей Басмановым П.Н.,  и

на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 12.10.2017,

принятое судьями Ившиной Г.Г., Минаевой Е.В., Щелокаевой Т.А.,

по делу № А29-13744/2016

по заявлению Федерального государственного предприятия

«Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации»

(ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Коми (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

о признании недействительным предупреждения,

третье лицо – Федеральное государственное казенное учреждение «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Коми» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>),

и   у с т а н о в и л :

Федеральное государственное предприятие «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» в лице Котласского отряда ведомственной охраны – СП филиала ФГП ВО ЖДТ России на Северной железной дороге (далее – Предприятие, ФГП ВО ЖДТ России) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительным предупреждения Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Коми (далее – Управление Росгвардии по Республике Коми, надзорный орган) от 05.12.2016 № 3/2162.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное казенное учреждение «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Коми» (далее – Учреждение, ФГКУ «УВО ВНГ России по Республике Коми»).

Суд решением от 10.07.2016 удовлетворил заявленное требование.

Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 12.10.2016 решение оставлено без изменения.

Управление Росгвардии по Республике Коми не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.

По мнению заявителя, суды неправильно применили пункт 2 статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 7 части 1 статьи 2 Федерального закона от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», статью 22 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» (далее – Федеральный закон № 150-ФЗ), пункты 55, 58 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 № 814 (далее – Правила № 814), пункты 14, 15 Правил получения в органах внутренних дел во временное пользование отдельных типов и моделей боевого ручного стрелкового оружия юридическими лицами с особыми уставными задачами, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 22.04.1997 № 460 (далее – Правила № 460), пункт 169.6 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации,  утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12.04.1999 № 288 (далее – Инструкция № 288), исходя из которых комнаты хранения оружия должны быть оборудованы средствами сигнализации с подключением на пульт централизованного наблюдения подразделения вневедомственной охраны органов внутренних дел; подключение охранно-пожарной сигнализации комнаты хранения оружия на объекте на пульт собственного подразделения, не является выполнением требований законодательства к хранению оружия.

Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.

Управление Росгвардии по Республике Коми просило рассмотреть жалобу без участия представителя.

Предприятие в отзыве посчитало принятые судебные акты законными и обоснованными.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направили.

Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Котласским отрядом ведомственной охраны – СП филиала ФГП ВО ЖДТ России на Северной железной дороге получено разрешение на хранение и использование оружия и патронов к нему от 28.07.2015 РХИ № 0167879. Разрешение выдано Сыктывкарским ЛУ МВД России на транспорте Республики Коми, срок действия разрешения до 28.07.2020.

В ОМВД России по городе Воркуте 11.11.2016 зарегистрирован рапорт начальника отдела лицензионно-разрешительной работы по городу Воркуте Управления Росгвардии по Республике Коми. Согласно названному рапорту комната хранения служебного оружия стрелковой команды на станции Воркута Котласского отряда ведомственной охраны – СП филиала ФГП ВО ЖДТ России на Северной железной дороге, расположенная по адресу:                  <...> не подключена и не оборудована многорубежной охранно-пожарной сигнализацией.

В отношении начальника стрелковой команды на станции Воркута Котласского отряда ведомственной охраны – СП филиала ФГП ВО ЖДТ России на Северной железной дороге было вынесено постановление от 24.11.2016 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Управление Росгвардии по Республике Коми 05.12.2016 направило начальнику Котласского отряда ведомственной охраны – СП филиала ФГП ВО ЖДТ России на Северной железной дороге предупреждение. В предупреждении указывалось, что в нарушение требований пункта 169.6 Инструкции № 288 комната хранения оружия стрелковой команды на станции Воркута Котласского отряда ведомственной охраны – СП филиала ФГП ВО ЖДТ России на Северной железной дороге не подключена на пульт централизованного наблюдения подразделения вневедомственной охраны при органе внутренних дел. В целях устранения данного нарушения в срок до 20.12.2016 заявителю необходимо принять соответствующие меры реагирования и приведения в соответствие с требованиями действующего законодательства порядка охраны оружия. В случае не устранения выявленного нарушения надзорным органом указано на возможность изъятия оружия, полученного в органах внутренних дел во временное пользование.

Предприятие посчитало, что названное предупреждение не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя, ФГП ВО ЖДТ России обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Руководствуясь частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 22 Федерального закона № 150-ФЗ, статьей 2 Федерального закона от 14.04.1999 № 77-ФЗ «О ведомственной охране» (далее – Федеральный закон № 77-ФЗ), Правилами № 460, Правилами № 814, Правилами получения в органах внутренних дел во временное пользование отдельных типов и моделей боевого ручного стрелкового оружия юридическими лицами с особыми уставными задачами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.04.1997 № 460, Инструкцией № 288, Инструкцией о порядке учета, хранения, выдачи, использования и транспортировки федеральным государственным предприятием «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» специальных средств, боевого ручного стрелкового и служебного оружия и патронов к нему, утвержденной приказом Федерального агентства железнодорожного транспорта от 24.05.2011 № 232, суд первой инстанции удовлетворил заявленное требование.

Второй арбитражный апелляционный суд оставил решение суда без изменения.

Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.

Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия органами, осуществляющими публичные полномочия, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 22 Федерального закона № 150-ФЗ хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется юридическими лицами и гражданами, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на хранение или хранение и ношение оружия.

Гражданское и служебное оружие должно храниться в условиях, обеспечивающих его сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к нему посторонних лиц.

Требования к условиям хранения различных видов гражданского и служебного оружия и патронов к нему определяются Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации утвердило Правила № 814, в пункте 55 которых установлено, что оружие и патроны в соответствии с требованиями, установленными Министерством внутренних дел Российской Федерации, подлежат хранению в изолированных помещениях, специально оборудованных для этих целей, оснащенных техническими средствами охраны и иными средствами защиты, в запирающихся на замок сейфах или металлических шкафах.

Указанные правила также закрепляют, что требования по инженерному и техническому оборудованию средствами охраны, организации пропускного режима и режима внутри объекта, на складах и хранилищах оружия и патронов устанавливаются Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Во исполнение требований изложенных правовых норм приказом МВД России утверждена Инструкция № 288.

Положениями абзаца 1 пункта 169.6 Инструкции № 288 предусмотрено, что комната хранения оружия должна быть оборудована средствами пожаротушения по нормам, установленным Государственной противопожарной службой МЧС России, и многорубежной охранно-пожарной сигнализацией (не менее двух рубежей). Все рубежи охранно-пожарной сигнализации подключаются на пульт централизованного наблюдения подразделения вневедомственной охраны при органе внутренних дел Российской Федерации, в целях осуществления органами внутренних дел возложенных на них контрольных функций.

Согласно абзацу 5 пункта 169.6 данной инструкции охранно-пожарная сигнализация также может подключаться на пульты охраны организаций (обособленных охранных подразделений, постов), занимающихся на законных основаниях охранной деятельностью на объектах, где размещаются оружие и (или) патроны.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в решении Верховного Суда Российской Федерации от 03.02.2004 № ГКПИ 2003-1234, из абзаца 5 пункта 169.6 Инструкции следует, что пожарно-охранная сигнализация может подключаться не только на пульт централизованного наблюдения подразделения вневедомственной охраны при органе внутренних дел, но и на пульты охраны организаций (обособленных охранных подразделений, постов), занимающихся на законных основаниях охранной деятельностью на объектах, где размещаются оружие и (или) патроны.

Аналогичный вывод содержится в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.10.2007 № 13577/07.

Следовательно, законодательство не содержит императивного требования о подключении пожарно-охранной сигнализации исключительно на пульт централизованного наблюдения подразделения вневедомственной охраны при органе внутренних дел, сигнализация может быть подключена и на пульты охраны организаций (обособленных охранных подразделений, постов), занимающихся на законных основаниях охранной деятельностью на объектах, где размещаются оружие и (или) патроны.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 77-ФЗ ведомственная охрана – совокупность создаваемых имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными государственными органами и организациями органов управления, сил и средств, предназначенных для защиты охраняемых объектов от противоправных посягательств.

В статье 2 Федерального закона № 77-ФЗ определены основные задачи ведомственной охраны: защита охраняемых объектов от противоправных посягательств; обеспечение на охраняемых объектах пропускного и внутриобъектового режимов; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на охраняемых объектах.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.07.2000 № 514 «Об организации ведомственной охраны» утвержден перечень федеральных органов исполнительной власти, имеющих право создавать ведомственную охрану, в который включено, в том числе, Федеральное агентство железнодорожного транспорта.

Согласно пункту 1.4. Устава ФГП ВО ЖДТ России, утвержденного приказом Федерального агентства железнодорожного транспорта от 06.03.2015 № 71, Предприятие является ведомственной охраной Федерального агентства железнодорожного транспорта в соответствии с Положением о ведомственной охране Федерального агентства железнодорожного транспорта, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2009 № 540 (далее – Положение № 540).

В пункте 19 данного положения установлено, что Инструкция о порядке учета, хранения, выдачи, использования и транспортировки ведомственной охраной специальных средств, боевого ручного стрелкового и служебного оружия и патронов к нему утверждается Федеральным агентством железнодорожного транспорта по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Во исполнение данного требования утверждена Инструкция № 232, в пункте 3.3 которой определено, что комната хранения оружия и патронов должна соответствовать требованиям, установленным Инструкцией № 288. При этом охранно-пожарная сигнализация также может подключаться на пульты охраны оперативного дежурного по филиалу (отряду), начальника караула подразделения ФГП ВО ЖДТ России и (или) поста охраны.

Таким образом, ФГП ВО ЖДТ России является предприятием ведомственной охраны, чья деятельность регулируется Федеральным законом № 77-ФЗ и Положением                   № 540, соответственно, в силу норм действующего в этой области законодательства, в том числе пункта 169.6 Инструкции № 288, охранно-пожарная сигнализация может быть подключена непосредственно на пульт данной ведомственной охраны.

Суды установили, что в рассматриваемом случае комната для хранения оружия стрелковой команды на станции Воркута Котласского отряда ведомственной охраны – СП филиала ФГП ВО ЖДТ России на Северной железной дороге оборудована в соответствии с требованиями Инструкции № 288, охранно-пожарная сигнализация комнаты хранения оружия подключена к собственным пультам охраны.

При таких обстоятельствах вывод судов о недействительности выданного предупреждения является правильным.

Довод надзорного органа о том, что подключение охранно-пожарной сигнализации комнаты хранения оружия на объекте на пульт собственного подразделения, не является выполнением требований законодательства к хранению оружия основан на ошибочном толковании норм материального права.

Иные доводы изложенные в жалобе, не опровергают обстоятельств, установленных судами обеих инстанций при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность принятых судебных актов и не могут являться основанием для их отмены.

Арбитражный суд Республики Коми  и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.

Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Вопрос о взыскании государственной пошли за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, поскольку в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины по кассационной жалобе.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Коми от 10.07.2017 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 12.10.2017 по делу №  А29-13744/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Коми – без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

           Председательствующий

И.Л. Забурдаева

Судьи

Н.Ю. Башева

Н.Ш. Радченкова