АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082
http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Нижний Новгород | Дело № А29-14921/2021 |
09 сентября 2022 года |
(дата изготовления постановления в полном объеме).
Резолютивная часть постановления объявлена 08.09.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В. ,
судей Когута Д.В., Шемякиной О.А.
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью «КирульМаркет»
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 15.02.2022 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 16.05.2022
по делу № А29-14921/2021
по иску общества с ограниченной ответственностью «КирульМаркет»
(ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
к обществу с ограниченной ответственностью «Региональный оператор Севера»
(ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
об урегулировании разногласий по договору
и у с т а н о в и л :
общество с ограниченной ответственностью «КирульМаркет» (далее – ООО «КирульМаркет», Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью «Региональный оператор Севера» (далее – ООО «Региональный оператор Севера», Региональный оператор) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) от 11.01.2021 № 8169/РО-П/2021, в редакции потребителя.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 15.02.2022 иск удовлетворен частично. Пункт 12 договора изложен в следующей редакции: «Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов» следующим образом: пункт 1 (приложение № 1) – исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов; пункт 2 (приложение № 1) – расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО». Приложения № 1, 2 к договору изложены в редакции, предложенной ответчиком.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 16.05.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в части урегулирования разногласий по приложениям № 1, 2 к договору.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, раздельный сбор ТКО на объекте Общества осуществляется не с даты внесения сведений о контейнерной площадке для раздельного сбора ТКО в реестр контейнерных площадок для раздельного сбора отходов на территории МОГО «Сыктывкар» – 07.05.2021, а с даты начала действия договора – 01.01.2021. Контейнерная площадка истца для раздельного сбора ТКО согласована до начала действия договора, в связи с чем он не может нести ответственность за действия уполномоченного органа по несвоевременному включению сведений о контейнерной площадке в реестр.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Региональный оператор в отзыве на кассационную жалобу возразил относительно приведенных в ней доводов, просил оставить жалобу без удовлетворения.
Стороны заявили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 08.09.2022.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, ООО «Региональный оператор Севера» является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Республики Коми.
Обществу на праве собственности принадлежат нежилые помещения, расположенные по адресу: <...>.
В адрес Общества от Регионального оператора поступил проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО от 11.01.2021 № 8169/РО-П/2021, по условиям которого Региональный оператор обязался принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель – оплачивать услуги Регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора (пункт 1 договора).
В соответствии с пунктами 2, 3 договора объем ТКО, места накопления ТКО, в том числе крупных габаритных отходов, и периодичность вывоза, а также информация о размещении мест накопления ТКО и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов) определяются согласно приложению к договору.
Способ складирования ТКО – пункты 1, 2 (приложение № 1) – контейнеры, расположенные на контейнерной площадке на территории потребителя.
В пункте 12 договора стороны согласились производить учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505, следующим способом: пункты 1, 2 (приложение № 1) – исходя из нормативов накопления ТКО.
Договор вступает в силу с момента подписания его сторонами действует по 31.12.2021 и распространяет свое действие на правоотношения сторон, возникшие с 01.01.2021 (пункт 24 договора).
Общество письмом от 15.10.2021 отказалось от подписания проекта договора, предложив производить учет объема и (или) массы ТКО расчетным путем исходя из количества и объемов контейнеров для складирования ТКО.
В связи с возникшими между сторонами разногласиями относительно методики учета объема и (или) массы ТКО в части применяемых нормативов накопления отходов, а также периодичности вывоза ТКО, в целях урегулирования разногласий в судебном порядке Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 421, 422, 445, 446 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505, Арбитражный суд Республики Коми удовлетворил иск частично. Суд исходил из того, что раздельный сбор ТКО на объекте истца осуществляется с даты начала действия договора, то есть с 07.05.2021 – даты внесения сведений о контейнерной площадке в реестр контейнерных площадок для раздельного сбора отходов на территории МОГО «Сыктывкар».
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа пришел к следующим выводам
На основании пункта 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 24.6 Закона № 89-ФЗ правила обращения с твердыми коммунальными отходами утверждаются Правительством Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 24.10 Закона № 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Правила учета ТКО утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505 (далее – Правила № 505), а Правила обращения с ТКО и форма Типового договора – постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (далее – Правила № 1156).
В силу пункта 6 Правил № 505 в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 настоящих Правил.
В подпункте «а» пункта 5 Правил № 505 установлено, что коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из: нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
На основании пункта 8 Правил № 505 при раздельном накоплении ТКО в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта «а» пункта 5 настоящих Правил (расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО).
При этом в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 16.08.2022 № 303-ЭС22-4152 отражен правовой подход о том, что при заключении с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственник ТКО вправе выбрать один из двух способов коммерческого учета: исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, либо исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО (пункты 5 и 6 Правил № 505).
В соответствии с пунктом 4 Правил № 1156 обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами (далее – схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.
Согласно пункту 21 Правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039, в случае если место (площадка) накопления ТКО создано заявителем, он обязан обратиться в уполномоченный орган с заявкой о включении сведений о месте (площадке) накопления ТКО в реестр не позднее трех рабочих дней со дня начала его использования.
Порядок согласования мест (площадок) сбора и накопления ТКО и включения их в реестр на территории МО ГО «Сыктывкар» (за исключением Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар») утвержден постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от 24.07.2019 № 7/2221, согласно пункту 2.7 которого утвержденный акт согласования места (площадки) сбора и накопления ТКО в районах сложившейся застройки на территории МО ГО «Сыктывкар» (за исключением Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар») является основанием для размещения контейнерной площадки или отдельно стоящих контейнеров на определенном месте для сбора и накопления ТКО.
Из материалов дела усматривается, что с заявкой о включении сведений о месте (площадке) накопления ТКО в реестр контейнерных площадок для раздельного сбора отходов на территории МО ГО «Сыктывкар» по адресу: <...>, Общество обратилось в уполномоченный орган 25.12.2020.
Место (площадка) сбора и накопления Обществом ТКО по указанному адресу согласовано уполномоченным органом актом от 26.12.2020, то есть до заключения сторонами спорного договора от 11.01.2021 № 8169/РО-П/2021.
Однако контейнерная площадка по данному адресу включена в реестр контейнерных площадок для раздельного сбора отходов на территории МО ГО «Сыктывкар» только 07.05.2022 (постановление администрации МО ГО «Сыктывкар» от 07.05.2021 № 5/1275).
При таких обстоятельствах вменение Обществу обязанности по внесению платы за услуги по обращению с ТКО в размере, определенном исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, в период с 01.01.2021 по 07.05.2021 является неправомерным.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты нельзя признать законными, в связи с чем они подлежат отмене на основании части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку для принятия обоснованного и законного судебного акта требуется исследование и оценка представленных в материалы дела доказательств, установление имеющих для данного дела обстоятельств, что невозможно в арбитражном суде кассационной инстанции в силу его полномочий, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции (пункт 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, устранить допущенные нарушения и разрешить спор с правильным применением норм материального и процессуального права.
Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку на основании пункта 3 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при отмене судебного акта с передачей дела на новое рассмотрение вопрос о распределении судебных расходов разрешается арбитражным судом, вновь рассматривающим дело.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 3 части 1), 288 (часть 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 15.02.2022 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 16.05.2022 по делу № А29-14921/2021 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий | Т.В. Шутикова | |
Судьи | Д.В. Когут О.А. Шемякина |