ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А29-15227/2021 от 22.08.2022 АС Республики Коми

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

Дело № А29-15227/2021

29 августа 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена августа 2022 года .  

Полный текст постановления изготовлен августа 2022 года .

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующегоЧерных Л.И.,

судей Бычихиной С.А., ФИО1,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Кряжевой У.Ю.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Движение»

на решение Арбитражного суда Республики Коми от 28.04.2022 по делу

№ А29-15227/2021

по иску Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми

(ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

к обществу с ограниченной ответственностью «Движение»

(ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

о взыскании денежных средств,

установил:

Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Движение» (далее - Общество) о взыскании денежных средств в размере 1 233 789 рублей, перечисленных ответчику в виде субсидии.

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 28.04.2022 исковые требования удовлетворены.

Ответчик с принятым решением суда не согласился, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.

Ответчик считает, что соглашение от 28.07.2020 № 30-2020-00669, исходя из его буквального толкования, не содержит конкретизированных и обязательных к исполнению сторонами предписаний относительного того, что целевым использованием выделенного гранта следует считать исключительно только расходы на приобретение средств обучения и воспитания. Ответчик указывает, что полученный грант был потрачен Обществом на ремонт арендованных помещений для обеспечения выполнения лицензионных, санитарно-эпидемиологических и противопожарных требований к помещениям, которые планировалось использовать в рамках предстоящей образовательной деятельности. Ответчик ссылается на то, что согласно пункту 1.1.1.1 соглашения грант в форме субсидии предоставляется в целях достижения результата (ов) федерального проекта «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте от трех лет» подпрограммы «Развитие дошкольного и общего образования» государственной программы Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1642. Названная программа содержит массу отсылок к тому, что предоставление субсидии производится в целях обеспечения создания новых в общеобразовательных организациях в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, строительными и противопожарными нормами, федеральными государственными образовательными стандартами общего образования, а также в соответствии с перечнем средств обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения, необходимых при оснащении общеобразовательных организаций. То есть указанной программой допускается использование гранта не только на средства обучения и воспитания, но и на обеспечение создания новых мест в общеобразовательных организациях в соответствии с установленными требованиями. Кроме того, ответчик считает, что к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, следует привлечь ПОУ «ДОСААФ России».

Истец в отзыве на апелляционную жалобу с доводами ответчика не согласился.

Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.

Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, постановлением Правительства Республики Коми от 31.10.2019 № 522 утверждена государственная программа Республики Коми «Развитие образования» (далее - Программа). Ответственным исполнителем Программы является Министерство.

Приложением 10-1 к Программе утвержден Порядок предоставления грантов в форме субсидий из республиканского бюджета Республики Коми частным дошкольным организациям на создание дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет любой направленности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (за исключением государственных и муниципальных), и у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в том числе адаптированным, и присмотр и уход за детьми (далее - Порядок).

В соответствии с Порядком и в целях реализации Программы между Министерством (предоставитель) и Обществом (получатель) 28.07.2020 заключено соглашение № 30-2020-00669 о предоставлении грантов в форме субсидий из республиканского бюджета Республики Коми частным дошкольным организациям на создание дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет любой направленности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (за исключением государственных и муниципальных), и у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в том числе адаптированным, и присмотр и уход за детьми (далее - соглашение).

Предметом соглашения является предоставление получателю из бюджета Республики Коми в 2020 году гранта в форме субсидии на создание в Республике Коми дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет любой направленности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (пункт 1.1).

Пунктом 1.2 соглашения определено, что грант предоставляется на финансовое обеспечение затрат в соответствии с перечнем затрат согласно приложению № 1 к настоящему соглашению, которое является неотъемлемой частью соглашения.

В соответствии с приложением № 1 расходы на приобретение средств обучения и воспитания с учетом критериев формирования перечня средств обучения и воспитания, требуемых для реализации образовательных программ дошкольного образования и присмотра и ухода за детьми, осуществляются в соответствии с Приказом Минпросвещения России от 20.12.2019 № 704 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, требуемых для реализации образовательных программ дошкольного образования и присмотра и ухода за детьми, необходимых для реализации мероприятий по созданию в субъектах Российской Федерации дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет любой направленности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (за исключением государственных и муниципальных), и у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в том числе адаптированным, и присмотр и уход за детьми, критериев его формирования, а также норматива стоимости оснащения одного места средствами обучения и воспитания в целях осуществления образовательных программ дошкольного образования и присмотра и ухода за детьми» (далее – Перечень).

Согласно пункту 2.1 соглашения грант предоставляется в размере 1 233 789 рублей.

Получатель гранта обязуется направлять грант на финансовое обеспечение затрат в соответствии с пунктом 1.2 настоящего соглашения (пункт 4.3.1), обеспечивать достижение значений результата предоставления гранта в соответствии с пунктом 4.1.3 настоящего соглашения (пункт 4.3.4), получить лицензию на осуществление образовательной деятельности на созданные дополнительные места для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет любой направленности в срок не позднее 25 декабря 2020 года (пункт 4.3.10).

Дополнительным соглашением от 31.12.2020 № 30-2020-00669/1 к соглашению в соглашение были внесены изменения в части сроков выполнения некоторых обязательств сторон (не позднее 10.02.2021).

Платежным поручением от 31.07.2020 № 8383 истец произвел перечисление гранта в размере 1 233 789 рублей ответчику.

Впоследствии, в результате проведенной Министерством в 2021 году проверки соблюдения Обществом условий предоставления гранта в форме субсидий из республиканского бюджета Республики Коми были установлены нарушения в виде: недостижения результатов использования Обществом гранта, установленных соглашением, невыполнения обязательства о получении лицензии на осуществление образовательной деятельности на созданные дополнительные места для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет любой направленности не позднее 10.02.2021, в предоставлении отчетности о достижении значений результатов предоставления гранта.

Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 19.02.2021.

В связи с выявленным нарушением порядка расходования гранта Министерство неоднократно направляло в адрес Общества претензии от 10.03.2021 № 19-02-17/1835, от 14.05.2021 № 02-18/до/29 с предложением возврата гранта в сумме 1 233 789 рублей в республиканский бюджет Республики Коми, которые оставлены ответчиком без удовлетворения.

Невозвращение Обществом в добровольном порядке в республиканский бюджет Республики Коми денежных средств, полученных в виде гранта в форме субсидии, явилось основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.

Удовлетворяя исковые требования, Арбитражный суд Республики Коми руководствовался статьей 38, частями 1, 2, 3, 3.1 статьи 78, статьями 162, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), статьями 2, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 65, 66, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), и исходил из того, что ответчик взятые на себя обязательства по соглашению не исполнил.

Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения.

Из части 1 статьи 78 БК РФ следует, что юридическим лицам могут быть предоставлены субсидии из бюджета субъекта.

В силу части 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Ответчик ссылается на то, что во исполнение своих обязательств по соглашению он заключил договор аренды недвижимого имущества от 12.08.2020 № 20-08/20-28 с ПАО «ДОСААФ России».

Согласно пункту 1.2 договора недвижимое имущество передается арендатору для организации деятельности по дошкольному образованию детей раннего возраста, внешкольному дополнительному образованию, отдельного подразделения по обеспечению общественным питанием.

В целях получения лицензии на осуществление образовательной деятельности (пункт 4.3.10 соглашения) Общество произвело ремонтные работы в арендуемом помещении, однако, в связи с недобросовестными действиями арендодателя окончить ремонтные работы в сроки, предусмотренные соглашением, не смогло. 

Денежные средства, полученные в форме субсидии, были направлены на аренду недвижимого помещения, а также осуществление ремонтных работ в арендуемых помещениях с целью дальнейшего получения лицензии.

Между тем, пунктом 1.2 соглашения определено, что грант предоставляется на финансовое обеспечение затрат в соответствии с перечнем затрат согласно приложению № 1 к соглашению.

В приложении № 1 установлено, что расходы на приобретение средств обучения и воспитания с учетом критериев формирования перечня средств обучения и воспитания, требуемых для реализации образовательных программ дошкольного образования и присмотра и ухода за детьми, осуществляются в соответствии с Перечнем, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20.12.2019 № 704.

В Перечне указаны оборудование и дополнительное оборудование (мебель, присмотр и уход за детьми, организация и обеспечение прогулок, игровая, коммуникативная деятельность и развитие речи, коррекционно-развивающая деятельность, предметы и материалы для формирования представлений об окружающем мире и культуре, предметы и материалы для познавательного развития, конструирование, музыкальная деятельность, демонстрационно-наглядные пособия, физкультурно-спортивное оборудование для активизации двигательной активности детей, оборудование для коррекционно-развивающей деятельности, оргтехника, технические средства).

Аренда помещений и ремонт в Перечне не предусмотрены.

Таким образом, грант предоставляется на финансовое обеспечение расходов на приобретение средств обучения и воспитания детей.

В связи с этим доводы ответчика о том, что с его стороны были предприняты все меры для исполнения обязательств, предусмотренных соглашением, подлежат отклонению, поскольку не соответствуют действительности.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности на созданные дополнительные места для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет любой направленности в установленный срок ответчиком также не получена.

Учитывая изложенное суд первой инстанции пришел к верному выводу, что денежные средства, выделенные ответчику Министерством в виде субсидии в целях создания в Республике Коми дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет любой направленности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, подлежат возврату в республиканский бюджет.

Доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку правомерность позиции Общества не подтверждают.

Довод ответчика о необходимости привлечения в качестве третьего лица ПАО «ДОСААФ России», апелляционным судом не принимается.

В соответствии с частью 1 статьи 51 АПК РФ третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.

В данном случае решение по настоящему делу не затрагивает права, интересы и обязанности ПАО «ДОСААФ России», не налагает на него обязанностей, не устанавливает и не изменяет отношений со сторонами.

С учетом изложенного решение Арбитражного суда Республики Коми подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба Общества - без удовлетворения.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Республики Коми от 28.04.2022 по делу №А29-15227/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобуобщества с ограниченной ответственностью «Движение» - без удовлетворения.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Движение» в доход федерального бюджета 3 000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.

Председательствующий       

Судьи

Л.И. Черных

ФИО2

ФИО1