ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А29-17385/17 от 16.10.2018 АС Республики Коми

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

23 октября 2018 года

Дело № А29-17385/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2018 года. 

Полный текст постановления изготовлен октября 2018 года .

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Немчаниновой М.В.,

судей Великоредчанина О.Б., Черных Л.И. ,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кочуровой М.М.,

при участии в судебном заседании:

представителя Общества – Костина И.Ю., действующего на основании доверенности от 18.12.2017,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью  «ФЕСФАРМ-КОМИ»

на решение  Арбитражного суда Республики Коми от 22.06.2018  по делу № А29-17385/2017, принятое судом в составе судьи Махмутова Н.Ш. ,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью  «ФЕСФАРМ-КОМИ» (ИНН: 1101149190, ОГРН: 1141101002052)

к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми (ИНН: 1101471047, ОГРН: 1021100512355)

опризнании частично незаконным акта комплексной проверки от 09.11.2017,

установил:

общество с ограниченной ответственностью  «ФЕСФАРМ-КОМИ» (далее – ООО «ФЕСФАРМ-КОМИ», Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительным акта комплексной проверки Государственного бюджетного учреждения Республики Коми Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми (далее – Фонд, ответчик) от 09.11.2017 в части требования о возврате 520 684 рублей 19 копеек и 52 068 рублей 42 копеек штрафа.

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 22.06.2018 Обществу в удовлетворении заявленных требований отказано.

ООО «ФЕСФАРМ-КОМИ» с принятым решениемсуда не согласилось, и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Коми от 22.06.2018 отменить и принять по делу новый судебный акт.

Ссылаясь на пункт 7 статьи 35 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 326-ФЗ), статью 313 Трудового кодекса Российской Федерации, Общество считает, что северные надбавки подлежат оплате в полном объеме за счет средств обязательного медицинского страхования (далее – ОМС).

В судебном заседании представитель ООО «ФЕСФАРМ-КОМИ»  поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

В отзыве на апелляционную жалобу Фонд указал на законность принятого судебного акта, в удовлетворении жалобы просит отказать.

Фонд о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя Фонда.

Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Фондом проведена комплексная проверка использования средств обязательного медицинского страхования ООО «ФЕСФАРМ-КОМИ» за  период с 01.10.2015 по 31.12.2016. В ходе проверки Фондом установлено, что Обществом, в том числе допущено нецелевое расходование денежных средств, выразившееся в оплате за счет средств ОМС расходов по заработной плате в части начисления надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, в сумме 520 684 рублей 19 копеек, поскольку организация не является государственным учреждением.

По результатам проверки Обществу, в частности, предложено возвратить в бюджет использованные средства ОМС не по целевому назначению в сумме 520 684 рублей 19 копеек, а также начислен штраф в сумме 10% от суммы использованной не по целевому назначению.

Результаты проверки отражены в акте от 09.11.2017 (т. 1 л.д.18-47).

Не согласившись частично с указанным актом,ООО «ФЕСФАРМ-КОМИ» обжаловало его в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, Арбитражный суд Республики Коми пришел к выводу о том, что расходы по заработной плате, в части начисления надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в сумме 520 684 рублей 19 копеек неправомерно оплачены за счет средств ОМС. 

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя Общества, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

В соответствии с частью 1 статьи 20 Закона № 326-ФЗ медицинские организации имеют право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных Федеральным законом.

Пунктом 5 части 2 статьи 20 Закона № 326-ФЗ предусмотрено, что медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.

Согласно частям 1, 2 статьи 30 Закона № 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования.

Тарифы на оплату медицинской помощи устанавливаются тарифным соглашением между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями.

В соответствии с пунктом 7 статьи 35 Закона № 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.

Как следует из материалов дела, ООО «ФЕСФАРМ-КОМИ» включено в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, на основании лицензии, выданной Министерством здравоохранения Республики Коми.

   Для оплаты медицинской помощи по ОМС Обществом заключены договоры с Фондом и филиалами страховых организаций:

- договор № 60 от 01.03.2016  на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию лицам, получившим полис обязательного медицинского страхования за пределами Республики Коми (в других субъектах РФ), заключенный с Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Республики Коми (т. 1 л.д. 88-95);

- договор № ГМф-25ОС-0089/15 от 01.10.2015 на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, заключенный с Сыктывкарским филиалом АО «Страховая компания «Согаз-Мед» (т. 1 л.д.67-72);

- договор № 62 от 01.10.2015 на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, заключенный с филиалом ООО «РГС-Медицина»- «Росгосстрах-Сыктывкар-Медицина» (т. 1 л.д. 78-84).

Как было указано выше, в ходе проверки использования средств обязательного медицинского страхования Фондом установлено, что Обществом допущено нецелевое расходование средств ОМС по оплате заработной платы в части начисления надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.

Законом РФ от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» установлены государственные гарантии и компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в том числе предусмотрена выплата северной надбавки.

В части 5 статьи 4 Закона РФ от 19.02.1993 № 4520-1 предусмотрено, что гарантии и компенсации, установленные для граждан, работающих в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, осуществляются за счет средств работодателя.

Кроме того, Законом Республики Коми от 31.12.2004 № 78-РЗ «О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, являющихся работниками государственных органов Республики Коми, государственных учреждений Республики Коми» установлены гарантии и компенсации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, являющихся работниками государственных органов Республики Коми, государственных учреждений Республики Коми, в целях возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат в связи с работой и проживанием в неблагоприятных природно-климатических условиях; предоставление указанных гарантий и компенсаций осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Коми.

На основании вышеизложенного, учитывая, что ООО «ФЕСФАРМ-КОМИ» не является государственным учреждением апелляционный суд приходит к выводу о том, что северная надбавка, установленная в соответствии с Законом РФ от 19.02.1993 № 4520-1, относится к расходам работодателя на оплату труда в полном объеме.

В соответствии с частью 1 статьи 72 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об  основах охраны здоровья граждан  в Российской  Федерации»  предусмотрено,  что медицинские и фармацевтические работники имеют право на  основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 313 Трудового кодекса Российской Федерации государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях установлены Трудовым кодексом Российской Федерации, Законом РФ от 19.02.1993 №4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Порядок установления и исчисления трудового стажа, необходимого для получения гарантий и компенсаций, в соответствии со статьей 314 Трудового кодекса, устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом.

Как указывалось выше, Законом РФ от 19.02.1993 № 4520-1 установлены государственные гарантии и компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

До 01.01.2005 статья 11 Закона № 4520-1 предусматривала выплату процентной надбавки к заработной плате молодежи (лицам в возрасте до 30 лет) в полном размере с первого дня работы в указанных районах и местностях, если они прожили в них не менее пяти лет. В настоящее время в указанной статье это положение отсутствует.

Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ в указанное правовое регулирование были внесены изменения, в результате которых норма о выплате процентной надбавки к заработной плате в полном размере с первого дня работы была исключена из статьи 11 Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (пункт 8 статьи 26), а установление размера процентной надбавки и порядок ее выплаты отнесены к компетенции Правительства Российской Федерации (пункт 23 статьи 138), в результате чего для молодежи процентная надбавка стала начисляться в порядке, установленном подпунктом «е» пункта 1 Постановления Совета Министров РСФСР от 22 октября 1990 № 458.

Согласно подпункту «е» пункта 1 указанного Постановления данная надбавка к заработной плате молодежи (в возрасте до 30 лет), прожившей не менее одного года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, вступающей в трудовые отношения после 31.12.2004 устанавливаются в ускоренном порядке в размере 10% за каждые шесть месяцев работы.

Из материалов дела следует, что Фондом установлена неправомерная оплата за счет средств ОМС расходов по заработной плате в части начисления надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям в отношении следующих работников: Токаревой А.С., Сидоренковой М.С., Соколовой Т.А., Земсковой В.А., Игнатовой Е.Г., Тафийчук Н.Н.

Указанные работники вступили в трудовые отношения в 2015 году - Токарева А.С., в 2014 – году Сидоренкова М.С., Игнатова Е.Г., в 2010 году – Соколова Т.А., в 2011 году – Земскова В.А., в 2008 году – Тафийчук Н.Н. (т. 2 л.д. 24, 34, 45, 54, 67, 79). 

Учитывая вышеизложенное, апелляционный суд приходит к выводу о том, что указанные работники имеют право на получение процентной надбавки к заработной плате за счет средств работодателя в льготном порядке, предусмотренном Постановлением № 458.

Довод заявителя о том, что работники являются молодыми специалистами (до 30 лет), на 31.12.2004 проживали в районах Крайнего Севера не менее 5 лет и им до трудоустройства в ООО «ФЕСФАРМ-КОМИ» (по предыдущему месту работы) выплачивалась северная надбавка в полном размере, отклоняется апелляционным судом, поскольку в период до вступления в силу Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ (01.01.2005), вышеуказанные работники в трудовые отношения не вступили, то есть не имели трудового стажа. Доказательств обратного Обществом в материалы дела не представлено.

 Следовательно, основания для выплаты северной надбавки в полном размере с первого дня работы (в порядке, действующем до 01.01.2005) в рассматриваемом случае, отсутствуют.

Вышеуказанные работники приобрели право на получение северной надбавки после 01.01.2005, а потому положения Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ не могут расцениваться как нарушающие принцип равенства и право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал Обществу в удовлетворении требований о признании недействительными акта Фонда от 09.11.2017 в оспариваемой части.

Учитывая изложенное, апелляционная жалоба Общества удовлетворению не подлежит.

Второй арбитражный апелляционный суд признает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права, а также с учетом фактических обстоятельств дела.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.

Руководствуясь статьями 258, 268 пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение  Арбитражного суда Республики Коми от 22.06.2018  по делу № А29-17385/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью  «ФЕСФАРМ-КОМИ»  – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.

Председательствующий              

М.В. Немчанинова

Судьи

О.Б. Великоредчанин

Л.И. Черных