ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А29-2014/2009 от 27.05.2009 АС Волго-Вятского округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

603082, Нижний Новгород, Кремль, 4, http://fasvvo.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород

Дело № А29-2014/2009

27 мая 2009 года

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Радченковой Н.Ш.,

судей Базилевой Т.В., Евтеевой М.Ю.

без участия представителей сторон

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя – общества с ограниченной ответственностью «Магазин деликатесов»

на решение Арбитражного суда Республики Коми от 02.04.2009,

принятое судьей Князевой А.А.,

по делу № А29-2014/2009

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Магазин деликатесов»

о признании незаконным и об отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Сыктывкару о привлечении к административной ответственности

и у с т а н о в и л :

общество с ограниченной ответственностью «Магазин деликатесов» (далее – ООО «Магазин деликатесов», Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Сыктывкару (далее – Инспекция, административный орган) от 11.03.2009 № 19-05/000092 о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 02.04.2009 в удовлетворении заявленного требования Обществу отказано.

В апелляционном суде дело не рассматривалось.

ООО «Магазин деликатесов» не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Ссылаясь на статью 1.5, часть 3 статьи 14.16, статьи 19.7, 26.10 КоАП РФ, статью 10.2, пункт 2 статьи 16, статью 26 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и пункты 2, 12, 139 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55, заявитель жалобы считает, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в части 3 статьи 14.16 КоАП РФ, поскольку все необходимые документы во время реализации алкогольной продукции у Общества имелись.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.

Законность принятых Арбитражным судом Республики Коми решения проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 03.03.2009 Инспекция провела проверку соблюдения законодательства в области оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции в принадлежащем ООО «Магазин деликатесов» магазине «Бутик деликатесов», расположенной по адресу: <...>, и установила факт отсутствия документов, подтверждающих легальность производства и оборота алкогольной продукции (сертификат соответствия и разделы «А» и «Б» справки к грузовой таможенной декларации) на три бутылки вина виноградного натурального красного сухого особого «Финка ФИО1 Тем-пранильо»; товарно-транспортные накладные на восемь бутылок вина виноградного натурального сухого красного «Санта Марина Танна», на пять бутылок вина виноградного натурального сухого «Санта Марина Мерло» и на пять бутылок вина виноградного натурального сухого белого «ФИО2 Блан».

Названные документы Общество представило 04.03.2009.

Усмотрев в действиях ООО «Магазин деликатесов» состав административного правонарушения, предусмотренного в части 3 статьи 14.16 КоАП, административный орган составил протокол об административном правонарушении от 04.03.2009 № 19-05/00092 и вынес постановление от 11.03.2009 № 19-05/000092 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

Общество не согласилось с данным постановлением и обжаловало его в арбитражный суд.

Руководствуясь статьей 2.9, частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 10.2, пунктом 2 статьи 16, пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее - Федеральный закон № 171-ФЗ), пунктами 12, 139 Правил продажи отельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55, и пунктами 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», Арбитражный суд Республики Коми пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения и не усмотрел оснований для признания его малозначительным, в связи с чем отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.

Согласно статьям 16 и 26 Федерального закона № 171-ФЗ запрещается оборот (в том числе розничная купля-продажа) алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, подтверждающих легальность такой продукции, и без сертификатов соответствия.

К документам, удостоверяющим легальность алкогольной и спиртосодержащей продукции, в силу статьи 10.2 названного Федерального закона, относятся в том числе товарно-транспортная накладная и справка, прилагаемая к грузовой таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции).

В пункте 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55 (далее - Правила), определено, что при продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя, по его требованию, с одним из следующих документов: сертификатом или декларацией о соответствии; копией сертификата, заверенной держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат; товарно-сопроводительными документами, оформленными изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащими по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям.

В силу пункта 139 Правил на продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь следующие сопроводительные документы: товарно-транспортную накладную; копию справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции; копию справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации.

Таким образом, документы на алкогольную продукцию, в том числе сертификаты соответствия, справки, прилагаемые к грузовой таможенной декларации, подтверждающие легальность оборота продукции и законность ее прохождения от организации-производителя до потребителя, должны находиться непосредственно в торговой точке и быть готовыми к предъявлению по первому требованию как покупателя, так и контролирующего органа.

В случае непредъявления в момент проверки документов, подтверждающих легальность оборота алкогольной продукции (которые фактически имелись), и представления их продавцом ко времени рассмотрения дела об административном правонарушении его действия квалифицируются по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ.

Факт совершения Обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в части 3 статьи 14.16 КоАП РФ, судом установлен и материалами дела подтвержден.

С учетом изложенного Арбитражный суд Республики Коми правомерно отказал ООО «Магазин деликатесов» в удовлетворении заявленного требования.

Переоценка установленных судом фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

Нормы материального права Арбитражный суд Республики Коми применил правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями к отмене принятого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.

Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Коми от 02.04.2009 по делу № А29-2014/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Магазин деликатесов» - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Н.Ш. Радченкова

Судьи

Т.В. Базилева

М.Ю. Евтеева