ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А29-2396/2023 от 11.12.2023 АС Волго-Вятского округа

195/2023-156133(1)



АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082 

 http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции 

Нижний Новгород Дело № А29-2396/2023  14 декабря 2023 года 

(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 11.12.2023.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Александровой О.В., Забурдаевой И.Л.,

при участии представителя
от истца: ФИО1 (доверенность от 02.09.2022)

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми 

на решение Арбитражного суда Республики Коми от 11.06.2023 и

на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 23.08.2023  по делу № А29-2396/2023, 

по заявлению публичного акционерного общества «Т Плюс»
(ОГРН: <***>, ИНН: <***>)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми  о признании незаконными решения и предписания, 

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, –  общество с ограниченной ответственностью «СеверСтройТехнология», индивидуальный  предприниматель ФИО2, ФИО3, 

и у с т а н о в и л :

публичное акционерное общество «Т Плюс» (далее – Общество) обратилось в  Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконными решения  Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Управление, антимонопольный орган) от 10.01.2023 № 011/07/3-1168/2022 и предписания  от 10.01.2023 № 011/07/3-1168/2022. 


К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных  требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной  ответственностью «СеверСтройТехнология», индивидуальный предприниматель Баев  Александр Владимирович, Артющенко Илья Валерьевич. 

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 11.06.2023, оставленным без  изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 23.08.2023,  заявленное требование удовлетворено. 

Не согласившись с принятыми судебными актами, Управление обратилось в  Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой. 

Заявитель жалобы ссылается на незаконность и необоснованность принятых по делу  судебных актов, указывает, что требование о наличии действующей лицензии МЧС РФ  предъявляется и к участнику закупки (подрядчику), и к привлекаемому им субподрядчику  на стадии подачи заявки. Документация не содержит положений о том, что указанное  требование является условием исполнения договора, заключаемого по результатам  процедуры закупки. Кроме того, из документации не следует, что требование о наличии  действующей лицензии МЧС РФ предъявлено к подрядчику, которым может являться как  участник закупки, так и субподрядчик, а не к участнику закупки. По мнению Управления,  оспариваемые решение и предписание являются законными и обоснованными. 

Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.

Общество в отзыве отклонило доводы заявителя жалобы. 

Законность принятых Арбитражным судом Республики Коми и Вторым  арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным  судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). 

Как следует из материалов дела, в Управление 23.12.2022 поступила жалоба  ФИО3 на действия Общества при проведении открытого запроса предложений  на право заключения договора на выполнение работ по текущему ремонту здания ЦВК по  ул. Заводская для нужд Ухтинских тепловых сетей – Филиала «Коми» ПАО «Т Плюс». В  жалобе указано, что закупочная комиссия Общества признала заявку ООО  «СеверСтройТехнология» соответствующей требованиям документации о закупке и  приняла решение о признании его победителем при отсутствии у названной организации  действующей лицензии МЧС РФ, внесенной в реестр лицензий. 

Решением Управления от 10.01.2023 № 01-119/211 Общество признано нарушившим  требования части 6 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, пунктов 4.6.9, 4.6.10 Положения о закупках,  подпункта «е» пункта 5.7.4 Инструкции по проведению закупочных процедур, подпункта  «е» пункта 4.8.2.1, пункта 4.9.1 закупочной документации в части предъявления к  участнику закупки (ООО «СеверСтройТехнология») иного требования, которое не указано  в закупочной документации (несоответствие установленному закупочной документацией  требованию о наличии лицензии МЧС РФ), принятия решения, оформленного протоколом  заседания закупочной комиссии филиала «Коми» ПАО «Т Плюс» от 20.12.2022 №  228/2023, о признании заявки ООО «СеверСтройТехнология» соответствующей  требованиям закупочной документации, признании победителем закупки. 

По результатам рассмотрения жалобы решением Управления от 10.01.2023

 № 01-119/211 жалоба ФИО3 на действия Общества признана обоснованной.  Управление выдало Обществу предписание от 10.01.2023 № 01-119/212. 

Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании  недействительным решения и предписания Управления. 

Руководствуясь положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О  закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон 


№ 223-ФЗ), Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных  видов деятельности», Положением о лицензировании деятельности по монтажу,  техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности  зданий и сооружений, утвержденным Постановлением Правительства Российской  Федерации от 28.07.2020 № 1128 (далее – Положение № 1128), Арбитражный суд  Республики Коми пришел к выводу, что оспариваемое решение является незаконным, не  соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы  Общества, и удовлетворил заявленное требование. 

Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой  инстанции и оставил его решение без изменения. 

Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не  нашел правовых оснований для ее удовлетворения. 

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ,  пунктом 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации  и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых  вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской  Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными  ненормативных правовых актов государственных органов необходимо наличие двух  обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому  акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя. 

В силу части 1 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ по правилам настоящей статьи  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического  лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или  аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по  результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным  в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а  также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от  18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических  лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством  Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для  обеспечения государственных и муниципальных нужд. 

Согласно части 17 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ при рассмотрении жалобы по  существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия  (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или  аукционной комиссии. В случае если в ходе рассмотрения жалобы комиссией  антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии)  организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной  комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех  выявленных нарушений. 

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного  органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в  случае, если жалоба признана обоснованной, принимает решение о необходимости выдачи  предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Закона (часть 20  статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ). 

В части 13 статьи 3 Закона № 223-ФЗ установлено, что рассмотрение жалобы  антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими  предмет обжалования. 

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией  Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим 


Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными  правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и  утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами,  регламентирующими правила закупки (часть 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ). 

В силу части 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ положение о закупке является документом,  который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать  требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной  (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным  поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены,  устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику  (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, определения и обоснования цены  единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора,  порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2  статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок  заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки  положения. 

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими  принципами: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных  ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 части 1 статьи 3  Закона № 223-ФЗ). 

Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о  конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять  к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям  исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие  в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.  Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам,  услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и  сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в  равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам,  услугам, к условиям исполнения договора (часть 6 статьи 3 Закона о закупках). 

Закупочная деятельность Общества регламентируется Положением о закупках,  утвержденным решением Общества от 19.09.2022 № 134 (далее – Положение). 

В приложении № 1 к Положению даны определения следующих понятий:

- поставщик, исполнитель, подрядчик – любое юридическое или физическое лицо, в  том числе индивидуальный предприниматель, или несколько лиц, выступающих на стороне  поставщика, исполнителя, подрядчика, способные на законных основаниях поставить  требуемые товары, выполнить требуемые работы, оказать требуемые услуги (пункт 1.45); 

- участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических  лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения  капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на  стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или  несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника  закупки. При использовании термина для описания порядка проведения конкретной  закупки термин «участник закупки» может конкретизироваться: «участник конкурса»,  «участник аукциона», «участник запроса предложений», «участник запроса цен»,  «участник конкурентных переговоров (пункт 1.61). 

В пункте 8.5 технического задания техническое задание, являющегося неотъемлемой  частью закупочной документации, установлено требование к подрядчику – наличие 


действующей лицензии МЧС РФ, внесенной записью в реестр лицензий, на осуществление  деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения  пожарной безопасности зданий и сооружений (далее – лицензия МЧС РФ) с перечнем,  включающим следующие работы: монтаж, техническое обслуживание и ремонт  заполнений проемов в противопожарных преградах; монтаж, техническое обслуживание и  ремонт противопожарных занавесов и завес, включая диспетчеризацию и проведение  пусконаладочных работ. 

В соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от  04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по  монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной  безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию. 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 № 1128  утверждено Положение о лицензировании деятельности по монтажу, техническому  обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и  сооружений (далее – Положение № 1128). 

Приложением к Положению № 1128 утвержден перечень работ и услуг,  составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств  обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. В данный перечень включены  следующие работы: монтаж, техническое обслуживание и ремонт противопожарных  занавесов и завес, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ (пункт  7); монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных  преградах (пункт 8). 

Суды установили и из материалов дела следует, что в пункте 8.8 технического  задания указано на то, что не менее 80 процентов общего объема работ участнику закупки  следует выполнить собственными силами. Работы, требующие наличия соответствующей  лицензии, а именно работы по установке четырех противопожарных дверей, не являются  самостоятельным предметом закупки, их доля от общего объема работ не превышает 20  процентов и составляет 3 процента. 

Пунктами 4.5.3.1, 4.5.3.4 закупочной документации, утвержденной 16.11.2022,  установлено, что генеральный подрядчик должен доказать организатору закупки, что  каждый из привлекаемых им субподрядчиков: осведомлен о привлечении его в качестве  субподрядчика, согласен с выделяемым ему перечнем, объемами, сроками и стоимостью  выполнения работ, отвечает требованиям документации о закупке; генеральный подрядчик  готовит заявку с учетом следующих дополнительных требований: в заявку включается  письмо от имени каждого соисполнителя, подтверждающего его согласие на привлечение в  качестве соисполнителя; заявка должна включать сведения, подтверждающие соответствие  каждого субподрядчика установленным требованиям либо сведения, подтверждающие  соответствие каждого субподрядчика установленным требованиям в части, необходимой  для исполнения договора согласно сведениям о распределении объемов работ между  генеральным подрядчиком и субподрядчиками; заявка должна включать сведения о  распределении объемов работ между генеральным подрядчиком и субподрядчиками по  установленной форме. 

В приложении № 3 к закупочной документации установлены требования к  участникам закупки (заявке на участие в закупке), в приложении № 4 – к документам,  необходимым для включения в заявку. 

Предъявление Обществу требования о наличии у подрядчика лицензии по монтажу,  техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности  зданий и сооружений обусловлено особенностью закупки, которая включает  необходимость проведения работ, подлежащих лицензированию. Данное требование 


предъявляется к подрядчику, то есть к любому лицу, выполняющему соответствующие  работы. Им может быть как победитель закупки, так и привлеченное иное лицо  (субподрядчик). Комиссией филиала «Коми» ПАО «Т Плюс» не предъявлялось ООО  «СеверСтройТехнология» иное требование, которое не указано в закупочной  документации, вследствие чего решение, оформленное протоколом заседания закупочной  комиссии филиала «Коми» ПАО «Т Плюс» от 20.12.2022 № 228/2023, о признании заявки  ООО «СеверСтройТехнология» соответствующей требованиям закупочной документации и  признании данного общества победителем закупки является правомерным. 

Исследовав и оценив в совокупности и взаимосвязи все представленные в материалы  дела доказательства с установленными по делу фактическими обстоятельствами по  правилам статьи 71 АПК РФ, суды пришли к верному выводу об отсутствии оснований для  выдачи Обществу оспариваемых решения и предписания Управления и признали их  недействительными. 

Выводы судов основаны на материалах дела и не противоречат им.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в  судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов  судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических  обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда  кассационной инстанции. 

Нормы материального права применены судом первой и апелляционной инстанции  правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального  права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для  отмены принятого судебного акта. 

Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной  жалобы не рассматривался, так как на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового  кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной  пошлины. 

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа 

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Коми от 11.06.2023 и постановление Второго  арбитражного апелляционного суда от 23.08.2023 по делу № А29-2396/2023 оставить без  изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по  Республике Коми – без удовлетворения. 

 Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть  обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не  превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье  291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

 Председательствующий  Н.Ш. Радченкова

Судьи  О.В. Александрова

И.Л. Забурдаева