ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А29-2913/2021 от 16.12.2021 АС Волго-Вятского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082

http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород

Дело № А29-2913/2021

21 декабря 2021 года

Резолютивная часть объявлена 16.12.2021.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Кислицына Е.Г.,

судей Голубевой О.Н., Камановой М.Н.

при участии представителя

от администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар»:

ФИО1 (доверенность от 13.01.2021 № 04/502)

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар»

на решение Арбитражного суда Республики Коми от 09.07.2021 и

на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 06.10.2021

по делу № А29-2913/2021

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Пригородный»

(ОГРН: <***>; ИНН: <***>)

о признании незаконными действий Администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» по отказу в выдаче разрешения на размещение подъездной дороги, выраженному в письме от 19.01.2021 № 78/226546, и об обязании устранить допущенные нарушения

и у с т а н о в и л :

общество с ограниченной ответственностью «Пригородный» (далее – ООО «Пригородный») обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с уточненным заявлением о признании незаконными действий администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» (далее – Администрация) по отказу в выдаче разрешения на размещение подъездной дороги к земельному участку с кадастровым номером 11:05:0104002:1027, выраженному в письме от 19.01.2021 № 78/226546, и об обязании устранить допущенные нарушения.

Заявленные требования основаны на статье 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации и мотивированы тем, что отказ в предоставлении разрешения на размещение проезда в границах кадастрового квартала 11:05:0104002 является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя.

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 09.07.2021, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 06.10.2021, заявленные требования удовлетворены. Суды пришли к выводу об отсутствии у Администрации оснований для отказа в выдаче разрешения на использование находящегося в муниципальной собственности земельного участка, расположенного в кадастровом квартале 11:05:0104002, для организации подъездной дороги к земельному участку с кадастровым номером 11:05:0104002:1027.

Не согласившись с решением и постановлением, Администрация обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые судебные акты вследствие нарушения норм материального и процессуального права.

Заявитель настаивает, что в исковом заявлении указана иная цель использования земельного участка (для организации проезда, а также для обеспечения доступа к смежным земельным участкам для размещения подъездной дороги) нежели в поданном в Администрацию заявлении от 25.12.2020. В пределах города дорожное покрытие проезжих частей улиц, дорог, площадей и проездов должно иметь твердую дорожную одежду, к которой предъявляются определенные требования по прочности, а также покрытия должны быть ровными, шероховатыми и беспыльными. Для организации подъездной дороги к земельному участку с кадастровым номером 11:05:0104002:1027 с целью осуществления хозяйственной деятельности требуется проведение строительных работ: устройство земляного полотна, обочин, покрытия, проведение работ по строительству дренажа для отвода воды. Следовательно, указанные виды работ предполагают оформление разрешения на строительство. Необходимость выдачи разрешения на строительство подъездной дороги либо отсутствие необходимости получения разрешения может быть определено на основании проектной документации. В представленном заявителем пакете документов проектная документация отсутствовала, в связи с чем принять решение о выдаче разрешения земельного участка не представлялось возможным.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Представитель Общества в отзыве на кассационную жалобу не согласился с доводами заявителя и просил оставить решение и постановление без изменения.

Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, не обеспечило явку представителя в кассационную инстанцию.

Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя Администрации, окружной суд не нашел оснований для отмены принятых судебных актов в силу следующего.

Как видно из документов и установил суд, ООО «Пригородный» по состоянию на 16.12.2020 являлось собственником земельного участка с кадастровым номером 11:05:0104002:1027, расположенного на землях населенного пункта, с разрешенным видом использования «для ведения личного подсобного хозяйства», площадью 84 352 квадратных метра.

Данный земельный участок обеспечивает доступ к земельным участкам, имеющим кадастровые номера: 11:05:0104002:1045, 11:05:0104002:1044, 11:05:0104002:1041, 11:05:0104002:1038, 11:05:0104002:1035, 11:05:0104002:1032, 11:05:0104002:1029, 11:05:0104002:1046, 11:05:0104002:1049, 11:05:0104002:1052, 11:05:0104002:1055, 11:05:0104002:1058, 11:05:0104002:1060, 11:05:0104002:1063, 11:05:0104002:1066, 11:05:0104002:1069, 11:05:0104002:1068, 11:05:0104002:930, 11:05:0104002:1095.

Общество 25.12.2020 обратилось в Администрацию с заявлением о выдаче разрешения на использование находящегося в муниципальной собственности смежного земельного участка, расположенного в кадастровом квартале 11:05:0104002, для организации подъездной дороги к земельному участку с кадастровым номером 11:05:0104002:1027, принадлежащему на праве собственности ООО «Пригородный».

Администрация письмом от 19.01.2021 № 78/226546 отказала в выдаче разрешения на использование находящегося в муниципальной собственности земельного участка, расположенного в кадастровом квартале 11:05:0104002, для организации подъездной дороги к земельному участку с кадастровым номером 11:05:0104002:1027, сославшись на пункт 2.6 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности МО ГО «Сыктывкар», без предоставления земельных участков и установления сервитута», утвержденного постановлением администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» от 29.12.2015 № 12/3997 (далее - Административный регламент).

Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, посчитав, что отказ Администрации является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя.

В соответствии с частью 1 статьи 198 и частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании незаконным решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствия его закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения таким решением гражданских прав и охраняемых законом интересов заявителя.

В статье 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута (публичного) в целях размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации (подпункт 6 пункта 1).

Виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

К таковым, в частности, отнесены проезды, в том числе вдольтрассовые, и подъездные дороги, для размещения которых не требуется получение разрешения на строительство (пункт 12).

Постановлением Правительства Республики Коми от 24.06.2015 № 280 утвержден Порядок и условия размещения на территории Республики Коми объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления таких земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (далее – Порядок № 280).

В пункте 2 Порядка указано, что заинтересованное в размещении объекта физическое или юридическое лицо либо представитель заявителя обращается в уполномоченный орган по месту предполагаемого размещения объекта с заявлением лично либо через организацию почтовой связи, иную организацию, осуществляющую доставку корреспонденции, либо в форме электронного документа.

Сведения, подлежащие указанию в заявлении, отражены в пункте 3 Порядка № 280.

В соответствии с пунктом 4 Порядка № 280 к заявлению прилагаются:

а) копии документов, удостоверяющих личность заявителя и представителя заявителя, и документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя, в случае если заявление подается представителем заявителя;

б) схема границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории с указанием координат характерных точек границ территории в случае, если планируется использовать земли или часть земельного участка (с использованием системы координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости);

в) документы, подтверждающие основания для использования земель или земельного участка в целях размещения объектов, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300.

Аналогичная норма содержится в пункте 2.6 Административного регламента.

Согласно пункту 10 Порядка № 280 отказ в использовании земель или земельного участка принимается в случае, если:

а) заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 3–5 настоящих Порядка и условий;

б) в заявлении указаны цели использования земель или земельного участка, не соответствующие размещению объектов, виды которых установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300.

Аналогичная норма содержится в пункте 2.10.2 Административного регламента.

Суды первой и апелляционной инстанции установили, что заявление, поданное ООО «Пригородный», соответствует требованиям, изложенным в пунктах 3 – 5 Порядка № 280, пункте 2.6 Административного регламента; заявленная ООО «Пригородный» цель использования земельного участка – для организации проезда, не противоречит целям, указанным в Перечне № 1300.

Администрация в оспариваемом отказе указала на необходимость представления проектной документации на строительство дороги.

Между тем пункт 10 Порядка № 280 и пункт 2.10.2 Административного регламента содержат исчерпывающий перечень оснований, при которых может быть принято решение об отказе в выдаче соответствующего разрешения. Данный перечень расширительному толкованию не подлежит.

Как указывалось ранее, подпунктом «в» пункта 4 Порядка № 280 предусмотрена обязанность заявителя представить документы, подтверждающие основания для использования земель или земельного участка в целях размещения объектов, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300.

Проектная документация на автомобильную дорогу по смыслу подпункта «в» пункта 4 Порядка № 280 к таким документам не относится.

При этом в пункте 2.8 Административного регламента указано на запрет Администрации требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальной услуги.

Довод заявителя о том, что организация проезда невозможна без получения разрешения на строительство, несостоятелен.

Как верно указали суды, постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 1816 утвержден Перечень случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство. В соответствии с данным нормативным актом не требуется разрешение на строительство автомобильных дорог 4 и 5 категории, а также подготовка документации по планировке территории при строительстве таких дорог в границах полосы отвода автомобильных дорог подъездов, съездов и примыканий, в том числе переходно-скоростных полос, к объектам дорожного сервиса и (или) автомобильных дорог.

В соответствии с частью 18 статьи 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» классификация автомобильных дорог и их отнесение к категориям автомобильных дорог (первой, второй, третьей, четвертой, пятой категориям) осуществляются в зависимости от транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Администрация в апелляционной жалобе, сославшись на НЦС 81-02-08-2021. Укрупненные нормативы цены строительства. Сборник № 08. Автомобильные дороги, утвержденные приказом Минстроя России от 11.03.2021 № 130/пр, указала, что автомобильные дороги 4 и 5 категории могут иметь асфальтобетонное покрытие.

Таким образом, ООО «Пригородный» вправе осуществить в пределах города строительство автомобильной дороги 4 и 5 категории без получения разрешения на строительство.

В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций правомерно признали отказ Администрации незаконным и обязали уполномоченный орган выдать разрешение.

Ссылка заявителя на то, что в исковом заявлении указана иная цель использования земельного участка (для организации проезда, а также для обеспечения доступа к смежным земельным участкам для размещения подъездной дороги) нежели в поданном в Администрацию заявлении от 25.12.2020 подлежит отклонению, поскольку это не повлияло на правильность принятого судебного акта.

Приведенные в кассационной жалобе доводы направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационных жалобах доводам не имеется.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения и постановления, не установлено.

Суд округа не рассматривал вопрос о распределении государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы, поскольку в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Коми от 09.07.2021 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 06.10.2021 по делу № А29-2913/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий

Е.Г. Кислицын

Судьи

О.Н. Голубева

М.Н. Каманова