ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А29-3550/19 от 12.08.2019 АС Республики Коми

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

Дело № А29-3550/2019

12 августа 2019 года

Второй арбитражный апелляционный суд в составе судьи Дьяконовой Т.М.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления городского хозяйства и благоустройства администрации МОГО «Воркута»

на решение Арбитражного суда Республики Коми от 31.05.2019 по делу № А29-3550/2019, рассмотренному в порядке упрощенного производства судьей Сусловым М.О.,

по иску Управление городского хозяйства и благоустройства администрации МОГО «Воркута» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

к обществу с ограниченной ответственностью  «Воркутагортранс» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>),

о взыскании штрафа,

установил:

Управление городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа «Воркута» (далее – истец, Управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Воркутагортранс» (далее – ответчик, ООО «Воркутагортранс») о взыскании 1000 руб. штрафа за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту от 31.12.2018 № 0307300001818000588-0176476-01.

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 31.05.2019 в удовлетворении иска отказано.

Истец, не согласившись с принятым решением, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт о взыскании штрафа.

По мнению заявителя, суд при вынесении решения неверно дал оценку всем обстоятельствам, которые необходимо учитывать при разрешении вопроса о взыскании штрафа за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту, а также неверно применил нормы материального права.

Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 31.12.2018 между Управлением (заказчик) и ООО «Воркутагортранс» (исполнитель) заключен контракт № 0307300001818000588-0176476-01 на выполнение работ по осуществлению регулярных пассажирских перевозок по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам № 102, 22, 27, 9 на территории муниципального образования городского округа «Воркута», по условиям которого заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательство выполнить работы по осуществлению регулярных пассажирских перевозок по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам № 102, 22, 27, 9 на территории муниципального образования городского округа «Воркута», а заказчик обязуется оплатить выполненные работы в соответствии с условиями контракта.

В силу пункта 1.2 контратака исполнитель обязуется выполнять работы в соответствии с условиями контракта, технического задания на выполнение работ по осуществлению регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам МО ГО «Воркута» Республики Коми (приложение № 1 к контракту), режимом работы транспортных средств по муниципальному маршруту регулярных перевозок (приложение № 2 к контракту), схемой маршрута регулярных перевозок (приложение № 3 к контракту) и утвержденным с заказчиком расписанием движения транспортных средств на муниципальных маршрутах.

В соответствии с пунктом 4.4.5 контракта при обнаружении нарушения условий данного контракта исполнителем заказчик вправе составить акты линейного контроля, выдать уведомления об устранении выявленных нарушений с установлением сроков их устранения. В случаях, когда работы выполнены исполнителем с отступлениями от условий данного контракта, снизившим качество выполненных работ, или с иными недостатками, которые делают работы не пригодными для предусмотренного данным контрактом использования, заказчик вправе по своему выбору потребовать от исполнителя безвозмездного устранения недостатков, соразмерного уменьшения установленной за работы цены (в случае, когда не проводился аукцион, на право заключить Контракт в соответствии с частью 23 статьи 68 Федерального закона №44-ФЗ); возмещения своих расходов на устранение недостатков). При обнаружении нарушений, наличии обоснованных обращений пассажиров, заказчик вправе применять в установленном порядке меры ответственности за нарушение обязательств в соответствии с условиями контракта (пункт 4.4.6 контракта).

 Разделом 6 контракта предусмотрен порядок осуществления контроля его исполнения, согласно которому контроль может осуществляется посредством линейного контроля, путем фактической проверки на маршруте соответствия работы общественного пассажирского транспорта условиям, предусмотренным в контракте. Линейный контроль осуществляется специалистами, представителями заказчика. Контроль на линии за работой общественного пассажирского транспорта предусматривает проверки: соблюдения расписания; за работой транспортных средств исполнителя на линии, их преждевременными сходами, возвратами, простоями по техническим и другим причинам; за соответствием экипировки и санитарного состояния транспортного средства установленным нормам, информирования пассажиров о перевозочном процессе со звуковым сопровождением; за соблюдением схем движения транспортных средств по маршруту; иных условий контракта, за исключением условий, проверка которых отнесена в соответствии с действующим законодательством к полномочиям органов государственного транспортного контроля (пункты 6.1-6.2.3 контракта).

Согласно пунктам 6.2.4 – 6.2.6 контракта исполнитель обязан обеспечить на безвозмездной основе допуск лиц, указанных в пункте 6.2.2 контракта, в транспортное средство на остановочных пунктах маршрута и предоставление им необходимых для проведения контроля документов. Выявленные нарушения фиксируются лицом, осуществляющим линейный контроль, в документах, указанных в пункте 4.4.5 контракта. Информация о выявленных при линейном контроле нарушениях направляется заказчиком исполнителю и является основанием для применения заказчиком мер ответственности за нарушение обязательств по контракту.

Пунктом 8.2 контракта предусмотрено, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения исполнителем обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке: 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно); 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно); 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно); 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

В соответствии с приложением № 2 к контракту (л.д. 19) в части режима работы транспортных средств по муниципальному маршруту регулярных перевозок № 22 (бул. ФИО1 – ж/д Вокзал) протяженностью 14 км, предусмотрено, что в период времени с 16.00 до 17.00 исполнитель обязан обеспечить 9 рейсов с остановки «ж/д.Вокзал», при этом общее количество транспортных средств, обслуживающих данный маршрут должно быть 6.

В результате проверки комиссией в составе ведущего инженера отдела транспорта, дорожной деятельности, благоустройства и экологии Управления и заместителя начальника данного отдела Управления установлено, что в период времени с 16:00 до 16:45 по маршруту №22 с остановки «ж/д вокзал» вышло 7 автобусов со следующими регистрационными знаками: p129ec11 в 16:05, p127ec11 в 16:09, p124ec11 в 16:14, p128ec11 в 16:20, p130ec11 в 16:29, p123ec11 в 16:32, р131ее11 в 16:41.

Результаты проверки отражены в акте проверки от 20.02.2019 №9 (л.д. 24). В акте указано, что ООО «Воркутагортранс», выпуская на муниципальный маршрут № 22 семь автобусов, нарушает условия технического задания, являющегося неотъемлемой частью контракта.

 В претензии от 22.02.2019 №1129 об устранении нарушений условий контракта Управление указало, что согласно акту от 20.02.2019 №9 представителями отдела транспорта, дорожной деятельности, благоустройства и экологии Управления по муниципальному маршруту №22 был выявлен повторный факт превышения рейсов, предусмотренных расписанием движения, техническим заданием контракта, что в силу пункта 8.2 контракта является основанием для уплаты штрафа в сумме 1000 руб.

Неисполнение ответчиком требований претензии об уплате штрафа послужило основанием для обращения истца в Арбитражный суд Республики Коми.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.

Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если названным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.

В силу статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

В соответствии с пунктом 1 статьи 786 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.

На основании статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием вещи должника, поручительством, независимой гарантией, задатком, обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором.

Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 8 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В рассматриваемом случае истец, начисляя штраф в соответствии с пунктом 8.2 контракта и требуя его оплаты от ответчика, ссылается на выявление повторного факта превышения рейсов маршрута № 22 – 7 автобусов на маршруте вместо 6.

В подтверждение в материалы дела представлен акт от 20.02.2019.

Суд первой инстанции рассмотрел требования истца, дал надлежащую правовую оценку представленным доказательствам, доводам сторон и правомерно пришел к выводу о том, что истцом не доказано вменяемое ответчику правонарушение.

Основания для переоценки данных выводов у суда апелляционной инстанции отсутствуют.

Апелляционная жалоба полностью дублирует исковое заявление.

Возражения на выводы суда первой инстанции истцом не заявлены.

Учитывая изложенное, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Республики Коми от 31.05.2019 по делу № А29-3550/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления городского хозяйства и благоустройства администрации МОГО «Воркута» – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Республики Коми только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного суда Российской Федерации (часть 1 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Кассационная жалоба подается непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации.

Судья                              

Т.М. Дьяконова