ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А29-411/20 от 03.03.2021 АС Республики Коми

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082

http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород

Дело № А29-411/2020

09 марта 2021 года

(дата изготовления постановления в полном объеме).

Резолютивная часть постановления объявлена 03.03.2021.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Шутиковой Т.В. ,

судей Бердникова О.Е., Шемякиной О.А.

без участия представителей

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми                       «Коми республиканский перинатальный центр»

на решение Арбитражного суда Республики Коми от 07.08.2020  и

на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 06.11.2020     

по делу № А29-411/2020

по заявлению государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми «Коми республиканский перинатальный центр»  

(ИНН: 1101487382, ОГРН: 1021100510419)

о признании незаконным акта государственного бюджетного учреждения Республики                Коми «Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики                  Коми» (ИНН: 1101471047, ОГРН: 1021100512355)

и   у с т а н о в и л :

государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Коми «Коми республиканский перинатальный центр» (далее – ГБУЗ РК «Коми РПЦ», Центр) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительным акта государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми» (далее – Фонд) от 22.10.2019 в части признания нецелевыми расходов на возмещение затрат на служебные командировки (суточные и проживание) в сумме 187 632 рублей.

            Решением Арбитражного суда Республики Коми от 07.08.2020 в удовлетворении заявленного требования отказано.

Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 06.11.2020 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.  

Центр не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, Фонд не доказал факт нецелевого использования Центром денежных средств обязательного медицинского страхования (далее – ОМС) в спорной сумме. Заявитель указывает, что  структура тарифа на оплату медицинской помощи в рамках ОМС включает, в том числе, расходы медицинской организации, необходимые для обеспечения ее деятельности в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги). Суды не учли, что повышение квалификации медицинских работников является обязанностью медицинской организации и направление данных работников в служебные командировки с целью повышения их квалификации и несение соответствующих расходов не может являться нецелевым расходованием денежных средств. Документы, определяющие условия использования средств ОМС по возмещению расходов работников, связанных со служебными командировками, не содержат ограничений по размеру выплат по найму жилого помещения и суточных за счет средств ОМС, а направление медицинских работников осуществлено в рамках оказания медицинской помощи и в пределах выделенных средств ОМС.        

Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.

Фонд в отзыве на кассационную жалобу возразил относительно приведенных в ней доводов, просил оставить жалобу без удовлетворения.

   Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, в связи с чем на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена без их участия.

Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, Фонд провел комплексную проверку использования Центром средств ОМС, полученных в рамках выполнения Территориальной программы  ОМС, за период с 01.01.2017 по 31.12.2018, по результатам которой составил акт от 22.10.2019.

            В ходе проверки установлено нецелевое использование Центром средств ОМС, в частности, при возмещении расходов на служебные командировки работников в г. Москву и г. Санкт-Петербург с превышением их размеров (в части суточных и по найму жилого помещения), установленных пунктом 1 постановления Правительства Республики Коми от 11.03.2010 № 46 «О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств республиканского бюджета Республики Коми», в сумме 187 632 рублей.

   Центр не согласился с выводом Фонда о нецелевом использовании средств ОМС в размере 187 632 рублей и обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Руководствуясь статьями 147, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 6, 8, 168 Трудового кодекса Российской Федерации, статьей 19 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», статьями 14, 20, 26, 28, 37, 38, 39 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», статьей 72 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 № 749 «Об особенностях направления работников в служебные командировки», Правилами обязательного медицинского страхования, утвержденными приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 28.02.2011 № 158н, постановлением Правительства Республики Коми от 11.03.2010 № 46 «О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств республиканского бюджета Республики Коми», Арбитражный суд Республики Коми счел требование Центра необоснованным и отказал в удовлетворении его заявления.

Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.

Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.

   В соответствии с пунктом 1 статьи 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

   В пункте 1 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» установлено, что денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период.

   В силу части 6 статьи 14 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 326-ФЗ) средства, предназначенные для оплаты медицинской помощи и поступающие в медицинскую организацию, являются средствами целевого финансирования.

   На основании пункта 5 части 2 статьи 20 Закона № 326-ФЗ медицинские организации обязаны, в том числе, использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.

   В части 5 статьи 26 Закона № 326-ФЗ определено, что расходы бюджетов территориальных фондов осуществляются в целях финансового обеспечения:

   1) выполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования;

   2) исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в результате принятия федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан;

   3) исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих в результате принятия законов или нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;

   4) ведения дела по обязательному медицинскому страхованию страховыми медицинскими организациями;

   5) выполнения функций органа управления территориального фонда.

   В силу пункта 7 статьи 35 Закона № 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение оборудования стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.

   В соответствии со статьей 168 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику: расходы по проезду; расходы по найму жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные); иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.

   Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, работникам, заключившим трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, работникам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений определяются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

   Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, работникам, заключившим трудовой договор о работе в государственных органах субъектов Российской Федерации, работникам территориальных фондов обязательного медицинского страхования или государственных учреждений субъектов Российской Федерации, лицам, работающим в органах местного самоуправления, работникам муниципальных учреждений определяются соответственно нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

   Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, работникам других работодателей определяются коллективным договором или локальным нормативным актом, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

   Во исполнение статьи 168 Трудового кодекса Российской Федерации Правительство Республики Коми приняло постановление от 11.03.2010 № 46 «О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств республиканского бюджета Республики Коми» (далее – Постановление № 46), регламентирующее возмещение расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам государственных учреждений Республики Коми.

   В пункте 1 Постановления № 46 установлено, что возмещение расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации (далее – расходы на служебные командировки), работникам государственных учреждений Республики Коми (далее – организации), осуществляется в следующих размерах:

   а) расходов по найму жилого помещения (кроме случая, когда направленному в служебную командировку работнику предоставляется бесплатное помещение) – в размере фактических расходов, подтвержденных соответствующими документами, но не более 550 рублей в сутки. При отсутствии документов, подтверждающих эти расходы, – в размере 12 рублей в сутки;

   б) расходов на выплату суточных – в размере 100 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке (пункт 1 Постановления № 46).

   В силу пункта 3 Постановления № 46 расходы на служебные командировки, превышающие размеры, установленные пунктом 1 данного постановления, при условии, что они произведены работником с разрешения или ведома работодателя, за исключением государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми», возмещаются организациями за счет экономии средств, выделенных из республиканского бюджета Республики Коми, а также за счет средств, полученных организациями от иной приносящей доход деятельности.

   Согласно статье 8 Трудового кодекса Российской Федерации работодатели, за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее – локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

Суды установили и материалами дела подтверждается, что Центр, являющийся бюджетным учреждением Республики Коми, в проверяемом периоде производил возмещение командировочных расходов (суточные и найм жилья) за счет средств ОМС в размере, превышающем установленные в Постановлении № 46 пределы, и соответствующем принятым Центром локальным нормативным актам. 

Между тем, суды, учитывая приведенные нормы права, правомерно признали, что при установлении в локальных актах повышенных размеров возмещения расходов на служебные командировки за счет средств ОМС Центр превысил полномочия, предоставленные ему нормами действующего законодательства, что повлекло использование средств ОМС не по целевому назначению.

Доводы, приведенные заявителем в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку средства ОМС в силу их целевого характера не могут являться источником возмещения всех затрат медицинской организации, а служат источником финансового обеспечения расходов медицинских организаций в пределах и на условиях, прямо предусмотренных законодательством.

            С учетом изложенного суды правомерно отказали Центру в удовлетворении заявленного требования о признании недействительным акта от 22.10.2019 в части признания нецелевыми расходов на возмещение затрат на служебные командировки (суточные и проживание) в сумме 187 632 рублей.

Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

   В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.

Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Коми от 07.08.2020 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 06.11.2020 по делу № А29-411/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми «Коми республиканский перинатальный центр» – без удовлетворения.

Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Коми «Коми республиканский перинатальный центр».

            Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

           Председательствующий

Т.В. Шутикова

Судьи

О.Е. Бердников

О.А. Шемякина