ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А29-4341/18 от 14.11.2018 Второго арбитражного апелляционного суда

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

Дело № А29-4341/2018

19 ноября 2018 года

Резолютивная часть постановления объявлена ноября 2018 года .   

Полный текст постановления изготовлен ноября 2018 года .

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Кононова П.И.,

судей Ившиной Г.Г., ФИО1,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Новоселовой Е.В.,

при участии в судебном заседании:

представителя заявителя ФИО2, действующей на основании доверенности от 12.11.2018,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар»

на решение Арбитражного суда Республики Коми от 15.08.2018 по делу № А29-4341/2018, принятое судом в составе судьи Басманова П.Н.,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Пригородный»

к Администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар»

о признании незаконным ненормативного правового акта,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Пригородный» (далее – заявитель, ООО «Пригородный», Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконными действий Администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» (далее – ответчик, Администрация МОГО «Сыктывкар», Администрация) по отказу в выдаче градостроительных планов земельных участков с указанием на параметры размещения объектов капительного строительства согласно Правилам землепользования и застройки МОГО «Сыктывкар», утвержденными Решением Совета МОГО «Сыктывкар» от 30.04.2010 № 31/04-560 (далее Правила землепользования и застройки, Правила № 31/04-560), формализованному в письме Администрации от 11.01.2018 № 01/1-16/2748, и об обязании ответчика выдать градостроительные планы земельных участков.

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 15.08.2018 заявленные требования удовлетворены, оспариваемый Обществом отказ признан судом незаконным, на ответчика возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем выдачи градостроительных планов спорных земельных участков в соответствии с Правилами землепользования и застройки.

Администрация МОГО «Сыктывкар» с принятым решением суда первой инстанции не согласна, обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм права. В апелляционной жалобе ее заявитель настаивает на правомерности и обоснованности оспариваемого отказа, утверждает, что выданные Обществу градостроительные планы земельных участков соответствуют нормативным требованиям, утвержденному проекту планировки и разработаны в соответствии с Приказом Минстроя России от 25.04.2017 № 741/пр. «Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка и порядке ее заполнения». При этом оспариваемый отказ Администрации не ущемляет права заявителя, так как законодательством предусмотрена возможность изменения параметров застройки, однако для этого необходимо внести изменения в утвержденный проект планировки.

Более подробно позиция ответчика со ссылками на положения действующего законодательства и конкретные обстоятельства настоящего дела приведена в апелляционной жалобе.

Обществом письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.

Ответчик своего представителя в судебное заседание не направил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 25.09.2018 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 26.09.2018 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ.

В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителя ответчика.

Представитель заявителя в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал соответствующую позицию по делу.

Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, ООО «Пригородный» является собственником 57 земельных участков, находящихся на землях населенных пунктов в <...> с разрешенным использованием: индивидуальные жилые дома с приусадебными участками, имеющими следующую площадь и кадастровые номера: 1025 кв.м (кадастровый номер: 11:05:0103006:95), 1442 кв.м (кадастровый номер: 11:05:0103006:137), 1246 кв.м (кадастровый номер: 11:05:0103006:115), 1150 кв.м (кадастровый номер: 11:05:0103006:128), 1033 кв.м (кадастровый номер: 11:05:0103006:181), 1051 кв.м (кадастровый номер: 11:05:0103006:119), 1211 кв.м (кадастровый номер: 11:05:0103006:194), 1545 кв.м (кадастровый номер: 11:05:0103006:72), 1000 кв.м (кадастровый номер: 11:05:0103006:60), 1612 кв.м (кадастровый номер: 11:05:0103006:81), 1502 кв.м (кадастровый номер: 11:05:0103006:80), 943 кв.м (кадастровый номер: 11:05:0103006:96), 943 кв.м (кадастровый номер: 11:05:0103006:99), 1249 кв.м (кадастровый номер: 11:05:0103006:126), 1288 кв.м (кадастровый номер: 11:05:0103006:73), 969 кв.м (кадастровый номер: 11:05:0103006:89), 946 кв.м (кадастровый номер: 11:05:0103006:110), 987 кв.м (кадастровый номер: 11:05:0103006:102), 1154 кв.м (кадастровый номер: 11:05:0103006:125), 1061 кв.м (кадастровый номер: 11:05:0103006:159), 1226 кв.м (кадастровый номер: 11:05:0103006:86), 1637 кв.м (кадастровый номер: 11:05:0103006:82), 1200 кв.м (кадастровый номер: 11:05:0103006:87), 1025 кв.м (кадастровый номер: 11:05:0103006:84), 896 кв.м (кадастровый номер: 11:05:0103006:106), 1127 кв.м (кадастровый номер: 11:05:0103006:103), 943 кв.м (кадастровый номер: 11:05:0103006:104), 1388 кв.м (кадастровый номер: 11:05:0103006:39), 870 кв.м (кадастровый номер: 11:05:0103006:36), 1324 кв.м (кадастровый номер: 11:05:0103006:120), 1425 кв.м (кадастровый номер: 11:05:0103006:78), 1080 кв.м (кадастровый номер: 11:05:0103006:91), 1424 кв.м (кадастровый номер: 11:05:0103006:131), 1035 кв.м (кадастровый номер: 11:05:0103006:122), 1035 кв.м (кадастровый номер: 11:05:0103006:123), 916 кв.м (кадастровый номер: 11:05:0103006:85), 943 кв.м (кадастровый номер: 11:05:0103006:101), 864 кв.м (кадастровый номер: 11:05:0103006:107), 1115 кв.м (кадастровый номер: 11:05:0103006:183), 1097 кв.м (кадастровый номер: 11:05:0103006:182), 1150 кв.м (кадастровый номер: 11:05:0103006:127), 1102 кв.м (кадастровый номер: 11:05:0103006:184), 1275 кв.м (кадастровый номер: 11:05:0103006:197), 1025 кв.м (кадастровый номер: 11:05:0103006:132), 1007 кв.м (кадастровый номер: 11:05:0103006:83), 1000 кв.м (кадастровый номер: 11:05:0103006:70), 943 кв.м (кадастровый номер: 11:05:0103006:108), 1342 кв.м (кадастровый номер: 11:05:0103006:79), 1150 кв.м (кадастровый номер: 11:05:0103006:118), 920 кв.м (кадастровый номер: 11:05:0103006:138), 1150 кв.м (кадастровый номер: 11:05:0103006:117), 981 кв.м (кадастровый номер: 11:05:0103006:109), 1000 кв.м (кадастровый номер: 11:05:0103006:62), 1924 кв.м (кадастровый номер: 11:05:0103006:130), 987 кв.м (кадастровый номер: 11:05:0103006:94), 943 кв.м (кадастровый номер: 11:05:0103006:100), 1794 кв.м. (кадастровый номер: 11:05:0103006:76), что подтверждается свидетельствами о регистрации права собственности от 10.07.2014 и от 11.07.2014.

С целью получения разрешения на строительство индивидуальных жилых домов Общество обратилось в Администрацию МОГО «Сыктывкар» с заявлением о выдаче градостроительных планов вышеуказанных земельных участков.

По результатам рассмотрения данного обращения Администрацией в октябре 2017 года выданы градостроительные планы земельных участков №№ RU11301000-0000000000005996, RU11301000-0000000000006024, RU11301000-0000000000006022, RU11301000-0000000000005959, RU11301000-0000000000005995, RU11301000-0000000000005985, RU11301000-0000000000005991, RU11301000-0000000000005992, RU11301000-0000000000005982, RU11301000-0000000000005989, RU11301000-0000000000005990, RU11301000-0000000000005987, RU11301000-0000000000005988, RU11301000-0000000000006003, RU11301000-0000000000005965, RU11301000-0000000000005997, RU11301000-0000000000006021, RU11301000-0000000000006012, RU11301000-0000000000005961, RU11301000-0000000000005974, RU11301000-0000000000006007, RU11301000-0000000000005998, RU11301000-0000000000006006, RU11301000-0000000000006010, RU11301000-0000000000006008, RU11301000-0000000000006009, RU11301000-0000000000006011, RU11301000-0000000000005980, RU11301000-0000000000005979, RU11301000-0000000000005986, RU11301000-0000000000005981, RU11301000-0000000000006002, RU11301000-0000000000006023, RU11301000-0000000000005967, RU11301000-0000000000005962, RU11301000-0000000000005957, RU11301000-0000000000006000, RU11301000-0000000000006020, RU11301000-0000000000005955, RU11301000-0000000000005954, RU11301000-0000000000005960, RU11301000-0000000000005983, RU11301000-0000000000005984, RU11301000-0000000000006025, RU11301000-0000000000006005, RU11301000-0000000000005969, RU11301000-0000000000005964, RU11301000-0000000000005956, RU11301000-0000000000005976, RU11301000-0000000000005975, RU11301000-0000000000005973, RU11301000-0000000000005963, RU11301000-0000000000005968, RU11301000-0000000000005958, RU11301000-0000000000005994, RU11301000-0000000000006001, RU11301000-0000000000005966.

Как усматривается из данных градостроительных планов, размещение объектов незавершенного строительства предусмотрено на расстоянии 5 метров от границы земельного участка в соответствии со схемой. Выход за пределы места размещения объекта капитального строительства не предусмотрен.

Обществом в адрес Администрации направлено заявление о выдаче градостроительных планов земельных участков с указанием мест допустимого размещения объектов капитального строительства в соответствии с действующими Правилами землепользования и застройки.

Письмом от 11.01.2018 № 01/1-16/2748 Администрация отказала в выдаче новых градостроительных планов земельных участков (т.1 л.д.33). В обоснование данного отказа Администрация указала, что ранее выданные Обществу градостроительные планы подготовлены в соответствии с градостроительным законодательством, Правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории «Квартал индивидуальной жилищной застройки» по Октябрьскому проспекту (район здания № 378) в городе Сыктывкаре Республики Коми, утвержденной постановлением Администрации МОГО «Сыктывкар» от 26.02.2014 № 2/580. В указанном письме отмечалось, что градостроительные планы земельных участков с измененным местом допустимого размещения объектов капитального строительства (индивидуальных жилых домов) возможно подготовить после внесения изменений в утвержденный проект планировки в соответствии с пунктом 2 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) с соблюдением требований об обязательном опубликовании.

Полагая, что названный отказ Администрации не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с соответствующим заявлением (т.1 л.д.10-30).

Придя к выводу о наличии в совокупности условий, предусмотренных статьями 198, 201 АПК РФ, суд первой инстанции удовлетворил заявленные требование, признав оспариваемый отказ незаконным и возложив на ответчика обязанность выдать заявителю градостроительные планы спорных земельных участков в соответствии с Правилами землепользования и застройки.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

При этом в силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.

Статьей 9 ГрК РФ (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) при принятии органами государственной власти решений и реализации таких решений обязательными являются документы территориального планирования.

В статье 42 ГрК РФ установлено, что для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства осуществляется подготовка проектов планировки территории.

Согласно части 1 статьи 57.3 ГрК РФ градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.

В соответствии с частью 2 статьи 57.3 ГрК РФ источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Таким образом, градостроительный план земельного участка - это документ, в котором отражается вся имеющаяся информация о конкретном земельном участке, содержащая, в том числе сведения о возможном использовании этого земельного участка в соответствии с нормами действующего законодательства. Градостроительный план земельного участка в силу ГрК РФ не является документом, разрешающим строительство каких-либо объектов на данных земельных участках.

Согласно выданным Администрацией градостроительным планам на 57 земельных участков место допустимого размещения объекта предусмотрено в соответствии с утвержденной постановлением Администрации МОГО «Сыктывкар» от 26.04.2014 № 2/580 документацией по планировке территории «Квартал индивидуальной жилищной застройки» по Октябрьскому проспекту, которая в силу положений действующего законодательства подлежит обязательному учету при решении вопроса о выдаче разрешений на строительство.

Постановлением Администрации МОГО «Сыктывкар» от 26.04.2013 № 4/1479 ООО «Пригородный» был утвержден градостроительный план, предназначенный для строительства объекта «Квартал индивидуальной жилищной застройки» по Октябрьскому проспекту (район здания № 378 в городе Сыктывкаре Республики Коми («Северная долина»).

На основании утвержденного градостроительного плана ООО «Фирма «Олденг» по заказу ООО «Пригородный» разработало проект планировки территории квартала, который по итогам публичных слушаний, заключения комиссии по землепользованию и застройке от 03.12.2013 утвержден постановлением Администрации МОГО «Сыктывкар» от 26.02.2014 № 2/580.

Проектом планировки территории квартала места допустимого размещения объектов капитального строительства (жилых домов) сформированы с учетом размеров земельных участков, противопожарных разрывов, линии застройки, архитектурной однотипности. Проект планировки имеет цель грамотной застройки с соблюдением градостроительных, санитарных, экологических и иных норм.

Проект планировки территории «Квартал индивидуальной жилищной застройки» по Октябрьскому проспекту города Сыктывкара разработан на основании градостроительных регламентов, утвержденных для территориальной зоны Ж-3 Правилами землепользования и застройки МО ГО «Сыктывкар», утвержденных решением Совета МО ГО «Сыктывкар» от 30.04.2010 № 31/04-560, и имеет своей целью грамотную застройку с соблюдением градостроительных, санитарных, противопожарных норм и правил.

В соответствии со статьей 36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (часть 1). Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования (часть 3).

Согласно вышеуказанным градостроительным планам градостроительный регламент земельных участков установлен в составе Правил землепользования и застройки.

В соответствии с утвержденным в статье 3 указанных Правил порядком решения по землепользованию и застройке принимаются в соответствии с Генеральным планом МОГО «Сыктывкар», документацией по планировке территории и на основе установленных данными Правилами градостроительных регламентов, действие которых распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования с учетом ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Исходя из положений статьи 19 Правил землепользования и застройки Администрацией принимаются решения о разработке документации по планировке территории с учетом характеристик планируемого развития конкретной территории.

В соответствии с письмом ООО «Фирма «Олденг» от 20.09.2017 при разработке эскизного проекта площадь застройки каждого земельного участка индивидуальными жилыми домами не определялась.

Материалами дела подтверждается и судом первой инстанции установлено, что при разработке проекта «Квартал индивидуальной жилой застройки по Октябрьскому проспекту (район здания № 378) в г. Сыктывкаре Республики Коми» площадь застройки каждого земельного участка индивидуальными жилыми домами, определение границ и мест их расположения на них не определялись. Сведения о том, какова площадь застройки земельных участков в соответствии с представленной схемой в проекте отсутствуют.

В утвержденном градостроительном плане земельного участка № RU 11301000-0000000000002507, которым установлено расположить квартал индивидуальной жилой застройки на земельном участке в границах зоны допустимого размещения объекта согласно чертежу градостроительного плана, и утвержденной проектной документации по планировке территории Квартал индивидуальной жилой застройки по Октябрьскому проспекту (район здания № 378) в г. Сыктывкаре Республики Коми», разработанной ООО «Фирма Олденг», не устанавливались требования к параметрам разрешенного строительства и места разрешенного строительства, отличных от параметров, установленных Правилами землепользования и застройки МО ГО «Сыктывкар», не определялись конкретное расположение объектов капитального строительства и границы их постройки, а линия застройки на чертеже планировки определяет лишь минимальный отступ от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений. В эскизном проекте жилые дома указаны с расстоянием между ними 15 метров, исходя из норм противопожарной безопасности.

С учетом этого, судом первой инстанции обоснованно отклонены доводы Администрации о том, что место расположения объектов капитального строительства было определено в утвержденном постановлением Администрации МОГО «Сыктывкар» от 26.02.2014 № 2/580 проекте планировки территории квартала индивидуальной жилой застройки» по Октябрьскому проспекту (района здания № 378 в г. Сыктывкаре Республики Коми («Северная долина»).

Приведенные фактические обстоятельства также подтверждаются решениями Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 25.07.2017 по делу 2а-5063/2017, от 20.09.2017 по делу №2-5913/2017 (с учетом апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Коми от 11.12.2017 по делу № 33а-7707/2017), от 19.09.2017 по делу № 2а-3993/2017, от 19.10.2017 по делу №2-5022/2017 (с учетом апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Коми от 15.01.2018 по делу № 33а-46/2018), которые в силу части 2 статьи 69 АПК РФ имеют преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора.

При таких обстоятельствах следует согласиться с выводами суда первой инстанции о том, что Администрация при выдаче градостроительных планов земельных участков не вправе была использовать проект планировки территории «Квартал индивидуальной жилищной застройки» по Октябрьскому проспекту г. Сыктывкара для установления мест расположения объектов капитального строительства на соответствующих земельных участках. Следовательно, при разработке градостроительных планов подлежали применению общие требования, установленные для зоны Ж-3 Правилами землепользования и застройки МО ГО «Сыктывкар», утвержденными решением Совета МОГО «Сыктывкар» от 30.04.2010 № 31/04-560.

Таким образом, повторно исследовав и оценив обстоятельства дела и представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ с учетом норм действующего законодательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемое решение ответчика об отказе в выдаче истребуемых заявителем градостроительных планов земельных участков  не соответствует положениям действующего законодательства и, как следствие, нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем в рассматриваемом случае имеются в совокупности условий, предусмотренные статьями 198, 201 АПК РФ, необходимые для признания его незаконным и, соответственно, удовлетворения требований заявителя, о чем правомерно и обоснованно указано судом первой инстанции.

Оснований для иных выводов из имеющихся материалов дела не усматривается.

Апелляционным судом исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, в этой связи отклоняются как не влияющие на правильность принятого судебного акта.

При таких обстоятельствах, обжалуемое решение Арбитражного суда Республики Коми следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового Кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, в связи с чем оснований для взыскания с ответчика государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Республики Коми от 15.08.2018 по делу № А29-4341/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.

Председательствующий              

П.И. Кононов

Судьи

ФИО3

ФИО1