243/2023-154866(2)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082
http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Нижний Новгород Дело № А29-4464/2023 07 декабря 2023 года
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2023 года. Полный текст постановления изготовлен 07 декабря 2023 года.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Голубевой О.Н.,
судей Камановой М.Н., Кислицына Е.Г.,
в отсутствие представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца – Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 29.05.2023, принятое судьей Безносиковой М.В., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 18.08.2023,
принятое судьями Чернигиной Т.В., Барминым Д.Ю., Паниным Н.В., по делу № А29-4464/2023
по иску Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми
(ИНН: <***>; ОГРН: <***>) к акционерному обществу «Монди Сыктывкарский ЛПК»
(ИНН: <***>; ОГРН: <***>) об обязании предоставить годовые отчеты об охране лесов от пожаров и о защите лесов в
электронной форме в требуемом формате
и у с т а н о в и л :
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее – Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к акционерному обществу «Монди Сыктывкарский ЛПК» (далее – Общество) об обязании последнего предоставить годовые отчеты о воспроизводстве лесов и лесоразведении, об охране лесов от пожаров и о защите лесов по договорам аренды лесных участков от 06.08.2007 № 18, от 29.01.2021 № 31, от 31.03.2020 № С0990520/01/20-А3 в форме электронного документа в формате XML через единый портал государственных услуг.
Исковое требование основано на статьях 49, 60 и 60.11 Лесного кодекса Российской Федерации, 4 Федерального закона от 04.02.2021 № 3-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования лесных отношений» и мотивировано тем, что, по мнению заявителя, ответчик предоставил отчеты об охране лесов от пожаров и защите лесов с нарушением требований законодательства.
Арбитражный суд Республики Коми решением от 29.05.2023, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 18.08.2023, в удовлетворении иска отказал. Суды заключили, что уполномоченный федеральный орган исполнительной власти установил возможность формирования названных отчетов в электронной форме как в формате XML, так и XLS; нарушение со стороны Общества отсутствует.
Министерство не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просил их отменить и удовлетворить иск. По мнению заявителя, суды неверно истолковали приказы Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 09.03.2017 № 78, от 21.08.2017 № 452; не учли, что Обществу направлялись разъяснения Федерального агентства лесного хозяйства с требованием Министерства представить названные отчеты в ином формате (письмо от 07.03.2023 № 274). Также кассатор полагает, что суды двух инстанций не учли судебную практику судов общей юрисдикции по аналогичным спорам. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Общество в отзыве на кассационную жалобу не согласилось с доводами заявителя, просило оставить обжалованные судебные акты без изменения, а кассационную жалобу истца – без удовлетворения. Кроме того, Общество просило рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие его представителя; суд округа счел возможным удовлетворить данное ходатайство.
Министерство, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание окружного суда представителя не направило, в связи с чем на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена в отсутствие представителя.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к изложенным в кассационной жалобе доводам.
Как следует из материалов дела и установили суды первой и апелляционной инстанций, Министерств (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договоры аренды лесных участков от 06.08.2007 № 18, от 29.01.2021 № 31, от 31.03.2020 № С0990520/01/20-АЗ. Согласно данным договорам (подпункт «щ» пункта 3.4) арендатор обязан предоставлять отчеты, предусмотренные статьями 49, 60, 60.11, 60.16, 66 Лесного кодекса Российской Федерации.
Во исполнение договоров аренды Общество сформировало отчеты о защите лесов и отчеты о воспроизводстве лесов и лесоразведении, об охране лесов от пожаров с использованием программы для работы с электронными таблицами в формате XLS и направило сформированные отчеты через Единый портал государственных и муниципальных услуг 26.12.2022, 27.12.2022, 09.01.2023.
Министерство, отказав в принятии поданных Обществом отчетов, направило ему претензионное письмо от 01.02.2023 № 121 с требованием предоставить их в формате XML через Единый портал, установив срок добровольного исполнения претензии 10 дней со дня получения претензионного письма.
Общество в письме от 14.02.2023 № 27/1098 сообщило Министерству, что на Едином портале отсутствует описание XML-структуры и XSD-схемы, как и алгоритм передачи XML- документа; Общество не имеет возможности сформировать отчеты о воспроизводстве лесов и
лесоразведении, охране лесов от пожаров, о защите лесов в формате XML. При формировании этих отчетов Общество руководствовалось разъяснениями Министерства от 09.11.2022, согласно которым отчеты могут предоставляться в формате XLS.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с настоящим иском.
Изучив материалы дела и оценив доводы жалобы и отзыва на нее, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для отмены обжалованных судебных актов с учетом следующего.
Согласно статьям 60, 66 и 60.11 Лесного кодекса Российской Федерации отчеты об охране лесов от пожаров, о воспроизводстве лесов и лесоразведении, о защите лесов предоставляются лицами, осуществляющими использование лесов, в уполномоченные органы непосредственно либо через многофункциональные центры в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
В отчете об охране лесов от пожаров содержится информация о мероприятиях по охране лесов от пожаров, включая информацию о противопожарном обустройстве лесов, и другая информация. В отчете о воспроизводстве лесов и лесоразведении содержится информация о мероприятиях по лесовосстановлению и лесоразведению, о площади, на которой осуществляется воспроизводство лесов, о характеристиках используемых при воспроизводстве лесов семян лесных растений и саженцев, сеянцев основных лесных древесных пород и другая информация. В отчете о защите лесов содержится информация о мероприятиях по защите лесов от вредных организмов, включая информацию о площадях, на которых проведены санитарно-оздоровительные мероприятия, и другая информация.
Перечень информации, включаемой в отчеты об использовании лесов, порядок фиксации этой информации, форма и порядок предоставления отчета об использовании лесов, требования к формату отчета об использовании лесов в электронной форме устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Так, приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 21.08.2017 № 452 утверждены Требования к формату отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении в электронной форме.
Согласно данным Требованиям, файл, содержащий отчет о воспроизводстве лесов и лесоразведении должен быть представлен в XML-формате в кодировке Windows-1251 и иметь расширение «.xml». Формирование отчета должно осуществляться в форме электронного документа, соответствующего форме отчета (приложение 2 к приказу № 452), на едином портале государственных и муниципальных услуг. Формирование осуществляется в виде файлов в формате XML, в соответствии с описанием структуры XML-документов (XSD-схема), если описание структуры и схемы, алгоритма передачи документа представлены в свободном доступе на информационном ресурсе единого портала или на официальном сайте уполномоченного органа (пункты 1, 2).
Допускается формирование отчета в форме электронного документа без обращения к единому порталу. В таком случае он должен представлять собой структурированную информацию, соответствующую форме отчета (приложение 2 к приказу № 452), и формироваться с использованием программы для работы с электронными таблицами в формате XLS (пункт 3).
Аналогичные положения установлены в пунктах 1 и 2 Требований к формату отчета об охране лесов от пожаров и пунктах пункта 1 и 2 Требований к формату отчета о защите лесов в электронной форме, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 09.03.2017 № 78.
В силу пункта 8 статьи 4 Федерального закона от 04.02.2021 № 3-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования лесных отношений» с 1 июля 2021 года до 1 января 2025 года отчеты об использовании лесов, охране лесов от пожаров, о защите лесов и воспроизводстве лесов и лесоразведении, представляются исключительно в форме электронного документа с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг.
Таким образом, с учетом приведенных положений, суды пришли к обоснованному выводу о том, что формирование отчетов об охране лесов от пожаров, о воспроизводстве лесов и лесоразведении, о защите лесов возможно как в формате XML, так и в формате XLS. Порядок формирования отчета при этом не исключает их подачу в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг. У Общества не имеется обязанности представлять Министерству отчет именно в формате XML.
Иное толкование приведенных положений Министерство не является основанием для отмены обжалованных судебных актов. Не является таким основанием и ссылка заявителя на судебные акты судов общей юрисдикции, поскольку они не являются обязательными для арбитражного суда и не являются преюдициальными для настоящего спора (статьи 16, 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного суды правомерно отказали в удовлетворении иска.
Материалы дела исследованы судами обеих инстанций полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущено.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы судом округа не рассматривался, поскольку на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство освобождено от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 29.05.2023 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 18.08.2023 по делу № А29-4464/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий О.Н. Голубева
Судьи М.Н. Каманова
Е.Г. Кислицын