ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А29-4666/2010 от 23.03.2011 АС Волго-Вятского округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

603082, Нижний Новгород, Кремль, 4, http://fasvvo.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород

Дело № А29-4666/2010

23 марта 2011 года

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Бердникова О.Е.,

судей Базилевой Т.В., Фоминой О.П.

при участии представителей

от заявителя: ФИО1, доверенность от 10.03.2011 № 11/11,

от заинтересованного лица: ФИО2, доверенность от 19.05.2010 № 04-05/61,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица –

Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Сыктывкару

на решение Арбитражного суда Республики Коми от 08.10.2010,

принятое судьей Махмутовым Н.Ш., и

на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 01.12.2010,

принятое судьями Перминовой Г.Г., Караваевой А.В., Лысовой Т.В.,

по делу № А29-4666/2010

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Консалтинговая фирма АМ»

о признании незаконным предписания Инспекции

Федеральной налоговой службы по городу Сыктывкару

и у с т а н о в и л :

общество с ограниченной ответственностью «Консалтинговая фирма АМ» (ИНН <***>, ОГРН <***>, далее – Общество, ООО «Консалтинговая фирма АМ») обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконным предписания Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Сыктывкару (далее – Инспекция, налоговый орган) от 19.04.2010 № 4 об устранении Обществом – организатором всероссийской негосударственной бестиражной лотереи «Студенческий билет» выявленных нарушений Федерального закона от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях» (далее – Закон о лотереях).

Решением суда от 08.10.2010 заявленное Обществом требование удовлетворено.

Постановлением апелляционного суда от 01.12.2010 указанное решение оставлено без изменения.

Инспекция не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили статьи 2, 3, 12 Закона о лотереях, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. По мнению Инспекции, при проведении бестиражной лотереи обязательно наличие лотерейного билета, при этом действующим законодательством не предусмотрена возможность оформления договорных отношений между организатором и участником бестиражной лотереи путем выдачи квитанции (лотерейной квитанции), другого документа или иным способом. Законом о лотереях организациям не предоставлено право проведения бестиражных лотерей в режиме реального времени. Вывод суда первой инстанции о том, что всероссийская негосударственная бестиражная лотерея «Студенческий билет» основывается на принципе определения выигрыша после внесения участником платы за участие в лотерее и предоставления лотерейной квитанции не соответствует фактическим обстоятельствам дела, поскольку после внесения платы за участие в лотерее вместо квитанции выдана пластиковая идентификационная карта; квитанция выдается по итогам розыгрыша. При проведении указанной бестиражной лотереи лотерейный билет не выдается, а выдаваемая квитанция не отвечает требованиям, предъявляемым к лотерейному билету. Таким образом, всероссийская негосударственная бестиражная лотерея «Студенческий билет» не соответствует требованиям законодательства, установленным для бестиражной лотереи, а выданное Инспекцией предписание является законным и обоснованным. Налоговый орган не согласен с выводом суда апелляционной инстанции о нарушении процедуры проведения проверки ООО «Консалтинговая фирма АМ». Действующим законодательством не предусмотрено обязательное указание в приказе о проведении проверки на вид проводимой проверки, а также направление приказа в адрес проверяемого юридического лица. Приказ о проведении проверки представлен для ознакомления
 сотрудникам общества с ограниченной ответственностью «РусЛото» (далее – ООО «РусЛото»).

Представитель Инспекции в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Общество в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании указали на отсутствие оснований для отмены решения и постановления судов первой и апелляционной инстанций.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 23.03.2011.

Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Федеральная налоговая служба выдала ООО «Консалтинговая фирма АМ» разрешение от 29.05.2007 № 347 на проведение на территории Российской Федерации всероссийской негосударственной бестиражной лотереи «Студенческий билет» сроком действия до 28.05.2012.

Общество (организатор лотереи) и ООО «РусЛото» (оператор лотереи) заключили договор от 27.11.2009 № 01/09-РЛ-О/14, в соответствии с которым организатор лотереи поручает, а оператор лотереи за оговоренное вознаграждение принимает на себя обязательства в течение срока действия договора, действуя от имени, за счет и по поручению организатора лотереи, осуществлять мероприятия по проведению всероссийской негосударственной бестиражной лотереи «Студенческий билет».

На основании приказа исполняющего обязанности начальника Инспекции от 15.02.2010 № 01-04/55 о проведении проверки всероссийской негосударственной бестиражной лотереи «Студенческий билет», осуществляемой оператором ООО «РусЛото», на предмет ее соответствия условиям и законодательству Российской Федерации, в том числе за целевым использованием выручки от проведения данной лотереи, организатором которой является ООО «Консалтинговая фирма АМ», должностные лица налогового органа провели проверку указанной лотереи. Результаты проверки отражены в акте от 15.03.2010 № 19-27/005, который направлен ООО «РусЛото» и ООО «Консалтинговая фирма АМ».

Рассмотрев акт проверки, начальник Инспекции вынес решение от 16.03.2010 № 4, которым Обществу предложено до 15.04.2010 устранить выявленные нарушения Закона о лотереях при проведении всероссийской негосударственной бестиражной лотереи «Студенческий билет».

В связи с неисполнением указанного решения начальник налогового органа выдал ООО «Консалтинговая фирма АМ» предписание от 19.04.2010 № 4 об устранении допущенных нарушений в срок до 19.05.2010.

Общество не согласилось с предписанием и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Руководствуясь пунктами 1, 5 статьи 2, статьей 3, частью 2 статьи 8 Закона о лотереях, пунктом 2 статьи 1063 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии условий всероссийской негосударственной бестиражной лотереи «Студенческий билет» Закону о лотереях и об отсутствии нарушений Обществом требований действующего законодательства, поэтому признал незаконным оспариваемое предписание Инспекции.

Апелляционный суд руководствовался частями 1, 3 статьи 21 Закона о лотереях, Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506, пунктами 1, 2 постановления Правительства Российской Федерации от 05.07.2004 № 338 «О мерах по реализации Федерального закона «О лотереях», Правилами проведения негосударственной лотереи, утвержденными приказом Министерства финансов России от 09.08.2004 № 66н, и пришел к выводам о несоблюдении Инспекцией порядка проведения проверки и о недоказанности нарушения Обществом Закона о лотереях и условий проведения лотереи, в связи с чем оставил решение суда первой инстанции без изменения.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.

Согласно части 2 статьи 3 Закона о лотереях лотерея в зависимости от способа ее проведения подразделяется на тиражную, бестиражную и комбинированную. Бестиражная лотерея это лотерея, в которой выигрышные лотерейные билеты определяются на стадии их изготовления, то есть до распространения среди участников лотереи. При проведении бестиражной лотереи участник такой лотереи может непосредственно после внесения платы за участие в лотерее и получения лотерейного билета определить, является его лотерейный билет выигрышным или нет.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона о лотереях лотерея это игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом.

В пункте 2 статьи 1063 Гражданского кодекса также установлено, что в случаях, предусмотренных правилами организации игр, договор между организатором и участником игр оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции или иного документа, а также иным способом.

Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что лотерейный билет является одним из способов оформления заключения договора между участником и организатором лотереи, а не обязательным условием, соответствует приведенным нормам права.

Условия лотереи утверждаются организатором лотереи и включают в себя, в том числе: описание концепции лотереи; организационно-технологическое описание лотереи; порядок информирования участников лотереи о правилах участия в лотерее и результатах розыгрыша призового фонда лотереи; порядок изготовления и реализации лотерейных билетов (порядок определения и регистрации лотерейных ставок); порядок проведения розыгрыша призового фонда лотереи, алгоритм определения выигрышей (части 1, 2 статьи 8 Закона о лотереях).

Разрешение на проведение лотереи выдается заявителю федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления на срок не более чем пять лет на основании заявления о предоставлении указанного разрешения (часть 1 статьи 6 Закона о лотереях).

К заявлению о предоставлении разрешения на проведение конкретной лотереи должны прилагаться, в том числе, следующие документы: условия лотереи; макет лотерейного билета (квитанции, иного предусмотренного условиями лотереи документа) с описанием обязательных требований к нему и при необходимости способов защиты лотерейного билета от подделки, а также с описанием нанесенных на него скрытых надписей, рисунков или знаков (часть 6 статьи 6 Закона о лотереях).

В случае несоответствия документов, представленных заявителем для получения разрешения на проведение лотереи, требованиям Закона о лотереях федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления вправе принять решение об отказе в выдаче разрешения на проведение лотереи (пункт 1 части 4 статьи 6 Закона о лотереях).

Суды первой и апелляционной инстанций установили, что условия проведения негосударственной бестиражной всероссийской лотереи «Студенческий билет» (далее – Условия лотереи) утверждены организатором лотереи – ООО «Консалтинговая фирма АМ», получившим в установленном законом порядке разрешение на проведение указанной лотереи. Разрешение на проведение лотереи не отзывалось и его действие не приостанавливалось.

Условиями лотереи предусмотрено, что лотерея основывается на принципе определенности выигрыша после внесения участником оплаты за участие в лотерее и предоставления лотерейной квитанции, которая является документом подтверждающим факт внесения участником денежных средств за участие в лотерее и предоставляющим право на участие в лотерее и розыгрыше призового фонда.

На каждую квитанцию нанесен уникальный номер, который содержит скрытые цифровые значения и надписи, в котором зашифрована информация об игровой зоне квитанции, содержащей игровые окна со скрытыми числовыми значениями.

Участнику необходимо оплатить участие в лотерее, последовательно открыть игровые окна на одном или нескольких сегментах игровой зоны, определить содержат ли открытые им игровые окна максимальные числовые значения, образующие наибольший размер выигрыша, и своевременно принять решение о прекращении участия в лотерее (процессе открытия игровых окон).

По требованию участника вскрытие игровых окон в игровой зоне может производиться с помощью специального электромеханического оборудования, которое осуществляет вскрытие файла из базы лотерейных квитанций, содержащего электронную версию игровой зоны соответствующей квитанции, и позволяет выявить скрытые значения игровых окон путем визуализации на экране монитора процесса их вскрытия, а также обеспечивает автоматический подсчет выигрыша. Указанное оборудование обеспечивает доступ к защищенной электронной базе организатора, проводит сравнение квитанций участника с информацией, содержащейся в электронной базе, и визуализирует процесс розыгрыша.

Судом первой инстанции установлено, что доступ к электромеханическому оборудованию осуществляется посредством безвозмездного получения магнитной карты, которая дает возможность потенциальному участнику лотереи получить доступ к оборудованию, ознакомиться с правилами проведения лотереи, принять условия публичного договора организатора лотереи – ООО «Консалтинговая фирма АМ».

Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу, что данная магнитная карта используется для активации электромеханического оборудования, позволяет формировать учет предоставленных участнику квитанций, их видов и полученных выигрышей, и не подменяет собой лотерейную квитанцию.

При таких обстоятельствах суды правомерно указали на соответствие условий проведения всероссийской негосударственной бестиражной лотереи «Студенческий билет» Закону о лотереях.

В оспариваемом предписании Инспекции указано на нарушение ООО «Консалтинговая фирма АМ» условий, утвержденных организатором лотереи, и статьи 3 Закона о лотереях.

Как следует из материалов дела и установили суды, организатором всероссийской бестиражной лотереи «Студенческий билет» является ООО «Консалтинговая фирма АМ», оператором лотереи (лицом, заключившим договор с организатором лотереи на проведение лотереи от его имени и по его поручению и имеющее соответствующие технические средства) – ООО «РусЛото». По месту нахождения обособленного подразделения ООО «РусЛото», где проводилась проверка, Общество самостоятельно деятельность не осуществляло.

На основании изложенного суд апелляционной инстанции правомерно указал, что налоговый орган не доказал, что установленные Инспекцией нарушения допущены именно ООО «Консалтинговая фирма АМ».

Кроме того, Инспекция нарушила процедуру проведения проверки.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ) проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

В распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указываются, в том числе: наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится; цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения; правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами (часть 2 статьи 14 Федерального закона № 294-ФЗ).

Заверенные печатью копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля вручаются под роспись должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений (часть 3 статьи 14 Федерального закона
 № 294-ФЗ).

О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом (часть 9 статьи 12 Федерального закона № 294-ФЗ).

О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 настоящей статьи, и внеплановой выездной проверки на предмет соблюдения требований статьи 11 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом (часть 16 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ).

В соответствии с частями 1, 2 статьи 20 Федерального закона № 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

К грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных частями 2, 3 (в части отсутствия оснований проведения плановой проверки), частью 12 статьи 9 и частью 16 (в части срока уведомления о проведении проверки) статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ.

Правила проверки соответствия лотерей их условиям и законодательству Российской Федерации установлены также в Правилах проведения негосударственной лотереи, утвержденных приказом Министерства финансов от 09.08.2004 № 66н.

В соответствии с пунктом 5 указанных Правил проведения негосударственной лотереи плановая проверка проводится не чаще одного раза в год по утвержденному уполномоченным органом плану. Внеплановая проверка может проводиться в случае: необходимости проверки достоверности представленных сведений; получения уполномоченным органом, выдавшим разрешение на проведение лотереи, от органов государственной власти информации о нарушении организатором лотереи при проведении лотереи требований действующего законодательства Российской Федерации; обращения участников лотереи с жалобами на нарушение их прав и законных интересов.

Суд апелляционной инстанции установил, что из представленных в материалы дела документов не следует какая именно проверка проводилась по месту нахождения обособленного подразделения ООО «РусЛото». В приказе о проведении проверки отсутствует указание на ее вид. Инспекция не представила доказательств наличия оснований для проведения проверки. ООО «Консалтинговая фирма АМ» о проведении проверки не было извещено. Приказ о проведении проверки представлен для ознакомления только сотрудникам ООО «РусЛото».

Инспекция не представила доказательств того, что Обществу была предоставлена возможность принять участие при проведении проверки, по результатам которой в отношении него были вынесены обязательные для исполнения акты (решение и оспариваемое предписание). Акт проверки был направлен ООО «Консалтинговая фирма АМ», однако возражения Общества на акт были получены Инспекцией после вынесения решения от 16.03.2010, то есть позиция ООО «Консалтинговая фирма АМ» при принятии налоговым органом решения, на основании которого вынесено оспариваемое предписание, не учтена.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции обоснованно указал на наличие существенных нарушений процедуры проведения проверки.

На основании изложенного суды правомерно признали недействительным предписание Инспекции.

Довод заявителя кассационной жалобы о том, что всероссийская негосударственная бестиражная лотерея «Студенческий билет» не соответствует требованиям законодательства, установленным для бестиражной лотереи, отклоняется судом округа, так как лотерейная квитанция является одним из способов оформления заключения договора между участником и организатором лотереи, и магнитная карта в данном случае не подменяет лотерейную квитанцию.

Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Коми от 08.10.2010 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 01.12.2010 по делу № А29-4666/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Сыктывкару – без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия

Председательствующий

О.Е. Бердников

Судьи

Т.В. Базилева

О.П. Фомина