ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А29-479/2021 от 19.10.2021 АС Республики Коми

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

Дело № А29-479/2021

22 октября 2021 года

Резолютивная часть постановления объявлена октября 2021 года . 

Полный текст постановления изготовлен октября 2021 года .

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Немчаниновой М.В.,

судей Великоредчанина О.Б., ФИО1,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кряжевой У.Ю.,

при участии в судебном заседании:

представителя истца – ФИО2, действующей на основании доверенности от 17.11.2020,

представителя ответчика – ФИО3, действующей на основании доверенности от 25.11.2020,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Эжвинского района муниципального образования городского округа «Сыктывкар»

на решение Арбитражного суда Республики Коми от 28.05.2021 по  делу №А29-479/2021

по иску Эжвинского муниципального унитарного предприятия «Жилкомхоз» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

к Администрации Эжвинского района муниципального образования городского округа «Сыктывкар» (ИНН: 1121010333, ОГРН: 1021101121843)

о взыскании денежных средств,

установил:

Эжвинское муниципальное унитарное предприятие «Жилкомхоз»    (далее – ЭМУП «Жилкомхоз», истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Администрации Эжвинского района муниципального образования городского округа «Сыктывкар» (далее – Администрация, ответчик)о взыскании 449 664 рублей 13 копеек разницы между платой за горячее водоснабжение (далее – ГВС) и холодное водоснабжение (далее – ХВС) по нормативу потребления с учетом повышающего коэффициента и начисленной нанимателями платой за ГВС и ХВС по нормативу потребления за январь – июнь 2018 года.

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 28.05.2021 исковые требования ЭМУП «Жилкомхоз» удовлетворены.

Администрация с принятым решением суда не согласилась и обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Коми от 28.05.2021 отменить и принять по делу новый судебный акт.

Заявитель жалобы, настаивает, что в материалах дела отсутствуют документы, свидетельствующие о том, что имелась техническая возможность для оборудования жилых помещений индивидуальными приборами учета ГВС и ХВС. Кроме того, ответчик указывает, что повышающий коэффициент был предъявлен истцом нанимателям жилых помещений, доказательств перерасчета платы за ГВС и ХВС для нанимателей истцом не представлено.

В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Коми, куда явились представители ЭМУП «Жилкомхоз» и Администрации.

В судебном заседании представитель Администрации поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

В судебном заседании и в представленном отзыве на апелляционную жалобу представитель ЭМУП «Жилкомхоз» указала на законность принятого судебного акта, в удовлетворении жалобы просит отказать.

Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и исходя из доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения решения суда по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя плату за коммунальные услуги.

Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354) при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента, величина которого с 1 января 2017 года составляет 1,5. Этот коэффициент не применяется при наличии акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии, подтверждающего отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт.

Согласно пункту 26 обзора судебной практики ВС РФ № 4 (2019) (утвержден Президиумом ВС РФ 25.12.2019) плата за коммунальную услугу в размере повышающего коэффициента к соответствующему нормативу потребления в связи с отсутствием индивидуального прибора учета подлежит взиманию с собственника, а не нанимателя помещения.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в спорный период ЭМУП «Жилкомхоз» являлось управляющей организацией многоквартирных домов, расположенных по адресам в Эжвинском районе  г.Сыктывкара:

- ул. Мира, д. №№ 2/1, 4, 6, 7, 9, 11, 12, 14, 15, 16, 17, 30, 32, 34, 36, 37, 38, 39, 40, 42, 44, 46, 47, 53, 54, 56, 62, 70;

- ул. Космонавтов, д. №№ 3, 5, 7, 9, 10, 11, 12, 13;

- ул. Комарова, д. №№ 5, 8, 10, 11, 14, 15, 16, 24/2;

- ул. Борисова, д. №№ 3, 5, 6, 8, 9, 11;

- пр. Бумажников, д. №№ 13, 19, 21, 25, 27, 28, 29, 35, 36, 38, 41/12, 42, 45, 47, 49, 51, 53д, 55;

- ул. Маяковского, д. №№ 3, 9, 10, 11, 14/30;

- пер. Школьный, д. №№ 5, 8, 11;

- ул. Славы, д. №№ 4, 14, 18, 26, 29, 31, 32;

- ул. Емвальская, д. №№ 5, 7, 9, 13, 17;

- Набережный проезд, д. №№ 2, 3, 6, 8, 9;

- ул. Слободская, д. №№ 1, 2, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 23;

- ул. ФИО4, д. №№ 3, 5, 7, 9, 11;

- ул. Новоселов, д. №№ 1, 3, 5, 7;

- ул. Островского, д. №№ 3, 5а;

- ул. Боровая, д. № 11;

- ул. Молодежная, д. №№ 8,

- ул. Весенняя, д. №№ 1, 3, 6, 8;

- Радиоцентр, д. № 2, 3, 4.

В указанных МКД имеются жилые помещения, не оборудованные индивидуальными приборами учета холодного водоснабжения и горячего водоснабжения,  находящиеся в муниципальной собственности.

Поскольку собственником не исполнена обязанность по оснащению индивидуальными приборами учета находящихся в многоквартирных домах муниципальных жилых помещений, за период с января по июнь 2018 года в отношении данных жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар», истцом начислена плата в размере 449 664 рублей 13 копеек, являющаяся суммой повышающего коэффициента ввиду отсутствия приборов учета.

В претензии от 14.12.2020 истец предложил Администрации   уплатить сумму повышающего коэффициента по ХВС и ГВС при отсутствии индивидуальных приборов учета в муниципальных квартирах в течение месяца с момента получения претензии. Претензия оставлена Администрацией без удовлетворения.

Доказательств оплаты спорной суммы повышающего коэффициента либо отсутствия обязанности по её оплате ответчик в материалы дела не представил.

Настаивая на своей позиции по делу, Администрация указывает, что материалами дела не подтверждается, что имелась техническая возможность для оборудования жилых помещений индивидуальными приборами учета ГВС и ХВС. Указанный довод отклоняется апелляционным судом как противоречащий материалам дела, истцом представлены акты обследования на предмет установления (отсутствия) технической возможности установки индивидуального прибора учета (т. 3, 4, 5).

Кроме того, согласно подпункту «к(1)» пункта 33 Правил № 354 потребитель имеет право при наличии индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета ежемесячно снимать его показания и передавать полученные показания исполнителю или уполномоченному им лицу не позднее даты, установленной договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

В силу подпункта «г» пункта 34 Правил № 354 потребитель обязан в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку.

В пункте 81 Правил № 354 установлено, что оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

Таким образом, поскольку законодательством обязанность по оснащению жилого помещения индивидуальными приборами учета в многоквартирном доме возлагается на его собственника, следовательно, именно на собственнике лежит обязанность представить доказательства оснащения жилого помещения приборами учета или отсутствия технической возможности установки приборов учета.

Ссылка Администрации на подпункт «к (3)» пункта 33 Правил № 354, отклоняется апелляционным судом по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктом «к (3)» пункта 33 Правил № 354 потребитель имеет право требовать от исполнителя с привлечением при необходимости иных лиц, в том числе лица, которое несет ответственность за содержание общего имущества в многоквартирном доме, членов совета многоквартирного дома, составления акта об установлении наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального или общего (квартирного) приборов учета в соответствии с критериями и по форме, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

В данном случае ответчик не представил доказательств принятия мер к установлению факта отсутствия технической возможности установки приборов учета в жилых помещениях.

Доводы ответчика о том, что повышающий коэффициент был предъявлен истцом нанимателям жилых помещений, доказательств перерасчета платы за ГВС и ХВС для нанимателей истцом не представлено, отклоняются апелляционным судом, поскольку истцом представлены сведения о перерасчете платы за коммунальные услуги для нанимателей жилых помещений, материалами дела не подтверждается, что повышающий коэффициент уплачен нанимателями.

При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования истца и взыскал с Администрации в пользу ЭМУП «Жилкомхоз» 449 664 рублей 13 копеек разницы между платой за ГВС и ХВС по нормативу потребления с учетом повышающего коэффициента и начисленной нанимателями платой за ГВС и ХВС по нормативу потребления за январь – июнь 2018 года.

На основании изложенного Второй арбитражный апелляционный суд признает решение Арбитражного суда Республики Коми от 28.05.2021   законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права, а также исходя из фактических обстоятельств дела.

Оснований для удовлетворения жалобы Администрации по изложенным в ней доводам у апелляционного суда не имеется.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины, в связи с чем госпошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд 

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Республики Коми от 28.05.2021 по делу №А29-479/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации Эжвинского района муниципального образования городского округа «Сыктывкар» – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.

Председательствующий       

Судьи

М.В. Немчанинова

ФИО5

ФИО1