ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А29-5002/2021 от 21.04.2022 АС Волго-Вятского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082

http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород

Дело № А29-5002/2021

26 апреля 2022 года

(дата изготовления постановления в полном объеме).

Резолютивная часть постановления объявлена 21.04.2022.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Шутиковой Т.В.,

судей Бердникова О.Е., Шемякиной О.А.

при участии представителей в судебных заседаниях 07.04.2022 и 21.04.2022

от ответчика: ФИО1 (доверенность от 10.01.2022 № 1),

ФИО2 (доверенность от 10.01.2022)

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

общества с ограниченной ответственностью «Региональный оператор Севера»

на решение Арбитражного суда Республики Коми от 04.09.2021 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 07.12.2021

по делу № А29-5002/2021

по иску общества с ограниченной ответственностью «Ловеч-Центр»

(ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

к обществу с ограниченной ответственностью «Региональный оператор Севера»

(ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

об урегулировании разногласий по договору

и у с т а н о в и л :

общество с ограниченной ответственностью «Ловеч-Центр» (далее – ООО «Ловеч-Центр», Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Региональный оператор Севера» (далее – ООО «Региональный оператор Севера», Региональный оператор) об обязании заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) от 11.01.2021 № 1911/РО-П/202, пункт 12 которого изложить в следующей редакции: «Стороны согласились производить учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505, следующим способом: расчетным путем, исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО».

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 04.09.2021 иск удовлетворен.

Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 07.12.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Региональный оператор не согласился с выводами судов и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой и дополнением к ней, в которых просит отменить принятые судебные акты и направить дело на новое рассмотрение.

Заявитель жалобы считает, что коммерческий учет объема ТКО должен производиться исходя из норматива накопления ТКО, а не из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, поскольку Общество фактически не выполнило требование о раздельном накоплении ТКО.

Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и дополнении к ней и поддержана его представителями в судебном заседании.

Отзыв на кассационную жалобу в суд не поступил.

ООО «Ловеч-Центр», надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителя не направило.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 07.04.2022 до 14.04.2022.

Определением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14.04.2022 изменена дата судебного заседания на 21.04.2022 на 14 часов 30 минут.

Определением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21.04.2022 в порядке, установленном в статье 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, произведена замена судьи Новикова Ю.В. на судью Шутикову Т.В.; кассационная жалоба рассмотрена в составе председательствующего Шутиковой Т.В., судей Бердникова О.Е., Шемякиной О.А.; после замены судьи рассмотрение кассационной жалобы начато с самого начала.

Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 09.07.2016 ООО «Ловеч-Центр» является собственником нежилого помещения площадью 511,7 квадратного метра, расположенного по адресу: <...>, пом. Н-1.

Согласно письму Управления городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городской округ «Воркута» от 15.08.2019 принято решение о включении сведений о месте (площадке) накопления ТКО по адресу: <...>, в реестр мест (площадок) накопления ТКО.

ООО «Ловеч-Центр» (заказчик) и ООО «Унивекс-Север» (исполнитель) заключили договор от 01.01.2021 № 46-01/21, по условиям которого исполнитель обязуется по заявкам заказчика оказать/выполнить комплекс услуг/работ по приему/сбору и вывозу (транспортировке) отходов производства I – IV класса опасности заказчика, перечень которых указан в приложении № 1 к договору.

Региональный оператор направил в адрес Общества (потребитель) договор от 11.01.2021 № 1911/РО-П/2021 на оказание услуг по обращению с ТКО, в пункте 12 которого предусмотрен учет объема ТКО исходя из нормативов накопления.

Общество направило Региональному оператору мотивированный отказ от проекта договора, указав, что потребитель имеет отдельную площадку накопления ТКО по адресу: <...>, внесенную в реестр мест накопления ТКО, на которой находится контейнер объемом 0,75 кубического метра, достаточный для осуществления сбора пищевых отходов, и фактически организует раздельный сбор ТКО.

Полагая, что требование Регионального оператора о нормативном методе определения объема ТКО противоречит закону и интересам потребителя и является злоупотреблением монопольным положением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Руководствуясь статьями 421, 422, 445, 446 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 24.7, 24.10 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, Арбитражный суд Республики Коми удовлетворил иск, признав обоснованным требование Общества о заключении договора в части учет объема и (или) массы ТКО в его редакции.

Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.

Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа пришел к следующим выводам.

На основании пункта 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ).

Согласно пункту 2 статьи 24.6 Закона № 89-ФЗ правила обращения с твердыми коммунальными отходами утверждаются Правительством Российской Федерации.

На основании пункта 1 статьи 24.10 Закона № 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.

При этом Правила учета ТКО утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505 (далее – Правила № 505), а Правила обращения с ТКО и форма Типового договора – постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (далее – Правила № 1156).

В силу пункта 6 Правил № 505 в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 настоящих Правил.

В подпункте «а» пункта 5 Правил № 505 установлено, что коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из:

- нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;

- количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.

На основании пункта 8 Правил № 505 при раздельном накоплении ТКО в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта «а» пункта 5 настоящих Правил (исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО).

Раздельное накопление отходов представляет собой накопление отходов путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных от-ходов (раздельное накопление) (пункт 2 статьи 13.4 Закона № 89-ФЗ).

Согласно статье 6 Закона № 89-ФЗ к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления относятся среди прочего организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО и утверждение порядка накопления ТКО (в том числе их раздельного накопления).

Порядок накопления ТКО (в том числе их раздельного накопления) на территории Республики Коми утвержден постановлением Правительства Республики Коми от 15.06.2017 № 302 (далее – Порядок № 302).

В соответствии с пунктом 4.2 Порядка № 302 раздельное накопление ТКО организуют операторы по обращению с ТКО, региональный оператор, а собственники ТКО осуществляют накопление в соответствии с настоящим Порядком, законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Коми.

На основании пункта 4.3 Порядка № 302 при наличии на контейнерной площадке контейнеров с цветовой индикацией, соответствующей разным видам отходов согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 № 242 (далее – ФККО), осуществляется раздельное накопление ТКО:

4.3.1) в контейнеры с синей цветовой индикацией складируются отходы, классифицируемые в соответствии с ФККО как отходы производства бумаги и бумажных изделий;

4.3.2) в контейнеры с оранжевой (желтой) цветовой индикацией складируются отходы, классифицируемые в соответствии с ФККО как отходы продукции из пластмасс, не со-держащих галогены, незагрязненные;

4.3.3) в контейнеры с зеленой цветовой индикацией складируются отходы, классифицируемые в соответствии с ФККО как отходы стекла и изделий из стекла незагрязненные;

4.3.4) в контейнеры с черной цветовой индикацией складируются отходы, классифицируемые в соответствии с ФККО как отходы пищевой продукции, органические остатки;

4.3.5) в контейнеры с серой цветовой индикацией складируются отходы, не относящиеся к ТКО, указанным в пунктах 4.3.1 – 4.3.4 настоящего Порядка.

В силу пункта 7.4 Правил № 302 количество и объем контейнеров, необходимых для накопления ТКО юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, определяются исходя из установленных нормативов накопления ТКО в соответствии с условиями договора об оказании услуг по обращению с ТКО.

Удовлетворив исковое требование, суды пришли к выводу о том, что Общество, накапливающее ТКО на контейнерной площадке, включенной в реестр, вправе требовать от Регионального оператора заключить договор в части учета ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, а не из нормативов накопления ТКО. При этом суды рассмотрели вопрос о количестве необходимых для использования потребителем контейнеров.

Суды также указали, что Общество представило сведения о составе образуемых ТКО. В результате передачи отходов упаковки и упаковочных материалов из бумаги и картона незагрязненных и отходов пленки полиэтилена и изделий из нее незагрязненных для дальнейшей утилизации ООО «Унивекс-Север» в контейнере накапливаются только органические отходы, которые являются закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека.

Возражая против исковых требований, ответчик указал на то, что Обществом фактически не организовано раздельное накопление ТКО, не выполнены требования нормативного документа субъекта Российской Федерации о раздельном накоплении ТКО по видам отходов и складирование ТКО в отдельных контейнерах.

Между тем суды не проверили соблюдение Обществом указанных требований, предусмотренных Порядком № 302.

Вместе с тем установленный законодательством коммерческий учет ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО может быть применен только при наличии раздельного накопления ТКО.

Таким образом, удовлетворив иск, суды не разрешили возникшие между сторонами разногласия и не установили все обстоятельства дела, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, и необходимые для принятия законного и обоснованного судебного акта.

Поскольку для принятия обоснованного и законного судебного акта требуется исследование и оценка представленных в материалы дела доказательств, установление всех имеющих для данного дела обстоятельств, что невозможно в арбитражном суде кассационной инстанции в силу его полномочий, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции (пункт 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное и установить выполнение Обществом требований Порядка № 302 о раздельном накоплении ТКО.

Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.

Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку на основании пункта 3 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при отмене судебного акта с передачей дела на новое рассмотрение вопрос о распределении судебных расходов разрешается арбитражным судом, вновь рассматривающим дело.

Руководствуясь статьями 287 (пункт 3 части 1), 288 (часть 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Региональный оператор Севера» удовлетворить.

Решение Арбитражного суда Республики Коми от 04.09.2021 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 07.12.2021 по делу № А29-5002/2021 отменить.

Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Коми.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий

Т.В. Шутикова

Судьи

О.Е. Бердников

О.А. Шемякина