ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А29-6143/14 от 17.06.2015 АС Волго-Вятского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082

http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород

Дело № А29-6143/2014

24 июня 2015 года

Резолютивная часть постановления объявлена 17.06.2015

Полный текст постановления изготовлен 24.06.2015

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Чернышова Д.В. ,

судей Голубевой О.Н., Павлова В.Ю. ,

при участии представителя

от ответчика: ФИО1 (доверенность от 15.12.2014)

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца –

общества с ограниченной ответственностью «ЛидерСтрой»

на решение Арбитражного суда Республики Коми от 31.12.2014,

принятое судьей Полицинским В.Н.,  и

на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 17.03.2015,

принятое судьями Кононовым П.И., Ившиной Г.Г., Черных Л.И.,

по делу № А29-6143/2014

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЛидерСтрой»

(ОГРН: <***>, ИНН: <***>)

 к администрации муниципального образования городского округа Сыктывкар

 (ОГРН: <***>, ИНН: <***>)

о признании недействительным ненормативного правового акта

и  у с т а н  о в и л :

общество с ограниченной ответственностью «ЛидерСтрой» (далее  –  Общества) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением к администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» (далее – Администрация)  о признании незаконным решения ответчика, оформленного письмом от 23.05.2014                 № 10-01/030958, принятого по заявлению Общества от 08.04.2014 по выбору земельного участка площадью 5000 квадратных метров в районе спортивной базы «Динамо» в кадастровом квартале 11:05:0104001 по адресу: <...> территория слева от здания 11/3 по направлению с.Выльгорт, и согласования места размещения объектов недвижимости.

            Требование основано на статьях 199 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и мотивировано несоответствием оспариваемого решения требованиям действующего законодательства и нарушением им прав и законных интересов Общества.

            Арбитражный суд Республики Коми решением от 31.12.2014, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 17.03.2015, отказал в удовлетворении заявленного требования.

            Руководствуясь статьями 199 и 200 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации (далее – АПК РФ), статьями 1, 30-32 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003           № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131), суд пришел к выводу о соответствии оспариваемого отказа требованиям действующего законодательства и отсутствии правовых оснований для признания его недействительным.

            Не согласившись с принятыми судебными актами,  Общество обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции  в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального и процессуального права.

Заявитель полагает, что суд ошибочно применил  к рассмотренному спору статьи 199 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пришел к неверному выводу о соответствии оспариваемого отказа требованиям действующего законодательства.

Общество считает, что выводы суда о том, что на спорном земельном участке расположена муниципальная недвижимость (лыжная база и освещенная лыжероллерная трасса) и о невозможности присоединения к ней новых объектов недвижимости, ошибочными и противоречащими  представленным в материалы дела доказательствам.

От Общества в порядке статьи 143 АПК РФ поступило ходатайство о  приостановлении производства по настоящему делу до момента вступления в законную силу решения арбитражного суда Республики Коми по делу    № А29-11301/2014.

Суд кассационной инстанции рассмотрел данное ходатайство и отказал в его удовлетворении ввиду отсутствия правовых оснований, предусмотренных статьей 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 В судебном заседании Администрация отклонила доводы кассационной жалобы и просила оставить ее без удовлетворения.

При надлежащем извещении участвующих в деле лиц о времени и месте судебного разбирательства  Общество не обеспечило явку представителя в кассационную инстанцию.

   В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд округа проверяет правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражений относительно жалобы.

            Законность  решения Арбитражного суда Республики Коми от 31.12.2014 и постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 17.03.2015  проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и заслушав представителя Администрации, окружной суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов в силу следующего.

Как видно из документов и установил суд, Общество обратилось в Администрацию с заявлением от 08.04.2014 о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта «Спортивный комплекс «Sport city» по адресу: ул. Лесопарковая г. Сыктывкара (слева от «Царской охоты»), указав площадь земельного участка 5000 квадратных метров и испрашиваемое право - аренда. К заявлению Общество приложило: декларацию о намерениях, уведомление об отсутствии в государственном кадастре недвижимости запрашиваемых сведений, схему расположения земельного участка, рецензию на впускную квалификационную работу и титульный лист проекта.

Управление архитектуры, градостроительства и землепользования Администрации дало заключение по заявлению Общества, согласно которому в соответствии с Правилами землепользования и застройки размещение спортивного комплекса в зоне Р-6 относится к основным видам разрешенного использования земельных участков; размещение объекта возможно при условии положительных согласований с соответствующими службами города.

На основании указанного заключения вопрос о размещении объекта: «Спортивный комплекс» по ул. Лесопарковой (район здания № 11/3) по заявлению Общества рассмотрен на заседании Технического совета при Администрации 08.05.2014, который дал заключение об отказе в положительной рекомендации по заявлению Общества о выборе земельного участка для строительства в связи с необходимостью развития лыжного спорта в г. Сыктывкаре и отсутствием возможности присоединения объекта к сетям канализации.         Письмом от 23.05.2014 Администрация  отказала заявителю в выдаче акта о выборе земельного участка для строительства, в связи с признанием нецелесообразным размещения заявленного объекта, указав, что запрашиваемый земельный участок расположен в районе существующих лыжных баз; Администрацией планируются с целью формирования благоприятных условий для развития лыжного спорта меропринятия в рассматриваемом районе по развитию территорий (расширение территорий существующих лыжных баз, обустройство парковочных мест для автотранспорта); в рассматриваемом районе отсутствует возможность присоединения новых объектов к централизованным системам водоотведения.

Считая, что данное решение Администрации является незаконным и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200 и часть 3 статьи 201 АПК).

Согласно пункту 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность по обоснованию и доказыванию фактов нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ,

В соответствии с пунктом 1 статьи 28 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на момент обращения заявителя в Администрацию), земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены юридическим лицам в собственность или в аренду.

Предоставление земельных участков осуществляется по определенной процедуре на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.

Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определен статьями 30 - 32 ЗК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов или с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ (пункт 5 статьи 30 ЗК РФ).

В силу пункта 2 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает в пределах определенной территории выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования указанной территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. По смыслу части 2 статьи 31 ЗК РФ выбор земельного участка для строительства объекта капитального строительства может быть осуществлен лишь при наличии возможности размещения данного объекта в пределах испрашиваемой территории, исходя из сложившихся экологических, градостроительных и иных условий ее использования.

Согласно пункту 2 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации одним из принципов осуществления градостроительной деятельности является обеспечение в ходе ее осуществления сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов.

Результаты выбора земельного участка в пределах определенной территории оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 ЗК РФ).

В силу пункта 6 статьи 31 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

Системное толкование приведенных выше норм ст. ст. 30 - 31 ЗК РФ позволяет сделать вывод о том, что на первой стадии процесса выбора земельного участка для строительства объекта капитального строительства уполномоченный орган на основе анализа градостроительной и землеустроительной документации, документов государственного кадастра недвижимости, информации о разрешенном использовании земельных участков устанавливает наличие принципиальной возможности формирования в пределах соответствующей территории земельного участка, необходимого для размещения указанного объекта. Осуществление меропринятий по выбору земельного участка для строительства объекта возможно только в случае отсутствия непреодолимых препятствий для такого выбора, обусловленных, имеющимися в пределах соответствующей территории экологическими, градостроительными и иными условиями ее использования. В случае установления уполномоченным органом невозможности формирования в пределах соответствующей территории земельного участка, необходимого для строительства и размещения объекта капитального строительства в связи с существующими экологическими, градостроительными и иными условиями использования указанной территории, совершение данным органом последующих действий по выбору земельного участка не является обязательным.

В силу пунктов 2, 3 статьи 20 Правил землепользования и застройки муниципального образования городского округа «Сыктывкар», утвержденных решением Совета муниципального образования городского округа «Сыктывкар» от 30.04.2010                     № 31/04-560 (далее – Правила землепользования и застройки) орган Администрации, уполномоченный в области градостроительной деятельности, по итогам проверки представленных документов и проведения анализа о возможности размещения объекта на земельном участке готовит письменное заключение о возможности выделения земельного участка для размещения объекта, либо об отказе в подготовке документации по выбору земельного участка с указанием причин отказа. Решение об отказе готовится в виде письма за подписью заместителя главы Администрации. Заявление и положительное заключение органа Администрации, уполномоченного в области градостроительной деятельности, рассматриваются на Техническом совете. По результатам рассмотрения вопроса готовится положительное решение, либо отказ с указанием причин отказа (решение за подписью председателя Технического совета), которые направляются для уведомления заявителю.

В соответствии с разделом 3 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче акта о выборе земельного участка для строительства на территории МО ГО «Сыктывкар», утвержденного постановлением от 27.06.2012 № 6/2224 на Техническом совете рассматривается вопрос о возможности формирования земельного участка для строительства объекта по результатам рассмотрения которого готовится положительное решение о формировании земельного участка для строительства объекта, либо решение об отсутствии возможности формирования земельного участка для строительства и отказе в выдаче акта о выборе земельного участка с указанием причин отказа.

В силу статьи 16 Закона № 131 к вопросам ведения Администрации относятся, в том числе: создание условий для организации досуга; обеспечение условий для развития на территории городского округа физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных меропринятий городского округа; создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения.

Суд установил, что  по адресу <...> в непосредственной близости с испрашиваемым заявителем земельным участком расположены объекты муниципальной собственности – здание лыжной базы и освещенная лыжероллерная трасса, размещение которых в зоне Р-6 (территориальная зона спортивных комплексов и сооружений) соответствует основным видам разрешенного использования земельных участков.

Администрация на совещании приняла решение о расширении существующей лыжной базы путем строительства физкультурно-оздоровительного комплекса по адресу: <...> район зданий 11/3, 11/4 (протокол совещания от 30.01.2014).

Глава Администрации  29.08.2014 дал поручения об организации работ по формированию земельного участка под строительство, проектирование и строительство (расширение) существующей лыжной базы в городе Сыктывкаре на улице Лесопарковая в районе зданий 11/3, 11/4.

Постановлением главы Администрации от 22.12.2014 № 12/4785 этот земельный участок, включающий спорный земельный участок, требуемый заявителем, зарезервирован для муниципальных нужд МО ГО «Сыктывкар» для строительства лыжной базы.

Выбор земельного участка для строительства объекта капитального строительства может быть осуществлен лишь при наличии возможности размещения данного объекта в пределах испрашиваемой территории, исходя из сложившихся экологических, градостроительных и иных условий ее использования. (часть 2 статьи 31 ЗК РФ).

В силу статьи 31 ЗК РФ у Администрации отсутствует обязанность предоставить заявителю земельный участок, а имеется лишь право на совершение данных действий при отсутствии непреодолимых препятствий в размещении на испрашиваемом земельном участке объекта капитального строительства.

Согласно пункту 20 Правил землепользования и застройки осуществление процедуры выбора земельного участка невозможно без положительного заключения Технического совета.

Из материалов дела видно, что Технический совет отказал в положительной рекомендации по заявлению Общества о выборе земельного участка для строительства.

Оценив представленную в материалы дела доказательственную базу в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к правильному выводу о невозможности размещения на испрошенном Обществом земельном участке объектов недвижимости ввиду размещения на данной территории объектов муниципального значения.

В связи с указанным суд обоснованно счел законным отказ Администрации в проведении мероприятий по выбору земельного участка по адресу: <...> территория слева от здания 11/3 по направлению с. Выльгорт, изложенный в письме от 23.05.2014 № 10-01/030958, и правомерно указал на то, что он не привел к нарушению прав и законных интересов Общества в сфере осуществления предпринимательской деятельности.

Доводы заявителя направлены на переоценку представленной в материалы дела доказательственной базы, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда округа.

Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.

Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой и апелляционной инстанций не допущено.

В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по кассационной жалобе относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

отказать в удовлетворении ходатайства общества с ограниченной ответственностью «ЛидерСтрой» о приостановлении производства по настоящему делу до момента вступления в законную силу решения Арбитражного суда Республики Коми по делу                       № А29-11301/2014.

            Решение Арбитражного суда Республики Коми от 31.12.2014 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 17.03.2015 по делу №  А29-6143/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЛидерСтрой» – без удовлетворения.

            Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

           Председательствующий

Д.В. Чернышов

Судьи

О.Н. Голубева

В.Ю. Павлов