АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082
http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Нижний Новгород
Дело № А29-6614/2021
17 августа 2022 года
(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 16.08.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Александровой О.В., Радченковой Н.Ш.,
при участии представителя
от открытого акционерного общества «Сыктывкарский Водоканал»:
ФИО1 (доверенность от 10.01.2022)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Прокуратуры Республики Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 24.12.2021 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 11.04.2022
по делу № А29-6614/2021
по заявлению открытого акционерного общества «Сыктывкарский Водоканал»
(ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
к Прокуратуре Республики Коми
(ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
в лице Прокуратуры города Сыктывкара
о признании недействительным представления,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, –
ФИО2, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми, администрация муниципального образования городского округа «Сыктывкар»,
и у с т а н о в и л :
открытое акционерное общество «Сыктывкарский Водоканал» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительным представления Прокуратуры города Сыктывкара от 11.05.2021 № 07-02-2021.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФИО2, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Управление) и администрация муниципального образования городского округа «Сыктывкар» (далее – Администрация).
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 24.12.2021 заявление удовлетворено.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 11.04.2022 решение суда оставлено без изменения.
Прокуратура Республики Коми не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права. Прокуратура указывает, что каких-либо ограничений прав граждан на самостоятельное обустройство сетей водоснабжения законодательством не предусмотрено.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Общество в отзыве на кассационную жалобу и представитель в судебном заседании возразили относительно доводов заявителя, просили оставить жалобу без удовлетворения.
Администрация в отзыве на кассационную жалобу указывает на законность и обоснованность принятых судебных актов.
Управление в отзыве на кассационную жалобу изложило свою позицию по делу.
ФИО2 отзыв на кассационную жалобу в суд округа не представила.
Прокуратура, Администрация, Управление и ФИО2, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Коми.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установили суды, 29.01.2021 Обществу поступило заявление о подключении (технологическом присоединении) объекта к централизованной системе холодного водоснабжения и/или водоотведения Общества, согласно которому ФИО2 просит подключить индивидуальный жилой дом, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 11:05:0104002:504, до 31.12.2021 с подключаемой нагрузкой 0,192 куб.м/сут.
Общество направило ФИО2 договор № ПО_11728 о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения от 18.02.2021 с приложениями 1, 2, 4, согласно которому организация водопроводно-канализационного хозяйства осуществляет до точки подключения объекта заказчика: строительство водопроводной сети до границы земельного участка заказчика, а также пломбировку прибора учета (пункт 2 договора); плата за подключение установлена в размере 480 293 рублей 10 копеек согласно пункту 15 договора и приложению 4, в соответствии с тарифами, утвержденными приказом Комитета Республики Коми по тарифам от 18.12.2020 № 14/47.
ФИО2 04.03.2021 направила Обществу протокол разногласий, согласно которому из пункта 2 договора от 18.02.2021 № ПО_11728 исключено положение о строительстве водопроводной сети до границы земельного участка заказчика организацией водопроводно-канализационного хозяйства, предложено принять пункт 15 договора в новой редакции путем исключения платы за подключение из расчета 58 погонных метров, а также на исключение иных пунктов договора.
Рассмотрев протокол разногласий, Общество не согласилось с условиями, предложенными ФИО2 и 17.03.2021 повторно направило заказчику два экземпляра договора от 18.02.2021 № ПО_11728 для подписания.
ФИО2 01.04.2021 обратилась в Прокуратуру Республики Коми с жалобой, в которой возразила относительно обязательного строительства водопроводной сети до границ земельного участка силами Общества, а также указала на несогласие последнего с протоколом разногласий, и попросила принять меры прокурорского реагирования, а именно обязать Общество заключить с ФИО2 договор с учетом протокола разногласий.
Прокурор города Сыктывкара 11.05.2021 внес представление об устранении нарушений требований федерального законодательства, согласно которому включение Обществом в проект договора, направленный ФИО2, условия о том, что работы по строительству водопроводной сети от точки подключения до земельного участка ФИО2 подлежат исполнению Обществом с начислением соответствующей платы, при наличии уже построенной силами заявителя водопроводной сети нарушает права ФИО2, возлагая на нее не основанные на законе обременительные обязанности.
Общество не согласилось с данным представлением и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Руководствуясь положениями АПК РФ, ГК РФ, Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 (далее – Правила № 644), Арбитражный суд Республики Коми пришел к выводу о том, что оспариваемое представление не соответствует закону и нарушает права и законные интересы Общества, в связи с чем удовлетворил заявление.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
На основании части 2 статьи 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, вносит представление об устранении нарушений закона.
В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 АПК РФ).
В пункте 2 части 1 статьи 31 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон № 416-ФЗ) установлено, что к регулируемым видам деятельности в сфере холодного водоснабжения относится, в том числе подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения.
Регулированию подлежит плата за подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, устанавливаемая в индивидуальном порядке (часть 9 статьи 31 Закона № 416-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 18 Закона № 416-ФЗ подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу части 13 статьи 18 Закона № 416-ФЗ плата за подключение (технологическое присоединение) рассчитывается организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения. В случае, если объем запрашиваемой заявителем нагрузки в целях обеспечения водоснабжения и (или) водоотведения объекта капитального строительства заявителя превышает устанавливаемый в порядке, утвержденным Правительством Российской Федерации, предельный уровень нагрузки, определенный в виде числового значения или в виде доли от общей мощности централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, плата за подключение (технологическое присоединение) устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Плата за подключение (технологическое присоединение), устанавливаемая с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, включает в себя затраты на создание водопроводных и (или) канализационных сетей и объектов на них от существующих сетей централизованной системы холодного водоснабжения или водоотведения (объектов такой системы) до точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя, за исключением расходов заявителя на создание этих сетей и объектов и расходов, предусмотренных на создание этих сетей и объектов за счет других источников финансирования инвестиционной программы, либо средств, полученных на создание этих сетей и объектов обеспечения за счет иных источников, в том числе средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. При установлении платы за подключение (технологическое присоединение) в индивидуальном порядке могут учитываться расходы на увеличение мощности (пропускной способности) централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе расходы на реконструкцию и модернизацию существующих объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Точка подключения (технологического присоединения) при наличии технической возможности устанавливается на границе земельного участка, на котором располагается объект капитального строительства заявителя.
На основании части 15 статьи 18 Закона № 416-ФЗ договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам водоснабжения, договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам водоотведения заключаются в соответствии с типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоснабжения, типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 86 Правил № 644 (действующему в спорный период) подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности для подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» и настоящими Правилами, на основании договора о подключении (технологическом присоединении), заключенного в соответствии с типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения или типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения. Подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения объектов, не относящихся к объектам капитального строительства, осуществляется с согласия организации водопроводно-канализационного хозяйства или по согласованию с органами местного самоуправления в порядке, предусмотренном настоящими Правилами для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства.
В силу пункта 88 Правил № 644 (действующего в спорный период) заявитель, планирующий осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе при необходимости увеличения подключаемой нагрузки, обращается в орган местного самоуправления, который в течение пяти рабочих дней в соответствии со схемой водоснабжения и водоотведения определяет организацию водопроводно-канализационного хозяйства, к объектам которой необходимо осуществить подключение (технологическое присоединение). Орган местного самоуправления или правообладатель земельного участка, планирующие осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обращается в организацию водопроводно-канализационного хозяйства с заявлением о выдаче технических условий подключения. В случае если заявитель определил необходимую ему нагрузку, он обращается в организацию водопроводно-канализационного хозяйства с заявлением о заключении договора о подключении, при этом указанное заявление может быть подано без предварительного получения заявителем технических условий подключения.
В пункте 90 Правил № 644 (действующего в спорный период) для заключения договора о подключении и получения условий подключения (технологического присоединения) заявитель направляет в организацию водопроводно-канализационного и хозяйства, определенную органом местного самоуправления, заявление о подключении, содержащее полное и сокращенное наименования заявителя (для физических лиц – фамилия, имя, отчество), его местонахождение и почтовый адрес, наименование подключаемого объекта и кадастровый номер земельного участка, на котором располагается подключаемый объект (за исключением случаев направления заявления о подключении в рамках реализации программы реновации жилищного фонда в городе Москве), данные об общей подключаемой нагрузке.
Согласно пункту 91 Правил № 644 (действующему в спорный период) организация водопроводно-канализационного хозяйства в течение 3 рабочих дней рассматривает полученные документы и проверяет их на соответствие перечню, указанному в пункте 90 настоящих Правил, и соответствие представленного баланса водопотребления и водоотведения назначению объекта, высоте и этажности зданий, строений и сооружений. Организация водопроводно-канализационного хозяйства определяет, к какому объекту (участку сети) централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения должно осуществляться подключение (технологическое присоединение), и оценивает техническую возможность подключения (технологического присоединения) и наличие мероприятий, обеспечивающих такую техническую возможность, в инвестиционной программе организации.
В силу пункта 94 Правил № 644 (действующего в спорный период) в случае представления сведений и документов, указанных в пункте 90 настоящих Правил, в полном объеме и наличия технической возможности подключения (технологического присоединения), а также при условии наличия в инвестиционных программах организаций водопроводно-канализационного хозяйства мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), организация водопроводно-канализационного хозяйства в течение 20 рабочих дней со дня представления сведений и документов, указанных в пункте 90 настоящих Правил, в полном объеме направляет заявителю подписанный договор о подключении (технологическом присоединении) с приложением условий подключения (технологического присоединения) и расчета платы за подключение (технологическое присоединение).
На основании подпункта «б» пункта 95 Правил № 644 (действующего в спорный период) в условиях подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения, помимо прочего должна быть указана точка подключения (технологического присоединения) с указанием адреса (места нахождения точки подключения).
Согласно пункту 97 Правил № 644 (действующему в спорный период) договор о подключении (технологическом присоединении) является публичным и заключается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с соблюдением особенностей, определенных настоящими Правилами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 645 утвержден типовой договор о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения (далее – Типовой договор).
В соответствии с пунктом 3 Типового договора подключение (технологическое присоединение) объекта осуществляется в точке (точках) подключения объекта, располагающейся на границе земельного участка. В случае подключения (технологического присоединения) многоквартирного дома точка подключения (технологического присоединения) объекта может быть определена на границе инженерно-технических сетей холодного водоснабжения, находящихся в таком многоквартирном доме.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрено самостоятельное осуществление заявителем строительства сетей в пределах границ его земельного участка. Иного порядка подключения объекта к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения Типовым договором не предусмотрено.
Как верно указали суды, процессуально-правовой целью рассмотрения споров об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора, является установление параметров обязательственных правоотношений сторон посредством определения в судебном акте условий договора, по которым у сторон имелись разногласия. Однако прокурор города Сыктывкара не вправе в рамках своей компетенции разрешать гражданско-правовые споры хозяйствующих субъектов, не вправе вмешиваться в отношения сторон, если они носят гражданско-правовой характер и могут быть разрешены по требованию одной из сторон в судебном порядке.
На основании пункта 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Суды сочли, что в рассматриваемом случае между Обществом и ФИО2 исключительно гражданско-правовой спор по вопросам определения цены договора, порядка его исполнения. Оснований для иной оценки обстоятельств настоящего дела и представленных доказательств суды не усмотрели.
При этом Прокуратура не вправе в рамках своей компетенции как разрешать гражданско-правовые споры хозяйствующих субъектов, так и вмешиваться в отношения сторон, если они носят гражданско-правовой характер и могут быть разрешены по требованию одной из сторон в судебном порядке.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства в совокупности и взаимосвязи, суды пришли к обоснованному выводу о наличии условий, необходимых для признания недействительным оспариваемого представления и правомерно удовлетворили заявление.
Выводы судов соответствуют материалам дела, им не противоречат и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ.
Доводы заявителя жалобы не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права и наличии оснований для отмены принятых судебных актов.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 24.12.2021 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 11.04.2022 по делу № А29-6614/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу Прокуратуры Республики Коми – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
И.Л. Забурдаева
Судьи
О.В. Александрова
Н.Ш. Радченкова