ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А29-7069/14 от 27.08.2015 АС Волго-Вятского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082

http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород

                                                            Дело № А29-7069/2014

31 августа 2015 года

(дата изготовления постановления в полном объеме)

Резолютивная часть постановления объявлена 27.08.2015.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Шутиковой Т.В.,

судей Бердникова О.Е., Чижова И.В.

без участия представителей  

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства сельского

хозяйства и продовольствия Республики Коми

на решение Арбитражного суда Республики Коми от 17.02.2015,

принятое судьей Авфероновой О.В.,  и                    

на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 12.05.2015,

принятое судьями Сандаловым В.Г., Дьяконовой Т.М., Гуреевой О.А.,

по делу № А29-7069/2014   

по иску индивидуального предпринимателя ФИО1 – главы

крестьянского (фермерского) хозяйства «Диньель»

(ИНН: <***>, ОГРНИП: <***>)

к Республике Коми в лице Министерства сельского хозяйства и продовольствия

Республики Коми (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

о взыскании субсидии

и   у с т а н о в и л :

индивидуальный предприниматель ФИО1 – глава крестьянского (фермерского) хозяйства «Диньель» (далее – Глава КФХ ФИО1) обратилась в Арбитражный суд Республики Коми с иском к Республике Коми в лице Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми (далее – Министерство) о взыскании субсидии на выполнение кадастровых работ в сумме 257 287 рублей.

            Решением Арбитражного суда Республики Коми от 17.02.2015 иск удовлетворен.

Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 12.05.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Министерство не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель жалобы считает, что суды применили не подлежащее применению постановление Правительства Российской Федерации от 31.10.2011 № 874 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, при оформлении в собственность используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения». По его мнению, отказ в предоставлении субсидии на проведение кадастровых работ является законным и соответствует постановлению Правительства Республики Коми от 24.12.2012 № 576 «О мерах по реализации Государственной программы Республики Коми «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развитие рыбохозяйственного комплекса в Республике Коми».

Отзыв на кассационную жалобу в суд не поступил.

Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили.

Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Глава КФХ ФИО1 и Министерство заключили соглашения о государственной поддержке и сотрудничестве в сфере развития сельского хозяйства от 09.11.2011 № 07-15/118 (на 2011-2012 годы) и от 19.03.2013                              № 04-28/257, согласно которым Министерство обязалось предоставлять крестьянскому (фермерскому) хозяйству субсидии из бюджета в соответствии с порядком и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Коми, а крестьянское (фермерское) хозяйство обязалось обеспечивать достижение значений основных показателей хозяйственной деятельности согласно приложению к соглашению.

С целью проведения кадастровых работ в отношении земельных участков сельскохозяйственного назначения крестьянское (фермерское) хозяйство «Диньель» заключило с ООО «Стройземпроект» договор на выполнение кадастровых работ от 15.11.2010 № 77; перечень земельных участков согласован сторонами в приложении № 3 к договору, стоимость работ – 285 875 рублей.

По результатам выполненных ООО «Стройземпроект» кадастровых работ оформлены кадастровые паспорта от 31.01.2011 № 1111/211/11-18 (земельный участок                            № 11:11:3501009:215), от 01.02.2011 № 1111/211/11-21 (земельный участок                                      № 11:11:3501009:101), от 08.06.2011 № 1111/211/11-138 (земельный участок                                   № 11:11:3501005:116), от 07.02.2011 № 1111/211/11-25 (земельный участок                                    № 11:11:3501008:318), от 17.01.2011 № 1111/211/11-13 (земельный участок                                    № 11:11:3501008:317).

Вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Республики Коми от 23.03.2012 по делу № А29-10744/2011, от 19.06.2012 по делу № А29-4634/2012, от 19.06.2012 по делу № А29-3732/2012, от 19.06.2012 по делу № А29-4633/2012 удовлетворены исковые требования ИП ФИО1 о государственной регистрации права собственности на земельные участки № 11:11:3501008:318, 11:11:3501009:101, 11:11:3501009:215, 11:11:3501008:317. При вынесении решений суд пришел к выводу о том, что указанные земельные участки фактически предназначены и используются КФК «Диньель» для ведения сельского хозяйства.

Государственная регистрация права собственности на данные участки произведена 17.01.2013, право собственности на участок с кадастровым номером 11:11:3501005:116 зарегистрировано за ФИО1 18.01.2012.

Оплата выполненных кадастровых работ произведена в полном объеме платежными поручениями от 02.12.2010 № 119 на сумму 142 937 рублей и от 12.01.2012 № 4 на сумму 142 938 рублей.

Глава КФХ ФИО1 после завершения государственной регистрации права собственности на земельные участки, используемые крестьянским (фермерским) хозяйством, обратилась в Министерство с заявлением от 23.04.2013 № 23 о предоставлении субсидии на проведение кадастровых работ.

В уведомлении от 13.05.2013 № 22-02/2309 Министерство сообщило об отказе в принятии заявления в связи с отсутствием оригиналов документов.

По результатам повторного обращения 04.10.2013 с заявлением Министерство приняло решение об отказе в предоставлении субсидии, указав на наличие у истца задолженности по уплате страховых взносов в Фонд социального страхования и не представление отчетов по выполнению основных показателей хозяйственной деятельности за 1 и 2 кварталы 2013 года.

В письме от 04.12.2013 № 22-02/6217 Министерство сообщило Главе КФХ ФИО1 о невозможности предоставления субсидии в связи с тем, что кадастровые работы должны быть выполнены с 1 января предыдущего финансового года, то есть в 2012-2013 годах.

Аналогичный ответ был дан Министерством в письме от 24.03.2014 № 22-02/1316 на заявление истца от 10.02.2014 № 12.

В связи с отказом Министерства в предоставлении субсидии на выполнение кадастровых работ, Глава КФХ ФИО1 обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.

Руководствуясь статьями 15, 16 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.2011 № 874 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, при оформлении в собственность используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения», постановлениями Правительства Республики Коми от 28.09.2012 № 424 от 24.12.2012 № 576, Арбитражный суд Республики Коми удовлетворил исковое требование. Суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для отказала Министерства в предоставлении истцу субсидии для проведения кадастровых работ.

Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.

Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.

В соответствии с частью 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации  субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров), выполнением работ, оказанием услуг (в редакции, применимой к правоотношениям сторон).

В силу части 2 указанной статьи субсидии предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов – в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Республики Коми от 28.09.2012 № 424 утверждена Государственная программа Республики Коми «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развитие рыбохозяйственного комплекса в Республике Коми», которая предусматривает компенсацию расходов сельскохозяйственных производителей на кадастровые работы.

 Правила предоставления субсидий в рамках названной программы установлены постановлением Правительства Республики Коми от 24.12.2012 № 576 «О мерах по реализации Государственной программы Республики Коми «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развитие рыбохозяйственного комплекса в Республике Коми» (далее – Постановление № 576).

В силу пункта 2 Порядка предоставления средств республиканского бюджета Республики Коми, предусмотренных на государственную поддержку развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развития рыбохозяйственного комплекса, утвержденного Постановлением № 576, средства республиканского бюджета Республики Коми, предусмотренные на государственную поддержку сельского хозяйства, юридическим лицам, крестьянским (фермерским) хозяйствам, индивидуальным предпринимателям, предоставляются на основании соглашений о государственной поддержке и сотрудничестве в сфере развития сельского хозяйства, заключенных между Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми и юридическими лицами, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, индивидуальными предпринимателями – получателями государственной поддержки, содержащих в том числе приложения к соглашениям, определяющие основные показатели хозяйственной деятельности получателей субсидий на 2013 – 2015 годы.

Субсидии на землепользование предоставляются в размере 90 процентов стоимости выполненных с 1 января предыдущего финансового года работ (услуг) по государственной регистрации прав на земельные участки и кадастровых работ в отношении земельных участков (пункт 4.3.3 подпрограммы «Развитие растениеводства» Постановления № 576).

Постановление № 576 принято в 2012 году.

Согласно пункту 5.3.1 подпрограммы «Развитие растениеводства» Постановления     № 576 субсидии на мероприятия по землеустройству и землепользованию предоставляются, в том числе, крестьянским (фермерским) хозяйствам на компенсацию части затрат при проведении кадастровых работ при оформлении в собственность используемых ими земельных участков, расположенных на землях сельскохозяйственного использования категории земель населенных пунктов, и (или) в аренду используемых ими земельных участков, расположенных на землях категории сельскохозяйственного назначения и землях сельскохозяйственного использования категории земель населенных пунктов.

В силу пункта 8 Постановления № 576 основаниями для отказа в принятии к рассмотрению документов министерством или его территориальными органами на предоставление государственной поддержки, за исключением государственной поддержки в соответствии с пунктом 5, абзацами третьим, четвертым пункта 6, абзацами вторым, третьим пункта 7 настоящего раздела, являются:

а) представление документов, не соответствующих перечню, форме и содержанию, установленным по каждому виду государственной поддержки в соответствии с настоящим Порядком;

б) истечение установленного срока представления документов.

Министерство или его территориальные органы в течение 10 рабочих дней со дня получения документов письменно извещают получателей субсидий, граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, об отказе в принятии к рассмотрению документов на предоставление государственной поддержки с указанием причины отказа.

Как указано в пункте 9 Постановления № 576 основаниями для отказа в предоставлении государственной поддержки, за исключением государственной поддержки в соответствии с пунктом 5, абзацами третьим, четвертым пункта 6, абзацами вторым, третьим пункта 7 настоящего раздела, являются:

а) представление документов получателями субсидий, гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, не имеющими право на получение соответствующего вида государственной поддержки в соответствии с настоящим Порядком;

б) несоответствие целей, сроков, периодов и условий, указанных в представленных документах, целям, срокам, периодам и условиям, определенным настоящим Порядком.

Материалами дела подтверждается, что Министерство отказало истцу в предоставлении субсидии по следующим основаниям: у истца имелась задолженность по уплате страховых взносов в Фонд социального страхования, не были представлены отчеты о выполнении основных показателей хозяйственной деятельности за 1 и 2 квартал 2013 года, кадастровые работы должны быть выполнены с 1 января предыдущего финансового года, то есть в 2012-2013 годах.

Вместе с тем кадастровые работы завершены в 2011 году, оплата кадастровых работ произведена в 2011, 2012 годах, право собственности истца на земельные участки зарегистрировано в 2012 и 2013 годах. Таким образом, у Министерства не имелось оснований для отказа истцу в выдаче субсидий в соответствии с условиями соглашений, заключенных между сторонами.

Доказательств наличия у истца задолженности по обязательным платежам либо иных оснований, предусмотренных Постановлением № 576 для отказа в выплате субсидии, Министерство не представило.

При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили исковое требование, взыскав в пользу Главы КФХ ФИО1 субсидию в сумме 257 287 рублей (90 процентов от суммы фактических расходов на оплату кадастровых работ) в соответствии с условиями заключенных соглашений.

С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов у суда округа не имеется.       

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты. 

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Коми от 17.02.2015 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 12.05.2015 по делу № А29-7069/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми – без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий                                                                           Т.В. Шутикова  

Судьи                                                                                                 О.Е. Бердников 

                                                                                                                                    И.В. Чижов