610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Киров
17 января 2020 года | Дело № А29-7687/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен января 2020 года .
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Немчаниновой М.В.,
судей Хоровой Т.В., Черных Л.И. ,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кочуровой М.М.,
без участия в судебном заседании представителей сторон
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО2
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 24.09.2019 по делу № А29-7687/2019,
по иску муниципального образования городского округа «Сыктывкар» в лице администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
к индивидуальному предпринимателю ФИО2 (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
о взыскании субсидии и процентов ,
установил:
муниципальное образование городского округа «Сыктывкар» в лице администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» (далее – Администрация, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к индивидуальному предпринимателю ФИО2 (далее – Предприниматель, ответчик) о взыскании 500 000 рублей субсидии, предоставленной по договору от 21.11.2017 № 3/Г, процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 29.11.2017 по 26.04.2019 в сумме 53 044 рублей 53 копеек, с последующим их начислением по день фактического возврата субсидии.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 24.09.2019 исковые требования Администрации удовлетворены частично. Суд взыскал с Предпринимателя в пользу истца 500 000 рублей субсидии, проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленные на сумму 500 000 рублей за период с 01.05.2019 по день фактического возврата субсидии. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Индивидуальный предприниматель Латышев Игорь Владимирович с принятым решениемсуда не согласился, и обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Коми от 24.09.2019 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы указывает, что в связи с изменением цен на оборудование необходимое для реализации бизнес-проекта «Производство деревянных изделий для ритуальных услуг», он приобрел часть оборудования бывшего в употреблении на сумму 173 093 рубля у частного лица, платежные документы между сторонами не составлялись.
Предприниматель считает возможным зачесть в счет обоснованного расходования субсидии 101 907 рублей уплаченных за прочие инструменты и 60 000 рублей арендных платежей. В отношении обязательства по созданию 3 рабочих мест, заявитель указывает, что им достигнута договоренность о трудоустройстве студентов специализированного техникума.
В отзыве на апелляционную жалобу Администрация указала на законность принятого судебного акта, в удовлетворении жалобы просит отказать.
Стороны о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и исходя из доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются (статья 310 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии индивидуальным предпринимателям предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Порядок предоставления субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта (пункт 7 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 N 209-ФЗ условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются, в том числе региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Предоставление субсидии оформляется договором, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Бюджетным кодексом РФ и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации; к правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении субсидии, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом РФ.
Порядок и условия получения субсидий установлены на территории Республики Коми постановлением администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» от 25.12.2013 № 12/4971 «Об утверждении муниципальной программы МО ГО «Сыктывкар» «Развитие экономики».
В Порядке субсидирования части расходов субъектов малого предпринимательства, связанных с началом предпринимательской деятельности (гранты) (далее – Порядок) (Приложением № 3 к подпрограмме «Малое и среднее предпринимательство») указано следующее.
В соответствии с подпунктом 14 пункта 2 Порядка субсидия (грант) предоставляется субъектам малого предпринимательства при условии софинансирования начинающим субъектом малого предпринимательства расходов на реализацию проекта в размере не менее 15% от размера получаемого гранта.
Согласно пункту 4 Порядка субсидия (грант) предоставляется субъекту малого предпринимательства однократно в размере не более 500 тысяч рублей и не более суммы, указанной в заявке заявителем на субсидию (грант).
Расходование субсидии (гранта) по ее целевому назначению должно быть осуществлено субъектом малого предпринимательства в срок, не превышающий 6 месяцев со дня перечисления денежных средств. Решение о продлении срока расходования субсидии (гранта) принимается Комиссией по рассмотрению заявок субъектов малого и среднего предпринимательства, претендующих на получение финансовой поддержки за счет средств бюджета МО ГО «Сыктывкар», и конкурсному отбору бизнес-проектов субъектов малого предпринимательства и граждан, желающих открыть собственное дело. Срок продления по рекомендации Комиссии не может превышать 6 месяцев.
В соответствии с пунктом 5 Порядка субсидия (грант) предоставляется для осуществления субъектом малого предпринимательства следующих видов расходов, связанных с ведением предпринимательской деятельности:
1) приобретение основных и оборотных средств;
2) оплата расходов по разработке проектно-сметной документации;
3) оплата стоимости аренды помещения, используемого для осуществления предпринимательской деятельности;
4) приобретение и оплата услуг по сопровождению программного обеспечения;
5) приобретение методической и справочной литературы;
6) оплата расходов на получение лицензии на осуществление видов деятельности, подлежащих лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации;
7) оплата расходов на получение патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец, селекционное достижение (включая племенной материал) и (или) свидетельства о регистрации авторских прав;
8) изготовление и (или) размещение рекламы, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов, рекламных буклетов, листовок, брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах (работах, услугах).
Порядок, сроки и формы предоставления отчетов по использованию субсидии, показатели результативности использования субсидии определяются в соглашении (пункт 14 Порядка).
Пунктом 15 Порядка установлено, что Администрация МО ГО «Сыктывкар» вправе запрашивать у получателя субсидии предложения, информацию и иные материалы в течение 3 (трех) лет после получения субсидии, осуществлять оценку достижения получателем субсидии показателей результативности, целей и условий, установленных соглашением.
В соответствии с пунктом 16 Порядка при выявлении администрацией МО ГО «Сыктывкар» факта нарушения субъектами малого предпринимательства условий, установленных настоящим Порядком при предоставлении субсидии (гранта), полученные бюджетные средства подлежат возврату субъектами малого предпринимательства в бюджет МО ГО «Сыктывкар» в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня получения соответствующего требования о возврате субсидии.
В случае невозврата полученных бюджетных средств в установленный срок возврату подлежит также сумма процентов за пользование денежными средствами в размере 1/365 ключевой ставки Банка России/в размере 1/366 ключевой ставки Банка России в високосном году, действовавшей в соответствующие периоды, за каждый день, начиная со дня, следующего за днем перечисления субсидии.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от 25.12.2013 № 12/4971 между Администрацией МО ГО «Сыктывкар» и ИП ФИО2 (получатель субсидии) был заключен договор № 3/Г от 21.11.2017, по условиям которого Администрация предоставляет получателю субсидию на безвозмездной и безвозвратной основе за счет средств бюджета МО ГО «Сыктывкар» в размере 500 000 рублей для реализации бизнес-проекта «Производство деревянных изделий для ритуальных услуг» (л.д. 17-22).
В пункте 2.1.4 договора установлен срок представления получателем субсидии информации по форме, установленной приложением № 3 к договору «Отчет о целевом использовании субсидии, предоставленной по договору», до 31.12.2017 и до 31.12.2018.
Отчеты ответчиком представлены 11.01.2018 и 14.01.2019 (л.д. 128-129).
В соответствии с пунктами 2.1.1, 2.1.2 договора получатель субсидии обязан обеспечить целевое использование средств субсидии и обеспечить достижение значений показателей результативности использования субсидии, а именно создание рабочих мест на предприятии в соответствии с заявленным в бизнес-проекте количеством в течение 1 года с даты перечисления субсидии.
В пункте 2.1.6 договора определено, что получатель субсидии обязан обеспечить возврат субсидии в бюджет МО ГО «Сыктывкар» за нарушение условий, целей и порядка предоставления субсидии в случаях, и в сроки, установленные порядком.
Получатель субсидии на основании пункта 2.1.7 договора обязан при выявлении Администрацией факта нарушения получателем условий, установленных порядком при предоставлении субсидии, а также при не достижении показателей, установленных в договоре, вернуть субсидию в бюджет МО ГО «Сыктывкар» в течении 10 рабочих дней со дня получения соответствующего требования.
В соответствии с постановлением Администрации МО ГО «Сыктывкар» от 15.11.2017 № 11/3918 Предпринимателю была перечислена субсидия в размере 500 000 рублей, что подтверждается платежным поручением от 28.11.2017 № 170459 (л.д. 16, 23).
На основании распоряжения Администрации МО ГО «Сыктывкар» от 24.10.2018 № 723-р «Об утверждении плана контрольных мероприятий администрацией МО ГО «Сыктывкар» на 2019 год» проведена проверка в отношении Предпринимателя.
В акте проверки от 29.03.2019 указано, что отчеты ответчиком по использованию субсидии представлены несвоевременно, кроме того, отмечен факт нецелевого использования средств (л.д. 25-28).
Администрацией в адрес ИП ФИО2 направлена претензия (требование) о перечислении (возврате) полученной субсидии от 15.04.2019, которая получена ответчиком 16.04.2019, отметка о получении имеется на претензии (л.д. 50-54).
Из представленного Предпринимателем бизнес-плана усматривается, что общая стоимость затрат, необходимых на реализацию проекта составила 695 000 рублей, из них за счет собственных средств – 195 000 рублей, субсидия – 500 000 рублей (л.д. 85 оборот – 98).
Из пункта 2.5 бизнес-плана и приложения № 5 к бизнес-плану следует, что Предприниматель обязался создать 3 рабочих места в течение первого года реализации бизнес-проекта (2 – плотника, 1 – менеджер).
Согласно представленной информации по форме, установленной в приложении № 3 к договору, на 11.01.2018 и на 14.01.2019 за отчетный период рабочие места созданы не были (л.д. 128-129).
Довод заявителя о достижении договоренности о трудоустройстве студентов специализированного техникума, отклоняется апелляционным судом, поскольку данное обязательство подлежало исполнению в течение первого года реализации бизнес-проекта, т.е. до 28.11.2018.
Предприниматель в подтверждение целевого расходования полученной субсидии представил в материалы дела платежные поручения на перечисление денежных средств на оплату приобретенного оборудования в сумме 165 000 рублей и за аренду помещения в сумме 60 000 рублей (л.д. 37, 38).
Вместе с тем, из представленного бизнес-плана (таблица № 2.1) следует, что субсидия предоставлена Предпринимателю на приобретение основных и оборотных средств (фуговально-рейсмусовый станок, циркулярный станок, краскораспылитель, ЧПУ станок, шуруповерт, фрезерный станок, шлифмашина). Оплата арендных платежей за счет полученной субсидии не была предусмотрена и не заявлялась Предпринимателем (л.д. 87).
Довод Предпринимателя о приобретении прочих инструментов на сумму 101 907 рублей, отклоняется апелляционным судом, поскольку доказательств несения указанных затрат в материалы дела не представлено.
При этом апелляционный суд учитывает, чтов соответствии с подпунктом 14 пункта 2 Порядка субсидия предоставляется при условии софинансирования начинающим субъектом малого предпринимательства расходов на реализацию проекта в размере не менее 15% от размера получаемого гранта, т.е. не менее 75 000 рублей.
Как указывалось выше, согласно бизнес-плана общая стоимость затрат, необходимых на реализацию проекта составила 695 000 рублей, из них за счет собственных средств – 195 000 рублей, за счет субсидии – 500 000 рублей.
Из позиции Предпринимателя и представленных документов следует, что документально подтвержденные расходы в размере 225 000 рублей (165 000 + 60 000) произведены ответчиком за счет субсидии. Доказательств несения Предпринимателем расходов за счет собственных средств в материалах дела не имеется.
Таким образом, Предпринимателем не соблюдено условие предоставления субсидии в части софинансирования расходов на реализацию проекта.
Исследовав и оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд приходит к выводу о том, что Предпринимателем не выполнены условия предоставления и использования субсидии в части создания рабочих мест, а также не подтвержден факт наличия затрат и софинансирования расходов на реализацию проекта.
Довод Предпринимателя об изменении цен на оборудование необходимое для реализации бизнес-проекта «Производство деревянных изделий для ритуальных услуг» в связи с чем, он приобрел часть оборудования бывшего в употреблении на сумму 173 093 рубля у частного лица, платежные документы между сторонами не составлялись, отклоняется апелляционным судом по следующим основаниям.
В силу статей 1 и 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Из положений абзаца третьего пункта 1 статьи 2 ГК РФ следует, что лицо, являясь хозяйствующим субъектом и действуя в рамках предпринимательской деятельности, осуществляемой им на свой риск, должно проявлять достаточную осмотрительность в делах и разумность при заключении сделок.
Таким образом, ФИО2, действуя в рамках своей предпринимательской деятельности, должен проявлять разумную степень осторожности и осмотрительности при заключении сделок (абзац 3 части 1 статьи 2 ГК РФ). В противном случае риски последствий неосмотрительного и неразумного поведения при заключении сделок возлагаются на самого субъекта предпринимательской деятельности.
Поскольку Предпринимателем не представлено доказательств исполнения обязательств установленных договором от 21.11.2017, являющихся условиями предоставления субсидии, не обеспечено целевое расходование средств предоставленной субсидии на реализацию заявленного Предпринимателем бизнес-проекта, а также возврата суммы субсидии, требования Администрации о взыскании 500 000 рублей субсидии правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
Согласно пункту 1 статьи 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Истцом ответчику начислены проценты в общей сумме 53 044 рублей 53 копеек за период с 29.11.2017 по 26.04.2019, а также заявлено требование о последующем начислении процентов по день фактической оплаты долга.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 2.1.7 договора срок возврата субсидии – 10 дней со дня получения соответствующего требования, поскольку требование получено Предпринимателем 16.04.2019, судом первой инстанции правильно установлено, что проценты подлежат начислению за период с 01.05.2019.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 24.09.2019 по делу № А29-7687/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Латышева Игоря Владимировича – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий | М.В. Немчанинова |
Судьи | ФИО3 ФИО1 |