АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082
http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Нижний Новгород | Дело № А29-8080/2021 |
27 мая 2022 года |
(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2022 года.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю. ,
судей Домрачевой Н.Н., Забурдаевой И.Л. ,
при участии представителя
от заявителя: ФИО1 (удостоверение),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар»
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 19.11.2021 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 14.02.2022
по делу № А29-8080/2021
по заявлению заместителя прокурора Республики Коми
о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования
городского округа «Сыктывкар» и об обязании устранить допущенные нарушения
и у с т а н о в и л :
заместитель прокурора Республики Коми (далее – Прокурор) обратился в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» (далее – Администрация), выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего предоставление муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, предусмотренной статьями 21, 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), и об обязании Администрации разработать и утвердить правовой акт, регламентирующий предоставление муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, предусмотренной статьями 21, 34.2 Кодекса, в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Решением суда от 19.11.2021 заявленные требования удовлетворены, бездействие Администрации признано незаконным, на Администрацию возложена обязанность в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда разработать и утвердить правовой акт, регламентирующий предоставление соответствующей муниципальной услуги.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 14.02.2022 решение суда оставлено без изменения.
Администрация не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили положения Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Закон № 210-ФЗ), Кодекса, неполно выяснили обстоятельства, имеющие значение для дела. Суды не учли, что в рассматриваемом случае положения Закона № 210-ФЗ не подлежали применению, не приняли во внимание, что постановлением Администрации от 30.06.2021 № 6/1879 утвержден Порядок предоставления письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах (далее – Порядок). Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Прокуратура в отзыве и представитель в судебном заседании отклонили доводы жалобы.
Администрация, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечила.
Законность принятых Арбитражным судом Республики Коми и Вторым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, прокуратура Республики Коми при проведении анализа соблюдения законодательства о налогах и сборах установила факт бездействия Администрации, выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах.
Прокурор посчитал, что бездействие Администрации является незаконным, и обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьями 21 и 34.2 Кодекса, положениями Закона № 210-ФЗ, Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ), Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон № 59-ФЗ), приняв во внимание нормы Устава муниципального образования городского округа «Сыктывкар», принятого Советом муниципального образования городского округа «Сыктывкар» 18.01.2006 (далее – Устав), суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для признания оспариваемого бездействия Администрации незаконным и удовлетворил заявленные требования.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда и оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия органов, осуществляющих публичные полномочия, если он полагает, что оспариваемое бездействие не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действия (бездействий), обстоятельств, послуживших основанием для их совершения, возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 2 Закона № 210-ФЗ под государственной услугой, предоставляемой органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги (пункт 1).
Под муниципальной услугой, предоставляемой органом местного самоуправления, понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Законом № 131-ФЗ и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав (пункт 2).
В статьях 14 – 16 Закона № 131-ФЗ определен круг вопросов местного значения применительно к каждому виду муниципального образования.
Составление и рассмотрение проекта бюджета городского округа, утверждение и исполнение бюджета городского округа, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета городского округа; установление, изменение и отмена местных налогов и сборов относится к вопросам местного значения городского округа (пункты 1 и 2 части 1 статьи 16 Закона № 131-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона № 131-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Таким образом, как верно указали суды, сфера предоставления муниципальных услуг может не ограничиваться только решением вопросов местного значения.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 21 Кодекса налогоплательщики имеют право получать от финансовых органов муниципальных образований письменные разъяснения по вопросам применения нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах.
Согласно пунктам 2, 3 статьи 34.2 Кодекса финансовые органы муниципальных образований дают письменные разъяснения налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах.
Финансовые органы муниципальных образований дают письменные разъяснения в пределах своей компетенции в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса. По решению руководителя (заместителя руководителя) соответствующего финансового органа указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Из приведенных норм следует, что финансовые органы муниципальных образований обязаны давать письменные разъяснения налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах, а налогоплательщики вправе требовать от финансового органа соответствующие разъяснения.
При этом, поскольку налоговое законодательство обязывает финансовые органы предоставлять информацию и разъяснения именно налогоплательщикам, направляемый запрос связан только с фактически произведенными в рамках хозяйственной деятельности налогоплательщика операциями. Таким образом, разъяснение налогоплательщику носит индивидуальный характер.
В части 2 статьи 1 Закона № 59-ФЗ предусмотрено, что установленный данным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
Поскольку порядок деятельности финансового органа муниципального образования по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах установлены нормами Кодекса, обращения налогоплательщиков по указанным вопросам не регулируется Законом № 59-ФЗ.
На основании изложенного суды пришли к правомерному выводу, что соответствующая функция должна быть реализована органом местного самоуправления в рамках предоставления муниципальных услуг в порядке, определенном Законом № 210-ФЗ.
В силу пункта 4 статьи 2 Закона № 210-ФЗ административный регламент представляет собой нормативный правовой акт, устанавливающий порядок и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Закона № 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, обязаны предоставлять названные услуги в соответствии с административными регламентами.
В пункте 1 статьи 44 Устава определено, что Администрация является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Коми.
Администрация осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации и Республики Коми, Уставом, решениями Совета городского округа, постановлениями и распоряжениями главы городского округа – руководителя администрации и иными правовыми актами муниципального образования (пункт 3 статьи 44 Устава).
К компетенции Администрации относится, в том числе, осуществление в муниципальном образовании финансовой и налоговой политики (подпункт 35 пункта 6 статьи 44 Устава). Для выполнения данных полномочий создаются функциональные органы Администрации.
Суды установили и материалами дела подтверждено, что в нарушение действующего законодательства Администрацией не приняты меры по разработке и утверждению административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах.
На основании изложенного суды пришли к правильному выводу о доказанности материалами дела факта неправомерного бездействия Администрации, выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего предоставление муниципальной услуги по предоставлению письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах.
Отсутствие правового акта, регламентирующего предоставление муниципальной услуги по предоставлению письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, влечет неопределенность в деятельности финансового органа по предоставлению данной муниципальной услуги, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, в том числе субъектов предпринимательской деятельности.
Ссылка Администрации на письма Министерства финансов Российской Федерации во внимание не принимается, как не опровергающая изложенные выводы.
Порядок, на который ссылается заявитель жалобы, не соответствует требованиям статей 12 и 14 Закона № 210-ФЗ.
При таких обстоятельствах суды обоснованно удовлетворили заявленные Прокурором требования.
Арбитражный суд Республики Коми и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 19.11.2021 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 14.02.2022 по делу № А29-8080/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий | Н.Ю. Башева | |
Судьи | Н.Н. Домрачева И.Л. Забурдаева |