ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А29-8475/14 от 01.10.2015 АС Волго-Вятского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082

http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород

                                                            Дело № А29-8475/2014

06 октября 2015 года

(дата изготовления постановления в полном объеме)

Резолютивная часть постановления объявлена 01.10.2015.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Шутиковой Т.В.,

судей  Новикова Ю.В., Шемякиной О.А.

при участии представителя        

от заявителя: Голощапова А.Д. (доверенность от 01.02.2014 № Дов/ВУ-14-0013)

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества

по добыче угля «Воркутауголь»

на решение Арбитражного суда Республики Коми от 26.01.2015,

принятое судьей Паниотовым С.С.,  и                    

на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 10.06.2015,

принятое судьями Немчаниновой М.В., Хоровой Т.В., Черных Л.И.,

по делу № А29-8475/2014    

по заявлению акционерного общества по добыче угля «Воркутауголь»

(ИНН: 1103019252, ОГРН: 1021100807452)

о признании частично недействительным решения Государственного учреждения –

Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики

Коми (ИНН: 1103001015, ОГРН: 1021100806748)

и   у с т а н о в и л :

акционерное общество по добыче угля «Воркутауголь» (далее – АО «Воркутауголь», Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми (далее – Фонд, Управление) от 11.07.2014 № 007/003/415-2013 в части доначисления 51 108 824 рублей страховых взносов на дополнительное социальное обеспечение отдельных категорий работников угольной промышленности за 2011 и 2012 годы, 192 254 рублей 05 копеек страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, 22 142 рублей 11 копеек – в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, 3 049 рублей 56 копеек – в территориальный Фонд обязательного медицинского страхования (пункт 6.1 резолютивной части решения), начисления соответствующих пеней в общей сумме 113 763 рубля 08 копеек (пункт 5 резолютивной части решения), штрафа по части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» в общей сумме 10 292 940 рублей 30 копеек (пункт 4 резолютивной части решения) и по части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации» в сумме 1 540 736 рублей 99 копеек, а также о снижении штрафа с учетом обстоятельств, смягчающих ответственность.

   Решением Арбитражного суда Республики Коми от 26.01.2015 заявленное требование удовлетворено частично: оспариваемое решение Фонда признано недействительным в части доначисления страховых взносов в сумме 279 367 рублей 62 копеек (пункт 6.1), начисления пеней в сумме 58 732 рублей 77 копеек (пункт 5), привлечения к ответственности на основании части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» в виде взыскания штрафа в сумме 83 559 рублей 81 копейки (пункт 4) и на основании части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации» в виде штрафа в сумме 1 439 556 рублей 38 копеек (пункт 4). В удовлетворении остальной части требования отказано.

Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 10.06.2015 решение суда первой инстанции отменено в части отказа в удовлетворении требования о признании недействительным решения Фонда от 11.07.2014 № 007/003/415-2013 о привлечении Общества к ответственности на основании части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» в виде взыскания штрафа в размере 5 104 690 рублей 20 копеек. В остальной части решение суда оставлено без изменения.

   Общество не согласилось с принятыми судебными актами в части отказа в признании недействительным решения Фонда в отношении доначисления страховых взносов на дополнительное социальное обеспечение отдельных категорий работников угольной промышленности за 2011 год и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

   Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили статью 57 Конституции Российской Федерации, статью 5 Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 10.05.2010 № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности», а также неправильно истолковали правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 02.07.2013 № 1051-О. По мнению Общества, применение положений части 3 статьи 6 Федерального закона от 10.05.2010 № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» в редакции Федерального закона от 18.07.2011 № 217-ФЗ «О внесении изменения в статью 6 Федерального закона «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» к правоотношениям с 01.01.2011, недопустимо в силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, в связи с чем доначисление страховых взносов на дополнительное социальное обеспечение работников угольной отрасли за 2011 год необоснованно. Общество также указывает, что оно неправомерно привлечено к ответственности на основании части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» за неуплату страховых взносов на дополнительное социальное обеспечение отдельных категорий работников угольной промышленности, поскольку Федеральным законом от 10.05.2010 № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» не предусмотрены виды нарушений, за которые наступает ответственность, не определен вид санкций за конкретные нарушения.

Подробно позиция Общества изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.

Фонд в отзыве на кассационную жалобу возразил относительно приведенных в ней доводов, просил оставить жалобу без удовлетворения; надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителя не направил.

Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Фонд провел проверку Общества в том числе по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) взносов на дополнительное социальное обеспечение в Пенсионный фонд Российской Федерации за период с 01.01.2010 по 31.12.2012.

   В ходе проверки в числе прочих нарушений установлено, что в нарушение части 3 статьи 6 Федерального закона от 10.05.2010 № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» в редакции Федерального закона от 18.07.2011 № 217-ФЗ «О внесении изменения в статью 6 Федерального закона «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» Общество не уплатило страховые взносы на дополнительное социальное обеспечение отдельных категорий работников угольной промышленности за 2011 и 2012 годы в общей сумме 51 340 622 рубля.

   По результатам проверки Фонд составил акт от 06.06.2014 № 007/003/415-2013 и принял решение от 11.07.2014 № 007/003/415-2013 о привлечении Общества к ответственности, в том числе по части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», в виде взыскания штрафа в сумме 10 619 670 рублей 12 копеек. В этом же решении Обществу предложено уплатить доначисленные страховые взносы в общей сумме                     53 098 350 рублей 57 копеек и 13 067 503 рубля 22 копейки пеней.

   Не согласившись с решением Фонда, Общество обжаловало его в арбитражном суде.

Руководствуясь статьями 5, 6, 7 Федерального закона от 10.05.2010 № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности», статьей 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 217-ФЗ «О внесении изменения в статью 6 Федерального закона «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности», статьями 7, 8, 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», определением Конституционного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 № 1051-О, Арбитражный суд Республики Коми отказал в удовлетворении заявленного требования в обжалуемой части. Суд признал правомерным доначисление Обществу страховых взносов на дополнительное социальное обеспечение отдельных категорий работников угольной промышленности за 2011 год.

Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.

Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 02.07.2013 № 1051-О, пенсионное обеспечение работников организаций угольной промышленности осуществляется в настоящее время как в рамках обязательного пенсионного страхования – на основании Федеральных законов от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», так и посредством имеющего обязательный характер дополнительного пенсионного обеспечения – на основании Федерального закона от 10.05.2010 № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» (далее – Закон № 84-ФЗ), который вступил в силу с 01.01.2011 (статья 9).

   Согласно Закону № 84-ФЗ право на ежемесячную доплату к пенсии за счет взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии, имеют лица, работавшие в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт не менее 25 лет либо не менее 20 лет в качестве работников ведущих профессий – горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин и получающие пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации при условии оставления ими работы, дающей право на доплату к пенсии (статья 1 и часть 6 статьи 4).

   В отличие от трудовой пенсии ежемесячная доплата к пенсии, установленной лицам, работавшим в организациях угольной промышленности, имеет иную правовую природу, что подтверждается и порядком финансирования данной доплаты, а также механизмом определения размера взносов, за счет которых она выплачивается.

   В силу статей 5 - 7 Закона № 84-ФЗ эти взносы уплачиваются работодателями – организациями, использующими труд названной категории работников, помимо начисляемых в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ) страховых взносов.

   Таким образом, ежемесячная доплата к пенсии, установленной лицам, работавшим в организациях угольной промышленности, имеет обособленный источник финансирования, формируемый за счет взносов, которые начисляются работодателями по дополнительному тарифу на фонд оплаты труда работающих представителей данной профессиональной группы, не подлежат капитализации и направляются на финансирование ежемесячной доплаты к пенсии тем работникам организаций угольной промышленности, кто оставил работу, дающую право на получение доплаты к пенсии.

   Размер этой доплаты определяется с учетом суммы фактически поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации средств на ее выплату, которая, в свою очередь, зависит от таких постоянно изменяющихся условий, как число организаций, использующих труд соответствующих категорий работников угольной промышленности, количество работающих на должностях, дающих право на доплату к пенсии, размер фонда оплаты труда и т.д., и ежеквартально корректируется также в зависимости от суммы фактически поступивших средств.

   В первоначальной редакции Закон № 84-ФЗ определял объект обложения и базу для начисления взносов на доплату к пенсии отдельным категориям работников угольной промышленности как объект обложения и базу для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, которые установлены Законом № 212-ФЗ (часть 3 статьи 6).

   Соответственно, с 01.01.2011 (момента вступления в силу данного Федерального закона) применительно к взносам, уплачиваемым организациями угольной промышленности, использовался порядок определения базы для начисления страховых взносов, установленный Законом № 212-ФЗ, который ограничивал ее предельную величину доходами в сумме 415 000 рублей в год нарастающим итогом на каждого застрахованного. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2010 № 933 «О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2011 года» база для начисления страховых взносов с учетом ее индексации составляет в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую 463 000 рублей нарастающим итогом с 01.01.2011.

   Федеральным законом от 18.07.2011 № 217-ФЗ «О внесении изменения в статью 6 Федерального закона «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» (далее – Закон № 217-ФЗ) изложена в новой редакции часть 3 статьи 6 Закона № 84-ФЗ, в соответствии с которой объектом обложения и базой для начисления взносов являются объект обложения и база для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, которые установлены частями 1, 3 и 4 статьи 7 и частями 1, 3 и 6 статьи 8 Закона № 212-ФЗ.

   В результате было исключено применение ограничения, установленного в отношении базы для начисления страховых взносов, применительно к начислению взносов для выплаты доплаты к пенсии отдельным категориям работникам организаций угольной промышленности.

   Закон № 217-ФЗ вступил в силу с 22.07.2012, а действие положений части 3 статьи 6 Закона № 84-ФЗ в редакции данного Закона было распространено на правоотношения, возникшие с 01.01.2011.

   В определении от 02.07.2013 № 1051-О Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что распространяя введенный Законом № 217-ФЗ порядок определения базы по взносам на выплату доплаты к пенсии отдельным категориям работников организаций угольной промышленности на правоотношения, возникшие с 01.01.2011, федеральный законодатель преследовал цель обеспечить формирование обособленного источника финансирования ежемесячной доплаты к пенсии в объеме, который позволил бы осуществлять ее выплату надлежащим образом, и тем самым защитить социальные права указанной категории работников, то есть преследовал конституционно значимые цели.

   В статье 57 Конституции Российской Федерации содержится запрет придавать обратную силу законам, устанавливающим новые налоги или ухудшающим положение налогоплательщиков. Этот запрет призван обеспечить устойчивость в отношениях по налогообложению, придать уверенность налогоплательщикам в стабильности их правового и экономического положения; вместе с тем иные, помимо налогов либо сборов, обязательные в силу закона публичные платежи в бюджет, не являющиеся налогами, а также не подпадающие под данное Налоговым кодексом Российской Федерации определение сборов и не указанные в нем в качестве таковых, но по своей сути представляющие собой именно фискальные сборы – не должны выводиться из сферы действия статьи 57 Конституции Российской Федерации и развивающих ее доктринальных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 08.10.1997 № 13-П и от 28.02.2006 № 2-П). Приведенная правовая позиция может быть распространена и на аналогичные обязательные платежи публично-правового характера.

   Взносы на дополнительное социальное обеспечение отдельных категорий работников организаций угольной промышленности, уплачиваемые в Пенсионный фонд Российской Федерации организациями, использующими труд указанной категории работников, не являясь налогами и не подпадая под данное Налоговым кодексом Российской Федерации определение сборов, по своему юридическому содержанию и социально правовой природе представляют собой обязательные целевые платежи публично-правового характера – они взыскиваются на началах обязательности, безвозвратности и индивидуальной безвозмездности.

   С принятием Закона № 217-ФЗ формирование базы для начисления взносов на дополнительное социальное обеспечение отдельных категорий работников организаций угольной промышленности, в том числе в течение расчетного периода 2011 года, должно осуществляться без учета установленной частью 4 статьи 8 Законом № 212-ФЗ предельной величины начисленных выплат и иных вознаграждений и, соответственно, плательщики взносов должны учитывать нарастающим итогом весь объем выплат и иных вознаграждений, начисленных за этот год в пользу работников определенных законом специальностей.

   В результате федеральный законодатель увеличил базу для начисления взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, на выплату доплаты к пенсии работников определенных законом специальностей.

   Доначисление взносов Фондом за 2011 год повлекло за собой увеличение финансовых расходов плательщика на уплату взносов. Между тем, учитывая правовую позицию, изложенную в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 № 1051-О, социальную направленность установления взносов на дополнительное социальное обеспечение отдельных категорий работников организаций угольной промышленности в связи с вредными, опасными, напряженными и тяжелыми условиями труда, имеющего особый характер, суды сделали правильный вывод о том, что решение Фонда от 11.07.2014              № 007/003/415-2013 в обжалуемой части вынесено в полном соответствии с законодательством Российской Федерации.

   Довод заявителя жалобы о незаконном привлечении его к ответственности, поскольку Законом № 84-ФЗ не предусмотрены виды нарушений, за которые наступает ответственность, и е определен вид санкций за конкретные нарушения, правомерно отклонен судами.

   В статье 8 Закона № 84-ФЗ установлено, что привлечение к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации за неисполнение настоящего Федерального закона производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, аналогичном порядку, установленному Законом № 212-ФЗ.

   Согласно части 1 статьи 47 Закона № 212-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.

   Таким образом, привлечение Общества к ответственности в связи с неуплатой взносов в соответствии с Законом № 84-ФЗ произведено Управлением правомерно.

   С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда в обжалуемой части являются законными и обоснованными.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

            В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, в сумме 1500 рублей подлежат отнесению на заявителя.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Коми от 26.01.2015 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 10.06.2015 по делу № А29-8475/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества по добыче угля «Воркутауголь»  – без удовлетворения.

            Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, в сумме 1500 рублей отнести на акционерное общество по добыче угля «Воркутауголь».

            Выдать справку на возврат государственной пошлины.  

            Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий                                                                           Т.В. Шутикова  

Судьи                                                                                                 Ю.В. Новиков  

                                                                                                                        О.А. Шемякина