ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А29-9324/19 от 16.01.2019 АС Республики Коми

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082

http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород

Дело № А29-9324/2019

23 января 2020 года

(дата изготовления постановления в полном объеме)

Резолютивная часть постановления объявлена 16.01.2019.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Бердникова О.Е. ,

судей Шемякиной О.А., Шутиковой Т.В. ,

в отсутствие представителей сторон

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

общества с ограниченной ответственностью «Газпром Трансгаз Ухта»

на решение Арбитражного суда Республики Коми от 16.08.2019  и

на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 30.10.2019

по делу № А29-9324/2019

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Газпром Трансгаз Ухта»

(ИНН: <***>; ОГРН: <***>)

к начальнику отдела судебных приставов по городу Ухте Управления Федеральной

службы судебных приставов по Республике Коми –

старшему судебному приставу ФИО1,

отделу судебных приставов по городу Ухте Управления Федеральной

службы судебных приставов по Республике Коми,

Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми

о признании незаконным решения и об обязании устранить допущенные нарушения,

заинтересованное лицо – общество с ограниченной ответственностью «Тельпос»

(ИНН: <***>, ОГРН: <***>),

и   у с т а н о в и л :

общество с ограниченной ответственностью «Газпром Трансгаз Ухта» (далее – ООО «Газпром Трансгаз Ухта», Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением к начальнику отдела судебных приставов по городу Ухте Управления Федеральной

службы судебных приставов по Республике Коми – старшему судебному приставу ФИО1, отделу судебных приставов по городу Ухте Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми (далее – Отдел судебных приставов), Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми (далее – Управление) о признании незаконным отказа начальника Отдела судебных приставов, изложенного в письме от 26.06.2019 № 19/1509896, предоставить Обществу информацию о ходе исполнительного производства № 18767/19/11003-ИП и об обязании Отдела судебных приставов устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено общество с ограниченной ответственностью «Тельпос» (далее – ООО «Тельпос»).

Решением суда от 16.08.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 30.10.2019 решение суда оставлено без изменения.

ООО «Газпром Трансгаз Ухта» не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. По мнению Общества, отказ со стороны должностного лица службы судебных приставов в предоставлении мотивированного ответа по существу поставленных в обращении вопросов не основан на нормах Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и нарушает право взыскателя на участие в исполнительном производстве.

Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе.

Отзывы на кассационную жалобу в суд округа не поступили.

ООО «Газпром Трансгаз Ухта» заявило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя.

Иные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечили явку представителей в судебное заседание, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.

Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации АПК РФ.

Как следует из материалов дела, 25.02.2019 судебный пристав-исполнитель Отдела судебных приставов на основании исполнительного листа от 08.02.2019 серии ФС 026393190, выданного Арбитражным судом Республики Коми по делу № А29-4293/2016 о взыскании с ООО «Тельпос» в пользу ООО «Газпром Трансгаз Ухта» 3 422 527 рублей 83 копеек задолженности, возбудил исполнительное производство № 18767/19/11003-ИП.

Общество 13.06.2019 обратилось в Отдел судебных приставов с заявлением о предоставлении информации о ходе исполнительного производства № 18767/19/11003-ИП.

В письме от 26.06.2019 № 19/1509896 начальник Отдела судебных приставов разъяснил, что Общество вправе ознакомиться с материалами исполнительного производства для получения необходимой информации.

Общество посчитало, что отказ начальника Отдела судебных приставов не соответствует закону и нарушает права и законные интересы взыскателя и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Руководствуясь статьями 198, 200, 201 АПК РФ, статьями 50, 121 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», статьями 9, 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Арбитражный суд Республики Коми пришел к выводу, что у ответчика отсутствовала обязанность по направлению взыскателю информации о ходе исполнительного производства, в связи с чем отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.

Апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.

Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.

Согласно части 1 статьи 329 АПК РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных АПК РФ и другими федеральными законами, по правилам, установленным главой 24 АПК РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В статье 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон № 229-ФЗ) определено, что задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» (далее – Закон № 118-ФЗ) в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Законом № 229-ФЗ, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

В силу пункта 1 статьи 13 Закона № 118-ФЗ судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

На основании части 1 статьи 50 Закона № 229-ФЗ стороны исполнительного производства вправе знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства, участвовать в совершении исполнительных действий, давать устные и письменные объяснения в процессе совершения исполнительных действий, приводить свои доводы по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в исполнительном производстве, заявлять отводы, обжаловать постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие), а также имеют иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.

На основании части 1 статьи 64.1 Закона № 229-ФЗ заявления, ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве, могут быть поданы на любой стадии исполнительного производства.

Заявления, ходатайства рассматриваются должностными лицами службы судебных приставов в соответствии с их полномочиями, предусмотренными настоящим Федеральным законом (статья 64.1 Закона № 229-ФЗ).

В соответствии с пунктом 2.1 Методических рекомендаций по определению порядка рассмотрения заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве утвержденными ФССП России 11.04.2014 № 15-9 (далее – Методические рекомендации) не подлежат регистрации в качестве заявлений (ходатайств), в том числе содержащие ссылку на статью 64.1 Федерального закона «Об исполнительном производстве», обращения лиц, участвующих в исполнительном производстве, с требованиями сообщить о ходе исполнительного производства.

В силу пункта 4.1 Методических рекомендаций при поступлении на рассмотрение в ФССП России, территориальные органы ФССП России, структурные подразделения территориального органа ФССП России, Управление по исполнению особо важных исполнительных производств обращений, направленных в рамках Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и содержащих в том числе заявления (ходатайства) в порядке статьи 64.1 Закона № 229-ФЗ, должностные лица службы судебных приставов: рассматривают иные доводы обращения в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» с подготовкой мотивированного ответа, содержащего, в том числе информацию о результатах рассмотрения заявления (ходатайства).

В соответствии со статьями 9 и 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией обращение подлежит обязательному рассмотрению в течение 30 дней с момента регистрации такого обращения.

Суды установили и материалами дела подтверждается, что 13.06.2019 Общество обратилось в Отдел судебных приставов с заявлением о предоставлении информации о ходе исполнительного производства № 18767/19/11003-ИП. Заявление взыскателя получено службой судебных приставов, рассмотрено и 26.06.2019 на него дан письменный ответ, который получен Обществом 28.06.2019, что подтверждается штампом организации о получении входящей корреспонденции.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суды пришли к выводам о соблюдении Отделом судебных приставов срока, установленного действующим законодательством для рассмотрения обращений граждан, и об отсутствии с его стороны нарушения прав и законных интересов взыскателя в сфере предпринимательской деятельности: Обществу дано мотивированное разъяснение о порядке получения информации о движении исполнительного производства; Закон № 229-ФЗ не обязывает судебного пристава направлять взыскателю весь объем информации о ходе исполнительного производства; Общество не лишено права на установленное частью 1 статьи 50 Закона № 229-ФЗ самостоятельное ознакомление с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать копии.

При таких обстоятельствах суды правомерно отказали ООО «Газпром Трансгаз Ухта» в удовлетворении заявленных требований.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. Данные доводы не свидетельствуют о нарушении или неправильном применении судами норм материального права и направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.

Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине, связанной с подачей кассационной жалобы, судом округа не рассматривался, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 329 АПК РФ и разъяснениями, данными в пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах» кассационные жалобы по делам об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) государственной пошлиной не облагаются.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Коми от 16.08.2019 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 30.10.2019 по делу № А29-9324/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Газпром Трансгаз Ухта» – без удовлетворения.

            Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

           Председательствующий

О.Е. Бердников

Судьи

О.А. Шемякина

Т.В. Шутикова