ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А29-9915/18 от 27.11.2018 АС Республики Коми

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

29 ноября 2018 года                                                                 Дело № А29-9915/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2018 года

Полный текст постановления изготовлен 29 ноября 2018 года

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Бармина Д.Ю.,

судей Барьяхтар И.Ю., Чернигиной Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Головизниной Ю.И.,

без участия в судебном заседании представителей сторон,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми

на решение Арбитражного суда Республики Коми от 25.09.2018 по делу № А29-9915/2018, принятое судом в составе судьи Изъюровой Т.Ф.,

по иску акционерного общества «Газпром газораспределение Сыктывкар» (ИНН 1101300468, ОГРН 1021100517822)

к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (ИНН 1101160027, ОГРН 1171101008297)

о разрешении разногласий при заключении договора,

установил:

акционерное общество «Газпром газораспределение Сыктывкар» (далее – Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее – Министерство, ответчик, заявитель) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора аренды лесного участка от 17.01.2018 № С0990519/02/18-АЗ (далее – Договор) в редакции арендатора:

- абзацы 2 и 3 подпункта «а» пункта 11 договора исключить;

- дополнить договор пунктом 27 следующего содержания: «В соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (п. 2 ст. 19), бремя регистрации настоящего договора и дополнительных соглашений к договору, которые подлежат государственной регистрации в соответствии с действующим законодательством и условиями договора, в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми возлагается на Арендодателя.»

Исковые требования Компании основаны на статьях 445, 446 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 25 сентября 2018 года иск удовлетворен.

Министерство с принятым судебным актом не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Коми от 25.09.2018 по делу № А29-9915/2018 отменить полностью, принять по делу новый судебный акт, в удовлетворении исковых требований Обществу отказать.

В апелляционной жалобе заявитель полагает, что суд неверно применил статью 19 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ), а также не дал оценку возможности (невозможности) применения части 1 статьи 51 Закона № 218-ФЗ, на которую в своем отзыве ссылалось Министерство. С заявлением о государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества может обратиться одна из сторон договора аренды недвижимого имущества. Таким образом, регистрация обременения земельного участка правом аренды заявителя может быть произведена как по заявлению арендатора, так и по заявлению арендодателя. Стороны договора не вправе изменять утвержденную типовую форму. Так, Министерство не может заключать указанный договор, содержащий условия, которые не предусмотрены типовой формой. На основании подпункта «а» пункта 12 постановления Правительства РФ от 21.09.2015 № 1003 «О типовом договоре аренды лесного участка», обязанность проведения процедуры регистрации заключенного договора аренды, возложена на арендатора. Форма договора является типовой и протокола разногласий не предусматривает, следовательно, внести изменения в типовой договор аренды и принять протокол разногласий в редакции арендатора, Министерством не представляется возможным.

Истец в отзыве на апелляционную жалобу доводы заявителя отклонил, просит оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 26 октября 2018 года  и размещено в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 30 октября 2018 года  в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании указанной статьи стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.

Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие сторон.

Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Общество является собственником объекта права: Газопровод высокого давления от ГРС до ГРП-ТЭЦ СЛПК в п. Эжва (1-я нитка), назначение: нежилое, городского коммунального хозяйства- газоснабжения, протяженность 1909,7 м., инв. №00.06.00140, лит. II, адрес объекта: Республика Коми, г. Сыктывкар, Эжвинский район, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 11АА№985860 от 24.05.2013г..

Приказом Министерства от 13.10.2017 № 2149, с внесением изменений Приказом от 13.11.2017 № 2435 Обществу предварительно согласовано предоставление в аренду лесного участка обшей площадью 0,0087 га для эксплуатации принадлежащего обществу газопровода высокого давления.

Письмами от 20.10.2017 № 15/4067, от 18.12.2017г. №13/4924 Общество обратилось в Министерство с заявлением о предоставление в аренду лесного участка площадью 0,0088 га для эксплуатации указанного выше объекта.

Приказом Министерства от 17.01.2018 № 10 принято решение предоставить АО «Газпром газораспределение Сыктывкар» в аренду сроком по 31.12.2057 лесной участок с номером в государственном лесном реестре 009-2018-01, с кадастровым номером 11:05:0000000:63/24, для эксплуатации объекта: «Газопровод высокого давления от ГРС до ГРП-ТЭЦ СЛПК в п. Эжва (1-я нитка), назначение: нежилое, городского коммунального хозяйства- газоснабжения, протяженность 1909,7 м., инв. №00.06.00140, лит. II».

19.01.2018 письмом № 30 Министерство направило Обществу проект договора аренды лесного участка от 17.01.2018 № С0990519/02/18-АЗ.

11.01.2018 письмом № 02-10/28 ответчик уведомил истца о том, что является правопреемником Министерства промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми в части функций, в том числе по предоставлению в аренду лесных участков.

При заключении Договора между истцом и ответчиком возник спор по содержанию положений Договора, устанавливающих обязанность арендатора произвести государственную регистрацию договора (абзацы 2 и 3 подпункта «а» пункта 11 Договора).

19.02.2018 Обществом в адрес Министерства письмом №13/659 был направлен протокол разногласий от 25.01.2018 к Договору.

Письмом от 03.04.2018 № 02-10-2652 Министерство направило в адрес Общества ответ о том, что протокол разногласий Общества оставлен без подписания, так как форма Договора определена Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09,2015 № 1003 и является типовой.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

Согласно статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом Российской Федерации, законом или добровольно принятым обязательством.

В силу пункта 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Согласно пункту 1 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, когда в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.

Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.

В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (пункт 1 статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В рамках апелляционного рассмотрения дела заявитель не согласен с возложением на него обязанности по государственной регистрации Договора.

Статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

При этом сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (статья 153 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 609 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, заключенный на срок более одного года, подлежит государственной регистрации и в силу пункта 3 статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации считается для третьих лиц заключенным с момента его регистрации.

Согласно части 1 статьи 14 Закона № 218-ФЗ государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим законом порядке.

Договор аренды объекта недвижимости является сделкой, на основании которой возникает ограничение права. Соответственно, если такая сделка заключается (совершается) органом государственной власти (органом местного самоуправления), на такой орган в соответствии с частью 2 статьи 19 Закона № 218-ФЗ возлагается обязанность направлять в орган регистрации прав заявление о государственной регистрации договора аренды объекта недвижимости.

Частью 2 статьи 19 Закона № 218-ФЗ установлено, что орган государственной власти или орган местного самоуправления, в случае если право, ограничение права или обременение объекта недвижимости возникают на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления либо сделки с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе сделки, совершенной на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого акта или совершения такой сделки обязан направить в орган регистрации прав заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в отношении соответствующего объекта недвижимости в порядке, установленном статьей 18 Закона о регистрации.

Из буквального толкования названной нормы следует, что именно орган государственной власти выступает заявителем при обращении в регистрирующий орган за государственной регистрацией прав на недвижимое имущество в случае, если такое право возникло на основании акта этого органа.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что пункт 27 Договора в редакции истца не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав ответчика.

Следует отметить, что часть 2 статьи 19 Закона № 218-ФЗ направлена на реализацию пункта 2.9 плана мероприятий («дорожной карта») «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.12.2012 № 2236-р, предусматривающего установление в случаях, когда одной из сторон договорных отношений выступает орган государственной власти или орган местного самоуправления (приватизация, договоры аренды государственного или муниципального недвижимого имущества и др.), требования о представлении документов для соответствующей регистрации прав только этими органами без участия заявителей, в том числе в рамках межведомственного взаимодействия с использованием инфраструктуры электронного правительства.

В этой связи ссылка заявителя на часть 1 статьи 51 Закона № 218-ФЗ, устанавливающую возможность обращения с заявлением о государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества одной из сторон договора аренды недвижимого имущества, в том числе арендатора, не принимается во внимание.

Соответствие договора аренды Типовой форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2015 № 1003, не отменяет действие указанного нормативного акта, а условия договора не могут противоречить закону (части 2 статьи 19 Закона № 218-ФЗ).

При этом форма типового договора аренды лесного участка, утвержденная до вступления в силу Закона № 218-ФЗ, не препятствует контрагентам определять его условия по соглашению при отсутствии императивных норм в отношении рассматриваемых условий в соответствии с действующим законодательством.

Кроме того, постановление Правительства Российской Федерации от 21.09.2015 № 1003 «О типовом договоре аренды лесного участка» утратило силу на основании постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2018 № 550

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что при принятии решения арбитражным судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, а следовательно, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и отмены решения не имеется.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, поскольку на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство освобождено от ее уплаты.

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Республики Коми от 25.09.2018 по делу № А29-9915/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.

Председательствующий                                                               Д.Ю. Бармин

Судьи                                                                                                 И.Ю. Барьяхтар

Т.В. Чернигина