ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А29-9924/19 от 14.04.2020 АС Республики Коми

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082

http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.aritr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород

Дело № А29-9924/2019

14 апреля 2020 года

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе судьи Бердникова О.Е.

без вызова сторон

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения –

Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сыктывкаре Республики Коми

(межрайонного)

на решение Арбитражного суда Республики Коми от 23.09.2019  и

на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 06.12.2019

по делу № А29-9924/2019

по заявлению акционерного общества «Сыктывкарский ликеро-водочный завод»

(ИНН: 1101205623, ОГРН: 1071101001740)

о признании незаконным решения государственного учреждения –

Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сыктывкаре Республики Коми (межрайонного) от 08.05.2019 № 007V12190000067

и   у с т а н о в и л :

акционерное общество «Сыктывкарский ликеро-водочный завод» (далее – АО «Сыктывкарский ЛВЗ», Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконным решения государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской федерации в г. Сыктывкаре Республики Коми (межрайонного) (далее – Фонд) от 08.05.2019 № 007V12190000067 в части привлечения Общества к ответственности по статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ) в виде финансовых санкций на общую сумму 8500 рублей и об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.

Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства, по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решением суда от 23.09.2019 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 06.12.2019 решение суда оставлено без изменения.

Фонд не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права и нарушили нормы процессуального права. По мнению Фонда, периоды командировки, протекавшие за пределами районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним, не могут отражаться в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета с кодами территориальных условий «РКС» (районы Крайнего Севера) или «МКС» (местности, приравненные к районам Крайнего Севера).

Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе.

Отзыв на кассационную жалобу в суд округа не поступил.

На основании части 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена судьей единолично, без вызова сторон.

Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284, 286 и 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Фонд провел выездную проверку АО «Сыктывкарский ЛВЗ» по вопросу правильности заполнения, полноты, достоверности и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме РСВ-1, результаты которой отразил в акте от 01.04.2019 № 007V10190000076.

Рассмотрев материалы проверки, заместитель руководителя Фонда принял решение от 08.05.2019 № 007V12190000067 о привлечении Общества к ответственности, в том числе, по статье 17 Закона № 27-ФЗ в виде штрафа в размере 8500 рублей.

Общество частично не согласилось с решением Фонда и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.

Руководствуясь статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 166 Трудового кодекса Российской Федерации, статьями 11, 17 Закона № 27-ФЗ, статьей 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 400 «О страховых пенсиях», Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, Арбитражный суд Республики Коми пришел к выводу об отсутствии оснований для привлечения Общества к ответственности за вменяемое ему правонарушение и удовлетворил заявленное требование.

Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.

Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.

На основании статьи 15 Закона № 27-ФЗ страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 1 статьи 8 Закона № 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ (в редакции, действующей в спорном периоде) страхователь ежеквартально представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования; сумму начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения.

В силу части 1 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 400 «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ) в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышенная фиксированная выплата к страховой части пенсии по старости (часть 4 статьи 17 Закона № 400-ФЗ).

Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера (часть 6 статьи 17 Закона № 400-ФЗ).

В случае приобретения необходимого календарного стажа работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностям и (или) страхового стажа, дающих право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности в связи с работой в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, производится соответствующий перерасчет размере фиксированной выплаты к страховой пенсии (часть 8 статьи 18 Закона № 400-ФЗ).

В пункте 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 (далее – Правила № 516), установлено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков (пункт 5 Правил № 516).

Согласно статье 166 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) служебная командировка – поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.

При направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой (статья 167 ТК РФ).

Таким образом, период нахождения в служебной командировке является периодом работы, в течение которого работнику сохраняется средняя заработная плата, с которой работодатель производит отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом действующим законодательством не предусмотрено каких-либо ограничений прав работника в результате исполнения приказов (распоряжений) работодателя о направлении в служебные командировки, в том числе при решении вопроса о зачете этого времени в специальный стаж. В этой связи, поскольку период нахождения в служебной командировке приравнивается к работе, во время которой работник исполнял приказы (распоряжения) работодателя, то исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.

Суды установили, и это не противоречит материалам дела, что местом нахождения Общества является Республика Коми, город Сыктывкар.

В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 03.01.1983 № 12 «О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029» (с последующими изменениями и дополнениями) город Сыктывкар отнесен к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.

В спорном периоде Общество направляло своих работников в служебные командировки в города Инту, Воркуту, Усинск, относящиеся к районам Крайнего Севера, а также в города Москву, Санкт-Петербург, В. Волочек, Уржум, Киров, Кирово-Чепецк, село Мураши, не поименованные в Перечне районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера.

Периоды работы сотрудников в командировках Общество отразило с применением кода территориальных условий «МКС».

Суды установили, что данные командировки относились непосредственно к профессиональной деятельности работников, являлись обязательной частью их трудовой деятельности; в указанные периоды сотрудники Общества продолжали состоять в трудовых отношениях с работодателем, им начислялась заработная плата, исчислялись и уплачивались страховые взносы.

Как верно указали суды, временное нахождение работников в период служебной командировки в территориальных районах с иными климатическими условиями не может служить основанием для признания того, что территориальные условия труда застрахованного лица изменились, поскольку работа в таких случаях не носит стабильный характер.

Следовательно, Общество правомерно применяло в периоды нахождения работников в служебных командировках код территориальных условий «МКС».

При таких обстоятельствах, у Фонда отсутствовали правовые основания для привлечения Общества к ответственности в виде наложения штрафных санкций в спорной сумме.

Кассационная жалоба Фонда не подлежит удовлетворению.

Судом кассационной инстанции не установлены существенные нарушения судами норм материального и (или) процессуального права, которые бы повлияли на исход дела,  в том числе являющиеся безусловными основаниями для отмены судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Коми от 23.09.2019 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 06.12.2019 по делу № А29-9924/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сыктывкаре Республики Коми (межрайонного) – без удовлетворения.         

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.

Судья

О.Е. Бердников