ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А31-10641/16 от 01.08.2017 АС Волго-Вятского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082

http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород

Дело № А31-10641/2016

08 августа 2017 года

(дата изготовления постановления в полном объеме)

Резолютивная часть постановления объявлена 01.08.2017.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Новикова Ю.В. ,

судей Бердникова О.Е., Чижова И.В.

при участии представителей

от истца: Шаталовой Н.Н. (доверенность от 10.01.2017),

от Комитета образования, культуры, спорта и работы с молодежью Администрации

города Костромы: Меднис К.Л. (доверенность от 11.01.2017)

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика –

Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации

в лице Управления Федерального казначейства по Костромской области

на решение Арбитражного суда Костромской области от 14.12.2016,

принятое судьей Паниной С.Л., и

на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.04.2017,

принятое судьями Черных Л.И., Немчаниновой М.В., Хоровой Т.В.,

по делу № А31-10641/2016

по иску Муниципального образования городской округ город Кострома в лице

Администрации городского округа город Кострома Костромской области

(ИНН: 4401012770, ОГРН: 1024400534619)

к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации

(ИНН: 7701104579, ОГРН: 1037739765667) в лице Управления Федерального казначейства

по Костромской области (ИНН: 4401013149, ОГРН: 1024400534872)

о взыскании убытков в размере 627 335 рублей 86 копеек,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, –

Комитет образования, культуры, спорта и работы с молодежью Администрации

города Костромы (ИНН: 4443022064, ОГРН: 1034408612369),

Костромская область в лице Департамента финансов Костромской области

(ИНН: 4401006423, ОГРН: 1024400516084),

Костромская область в лице Департамента образования и науки Костромской области

(ИНН: 4401004835, ОГРН: 1024400521111),

и установил:

Муниципальное образование городской округ город Кострома в лице Администрации городского округа город Кострома Костромской области (далее – Администрация г. Костромы) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с иском о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Костромской области (далее – УФК по Костромской области, Управление) убытков в сумме 627 335 рублей 86 копеек, возникших при оказании муниципальными дошкольными образовательными учреждениями города Костромы услуг по уходу и присмотру за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет образования, культуры, спорта и работы с молодежью Администрации города Костромы (далее – Комитет) и Костромская область в лице Департамента финансов Костромской области и Департамента образования и науки Костромской области.

Арбитражный суд Костромской области решением от 14.12.2016 удовлетворил исковые требования и взыскал с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Муниципального образования городской округ город Кострома 627 335 рублей 86 копеек убытков.

Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 24.04.2017 решение суда оставлено без изменения.

УФК по Костромской области не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права. По мнению Управления, затраты, связанные с присмотром и уходом за детьми-инвалидами, детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Кроме того, заявитель указывает на неправильное определение судами субъекта, обязанного возместить спорные убытки. Управление полагает, что взыскание убытков должно быть произведено с Министерства финансов Российской Федерации, как с финансового органа или главного распорядителя средств федерального бюджета, в ведомственной структуре которого находятся муниципальные дошкольные образовательные учреждения.

Подробно доводы УФК по Костромской области приведены в кассационной жалобе.

Администрация г. Костромы и Департамент финансов Костромской области в отзывах на кассационную жалобу, а также представители Администрации г. Костромы и Комитета в судебном заседании с доводами Управления не согласились, указав на законность обжалуемых судебных актов.

Управление заявило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.

В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие иных лиц, участвующих в деле.

Законность решения Арбитражного суда Костромской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах приведенных доводов.

Как следует из материалов дела и установили суды, муниципальные дошкольные образовательные учреждения города Костромы в период с 01.09.2013 по 31.12.2013 оказывали услуги по присмотру и уходу за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей (659 человек), в течение 9889 дней.

Размер расходов по присмотру и уходу за детьми за указанный период составил 627 335 рублей 86 копеек, что ответчиком не оспаривалось.

Администрация г. Костромы обратилась в Министерство финансов Российской Федерации с претензией от 13.07.2016 № 80исх-3189/16 о возмещении понесенных убытков.

Отказ Министерства финансов Российской Федерации в возмещении убытков (письмо от 26.08.2016 № 12-02-53/49886) послужил основанием для обращения Администрации г. Костромы в арбитражный суд с настоящим иском.

Руководствуясь статьей 132 Конституции Российской Федерации, статьями 15, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 5 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», статьей 6 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 8 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», подпунктом 5.6 пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации» и постановлением главы города Костромы от 18.12.2008 № 2390 «Об установлении размера платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, обучающимися в муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования города Костромы», Арбитражный суд Костромской области удовлетворил иск. Суд пришел к выводу, что финансовое обеспечение деятельности, связанной с присмотром и уходом за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, является расходным обязательством Российской Федерации.

Второй арбитражный апелляционный суд, дополнительно руководствуясь статьей 72 (пунктом «ж» части 1) Конституции Российской Федерации, статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 84 (пунктами 1, 2) Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 26.3 (пунктами 1, 2) Федерального закона от 06.10.1999
№ 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статьями 2 (пунктом 32), 65 (частями 1, 2, 3) Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» и учитывая разъяснения, данные в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.

Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.

Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.

В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (статья 1069 ГК РФ).

В пункте 1 статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) установлено, что расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Закон № 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Расходные обязательства Российской Федерации исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета (пункт 2 статьи 84 БК РФ).

В пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» указано, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 БК РФ (в редакции, действующей после 01.01.2005) и статьи 26.3 Закона № 184-ФЗ, разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий.

В пункте 34 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ) определено, что присмотр и уход за детьми – комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.

В части 2 статьи 65 Закона № 273-ФЗ (в редакции, действовавшей в 2013 году) предусмотрено, что за присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей) (далее – родительская плата), и ее размер, если иное не установлено Законом № 273-ФЗ.

Согласно части 3 статьи 65 Закона № 273-ФЗ за присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, родительская плата не взимается.

В силу подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Закона № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе, социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).

Согласно статье 5 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон № 159-ФЗ) предусмотренные данным Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

Вместе с тем Закон № 159-ФЗ не относит присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, к дополнительным гарантиям по социальной поддержке.

Рассматриваемая норма предусмотрена Законом № 273-ФЗ. Законом субъекта Российской Федерации аналогичные нормы не предусмотрены, а решение данного вопроса, в том числе механизм финансового обеспечения обязательств по присмотру и уходу за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, за детьми с туберкулезной интоксикацией, в соответствии с Законом № 273-ФЗ и другими федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации не отнесены.

Таким образом, суды правомерно установили, что затраты, связанные с реализацией предусмотренной частью 3 статьи 65 Закона № 273-ФЗ нормы об освобождении от взимания платы за присмотр и уход в отношении детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами Российской Федерации, поскольку предусмотрены федеральным законом и не относятся к полномочиям (предметам ведения), осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (субвенций местному бюджету из бюджета субъекта Российской Федерации).

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, учитывая, что размер ущерба материалами дела подтвержден и ответчиком не оспорен, суды правомерно взыскали с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Муниципального образования городской округ город Кострома 627 335 рублей 86 копеек убытков.

Довод Управления о том, что взыскание убытков должно быть произведено с Министерства финансов Российской Федерации, как с финансового органа или главного распорядителя средств федерального бюджета, в ведомственной структуре которого находятся муниципальные дошкольные образовательные учреждения, признан судом кассационной инстанции необоснованным, так как решением суда первой инстанции убытки взысканы с Российской Федерации именно в лице Министерства финансов Российской Федерации. Данный орган не представил судам сведений о наличии какого-либо главного распорядителя средств федерального бюджета, в ведении которого находились соответствующие учреждения.

Нормы материального права судами первой и апелляционной инстанций применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как заявитель в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1), 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

П О С Т А Н О В И Л :

решение Арбитражного суда Костромской области от 14.12.2016 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.04.2017 по делу № А31-10641/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Костромской области – без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Судьи

Ю.В. Новиков

О.Е. Бердников

И.В. Чижов