ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А31-127/2010 от 14.07.2010 АС Волго-Вятского округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

603082, Нижний Новгород, Кремль, 4, http://fasvvo.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород

Дело № А31-127/2010

14 июля 2010 года

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Чигракова А.И.,

судей Башевой Н.Ю., Радченковой Н.Ш.

при участии представителя заявителя – Гущина Д.А., доверенность от 15.03.2010 № 4,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя –

Войсковой части 3910

на решение Арбитражного суда Костромской области от 24.02.2010,

принятое судьей Стрельниковой О.А., и

на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 23.04.2010,

принятое судьями Перминовой Г.Г., Караваевой А.В., Лысовой Т.В.,

по делу № А31-127/2010

по заявлению Войсковой части 3910

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования

по Костромской области

о признании незаконными и об отмене постановлений,

третье лицо – Военная прокуратура Костромского гарнизона,

и у с т а н о в и л :

Войсковая часть 3910 обратилась в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании незаконными и об отмене постановлений Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Костромской области (далее – Управление, Росприроднадзор) от 30.12.2009 № 35/1109 и 36/1109ю о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в статьях 8.41 и 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) соответственно.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена Военная прокуратура Костромского гарнизона.

Решением суда первой инстанции от 24.02.2010 в удовлетворении заявленного требования отказано.

Постановлением апелляционного суда от 23.04.2010 решение суда оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми судебными актами, Войсковая часть 3910 обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их и признать оспариваемые постановления Росприроднадзора недействительными.

Заявитель считает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам. Ссылаясь на статьи 1.5, 2.1 КоАП РФ и статьи 15, 189, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявитель указал, что вина в его действиях отсутствует; он предпринял все зависящие меры для предотвращения вменяемых ему административных правонарушений.

Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана представителем в судебном заседании.

Управление в отзыве на кассационную жалобу возразило против доводов заявителя; просило оставить в силе оспариваемые судебные акты.

Отзыв Военной прокуратуры Костромского гарнизона на кассационную жалобу в суд не поступал.

Росприроднадзор и Военная прокуратура Костромского гарнизона, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направили.

Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Управление совместно с сотрудниками Военной прокуратуры Костромского гарнизона на основании распоряжения от 24.11.2009 № 228П с 07.12.2009 по 16.12.2009 провело проверку соблюдения Войсковой частью 3910 нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами производства и потребления и установил факт несоблюдения заявителем статей 11, 14, 15, 18, 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89ФЗ «Об отходах производства и потребления» и статей 16, 22, 24 Федерального закона от 10.01.2002 № 7ФЗ «Об охране окружающей среды», а именно: у Войсковой части 3910 отсутствует проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее – ПНООЛР); не установлены лимиты на размещение отходов производства и потребления; не представляется в установленные сроки форма статистической отчетности 2тп (отходы); отсутствуют оформленные и согласованные в установленном порядке паспорта отходов I – IV классов опасности; лица, допущенные к обращению с опасными отходами, не имеют профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами на право работы с опасными отходами; не внесена плата за негативное воздействие на окружающую среду.

Указанное отражено в акте проверки от 07 – 16.12.2009 № 34/1109.

Усмотрев в действиях Войсковой части 3910 признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в статьях 8.2 и 8.41 КоАП РФ, Прокурор в присутствии законного представителя заявителя 23.12.2009 вынес постановления о возбуждении в отношении заявителя производств об административных правонарушениях.

В соответствии со статьей 23.29 КоАП РФ данные постановления переданы на рассмотрение в Росприроднадзор.

Управление постановлениями от 30.12.2009 № 35/1109 и 36/1109ю привлекло Войсковую часть 3910 к административной ответственности, предусмотренной в статье 8.41 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 рублей и в статье 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 рублей соответственно.

Не согласившись с указанными постановлениями, Войсковая часть 3910 обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными.

Руководствуясь статьями 8.2, 8.41 КоАП РФ, статьями 1, 11, 14, 15, 16, 18, 19, 23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89ФЗ), статьями 1, 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7ФЗ), постановлением Правительства от 28.08.1992 № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» (далее – постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632), постановлением Правительства от 12.06.2003 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» (далее – постановление Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 № 344), приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15.06.2001 № 511 «Об утверждении Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды», приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» (далее – Приказ Федеральной службы по надзору № 557) и определением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 № 284О, суд пришел выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным оспариваемых постановлений Росприроднадзора.

Апелляционный суд руководствовался этими же нормами права и согласился с позицией суда первой инстанции.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.

В соответствии со статьей 1 Закона № 7ФЗ требования в области охраны окружающей среды (природоохранные требования) это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

В статье 14 Закона № 7ФЗ определены методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды, к числу которых отнесено установление платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду.

Согласно пункту 1 статьи 51 Закона № 7ФЗ отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Отходы производства и потребления (далее – отходы) – остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами – деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; обращение с отходами – деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; лимит на размещение отходов – предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории; норматив образования отходов – установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции; паспорт отходов – документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе (статья 1 Закона № 89ФЗ).

В силу статьи 11 Закона № 89ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.

В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 18 Закона № 89ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, которые в соответствии с Правилами разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 № 461, подлежат утверждению уполномоченным территориальным органом исполнительной власти.

Требования к обращению с опасными отходами установлены в пунктах 3, 4 статьи 14 Закона № 89ФЗ.

Лица, которые допущены к обращению с отходами I – IV классов опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I – IV классов опасности (статья 15 Закона № 89-ФЗ).

Обязательность и порядок паспортизации опасных отходов установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2000 № 818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов» и приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 № 785 «Об утверждении паспорта опасного отхода».

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 19 Закона № 89ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, а также обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами – федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.

Порядок заполнения и представления формы федерального государственного статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) утвержден постановлением Федеральной службы государственной статистики от 17.01.2005 № 1 «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления», в частности: форму статистической отчетности № 2-ТП (отходы) представляют индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются (поступают), используются, обезвреживаются и размещаются (включая хранение и захоронение) отходы производства и потребления, а также осуществляющие деятельность по сбору отходов, их транспортированию. Учету подлежат все виды отходов производства и потребления, находящиеся в обращении у индивидуального предпринимателя и юридического лица, кроме радиоактивных.

Несоблюдение названными нормативными актами обязанностей является основанием для привлечения к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ.

Суды установили, что в процессе осуществления хозяйственной деятельности Войсковой части 3910 образуются отходы производства и потребления, а именно: отработанные ртутьсодержащие лампы, отработанные автомобильные масла, отработанные покрышки, лом черных металлов, твердые бытовые отходы, а также выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных и передвижных источников.

Вместе с тем ПНООЛР не разработан и на утверждение уполномоченному органу не представлялся; лимиты на размещение отходов производства и потребления, оформленные и согласованные в установленном порядке паспорта отходов I – IV классов опасности отсутствуют; форма статистической отчетности № 2-ТП (отходы) в установленные сроки не представляется; лица, допущенные к обращению с опасными отходами, не имеют профессиональной подготовки, подтвержденной соответствующими свидетельствами (сертификатами).

На основании изложенного и представленных в материалы дела доказательств суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях Войсковой части 3910 состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в статье 8.2 КоАП РФ.

Согласно статье 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати до шестидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц – от пятисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда.

В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона № 7ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным.

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в том числе, выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; а также иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утверждены постановлениями Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 и от 12.06.2003 № 344, согласно которым перечисление платежей за загрязнение окружающей природной среды осуществляется природопользователями в сроки, устанавливаемые территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации.

Срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, – не позднее 20го числа месяца, следующего за отчетным периодом, под которым понимается квартал (Приказ Федеральной службы по надзору № 557).

Суды установили, что Войсковая часть 3910 является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду, что заявителем не оспаривается. Однако, за IV квартал 2008 года и за I – III кварталы 2009 года плата за негативное воздействие на окружающую среду не внесена. Доказательства, свидетельствующие об обратном в материалах дела отсутствуют.

Размер суммы указанной платы судами не рассматривался, поскольку Войсковой частью 3910 не оспаривался.

Полно и всесторонне исследовав представленные в материалы дела доказательства, в том числе акт проверки от 0716.12.2009, расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными источниками (для различных видов топлива) № 1566-ТР, суды пришли к обоснованному выводу о совершении заявителем административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в статье 8.41 КоАП РФ.

При рассмотрении спора суды не выявили нарушения административным органом порядка привлечения к административной ответственности.

Довод Войсковой части 3910 относительно отсутствия его вины во вменяемых ему административных нарушениях отклоняется, поскольку данный вопрос судами исследовался и получил надлежащую оценку (вина в действиях заявителя установлена); в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации переоценка выводов судов выходит за пределы компетенции суда округа.

Выводы судов сделаны на основе всестороннего, полного и объективного исследования доказательств, представленных сторонами в дело, и не противоречат им. Иные доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают эти выводы и отклоняются судом кассационной инстанции, как несостоятельные.

Нормы материального права суды применили правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены оспариваемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено, следовательно, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд ВолгоВятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Костромской области от 24.02.2010 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 23.04.2010 по делу № А31127/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу Войсковой части 3910 – без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

А.И. Чиграков

Судьи

Н.Ю. Башева

Н.Ш. Радченкова