ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А31-13155/2022 от 01.08.2023 АС Волго-Вятского округа

160/2023-25695(1)



АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082 

 http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции 

Нижний Новгород Дело № А31-13155/2022  01 августа 2023 года 

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Башевой Н.Ю., Забурдаевой И.Л.,

без участия представителей

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью «Комфортные условия»

на решение Арбитражного суда Костромской области от 22.02.2023 и  на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 15.05.2023 

по делу № А31-13155/2022

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Комфортные условия» 

(ИНН: 4401189689, ОГРН: 1184401006426)  о признании незаконным и отмене постановления 

государственной жилищной инспекции Костромской области 

(ИНН: 4401053670, ОГРН: 1054408637051)  о привлечении к административной ответственности 

и у с т а н о в и л :

общество с ограниченной ответственностью «Комфортные условия» (далее – Общество)  обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании  незаконным и отмене постановления государственной жилищной инспекции Костромской  области (далее – Инспекция) от 15.11.2022 № 17-29-2022 о привлечении к  административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1.3 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде  штрафа в размере 300 000 рублей. 

Решением Арбитражного суда Костромской области от 22.02.2023 в  удовлетворении заявленного требования отказано. 

Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 15.05.2023  решение суда оставлено без изменения. 


Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в  Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой. 

Заявитель жалобы считает, что суды не приняли во внимание статью 70  Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и  муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248-ФЗ).  Инспекционный визит проведен и по месту нахождения контролируемого лица, и по месту  нахождения объекта контроля, срок инспекционного визита превысил один день, осмотры  проведены в жилых помещениях, что свидетельствует о недопустимости доказательств,  полученных в ходе проверочного мероприятия. 

Подробно доводы Общества изложены в кассационной жалобе. 

Инспекция в отзыве не согласилась с доводами кассационной жалобы, посчитав  обжалуемые судебные акты законными и обоснованными; заявила ходатайство о  рассмотрении дела в отсутствие представителя. 

Заявитель, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения  кассационной жалобы, представителей в суд не направил. Кассационная жалоба  рассмотрена без его участия. 

Законность решения Арбитражного суда Костромской области и постановления  Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации. 

Как следует из материалов дела, многоквартирный дом № 28 по улице Сенная  города Костромы находится в управлении Общества на основании распоряжения  Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Костромы от  29.11.2021 № 01-17/100. 

В связи с поступлением обращений жителей, направленных Инспекции  прокуратурой города Костромы 30.09.2022, на основании приказа от 17.10.2022 № 1318  Инспекция провела в отношении Общества внеплановый инспекционный визит с  18.10.2022 по 21.10.2022, предметом которого явилось соблюдение лицензиатом  обязательных лицензионных требований, в том числе при осуществлении деятельности по  управлению многоквартирным домом № 28 по улице Сенной города Костромы. 

В ходе внепланового инспекционного визита, состоявшегося 18.10.2022 с 10 часов  00 минут до 10 часов 30 минут, Инспекция провела осмотр многоквартирного дома № 28  по улице Сенной города Костромы и установила, что многоквартирный дом подключен к  отоплению; тепловой узел, расположенный со стороны дворового фасада, находится на  открытом воздухе, у него отсутствуют ограждающие стены и крыша, на трубопроводах  теплоснабжения отсутствует теплоизоляция, отсутствуют термометры. 

В акте внепланового инспекционного визита от 21.10.2022 № 68-27 Инспекция  зафиксировала нарушение Обществом пунктов 7 и 9 Правил оценки готовности к  отопительному периоду, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской  Федерации от 12.03.2013 № 103 (далее – Правила № 103), пункта 2.6.10 Правил и норм  технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя  РФ от 27.09.2003 № 170 (далее – Правила № 170), подпункта «б» пункта 4(1) Положения о  лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными  домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от  28.10.2014 № 1110 (далее – Положение № 1110). 

По факту выявленных нарушений Инспекция составила в отношении Общества  протокол об административном правонарушении от 09.11.2022 № 17-29. 


Постановлением Инспекции от 15.11.2022 № 17-29-2022 Общество привлечено к  административной ответственности, предусмотренной в части 3 статьи 14.1.3 КоАП РФ, в  виде штрафа в размере 300 000 рублей. 

Общество не согласилось с данным постановлением и обратилось в арбитражный  суд. 

Руководствуясь статьей 14.1.3 КоАП РФ, статьями 161, 192 и 198 Жилищного  кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), Законом № 248-ФЗ, Положением о  региональном государственном лицензионном контроле за осуществлением  предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в  Костромской области, утвержденном в целях реализации федерального законодательства  постановлением администрации Костромской области от 28.02.2022 № 60-а, Положением   № 1110, Правилами № 103 и Правилами № 170, суд первой инстанции пришел к выводу о  наличии оснований для привлечения Общества к административной ответственности. 

Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.

Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не  нашел оснований для ее удовлетворения. 

Управление многоквартирным домом должно обеспечивать, в том числе,  благоприятные и безопасные условия проживания граждан (часть 1 статьи 161 ЖК РФ). 

Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в  многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями  законодательства Российской Федерации, и должно обеспечивать безопасность жизни и  здоровья граждан (часть 1.1 статьи 161 ЖК РФ). 

Согласно части 1 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению  многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании  лицензии, выданной уполномоченным органом. 

Правительство Российской Федерации утверждает положение о лицензировании  деятельности по управлению многоквартирными домами с указанием перечня грубых  нарушений лицензионных требований (часть 2 статьи 193 ЖК РФ). 

Во исполнение указанной нормы утверждено Положение № 1110, которое  устанавливает, в том числе, также порядок осуществления регионального  государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской  деятельности по управлению многоквартирными домами 

В пункте 4 (1) Положения № 1110 определен перечень грубых нарушений  лицензионных требований, к которым относится, в том числе, непроведение лицензиатом  испытаний на прочность и плотность (гидравлических испытаний) узлов ввода и систем  отопления, промывки и регулировки систем отопления, выполняемых в целях  надлежащего содержания систем теплоснабжения (отопление, горячее водоснабжение) в  многоквартирных домах. 

Порядок организации технического обслуживания жилого фонда установлен  Правилами № 170. 

Готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних  условиях подтверждается наличием паспорта готовности дома к эксплуатации в зимних  условиях; актов на исправность автоматики безопасности и контрольно-измерительных  приборов котельных и инженерного оборудования зданий; актов технического состояния и  исправности работы противопожарного оборудования; обеспеченности топливом  котельных и населения до начала отопительного сезона: твердого – не ниже 70 процентов  потребности отопительного сезона, жидкого – по наличию складов, но не менее  среднемесячного расхода; запаса песка для посыпки тротуаров – из расчета не менее 3 – 4  кубических метров на 1000 квадратных метров уборочной площади; актов о готовности 


уборочной техники и инвентаря; актов о готовности к зиме с оценкой качества подготовки  зданий и квартир к зиме и акта по каждому объекту, а также актов на испытания,  промывку, наладку систем холодного, горячего водоснабжения и отопления. Все акты  утверждаются и сдаются до 15 сентября (пункт 2.6.10 Правил № 170). 

В силу пункта 3 части 1 статьи 20 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ  «О теплоснабжении» (далее – Закон № 190-ФЗ) потребители тепловой энергии,  теплопотребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к  системе теплоснабжения подлежат проверке готовности к отопительному периоду. 

Проверка готовности к отопительному периоду потребителей тепловой энергии  осуществляется в целях определения их соответствия требованиям, установленным  правилами оценки готовности к отопительному периоду, в том числе готовности их  теплопотребляющих установок к работе, а также в целях определения их готовности к  обеспечению указанного в договоре теплоснабжения режима потребления, отсутствию  задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель,  организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (часть 6 статьи 20  Закона № 190-ФЗ). 

Во исполнение указанной нормы утверждены Правила № 103. 

Согласно пункту 16 Правил № 103 в целях оценки готовности потребителей  тепловой энергии к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть  проверены, в том числе, проведение промывки оборудования и коммуникаций  теплопотребляющих установок; состояние тепловых сетей, принадлежащих потребителю  тепловой энергии; состояние трубопроводов, арматуры и тепловой изоляции в пределах  тепловых пунктов; наличие и работоспособность приборов учета, работоспособность  автоматических регуляторов при их наличии; работоспособность защиты систем  теплопотребления; проведение испытания оборудования теплопотребляющих установок на  плотность и прочность. 

В силу пункта 7 Правил № 103 результаты проверки оформляются актом проверки  готовности к отопительному периоду. 

На основании пункта 9 Правил № 103 в случае, если объект проверки готов к  отопительному периоду, а также в случае, если замечания к требованиям по готовности,  выданные комиссией, устранены в срок уполномоченным органом составляется и выдается  паспорт готовности к отопительному периоду по рекомендуемому образцу по каждому  объекту проверки в течение 15 дней с даты подписания акта. 

В рассматриваемом случае Общество осуществляло лицензируемую деятельность  по управлению многоквартирным домом в отсутствие паспорта и акта готовности к  отопительному периоду 2022 – 2023 годов, актов на испытания, промывку, наладку  системы отопления многоквартирного дома, что свидетельствует о нарушении  установленных требований. 

Доказательств, подтверждающих, что Общество предприняло все зависящие от  него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и  недопущению совершения административного правонарушения, чрезвычайных и  непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих  норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к  административной ответственности, в материалах дела не имеется. 

Факт нарушений Общество в кассационной жалобе не оспаривает, ссылаясь на  наличие процессуальных недостатков, допущенных Инспекцией в ходе проведения  проверки. 

В статье 70 Закона № 248-ФЗ установлен порядок осуществления инспекционного  визита – контрольного (надзорного) мероприятия, проводимого путем взаимодействия с 


конкретным контролируемым лицом и (или) владельцем (пользователем)  производственного объекта по месту нахождения (осуществления деятельности)  контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных  подразделений) либо объекта контроля без предварительного уведомления  контролируемого лица и собственника производственного объекта. 

Инспекционный визит проводится по месту нахождения (осуществления  деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных  структурных подразделений) либо объекта контроля (пункт 2). В ходе инспекционного  визита может совершаться в том числе такое контрольное (надзорное) действие как осмотр  (пункт 3). Срок проведения инспекционного визита в одном месте осуществления  деятельности либо на одном производственном объекте (территории) не может превышать  один рабочий день (пункт 5). 

Осмотр многоквартирного дома № 28 по улице Сенной города Костромы как  объекта контроля состоялся 18.10.2022 с 10 часов 00 минут до 10 часов 30 минут, то есть  срок проведения мероприятия не превысил одного дня, что соответствует требованиям,  установленным в статье 70 Закона № 248-ФЗ. Нарушений при проведении контрольного  мероприятия по указанному адресу суды не установили. 

Ссылка Общества на часть 4 статьи 76 Закона № 248-ФЗ не принимается судом  округа во внимание, поскольку сведения о проведении осмотра конкретного жилого  помещения в многоквартирном доме в материалах дела отсутствуют. 

Таким образом, процедура привлечения к административной ответственности,  регламентированная нормами КоАП РФ, соблюдена, существенных нарушений  процессуальных требований не установлено. Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок  давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения  постановления о назначении административного наказания не пропущен. 

Суды не установили обстоятельств, исключающих производство по делу, а также  оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и признания правонарушения  малозначительным. 

Назначенное нарушителю административное наказание в виде штрафа в размере  300 000 рублей согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ),  отвечает положениям статьи 4.1 КоАП РФ, а также соответствует принципам законности,  справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности. 

Мнение заявителя кассационной жалобы о том, что суды не указали мотивы  отклонения доводов заявителя, противоречит содержанию судебных актов, принятых по  настоящему делу, в которых даны подробный правовой анализ существа спора и правовая  оценка доводам заявителя, имеющим значение для рассматриваемого вопроса. Отсутствие  в судебных актах оценки отдельных доводов и доказательств не означает, что они не были  учтены при принятии судебных актов. 

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в  судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов  судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических  обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции. 

Нормы материального права применены судами первой и апелляционной  инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм  процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены  принятых судебных актов. 

Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.


Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не  рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения  административного органа о привлечении к административной ответственности  государственной пошлиной не облагается. 

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского  округа 

П О С Т А Н О В И Л :

решение Арбитражного суда Костромской области от 22.02.2023 и постановление Второго  арбитражного апелляционного суда от 15.05.2023 по делу № А31-13155/2022 оставить без  изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью  «Комфортные условия» – без удовлетворения. 

 Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть  обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не  превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в  статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

 Председательствующий  Н.Ш. Радченкова

Судьи  Н.Ю. Башева

И.Л. Забурдаева