610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Киров
08 апреля 2021 года Дело № А31-13666/2020
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2021 года
Полный текст постановления изготовлен 08 апреля 2021 года
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бармина Д.Ю.,
судей Барьяхтар И.Ю., Панина Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шмыриной А.М.,
при участии в судебном заседании:
от ответчика – ФИО1, по доверенности от 09.10.2018,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента лесного хозяйства Костромской области
на решение Арбитражного суда Костромской области от 05.02.2021 по делу № А31-13666/2020
по иску индивидуального предпринимателя ФИО2 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>)
к Департаменту лесного хозяйства Костромской области (ИНН <***>, ОГРН <***>),
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - общество с ограниченной ответственностью «Восход» (ИНН <***>, ОГРН <***>),
о признании незаконным отказа в согласовании передачи прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от 17.09.2010 №437 и обязании предпринять действия по согласованию переуступки прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от 17.09.2010 № 437,
у с т а н о в и л:
индивидуальный предприниматель ФИО2 (далее –истец, Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Костромской области с иском к Департаменту лесного хозяйства Костромской области (далее - Департамент, ответчик, заявитель) о признании незаконным отказа в согласовании передачи прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от 17.09.2010 № 437 и обязании предпринять действия по согласованию переуступки прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от 17.09.2010 № 437 (далее – Договор).
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Восход» (далее – Общество, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Костромской области от 05.02.2021 иск удовлетворен.
Не согласившись с принятым решением, Департамент обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Костромской области от 05.02.2021 по делу № А31-13666/2020 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Истец в апелляционной жалобе указывает, что выводы суда о том, что отказ Департамента мотивирован подпунктом 3 пункта 4 Порядка выдачи согласия на совершение сделок с арендованными лесными участками или арендными правами (далее - Порядок), утвержденного постановлением Департамента лесного хозяйства Костромской области от 27.08.2020 № 11, не соответствует фактическим обстоятельствам дела. В основу отказа Департаментом указано, что на арендованном лесном участке Предпринимателем в 2015 году проводились работы по таксации лесов. Материалы таксации введены в действие приказом Департамента № 485 от 28.12.2015 года. Соответствующие изменения в соответствии с пунктом 3 статьи 74.1 Лесного Кодекса Российской Федерации в Договор не внесены. Выводы суда о том, что на момент обращения с заявлением о согласовании сделки по передаче прав и обязанностей по Договору, а также на момент отказа Департамента в согласовании данной сделки Порядок не вступил в законную силу и не подлежал применению к данным правоотношениям, основан на неправильном толковании содержания письма от 21.08.2020 № ЛА/7113. При этом судом не дана оценка тому обстоятельству, что на момент обращения истца с исковыми требованиями в защиту своих прав и возложения обязанности по согласованию переуступки прав, названный Порядок вступил в законную силу и подлежит обязательному применению сторонами. Вопреки установленному Порядку суд необоснованно удовлетворил требования истца и обязал Департамент предпринять действия по согласованию переуступки прав и обязанностей по Договору. Кроме того, не получили надлежащей правовой оценки суда основания для отказа, изложенные в письме департамента от 21.08.2020 № ЛА/7113, а именно указание в заявлении на неправильный кадастровый номер лесного участка и отсутствие внесения изменений в соответствии с пунктом 3 статьи 74.1 Лесного Кодекса Российской Федерации в Договор. Департамент неоднократно указывал, что отсутствие внесения изменений в Договор влечет несоответствие его материалам государственного лесного реестра, требованиям лесохозяйственного регламента и лесного законодательства. В отсутствие новых условий Договора, определяющих объем прав и обязанностей сторон, а так же в отсутствие решения сторон о дальнейшей судьбе Договора, разрешение переуступки прав и обязанностей по Договору Обществу невозможен.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу доводы Департамента отклонил, просил решение суда оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 12.03.2021 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 16.03.2021 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании указанной статьи стороны и третье лицо надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 153.1 АПК РФ дело рассмотрено в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Костромской области.
Истец и третье лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей истица и третьего лица.
Представитель ответчика доводы жалобы поддержал, ответил на вопросы суда.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Костромской области проверены Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, по результатам аукциона Департамент (арендодатель) и Предприниматель (арендатор) заключили Договор, в соответствии с условиями которого арендодатель обязался предоставить, а арендатор – принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 423 га, местоположение Костромская область, Буйский муниципальный район, ОГУ «Буйское лесничество», Буйское участковое лесничество (МУП «Восход»), квартала 23,24,25; номер учетной записи в государственном лесном реестре 34:204:02:0575 (далее – лесной участок).
В соответствии с подпунктом «д» пункта 11 Договора арендатор имеет право с согласия арендодателя сдавать лесной участок, прошедший государственный кадастровый учет, в субаренду, передавать свои права и обязанности по Договору другим лицам, отдавать право аренды в залог, вносить право аренды в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив.
Срок действия договора с 17.09.2010 по 16.09.2035 (пункт 21 Договора).
Лесной участок передан арендатору по акту приема-передачи от 17.09.2010. Договор зарегистрирован в установленном законом.
31.07.2020 Предприниматель обратился в Департамент с заявлением о согласовании перевода прав и обязанностей по Договору на Общество.
В письме от 31.08.2020 Департамент отказал истцу в согласовании перевода прав арендатора по Договору, сославшись на неправильный кадастровый номер лесного участка и отсутствие внесения изменений в соответствии с пунктом 3 статьи 74.1 Лесного Кодекса Российской Федерации в Договор в связи с произведенными работами по таксации лесов.
Истец полагает, что отказ ответчика в согласовании переуступки прав и обязанностей по Договору не соответствуют действующему законодательству, нарушает его права и законные интересы, поскольку согласно условию подпункта «д» пункта 11 Договора арендатор имеет право с согласия арендодателя передавать свои права и обязанности по Договору другим лицам.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя ответчика, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения.
Истцом заявлены требования о признании незаконным отказа в согласовании передачи прав и обязанностей по Договору и обязании предпринять действия по согласованию переуступки прав и обязанностей по Договору.
В соответствии со статьей 392.3 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одновременной передачи стороной всех прав и обязанностей по договору другому лицу (передача договора) к сделке по передаче соответственно применяются правила об уступке требования и о переводе долга.
Перевод должником своего долга на другое лицо допускается с согласия кредитора и при отсутствии такого согласия является ничтожным (пункт 2 статьи 391 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор вправе с согласия арендодателя передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), если иное не установлено данным Кодексом, другим законом или иными правовыми актами.
В соответствии с положениями статьи 5 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (далее - Вводный закон) арендатор по договору аренды участка лесного фонда до приведения его в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, а также арендатор по договору аренды участка лесного фонда или по договору аренды лесного участка, если государственный кадастровый учет таких участков не осуществлялся, не вправе: сдавать арендованные участок лесного фонда, лесной участок в субаренду; передавать свои права и обязанности по договору аренды участка лесного фонда, по договору аренды лесного участка другим лицам (перенаем); отдавать арендные права в залог; вносить арендные права в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив.
Право арендатора передать свои права и обязанности третьему лицу с согласия арендодателя закреплено в подпункте «д» пункта 11 Договора.
Согласно пункту 7 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 08.03.2015 № 42-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее - Закон № 42-ФЗ), вступившего в силу 01.06.2015, если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, победитель торгов не вправе уступать права и осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из заключенного на торгах договора. Обязательства по такому договору должны быть исполнены победителем торгов лично, если иное не установлено в соответствии с законом.
Между тем, как указывалось выше, статьей 5 Вводного закона предусмотрены ограничения для заключения договора перенайма только до момента приведения договора аренды лесного участка в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, а также в отношении лесных участков, не прошедших кадастровый учет.
Право арендатора с согласия арендодателя передавать лесной участок в субаренду было закреплено последовательно в утверждаемых Правительством Российской Федерации формах примерного договора аренды лесного участка (подпункт «г» пункта 10 формы договора, утвержденной постановлением Правительства РФ от 28.05.2007 № 324, подпункт «г» пункта 10 формы договора, утвержденной приказом Минсельхоза РФ от 12.02.2010 № 48, подпункт «г» пункта 10 формы договора, утвержденной приказом Рослесхоза от 26.07.2011 № 319).
После вступления в силу положений пункта 7 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации (с 01.06.2015) постановлением Правительства РФ от 21.09.2015 № 1003 «О типовом договоре аренды лесного участка» был утвержден типовой договор аренды лесного участка, в разделе 12 которого установлены обязанности арендатора, в том числе в соответствии с подпунктом «у» - обязанность согласовать с арендодателем в письменной форме совершение действий, предусмотренных статьей 5 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации».
Приказом Минприроды России от 20.12.2017 № 693 утверждены типовые договоры аренды лесного участка. Подпунктом «т» пункта 3.4 Типового договора аренды лесного участка для заготовки древесины также предусмотрена обязанность арендатора согласовать с арендодателем в письменной форме совершение действий, предусмотренных статьей 5 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации».
В настоящее время Приказом Минприроды России от 30.07.2020 № 542 утверждены типовые договоры аренды лесного участка. Подпунктом «т» пункта 3.4 Типового договора аренды лесного участка для заготовки древесины также предусмотрена обязанность арендатора согласовать с арендодателем в письменной форме совершение действий, предусмотренных статьей 5 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации».
В части 6 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации установлен запрет на уступку прав и перевод долга по обязательствам, возникшим из договора, а также на передачу лесного участка в субаренду только в отношении договоров, заключенных по результатам проведения конкурса.
Нормы лесного законодательства, являющиеся специальными при разрешении настоящего спора, не содержат императивного запрета на передачу прав и обязанностей по договору аренды лесного участка, заключенного по результатам торгов в форме аукциона.
Таким образом, с учетом того, что в лесных отношениях, равно как и в имущественных отношениях, связанных с оборотом лесных участков, установлен приоритет лесного законодательства (пункт 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации), при этом положения пункта 7 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации прямо определяют, что иное регулирование возможно в соответствии с законом, отсутствуют основания для применения указанной нормы Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям по перенайму либо субаренде лесных участков.
В силу пункта 2 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации согласие арендодателя является необходимым условием для переуступки права аренды лесного участка.
При этом отказ в выдаче данного согласия не может быть произвольным, являться результатом усмотрения должностных лиц государственного органа, а должен основываться на установленных законом ограничениях и запретах.
Департамент обязан обеспечить эффективное управление лесами, их целевое использование и охрану, а также не вправе произвольно ограничивать чьи-либо субъективные права.
Действительно, как указывает заявитель, в основу отказа Департаментом указано, что на арендованном Предпринимателем лесном участке в 2015 году проводились работы по таксации лесов, однако соответствующие изменения в соответствии с пунктом 3 статьи 74.1 Лесного Кодекса Российской Федерации в Договор не внесены; в заявлении допущена техническая ошибка (указан неправильный кадастровый номер лесного участка).
Вместе с тем из протокола совещания по рассмотрению заявлений о выдаче согласия на совершение сделки по передаче прав и обязанностей по договорам аренды лесных участков от 31.08.2020 указано, что необходимо отметить наличие оснований для отказа в выдаче согласия предпринимателю на совершение сделки по передаче прав и обязанностей по Договору по подпункту 3 пункта 4 постановления Департамента лесного хозяйства Костромской области от 27.08.2020 № 11 (наличие оснований для обращения в Арбитражный суд Костромской области для изменения Договора в соответствии с частью 3 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Департамента лесного хозяйства Костромской области от 27.08.2020 № 11 утвержден Порядок выдачи согласия на совершение сделок с арендованными лесными участками или арендными правами (далее - Порядок).
Согласно Порядку решение о выдаче согласия (об отказе в выдаче согласия) на совершение сделок с арендованными лесными участками или арендными правами принимается Департаментом по результатам заседания комиссии на основании заявления о выдаче согласия на совершение сделок с арендованными лесными участками или арендными правами.
Пунктом 4 Порядка предусмотрены случаи отказа в согласовании сделки с арендованным лесным участком и арендными правами. В частности, согласно подпункту 3 пункта 4 Порядка согласие на совершение сделки с арендованным лесным участком и арендными правами не выдаётся в случае, если имеются основания для обращения в Арбитражный суд Костромской области для изменения договора аренды в соответствии с частью 3 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации.
При этом судом установлено и не оспаривается сторонами, что Порядок опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 27.08.2020 и вступает в законную силу через десять дней после дня его официального опубликования.
Предприниматель обратился в Департамент с заявлением о выдаче согласия на совершение сделки по передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка ООО «Восход» 31.07.2020; Департамент принял решение об отказе Предпринимателю в согласовании совершения сделки по передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка ООО «Восход» 31.08.2020.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что на момент обращения с заявлением о согласовании сделки по передаче прав и обязанностей по Договору, а также на момент отказа Департамента в согласовании данной сделки Порядок не вступил в законную силу и не подлежал применению к данным правоотношениям, суд приходит к выводу, что отказ Департамента в выдаче согласия на передачу прав и обязанностей по Договору неправомерен.
Как верно отмечено судом первой инстанции, Департамент, являясь полноправным участником арендных отношений на основании Договора, мог самостоятельно инициировать процесс внесения изменения в условия Договора в связи с изменением количественных и качественных характеристик лесного участка.
Однако, как указывает заявитель, на арендованном Предпринимателем лесном участке в 2015 году проводились работы по таксации лесов, Департамент с заявлением о внесении изменений в условия Договора в связи с изменением количественных и качественных характеристик лесного участка не обращался.
Возражения Департамента со ссылкой на указание в заявлении Предпринимателем на неправильный кадастровый номер лесного участка, не является безусловным основанием для отказа в выдаче согласия на передачу прав и обязанностей по Договору, поскольку эти сведения Департамент мог уточнить. Кроме того, из протокола совещания по рассмотрению заявлений о выдаче согласия на совершение сделки по передаче прав и обязанностей по договорам аренды лесных участков от 31.08.2020, не следует, что отказ обусловлен неверным указанием кадастрового номера части лесного участка.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что при принятии решения арбитражным судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, а, следовательно, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и отмены решения не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, поскольку на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство освобождено от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Костромской области от 05.02.2021 по делу № А31-13666/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента лесного хозяйства Костромской области – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Костромской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий Д.Ю. Бармин
Судьи И.Ю. Барьяхтар
Н.В. Панин