ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А31-1689/2009 от 01.09.2009 АС Волго-Вятского округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

603082, Нижний Новгород, Кремль, 4, http://fasvvo.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород

Дело № А311689/200930

07 сентября 2009 года

(дата изготовления постановления в полном объеме)

Резолютивная часть постановления объявлена 01.09.2009.

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Шутиковой Т.В.,

судей Забурдаевой И.Л, Тютина Д.В.

при участии представителя

от заинтересованного лица: ФИО1 (доверенность от 11.03.2009 № Д/ТЭК773)

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица –

Департамента топливноэнергетического комплекса и тарифной политики

Костромской области

на решение Арбитражного суда Костромской области от 08.04.2009,

принятое судьей Смирновой Т.Н., и

на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 27.05.2009,

принятое судьями Буториной Г.Г., Караваевой А.В., Лысовой Т.В.,

по делу № А311689/200930

по заявлению первого заместителя прокурора Костромской области

о признании незаконным и отмене определения от 11.03.2009 № 5 Департамента

топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области,

третьи лица Управление Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации по Костромской области,

муниципальное унитарное предприятие города Костромы «Костромагорводоканал»,

и у с т а н о в и л :

первый заместитель прокурора Костромской области (далее – Прокурор) обратился с заявлением в Арбитражный суд Костромской области о признании незаконным и отмене определения Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области (далее – Департамент) от 11.03.2009 № 5 о передаче постановления о возбуждении дела об административном правонарушении на рассмотрение по подведомственности.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Управление Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации по Костромской области (далее – Управление), муниципальное унитарное предприятие города Костромы «Костромагорводоканал» (далее Предприятие, МУП «Костромагорводоканал»).

Решением Арбитражного суда Костромской области от 08.04.2009 заявленное требование удовлетворено.

Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 27.05.2009 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Департамент не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель жалобы считает, что суд нарушил требования главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. По мнению Департамента, Прокурор не вправе обращаться в арбитражный суд с заявлением об оспаривании определения о передаче постановления о возбуждении дела об административном правонарушении на рассмотрение по подведомственности. В связи с этим суд должен был отказать Прокурору в удовлетворении требования и прекратить производство по делу.

В судебном заседании представитель Департамента подтвердил позицию, изложенную в кассационной жалобе.

Прокурор и Управление в отзывах на кассационную жалобу возразили против доводов, изложенных в ней, и просили оставить жалобу без удовлетворения.

МУП «Костромагорводоканал» отзыв на кассационную жалобу не представило.

Прокурор и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.

Законность принятых Арбитражным судом Костромской области решения и Вторым арбитражного апелляционным судом постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Прокурор выявил факт незаконного установления МУП «Костромагорводоканал» платы за услуги по выдаче технических условий на присоединение к сетям водопровода и канализации и 20.02.2009 возбудил в отношении Предприятия дело об административном правонарушении по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 20.02.2009 и материалы проверки Прокурор передал в Департамент для рассмотрения дела по существу.

Мотивируя тем, что МУП «Костромагорводоканал» имеет доминирующее положение на рынке услуг водоснабжения и водоотведения, Департамент вынес определение от 11.03.2009 № 5 о передаче постановления Прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от 20.02.2009 и материалы проверки в Управление.

Не согласившись с указанным определением, Прокурор обжаловал его в арбитражный суд.

Руководствуясь частью 1 статьи 23.48, частью 1 статьи 25.11, частью 1 статьи 29, частями 3, 4 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, частью 1 статьи 52, статьей 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 4 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 22021 «О прокуратуре Российской Федерации», статьями 10, 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135ФЗ «О защите конкуренции»,Арбитражный суд Костромской области установил, что материалы дела не содержат сведений о наличии признаков нарушения Предприятием антимонопольного законодательства, и пришел к выводу, что оспариваемое определение Департамента является незаконным и подлежит отмене.

Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд ВолгоВятского округа считает ее подлежащей удовлетворению.

В силу части 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

В пункте 3 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

В соответствии со статьей 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, определение об отказе в возбуждении дела может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 25.5 настоящего Кодекса, а именно: лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении; потерпевшим; законным представителем юридического и физического лица.

Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

В силу статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях. Производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.

Из указанных норм следует, что объектом обжалования являются вступившие в законную силу постановления по делам об административных правонарушениях и последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление, а не иные процессуальные акты, принимаемые на стадии возбуждения дела и рассмотрения его по существу. Кроме того, в данном случае Прокурор выступает как административный орган, возбудивший дело об административном правонарушении.

Споры, возникающие между административными органами на стадии возбуждения дела и в процессе производства по делу об административном правонарушении, в частности об оспаривании определений о передаче постановления о возбуждении дела об административном правонарушении на рассмотрение по подведомственности, не относятся к компетенции арбитражных судов.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает обжалование только постановлений по делу об административном правонарушении и определений об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

Определение о передаче постановления о возбуждении дела об административном правонарушении на рассмотрение по подведомственности не является определением об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Следовательно, вывод судов о том, что оспариваемое определение является итоговым актом административного органа, неверен.

При таких обстоятельствах заявление о признании незаконным и отмене определения Департамента от 11.03.2009 № 5 о передаче постановления о возбуждении дела об административном правонарушении на рассмотрение по подведомственности не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Руководствуясь статьями 150 (пунктом 1 части 1), 287 (пунктом 6 части 1), 288 (часть 3) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд ВолгоВятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Костромской области от 08.04.2009 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 27.05.2009 по делу № А311689/2009-30 отменить. Производство по делу прекратить.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Т.В. Шутикова

Судьи

И.Л. Забурдаева

Д.В. Тютин