АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082
http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Нижний Новгород | Дело № А31-17030/2021 |
13 октября 2022 года |
(дата изготовления постановления в полном объеме).
Резолютивная часть постановления объявлена 12.10.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Александровой О.В. ,
судей Домрачевой Н.Н., Забурдаевой И.Л. ,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью «Комфортные условия»
на решение Арбитражного суда Костромской области от 04.04.2022 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 09.06.2022
по делу № А31-17030/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Комфортные условия»
(ИНН: 4401189689, ОГРН: 1184401006426)
о признании незаконным и об отмене постановления Государственной
жилищной инспекции Костромской области
(ИНН: 4401053670, ОГРН: 1054408637051)
о привлечении к административной ответственности
и у с т а н о в и л :
общество с ограниченной ответственностью «Комфортные условия» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления Государственной жилищной инспекции Костромской области (далее – Инспекция) от 07.12.2021 № 30-11-2021 о привлечении к административной ответственности на основании части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в размере 250 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 04.04.2022 требование удовлетворено частично. Оспариваемое постановление изменено в части назначения наказания, размер штрафа снижен до 125 000 рублей.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 09.06.2022 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили статью 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), статью 26.2 КоАП РФ. Общество, как временная управляющая компания, не является субъектом вмененного правонарушения. Основания для привлечения к административной ответственности отсутствовали. Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Инспекция в отзыве отклонила доводы жалобы.
Общества и Инспекция заявили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие представителей.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Общество осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии от 10.04.2019 № 44-000109.
На основании распоряжения администрации г. Костромы от 01.12.2020 № 01-17/142-Р с 25.12.2020 по 24.12.2021 Общество определено в качестве управляющей организации для управления многоквартирным жилым домом 18 по улице Юбилейной, домом 20 по улице Войкова, домом 28 по улице 10-й Рабочей, домом 22 по улице Физкультурной города Костромы. Многоквартирные дома 25 по улице Водяной и 48а по улице Центральной города Костромы находятся в управлении Общества на основании договоров управления от 12.09.2019 и от 22.11.2019 соответственно.
В соответствии с приказом заместителя начальника Инспекции от 20.10.2021 № 1694 с 26.10.2021 по 29.10.2021 в связи с обращениями жителей указанных домов по вопросу ненадлежащего содержания общего имущества названных многоквартирных домов в отношении Общества проведена внеплановая выездная проверка в рамках лицензионного контроля за соблюдением лицензионных требований при осуществлении деятельности по управлению многоквартирными домами.
В ходе проверки Инспекция выявила факт невыполнения Обществом работ по обеспечению исправного состояния общего имущества спорных домов.
Так, в доме 22 по улице Физкультурной, в доме 25 по улице Водяной и в доме 28 по улице 10-й Рабочей города Костромы при осмотре вентиляционных и газодымоходных труб на кровле домов выявлено разрушение верхней части оголовков труб, неплотности в трубах, частичное отсутствие штукатурного слоя и кирпичей труб со стороны торцевого и дворового фасадов, со стороны главного фасада разрушение трубы до крыши (дом 25 по улице Водяной).
В ходе осмотра дома 48а по улице Центральной города Костромы выявлены отсутствие остекления в оконной раме в фойе первого этажа подъезда 2; отсутствие освещения в общем коридоре перед квартирами 84 – 88 на четвертом этаже подъезда 2; наличие повреждения, провала пола на первом этаже в коридоре общего пользования перед квартирой 56.
Кроме того, Общество в ходе проверки не представило договор, график и акты на периодическую проверку и прочистку вентиляционных каналов на 2021 год, акты общего планового весеннего и осеннего осмотра за 2021 год, паспорта готовности к эксплуатации в зимний период 2020 – 2021 годов.
При осмотре дома 20 по улице Войкова города Костромы установлено, что в тамбуре подъезда окрасочный слой стен и потолка утратил свой первоначальный цвет, имеются следы загрязнения. На потолке выявлены местные разрушения штукатурки (до дранки) с повреждением окрасочного слоя. На стенах множественные сколы, трещины, царапины на штукатурке с повреждением окрасочного слоя. На деревянном полу первого этажа и тамбура выявлены следы истирания окрасочного слоя. На лестничные клетках подъезда отсутствуют этажные электрические щитки и шкафы (свободный доступ к электрическим проводам и пробкам), вместо энергосберегающих светильников на скрутках установлены патроны с лампочками. Нарушена периодичность текущего ремонта подъездов (текущий ремонт не проводился более пяти лет). На дату завершения проверки акты приемки выполненных работ по восстановлению внутренней отделки, установке этажных электрических щитков и шкафов, светильников на лестничных клетках подъезда не представлены.
В ходе осмотра дома 18 по улице Юбилейной города Костромы выявлено, что данный многоквартирный дом имеет техническое подполье, в котором размещены инженерные коммуникации системы канализации. На момент осмотра в техническом подполье под полом лестничной клетки подъезда 2 ревизия на лежаке системы канализации отсутствует; акты приемки выполненных работ по установке ревизии на лежаке системы канализации в техническом подполье подъезда 2 Общество не представило.
Инспекция пришла к выводу о нарушении Обществом подпунктов «а», «б», «в», «г» пункта 1.8, пунктов 2.1.1, 2.6.10, 3.2.1, 3.2.8, 3.2.9, 4.4.1, 4.4.2, 4.8.14, 5.5.6, 5.5.12, 5.6.2, 5.7.2, 5.8.1 – 5.8.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитету Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170 (далее – Правила № 170), подпунктов «а», «б» и «г» пункта 10, подпункта «з» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491), пунктов 2, 7, 11, 11(1) 12, 13, 15, 18, 20 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 (далее – Минимальный перечень № 290) и подпунктов «а» и «б» пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110 (далее – Положение № 1110). Результаты проверки отражены в акте от 29.10.2021 № 57-11.
Усмотрев в действиях (бездействии) Общества состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, Инспекция составила протокол об административном правонарушении от 12.11.2021 № 30-11.
Постановлением Инспекции от 07.12.2021 № 30-11-2021 Общество назначено наказание в виде штрафа в размере 250 000 рублей.
Общество оспорило постановление в судебном порядке.
Руководствуясь частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 36, частями 1 и 2.3 статьи 161, частью 2 статьи 162, частью 1 статьи 192 и частью 1 статьи 193 Кодекса, частью 1 статьи 1.5, частями 1 и 2 статьи 2.1, частями 3.2 и 3.3 статьи 4.1, частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, частью 1 статьи 8, пунктом 51 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», пунктом 3 Положения № 1110, пунктами 1.8, 2.6.2, 3.2.8, 3.2.9, 4.4, 4.4.1, 5.5, 5.8.1 – 5.8.3 Правил № 170, пунктом 2, подпунктами «а», «б», «г» пункта 10, подпунктами «г» и «з» пункта 11 и пунктом 42 Правил № 491, пунктами 2, 7, 11, 12, 13, 15, 18 и 20 Минимального перечня № 290, пунктами 5, 11 – 13 Правил пользования газом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 № 410 (далее – Правила № 410), суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях (бездействии) Общества состава вмененного правонарушения, не установил процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, вместе с тем счел возможным снизить размер штрафа до 125 000 рублей.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
В части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 данного кодекса.
Согласно части 1 статьи 192 Кодекса деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом (часть 2 статьи 192 Кодекса).
В статье 193 Кодекса установлены лицензионные требования к лицензиату.
На основании пункта 7 части 1 статьи 193 Кодекса помимо требований, перечисленных в пунктах 1 – 6.1 части 1 статьи 193 Кодекса, Правительством Российской Федерации могут быть установлены иные лицензионные требования.
В соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 3 Положения № 1110 лицензионными требованиями к лицензиату являются, в том числе, соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Кодекса; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Кодекса.
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами (часть 1 статьи 161 Кодекса).
Согласно части 2.3 статьи 161 Кодекса при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
В пункте 2 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416, установлено, что под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 Кодекса, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме.
Состав общего имущества многоквартирного дома определен в пункте 2 Правил № 491 и в статье 36 Кодекса, в соответствии с которыми в состав общего имущества включаются, в том числе, крыши, места общего пользования, придомовая территория, инженерные коммуникации, вентканалы, ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции).
В силу подпункта «е» пункта 2 Правил № 491 в состав общего имущества многоквартирного дома включается, в том числе земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
Из подпунктов «а», «б» и «г» пункта 10 Правил № 491 следует, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
В подпунктах «г» и «з» пункта 11 Правил № 491 предусмотрено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества, а также текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах «а» – «д» пункта 2 данных правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
В соответствии с пунктом 42 Правил № 491 управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
В Минимальном перечне № 290 установлен перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме.
Порядок организации технического обслуживания жилого фонда установлен Правилами № 170.
В пункте 1.8 Правил № 170 раскрыто содержание технической эксплуатации жилищного фонда, а также технического обслуживания и ремонта строительных конструкций и инженерных систем.
Требования при подготовке жилищного фонда к эксплуатации в зимний период определены в пункте 2.6.2 Правил № 170.
Из пункта 3.2.8 Правил № 170 следует, что окраску лестничных клеток допускается производить улучшенными высококачественными, безводными составами; поверхности, окрашенные малярными, безводными составами, должны иметь однотонную глянцевую или матовую поверхность; не допускается просвечивание нижележащих слоев краски, отслоения, пятна, потеки; не допускается в местах сопряжения поверхностей, искривления линий, закраски высококачественной окраски в различные цвета
Периодичность ремонта подъездов должна быть соблюдена один раз в пять лет или в три года в зависимости от классификации зданий и физического износа (пункт 3.2.9 Правил № 170).
Требования по содержанию полов установлены в пункте 4.4.1 Правил № 170.
В пункте 5.5 Правил № 170 содержатся требования по техническому обслуживанию внутренних устройств газоснабжения.
Мероприятия по организации обслуживания внутреннего водопровода и канализации жилого дома регламентированы пунктами 5.8.1 – 5.8.3 Правил № 170.
В соответствии с пунктом 5 Правил № 410 обязательным условием безопасного использования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования является надлежащее содержание дымовых и вентиляционных каналов жилых помещений и многоквартирных домов.
В пунктах 11 – 13 Правил № 410 определены требования к надлежащему содержанию дымовых и вентиляционных каналов.
Как следует из материалов дела и установили суды, Общество осуществляет управление спорными домами, следовательно, в силу требований жилищного законодательства Общество обязано соблюдать требования законодательства, определяющие порядок обслуживания и содержания общего имущества многоквартирного дома в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан и пользования нежилыми помещениями собственниками нежилых помещений, обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Факт нарушения Обществом требований жилищного законодательства в ходе осуществления лицензируемой деятельности по управлению многоквартирными домами судами установлен, подтвержден материалами дела и Обществом по существу не оспаривается.
Доказательства невозможности соблюдения требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые Общество не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о наличии в деянии Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Ссылка Общества на незаконность вменения ему в вину нарушения лицензионных требований отклоняется в силу следующего.
Согласно части 17 статьи 161 Кодекса управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Договор управления многоквартирным домом между управляющей организацией и собственниками помещений в многоквартирном доме считается заключенным со дня принятия органом местного самоуправления решения об определении управляющей организации.
Требования, нарушенные Обществом, относятся к лицензионным требованиям в силу подпункта «а» пункта 3 Положения № 1110, их несоблюдение управляющей организацией как лицензиатом образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
При этом наличие или отсутствие письменного договора с собственниками помещений в многоквартирном доме не влияет на обязанность Общества соблюдать законодательно установленные требования к деятельности по управлению многоквартирным домом.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Костромской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не оплачивается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 04.04.2022 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 09.06.2022 по делу № А31-17030/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Комфортные условия» – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий | О.В. Александрова | |
Судьи | Н.Н. Домрачева И.Л. Забурдаева |