ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
603082, Нижний Новгород, Кремль, 4, http://www.fasvvo.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Нижний Новгород
Дело № А31-2835/2007-10
16 июня 2008 года
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шишкиной Е.Н.,
судей Апряткиной Г.С., Князевой Г.А.
при участии представителей
от истца: ФИО1 по доверенности от 27.12.2007 № 50-3880/07,
от третьего лица: ФИО2 по доверенности от 30.10.2007 № 45,
ФИО3 по доверенности от 11.02.2008 № 6
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца –
администрации города Костромы
на решение Арбитражного суда Костромской области от 04.02.2008
по делу № А31-2835/2007-10,
принятое судьей Егоровой О.Ю.,
по иску администрации города Костромы
к Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального
агентства по управлению федеральным имуществом по Костромской области
о признании недействительным зарегистрированного права,
третьи лица – Комитет по управлению городскими землями и муниципальным имуществом администрации города Костромы, Управление Федеральной
регистрационной службы по Костромской области, областное государственное учреждение «Костромской лесхоз», Департамент лесного хозяйства
Костромской области, Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Костромской области, федеральное государственное
учреждение «Земельная кадастровая палата» по Костромской области,
и у с т а н о в и л :
администрация города Костромы (далее – Администрация) обратилась в Арбитражный суд Костромской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Костромской области (далее – Теруправление) о признании недействительным права федеральной собственности на участки лесного фонда, расположенные в кварталах 57 – 67 Пригородного лесничества (1-я группа лесов), квартале 45 Караваевского лесничества (1-я группа лесов), зарегистрированного Управлением Федеральной регистрационной службы по Костромской области (далее – Регистрационная служба) в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за № 44-01.21-41 2004-701.
Администрация также просила исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись регистрации права собственности Российской Федерации № 44-01.21-41.2004-701 на кварталы 57 – 67 Пригородного лесничества (1-я группа лесов, площадью 888 гектаров) и квартал 45 Караваевского лесничества (1-я группа лесов, площадью 16 гектаров), как на участки лесного фонда.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Комитет по управлению городскими землями и муниципальным имуществом администрации города Костромы (далее – Комитет), Регистрационная служба, областное государственное учреждение «Костромской лесхоз», Департамент лесного хозяйства Костромской области (далее – Департамент), Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Костромской области, федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Костромской области.
Заявленные требования основаны на статьях 10, 19 и 133 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года, статье 85 Земельного кодекса Российской Федерации и статье 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и мотивированы тем, что спорные участки находятся в границах города, а потому зарегистрированное право федеральной собственности на них нарушает права граждан города Костромы на использование таких лесов как городских.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 04.02.2008 в удовлетворении исковых требований отказано. Суд исходил из того, что к моменту установления городской черты города Костромы спорные участки уже относились к землям лесного фонда и их правовой статус мог быть изменен только Правительством Российской Федерации по представлению органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Костромской области в связи с неправильным применением норм материального права.
Доводы заявителя сводятся к следующему. Суд не дал надлежащей оценки представленным истцом доказательствам и при вынесении решения не учел, что административно-территориальная граница города Костромы была определена ещё в 1957 году и уже в тот момент спорные участки были включены в состав города Костромы. Этот факт подтверждается также и генеральным планом развития города, согласованным решением облисполкома от 31.03.1989 № 68. Следовательно, государственная регистрация права федеральной собственности на лесные участки не соответствует требованиям статьи 10 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года, в соответствии с которой в лесной фонд не входят леса, расположенные на землях городских поселений, и нарушает права и интересы граждан города Костромы, поскольку в силу статьи 133 Лесного кодекса Российской Федерации леса, расположенные на землях городских поселений, предназначены для отдыха населения, проведения культурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, а также для сохранения благоприятной экологической обстановки.
Регистрационная служба и Департамент в отзывах на кассационную жалобу указали на законность принятого по делу судебного акта.
В судебном заседании представители Администрации и Комитета поддержали доводы кассационной жалобы, указав, что на момент отнесения к землям лесного фонда спорные участки уже были включены в состав земель города Костромы.
При надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства явку представителей в третью инстанцию обеспечили истец и Комитет.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и заслушав представителей сторон, окружной суд пришел к выводу о том, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене в силу следующего.
Из имеющихся документов следует и суд установил, что в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись от 28.04.2004 № 44-01.21-41.2004-701 о праве собственности Российской Федерации на участки лесного фонда: Костромской район – лесничества: Сущевское – I группа лесов 11170 гектаров – кварталы 26, 27, 29, 32, 64 – 67, 78, 90, 91, 95 – 97, 100, 103, 104, 107, 108 (запретные полосы вдоль нерестовых рек), 48, 56, 63, 70 – 72, 76, 77, 81, 82, 83, 94 (защитные полосы вдоль дорог), 26 – 32, 41 – 128 (лесохозяйственная часть зеленой зоны); Пригородное – I группа лесов 6762 гектара – кварталы 1 – 17 (запретные полосы вдоль нерестовых рек), 28, 38, 42, 44, 46, 47 (защитные полосы вдоль дорог), 51 – 87 (лесопарковая часть зеленой зоны), 3, 4, 6, 7, 10, 12, 14 – 50 (лесохозяйственная часть зеленой зоны); Караваевское – I лесов 4875 гектаров – кварталы 18 – 24 (защитные полосы вдоль дорог), 29 – 31, 44 – 52, 82, 84 – 86, 45 (лесопарковая часть лесной зоны), 1 – 15, 19 – 21, 23, 24 – 28, 32 – 37 (лесохозяйственная часть зеленой зоны); Космынинское – I группа лесов 9683 гектара – кварталы 118 – 120 (запретные полосы вдоль нерестовых рек), 11, 12, 15 – 18, 20, 21, 32 – 35, 37, 39, 42, 45, 52, 61, 62, 65, 101, 103, 107, 108, 114 (защитные полосы вдоль дорог), 121 – 123 (лесопарковая часть зеленой зоны), 1 – 21, 31 – 71, 90, 98 – 115, 124 – 127 (лесохозяйственнея часть зеленой зоны); Нерехтский район – лесничества: Космынинское – I группа лесов 4075 гектаров – кварталы 22 – 25, 27, 128, 132, 133, 136, 138, 139 (защитные полосы вдоль дорог), 72 – 89, 116, 117, 128 – 139 (лесохозяйственная часть зеленой зоны), II группа лесов 1710 гектаров – кварталы 22 – 30, 93 – 97 (эксплуатационные леса); Нерехтское – Iгруппа лесов – кварталы 17, 18, 19, 20, 31 (лесопарковая часть зеленой зоны) 747 гектаров, 11 – 16, 21-22, 30, 32 – 46, 50 – 52, 55, 56, 59 – 64 (лесохозяйственная часть зеленой зоны), 4345 гектаров, II группа лесов – кварталы 1 – 10, 23 – 29, 47 – 49, 53, 54, 57, 58, 65 – 110 (эксплуатационные леса), 9494 гектара; Красносельский район – лесничества: Караваевское – Iгруппа лесов 3268 гектаров – кварталы 64 – 69, 74, 79, 80, 91 (защитные полосы вдоль автомобильных дорог), 241 гектар, 53, 54, 83, 87 – 90 (лесопарковая часть зеленой зоны), 328 гектаров, II группа лесов – кварталы 75 – 81 (эксплутационные леса), 775 гектаров, I группа лесов – кварталы 38 – 43, 55 – 74, 91 – 94 (лесохозяйственная часть зеленой зоны), 2699 гектаров; Красносельское - I группа лесов 9327 гектаров – квартал 152 (защитные полосы вдоль дорог), 58, 90, 127, 128 (лесопарковая часть зеленой зоны), 14 – 17, 20 – 30, 120 – 122, 124, 125, 129 – 131, 133, 134, 136, 139 – 141, 151 – 153, 154, 155 (лесохозяйственная часть зеленой зоны), 91, 93, 96, 99, 102, 105, 106, 108 – 110, 113, 114, 117, 118, 120, 122 – 126, 132 – 139, 142 – 148 (запретные полосы вдоль нерестовых рек), 48 – 57, 77 – 89, 92, 94 – 95, 97 – 98, 100 – 104, 106 – 107, 111 – 112, 114 – 116, 118 – 119, 142 – 144, 147 – 150 (запретные полосы вдоль рек), II группа лесов – кварталы 1 – 13, 18 – 19, 31 – 47, 59 – 76 (эксплуатационные леса), 5679 гектаров; Сумароковская лесоферма – Iгруппа лесов 1274 гектара – кварталы 1 – 4, 7 (защитные полосы вдоль дорог), 1 – 12 (лесохозяйственная часть зеленой зоны), общей площадью 74 920 гектара, расположенные по адресу: Костромская область, Костромской район, Красносельский район, Нерехтский район, условный номер объекта 44:07/1.35570.
В качестве основания для регистрации указаны статья 19 Лесного кодекса Российской Федерации и справка по участку лесного фонда Костромского лесхоза по состоянию на 01.01.2004.
Данная запись, внесенная в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, скорректирована 23.05.2005 на основании заявления Теруправления.
Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском, посчитав, что участки, находящиеся в границах муниципального образования городского округа город Кострома общей площадью 910 гектаров, расположенные в кварталах 57 – 67 Пригородного лесничества (1-я группа лесов) и квартале 45 Караваевского лесничества (1-я группа лесов), незаконно включены в реестр федеральной собственности, поскольку находятся на территории города и не относятся к лесному фонду.
В соответствии со статьями 7 и 10 Лесного кодекса Российской Федерации, действовавшего на момент государственной регистрации права федеральной собственности на спорные участки лесного фонда, все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях населенных пунктов (поселений), а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), образуют лесной фонд. Границы лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от иных земель. В лесной фонд не входят леса, расположенные на землях городских поселений, – городские леса.
Арбитражный суд Костромской области при рассмотрении настоящего спора установил, что спорные участки включены в состав лесного фонда в 1994 году, право собственности Российской Федерации зарегистрировано 28.04.2004, а городская черта муниципального образования города Костромы утверждена Законом Костромской области от 30.12.2004 № 237-КО «Об установлении границ муниципальных образований в Костромской области и наделении и их статусом», в связи с чем отказал в удовлетворении иска.
Вместе с тем в материалах дела имеются документы, свидетельствующие о том, что генеральный план города Костромы и его городская черта в установленном законом порядке утверждались и уточнялись неоднократно, в частности указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 29.11.1957 № 751/II «О расширении городской черты города Костромы Костромской области», постановлением Совета Министров РСФСР от 15.05.1967 № 339, постановлением Костромской областной думы от 30.10.1996 и др. В деле также имеются графические схемы и выкопировки из генерального плана, подтверждающие нахождение спорных участков в черте города Костромы.
Указанные обстоятельства имеют существенное значение для правильного разрешения рассматриваемого спора, однако Арбитражный суд Костромской области не исследовал и не оценил перечисленные документы с точки зрения вхождения в городскую черту спорных участков на момент их отнесения к землям лесного фонда и государственной регистрации права федеральной собственности.
При таких обстоятельствах окружной суд счел преждевременным вывод суда первой инстанции о том, что к моменту установления городской черты города Костромы спорные земельные участки уже относились к землям лесного фонда и могли быть переведены в земли поселений только в соответствии с действовавшим на тот момент законодательством.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд, решение, постановление которого отменено или изменено, если выводы, содержащиеся в обжалуемых решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
При новом рассмотрении дела Арбитражному суду Костромской области необходимо учесть изложенное, установить все имеющие существенное значение для дела обстоятельства, оценить имеющиеся в деле доказательства, выяснить, входили ли спорные участки в городскую черту как на момент включения их в состав лесного фонда, так и на момент государственной регистрации права федеральной собственности, и в итоге сделать вывод о наличии или отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Руководствуясь статьями 287 (частью 1, пунктом 3), 288 (частью 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
П О С Т А Н О В И Л :
решение Арбитражного суда Костромской области от 04.02.2008 по делу № А31-2835/2007-10 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Костромской области.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Е.Н. Шишкина
Судьи
Г.С. Апряткина
Г.А. Князева