ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А31-2835/2007 от 13.05.2009 АС Волго-Вятского округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

603082, Нижний Новгород, Кремль, 4, http://fasvvo.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород

Дело № А31-2835/2007-10

13 мая 2009 года

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Шишкиной Е.Н.,

судей Бабаева С.В., Павлова В.Ю.

при участии представителей

от истца: Матвеевой Ю.А. по доверенности от 09.02.2009 № 50-617/09,

от третьего лица – Комитета по управлению городскими землями и

муниципальным имуществом администрации города Костромы:

Логутова А.В. по доверенности от 30.12.2008 № 55

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу третьего лица –

Комитета по управлению городскими землями и муниципальным имуществом

администрации города Костромы

на решение Арбитражного суда Костромской области от 08.12.2008,

принятое судьей Егоровой О.Ю., и

на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 05.02.2009,

принятое судьями Губиной Л.В., Поляковой С.Г., Самуйловым С.В.,

по делу № А31-2835/2007-10

по иску администрации города Костромы

к Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального

агентства по управлению федеральным имуществом по Костромской области

о признании недействительным зарегистрированного права собственности,

третьи лица – Комитет по управлению городскими землями и муниципальным

имуществом администрации города Костромы, Управление Федеральной

регистрационной службы по Костромской области, областное государственное

учреждение «Костромской лесхоз», Департамент лесного хозяйства

Костромской области, Управление Федерального агентства кадастра объектов

недвижимости по Костромской области, федеральное государственное

учреждение «Земельная кадастровая палата» по Костромской области,

и у с т а н о в и л :

администрация города Костромы (далее – Администрация) обратилась в Арбитражный суд Костромской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Костромской области (далее – ТУ ФАУФИ по Костромской области) о признании недействительным права федеральной собственности на лесные участки, расположенные в кварталах 57 – 67 Пригородного лесничества (1-й группы лесов общей площадью 888 гектаров), квартале 45 Караваевского лесничества (1-й группы лесов общей площадью 16 гектаров), зарегистрированного Управлением Федеральной регистрационной службы по Костромской области (далее – УФРС по Костромской области) в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 28.04.2004 за № 44-01.21-41 2004-701.

Администрация также просила исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним кварталы 57 – 67 Пригородного лесничества (1-я группа лесов площадью 888 гектаров), квартал 45 Караваевского лесничества (1-я группа лесов площадью 16 гектаров), зарегистрированные на праве собственности за Российской Федерацией как лесные участки за регистрационным № 44-01.21-41 2004-701.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Комитет по управлению городскими землями и муниципальным имуществом администрации города Костромы (далее – Комитет), УФРС по Костромской области, областное государственное учреждение «Костромской лесхоз» (далее – ОГУ «Костромской лесхоз»), Департамент лесного хозяйства Костромской области (далее – Департамент), Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Костромской области, федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Костромской области (далее – ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Костромской области).

Заявленные требования основаны на статьях 10, 19 и 133 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года, статье 85 Земельного кодекса Российской Федерации и статье 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и мотивированы тем, что спорные участки находятся в границах города, а потому зарегистрированное право федеральной собственности на них нарушает право граждан города Костромы на использование таких лесов как городских.

Решением Арбитражного суда Костромской области от 04.02.2008 в удовлетворении исковых требований отказано. Суд исходил из того, что к моменту установления городской черты города Костромы спорные участки уже относились к землям лесного фонда и их правовой статус мог быть изменен только Правительством Российской Федерации по представлению органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа решение суда отменено, дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию. Окружной суд посчитал, что Арбитражный суд Костромской области не исследовал и не оценил представленные в материалы дела документы с точки зрения вхождения спорных участков в городскую черту как на момент включения их в состав лесного фонда, так и на момент государственной регистрации права федеральной собственности.

Решением от 08.12.2008 Арбитражного суда Костромской области, оставленным без изменения постановлением от 05.02.2009 Второго арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано. Руководствуясь статьями 7, 9, 10, 19 Лесного кодекса Российской Федерации (1997 года), статьями 84, 101 Земельного кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу о том, что собственность на спорные земельные участки в установленном законом порядке не разграничена, включение участков в городскую черту не относит их к муниципальной собственности ранее соответствующего разграничения, поэтому права истца оспариваемой регистрацией не нарушены.

Не согласившись с решением и постановлением, Комитет обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые судебные акты в связи с неправильным применением норм материального  права.

Доводы заявителя сводятся к следующему. Суд не применил подлежащие применению статьи 4, 30 Основ земельного законодательства от 13.12.1968 № 3401-7 и статьи 4, 5, 80, 81 Земельного кодекса РСФСР 1970 года, хотя с 1957 года спорные участки находились в черте города Костромы и относились к землям населенных пунктов. Доказательства принадлежности участков к землям лесного фонда (до 1957 года) в материалы дела не представлены. В нарушение статей 8, 101 Земельного кодекса Российской Федерации в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о спорных земельных участках. В соответствии со статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации (действовавшей на момент государственной регистрации права) к лесному фонду относятся все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях городских и сельских поселений, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные и нелесные земли), а в статье 10 данного Кодекса установлено, что леса, расположенные на землях городских поселений (городские леса), не входят в лесной фонд, поэтому зарегистрированное право федеральной собственности на указанные участки лесного фонда, расположенные в границах города Костромы, противоречит упомянутым нормам права.

Представитель Комитета в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Администрация в отзыве на кассационную жалобу и ее представитель в судебном заседании согласились с доводами заявителя и просили отменить обжалуемые судебные акты.

УФРС по Костромской области в отзыве на кассационную жалобу отклонило доводы заявителя, так как считает принятые судебные акты законными и обоснованными.

Суд удовлетворил ходатайство УФРС по Костромской области о рассмотрении кассационной жалобы без участия его представителя.

При надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства явку представителей в судебное заседание обеспечили Администрация и Комитет.

Законность решения Арбитражного суда Костромской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзывы на нее и заслушав представителей сторон, окружной суд не нашел оснований для отмены принятых судебных актов силу следующего.

Как видно из документов и установил суд в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись от 28.04.2004 № 44-01.21-41.2004-701 о праве собственности Российской Федерации на участки лесного фонда: Костромской район – лесничества: Сущевское – I группа лесов 11170 гектаров – кварталы 26, 27, 29, 32, 64 – 67, 78, 90, 91, 95 – 97, 100, 103, 104, 107, 108 (запретные полосы вдоль нерестовых рек), 48, 56, 63, 70 – 72, 76, 77, 81, 82, 83, 94 (защитные полосы вдоль дорог), 26 – 32, 41 – 128 (лесохозяйственная часть зеленой зоны); Пригородное – I группа лесов, 6762 гектара – кварталы 1 – 17 (запретные полосы вдоль нерестовых рек), 28, 38, 42, 44, 46, 47 (защитные полосы вдоль дорог), 51 – 87 (лесопарковая часть зеленой зоны), 3, 4, 6, 7, 10, 12, 14 – 50 (лесохозяйственная часть зеленой зоны); Караваевское – Iгруппа лесов, 4875 гектаров – кварталы 18 – 24 (защитные полосы вдоль дорог), 29 – 31, 44 – 52, 82, 84 – 86, 45 (лесопарковая часть лесной зоны), 1 – 15, 19 – 21, 23, 24 – 28, 32 – 37 (лесохозяйственная часть зеленой зоны); Космынинское – I группа лесов, 9683 гектара – кварталы 118 – 120 (запретные полосы вдоль нерестовых рек), 11, 12, 15 – 18, 20, 21, 32 – 35, 37, 39, 42, 45, 52, 61, 62, 65, 101, 103, 107, 108, 114 (защитные полосы вдоль дорог), 121 – 123 (лесопарковая часть зеленой зоны), 1 – 21, 31 – 71, 90, 98 – 115, 124 – 127 (лесохозяйственная часть зеленой зоны); Нерехтский район – лесничества: Космынинское – I группа лесов, 4075 гектаров – кварталы 22 – 25, 27, 128, 132, 133, 136, 138, 139 (защитные полосы вдоль дорог), 72 – 89, 116, 117, 128 – 139 (лесохозяйственная часть зеленой зоны), II группа лесов, 1710 гектаров – кварталы 22 – 30, 93 – 97 (эксплуатационные леса); Нерехтское – Iгруппа лесов – кварталы 17, 18, 19, 20, 31 (лесопарковая часть зеленой зоны), 747 гектаров, 11 – 16, 21, 22, 30, 32 – 46, 50 – 52, 55, 56, 59 – 64 (лесохозяйственная часть зеленой зоны), 4345 гектаров, II группа лесов – кварталы 1 – 10, 23 – 29, 47 – 49, 53, 54, 57, 58, 65 – 110 (эксплуатационные леса), 9494 гектара; Красносельский район – лесничества: Караваевское – Iгруппа лесов, 3268 гектаров – кварталы 64 – 69, 74, 79, 80, 91 (защитные полосы вдоль автомобильных дорог), 241 гектар, 53, 54, 83, 87 – 90 (лесопарковая часть зеленой зоны), 328 гектаров, II группа лесов – кварталы 75 – 81 (эксплутационные леса), 775 гектаров, I группа лесов – кварталы 38 – 43, 55 – 74, 91 – 94 (лесохозяйственная часть зеленой зоны), 2699 гектаров; Красносельское – I группа лесов, 9327 гектаров – квартал 152 (защитные полосы вдоль дорог), 58, 90, 127, 128 (лесопарковая часть зеленой зоны), 14 – 17, 20 – 30, 120 – 122, 124, 125, 129 – 131, 133, 134, 136, 139 – 141, 151 – 153, 154, 155 (лесохозяйственная часть зеленой зоны), 91, 93, 96, 99, 102, 105, 106, 108 – 110, 113, 114, 117, 118, 120, 122 – 126, 132 – 139, 142 – 148 (запретные полосы вдоль нерестовых рек), 48 – 57, 77 – 89, 92, 94 – 95, 97 – 98, 100 – 104, 106 – 107, 111 – 112, 114 – 116, 118 – 119, 142 – 144, 147 – 150 (запретные полосы вдоль рек), II группа лесов – кварталы 1 – 13, 18 – 19, 31 – 47, 59 – 76 (эксплуатационные леса), 5679 гектаров; Сумароковская лесоферма – Iгруппа лесов, 1274 гектара – кварталы 1 – 4, 7 (защитные полосы вдоль дорог), 1 – 12 (лесохозяйственная часть зеленой зоны), общей площадью 74 920 гектаров, расположенные по адресу: Костромская область, Костромской район, Красносельский район, Нерехтский район, условный номер объекта 44:07/1.35570.

В качестве основания регистрации указаны статья 19 Лесного кодекса Российской Федерации и справка по участку лесного фонда Костромского лесхоза по состоянию на 01.01.2004.

Данная запись, внесенная в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, скорректирована 23.05.2005 на основании заявления Теруправления.

Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском, посчитав, что участки, находящиеся в границах муниципального образования городского округа «Город Кострома» общей площадью 910 гектаров, расположенные в кварталах 57 – 67 Пригородного лесничества (1-я группа лесов) и квартале 45 Караваевского лесничества (1-я группа лесов), незаконно включены в реестр федеральной собственности, поскольку находятся на территории города и не относятся к лесному фонду.

В соответствии со статьями 7 и 10 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года, действовавшего на момент государственной регистрации права федеральной собственности на спорные участки лесного фонда (далее – Лесной кодекс), все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях населенных пунктов (поселений), а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), образуют лесной фонд. Границы лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от иных земель. В лесной фонд не входят леса, расположенные на землях обороны, землях городских поселений – городские леса, землях сельских поселений.

Согласно статье 9 Лесного кодекса к участкам лесного фонда относятся участки леса, а также участки лесных земель, не покрытых лесной растительностью, и участки нелесных земель. Границы участков лесного фонда должны быть обозначены в натуре с помощью лесохозяйственных знаков и (или) указаны в планово-картографических материалах (лесных картах). К участкам лесного фонда и правам пользования ими применяются положения гражданского законодательства об объектах гражданских прав, а также положения земельного законодательства Российской Федерации о земельных участках, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Земельный кодекс Российской Федерации разделяет земли на категории по их целевому назначению, в частности на земли населенных пунктов и земли лесного фонда (статья 7).

В силу пунктов 2 и 4 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации 2001 года границы земель лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий в соответствии с материалами лесоустройства. Перевод земель лесного фонда в земли других категорий осуществляется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 8 настоящего Кодекса с учетом требований охраны окружающей среды, установленных федеральными законами.

В статье 19 Лесного кодекса установлено, что лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности. Формы собственности на леса, расположенные на землях городских поселений, устанавливаются федеральным законом.

Суд первой инстанции в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценил представленные в материалы дела документы, а именно: план установления в натуре границ город Костромы от 10.09.1956, генеральный план города Костромы, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 15.05.1967 № 339, материалы землеустройства Костромского лесхоза, и пришел к выводу о том, что земельные участки (кварталы Пригородного и Караваевского лесничеств) относятся к землям лесного фонда и включены в границу (черту) города Костромы в 1957 году, когда черта города Костромы была установлена на местности (в натуре).

Вместе с тем черта городских, сельских поселений представляет собой внешние границы земель городских, сельских поселений, отделяющие эти земли от земель иных категорий (пункт 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации). В связи с этим установление городской черты не может повлиять на имущественные отношения сторон.

Обязательность процедуры перевода земель лесного фонда в земли поселений (населенных пунктов) подтверждается правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации в постановлении от 09.01.1998 № 1-П по делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации.

В связи с этим окружной суд счел правильным вывод суда апелляционной инстанции относительно закрепленного в статье 10 Лесного кодекса положения о том, что в лесной фонд не входят леса, расположенные на землях городских поселений, само по себе не изменяет правового статуса участков лесного фонда, оказавшихся расположенными на землях городских поселений в связи с изменением границ населенного пункта, и нахождение лесов указанной категории на землях городских поселений является основанием для перевода их в нелесные земли и изъятия из земель лесного фонда.

В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец не представил доказательств отнесения спорных земельных участков к муниципальной собственности, в связи с чем суд обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.

С учетом изложенного оснований для отмены принятых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам, не имеется.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.

В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по кассационным жалобам относятся на заявителей.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Костромской области от 08.12.2008 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 05.02.2009 по делу № А31-2835/2007-10 оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета по управлению городскими землями и муниципальным имуществом администрации города Костромы – без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Е.Н. Шишкина

Судьи

С.В. Бабаев

В.Ю. Павлов