ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А31-4373/19 от 20.02.2020 Второго арбитражного апелляционного суда

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

Дело № А31-4373/2019

02 марта 2020 года

Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2020 года.

Полный текст постановления изготовлен 02 марта 2020 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Волковой С.С.,

судей Ившиной Г.Г., Кононова П.И.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Шашиной И.А.,

без участия в судебном заседании представителей сторон,

рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалоба Администрации городского округа город Кострома Костромской области, индивидуального предпринимателя Захаровой Татьяны Викторовны на решение Арбитражного суда Костромской области от 23.10.2019 по делу № А31-4373/2019

по заявлению индивидуального предпринимателя Захаровой Татьяны Викторовны (ОГРНИП 306440107900052, ИНН 440107311615)

к Администрации городского округа города Костромы Костромской области,

с участием в деле третьего лица Комитета по строительству транспорту и дорожной деятельности Администрации города Костромы,

о признании недействительным отказа от 22.03.2019 № 408 в переводе жилого помещения, расположенного по адресу: г. Кострома, ул. Советская, д. 134/10, кв. 10, в нежилое помещение и обязании принять решение о соответствующем переводе,

установил:

индивидуальный предприниматель Захарова Татьяна Викторовна (далее – заявитель, ИП Захарова Т.В., Предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Костромской области с заявлением к Администрации городского округа города Костромы Костромской области (далее – ответчик, Администрация) о признании недействительным постановления от 22.03.2019 № 408 «Об отказе в переводе жилого помещения, расположенного по адресу: Российская Федерация, Костромская область, городской округ город Кострома, город Кострома, улица Советская, дом 134/10, квартира 10, в нежилое помещение» и об обязании Администрации в течение 10 рабочих дней с момента вступления в законную силу решения суда принять решение о переводе вышеуказанного жилого помещения в нежилое помещение.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по строительству, транспорту и дорожной деятельности Администрации города Костромы (далее – третье лицо, Комитет).

Решением Арбитражного суда Костромской области от 23.10.2019 постановление Администрации от 22.03.2019 № 408 признано недействительным, на Администрацию возложена обязанность повторно рассмотреть заявление ИП Захаровой Т.В. о переводе жилого помещения, расположенного по адресу: г. Кострома, ул. Советская, д. 134/10, кв. 10, в нежилое помещение.

Не согласившись с принятым судебным актом, ИП Захарова Т.В. и Администрация обратились во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами.

Администрация в апелляционной жалобе просит принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Администрация указывает, что судом первой инстанции нормативно не опровергнуты доводы ответчика об обоснованности отказа в переводе жилого помещения по адресу: город Кострома, улица Советская, дом 134/10 квартира 10 в нежилое в связи с несоответствием проектного решения требованиям, установленным Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 № 540 (далее – Классификатор видов разрешенного использования), и Градостроительным регламентом для зоны среднеэтажной жилой застройки Ж-3 Правил землепользования и застройки города Костромы, утвержденных решением Думы города Костромы от 16.12.2010 № 62 (далее – Градостроительный регламент) (в части превышения 15 % общей площади помещений дома, предназначенных для размещения объектов обслуживания жилой застройки во встроенных, пристроенных и встроенно-пристроенных помещениях малоэтажного многоквартирного дома), Местных нормативов градостроительного проектирования города Костромы, утвержденных решением Думы города Костромы от 26.03.2015 № 52 (в части необходимости обустройства стоянки для парковки автомобилей для нужд переводимого помещения).

Кроме того, ответчик считает, что решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме № 134/10 по улице Советской по вопросу согласия собственников на перевод жилого помещения в нежилое не является документом, подтверждающим согласие сособственника нежилого помещения № 8 на объединение нежилого помещения № 8 с переводимым в нежилое жилым помещением № 10, которое требуется в соответствии с частью 1 статьи 40 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ). Подробно позиция Администрации изложена письменно в апелляционной жалобе.

ИП Захарова Т.В. не согласна с решением Арбитражного суда Костромской области от 23.10.2019 в части возложения на Администрацию обязанности повторно рассмотреть заявление ИП Захаровой Т.В. о переводе жилого помещения, расположенного по адресу: г. Кострома, ул. Советская, д. 134/10, кв. 10, в нежилое.

Заявитель считает возможным в качестве меры восстановления нарушенных прав обязать ответчика в течение 10 рабочих дней с момента вступления в законную силу решения суда принять решение о переводе жилого помещения в нежилое помещение.

В жалобе заявитель указывает, что суд первой инстанции не дал оценку доводу заявителя об отсутствии необходимости обустройства стоянки для парковки автомобилей для нужд переводимого помещения в связи с тем, что переводимое помещение не является общественным объектом, не дал оценку доводу заявителя о неприменении Местных нормативов в случае перевода жилого помещения, расположенного по адресу: г. Кострома, ул. Советская, д. 134/10, кв. 10, в нежилое. Подробно позиция Предпринимателя изложена письменно в апелляционной жалобе.

Кроме того, заявитель представила отзыв на апелляционную жалобу ответчика, в котором опровергла заявленные в ней доводы, просила решение суда в части признания постановления Администрации от 22.03.2019 № 408 недействительным оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Третье лицо письменный отзыв на жалобу не представило.

В судебном заседании 23.01.2020 представители сторон поддержали письменно приведенные доводы.

Третье лицо явку представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дело рассматривалось в отсутствие представителя третьего лица.

На основании статьи 158 АПК РФ судебное разбирательство по делу откладывалось.

После отложения лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Захаровой Т.В. на праве собственности принадлежит жилое помещение (квартира) площадью 82,6 кв. м, расположенное по адресу: г. Кострома, ул. Советская, д. 134/10, этаж 2, кв. 10, что подтверждается представленной в дело выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (т. 1 л. д. 15-17).

Захаровой Т.В. и Захарову А.Ю. на праве общей совместной собственности принадлежит нежилое помещение общей площадью 139,6 кв. м, расположенное по адресу: Костромская область, г. Кострома, ул. Советская, д. 134/10, этаж 1, 2, помещение № 8, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (т. 1 л. д. 18).

01.02.2019 Захарова Т.В. обратилась в Администрацию с заявлением о переводе указанного жилого помещения в нежилое помещение административного назначения с присоединением его к нежилому помещению № 8, с перепланировкой и переустройством для дальнейшего использования данных помещений в предпринимательской деятельности.

К заявлению приложены документы, в том числе техническая документация на квартиру № 10 и нежилое помещение № 8 дома № 134/10 по ул. Советской в г. Костроме, проектная документация по планируемому переводу, протокол общего собрания собственников помещений данного многоквартирного дома с листом голосования, копии паспортов (т. 2 л. д. 87).

Постановлением от 22.03.2019 № 408 Администрация отказала заявителю в переводе жилого помещения, расположенного по адресу: г. Кострома, ул. Советская, д. 134/10, кв. 10, в нежилое помещение (т. 1 л. д. 12).

Основанием для отказа явилось несоблюдение при переводе жилого помещения требований жилищного законодательства в части его присоединения к нежилому помещению, принадлежащему на праве общей совместной собственности Т.В. Захаровой и иному лицу, несоблюдение требований градостроительного законодательства в части обустройства стоянки для парковки автомобилей для нужд переводимого помещения, а также несоответствие требованиям, установленным Классификатором видов разрешенного использования и Градостроительным регламентом, в части превышения 15 % общей площади помещений дома, предназначенных для размещения объектов обслуживания жилой застройки во встроенных, пристроенных и встроенно-пристроенных помещениях малоэтажного многоквартирного дома, в соответствии со статьей 14, частью 1 статьи 22, пунктом 3 части 1 статьи 24, частью 1 статьи 40 ЖК РФ.

Не согласившись с названными постановлением, Предприниматель обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 22, 23 ЖК РФ, пришел к выводу о наличии оснований для признания постановления Администрации от 22.03.2019 № 408 недействительным. Кроме того, суд первой инстанции возложил на Администрацию обязанность повторно рассмотреть заявление ИП Захаровой Т.В. о переводе жилого помещения, расположенного по адресу: г. Кострома, ул. Советская, д. 134/10, кв. 10, в нежилое помещение.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.

В силу части 1 статьи 22 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований данного Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.

На основании части 2 статьи 23 ЖК РФ для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет: 1) заявление о переводе помещения; 2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения); 4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; 5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения); 6) протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий решение об их согласии на перевод жилого помещения в нежилое помещение; 7) согласие каждого собственника всех помещений, примыкающих к переводимому помещению, на перевод жилого помещения в нежилое помещение.

Решение о переводе или об отказе в переводе помещения должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи документов органом, осуществляющим перевод помещений, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с настоящей статьей возложена на заявителя (часть 4 статьи 23 ЖК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 24 ЖК РФ отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае: 1) непредставления определенных частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя; 1.1) поступления в орган, осуществляющий перевод помещений, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в переводе помещения по указанному основанию допускается в случае, если орган, осуществляющий перевод помещений, после получения указанного ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса, и не получил от заявителя такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления; 2) представления документов в ненадлежащий орган; 3) несоблюдения предусмотренных статьей 22 настоящего Кодекса условий перевода помещения; 4) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме требованиям законодательства.

В оспариваемом постановлении Администрации от 22.03.2019 № 408 одним из оснований для отказа в переводе жилого помещения в нежилое указано несоблюдение при переводе жилого помещения требований жилищного законодательства в части его присоединения к нежилому помещению, принадлежащему на праве общей совместной собственности Т.В. Захаровой и иному лицу, в соответствии с частью 1 статьи 40 ЖК РФ.

В силу части 1 статьи 40 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме при приобретении в собственность помещения, смежного с принадлежащим ему на праве собственности помещением в многоквартирном доме, вправе объединить эти помещения в одно помещение в порядке, установленном главой 4 настоящего Кодекса.

Главой 4 ЖК РФ урегулированы переустройство и перепланировка помещения в многоквартирном доме (статьи 25 - 29).

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 25 ЖК РФ переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме; перепланировка помещения в многоквартирном доме представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.

Согласно части 1 статьи 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.

Для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет: 1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое помещение в многоквартирном доме (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме, а если переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме невозможны без присоединения к данному помещению части общего имущества в многоквартирном доме, также протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о согласии всех собственников помещений в многоквартирном доме на такие переустройство и (или) перепланировку помещения в многоквартирном доме, предусмотренном частью 2 статьи 40 настоящего Кодекса; 4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме; 5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма); 6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, если такое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры (часть 2 статьи 26 ЖК РФ).

Пунктом 1 части 1 статьи 27 ЖК РФ в качестве основания отказа в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме предусмотрено непредставление определенных частью 2 статьи 26 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых с учетом части 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса возложена на заявителя.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права нежилое помещение общей площадью 139,6 кв. м, расположенное по адресу: Костромская область, г. Кострома, ул. Советская, д. 134/10, этаж 1, 2, помещение № 8 принадлежит на праве общей совместной собственности Захаровой Т.В. и Захарову А.Ю. (т. 1 л. д. 18).

01.02.2019 Захарова Т.В. обратилась в Администрацию с заявлением о переводе жилого помещения площадью 82,6 кв. м, расположенного по адресу: г.Кострома, ул. Советская, д. 134/10, этаж 2, кв. 10, в нежилое помещение административного назначения с присоединением его к нежилому помещению № 8, с перепланировкой и переустройством для дальнейшего использования данных помещений в предпринимательской деятельности. К заявлению приложена, в том числе проектная документация «Перевод квартиры № 10 с переустройством и перепланировкой под помещения вспомогательного назначения с присоединением к нежилому помещению № 8 по адресу: г. Кострома, ул. Советская, д. 134/10» (т. 1 л. д. 36-73).

В текстовой части раздела № 3 «Архитектурные решения» проектной документации предусмотрено, что в результате перепланировки и переустройства квартиры № 10 и нежилого помещения № 8 проектом предусматривается объединение двух объектов (квартиры № 10 и нежилого помещения № 8) с корректировкой пространства в лестничной клетке в осях 2-3 и осях А-Б.

Из данных документов следует, что перевод квартиры № 10 из жилого помещения в нежилое, за получением разрешения в отношении которого Захарова Т.В. обратилась в Администрацию, невозможен без одновременной перепланировки и переустройства нежилого помещения №8, которое находится в совместной собственности Захаровой Т.В. и Захарова А.Ю.

При таких обстоятельствах положительное решение в отношении поданного 01.02.2019 в Администрацию заявления могло иметь место при соблюдении требований ЖК РФ как в части, регламентирующей процедуру перевода помещения из жилого в нежилое, так и в части согласования переустройства и перепланировки помещения.

В силу прямого указания пункта 1 части 2 статьи 26 ЖК РФ для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме собственник данного помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Между тем второй собственник нежилого помещения № 8 Захаров А.Ю. в Администрацию с заявлением о проведении переустройства и перепланировки принадлежащего ему на праве совместной собственности нежилого помещения № 8 в порядке части 2 статьи 26 ЖК РФ не обращался.

Непредставление в Администрацию заявления всех собственников помещения № 8 о проведении переустройства и перепланировки данного помещения является основанием для отказа в переводе жилого помещения, расположенного по адресу: г. Кострома, ул. Советская, д. 134/10, этаж 2, кв. 10, в нежилое помещение с присоединением его к нежилому помещению № 8, с перепланировкой и переустройством по пункту 3 части 1 статьи 24 ЖК РФ.

Суд апелляционной инстанции соглашается с доводом Администрации о том, что протокол внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме № 134/10 по ул. Советской и лист голосования к протоколу, подписанный, в том числе Захаровым А.Ю., не может подменять собой заявление одного из собственников нежилого помещения № 8 об объединении нежилого помещения № 8 с переводимым в нежилое жилым помещением № 10 и проведении переустройства и перепланировки данного помещения, которое должно быть представлено по утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Таким образом, суд апелляционной инстанции признает соответствующим требованиям законодательства отказ ответчика в переводе жилого помещения в нежилое помещение с одновременными переустройством и перепланировкой по причине несоблюдения пункта 1 части 2 статьи 26 ЖК РФ, части 1 статьи 40 ЖК РФ.

Кроме того, основаниями для отказа Администрации в переводе жилого помещения в нежилое явились: несоблюдение требований градостроительного законодательства об обустройстве стоянки для парковки автомобилей для нужд переводимого помещения, а также нарушение ограничения, установленного Классификатором видов разрешенного использования и Градостроительным регламентом, состоящего в запрете превышения общей площади помещений дома, предназначенных для размещения объектов обслуживания жилой застройки во встроенных, пристроенных и встроенно-пристроенных помещениях малоэтажного многоквартирного дома 15 % общей площади всех помещений дома, в соответствии с частью 1 статьи 22, пунктом 3 части 1 статьи 24 ЖК РФ.

При оценке законности данных оснований оспариваемого постановления апелляционный суд учитывает следующее.

В силу части 1 статьи 22 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований данного Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.

Согласно частям 1, 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.

Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, сносу, а также по эксплуатации зданий, сооружений (далее - градостроительные отношения) (часть 1 статьи 4 ГрК РФ).

В пункте 8 статьи 1 ГрК РФ определено, что правилами землепользования и застройки является документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

Таким образом, правила землепользования и застройки входят в состав законодательства о градостроительной деятельности.

Решением Думы города Костромы от 16.12.2010 № 62 утверждены Правила землепользования и застройки города Костромы.

Настоящие Правила землепользования и застройки города Костромы (далее - Правила) устанавливают порядок регулирования органами местного самоуправления города Костромы отношений по градостроительному зонированию территории города Костромы и реализации документов градостроительного зонирования (часть 1 статьи 1 Правил).

В соответствии с частью 4 статьи 4 Правил границы территориальных зон устанавливаются Картой градостроительного зонирования территории города Костромы.

Согласно Карте градостроительного зонирования территории города Костромы объект недвижимого имущества по адресу: г. Кострома, ул. Советская, д. 134/10, расположен в зоне среднеэтажной жилой застройки Ж-3 (т. 1 л. д. 112).

В силу части 1 статьи 19 Правил зона среднеэтажной жилой застройки Ж-3 (далее - Зона Ж-3) выделяется в целях формирования жилых районов средней плотности для размещения многоквартирных домов. Допускается размещение ограниченного перечня отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, обеспечивающих жизнедеятельность населения.

Для земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах зоны Ж-3, устанавливаются основные виды разрешенного использования и соответствующие каждому виду предельные параметры, в том числе основной вид разрешенного использования - малоэтажная многоквартирная жилая застройка (размещение малоэтажного многоквартирного жилого дома (дом, пригодный для постоянного проживания, высотой до 4 этажей, включая мансардный)) (часть 2 статьи 19 Правил).

Частью 4 статьи 19 Правил установлено, что для земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах зоны Ж-3, устанавливаются вспомогательные виды использования, в том числе для малоэтажной многоквартирной жилой застройки:

разведение декоративных и плодовых деревьев, овощных и ягодных культур;

размещение индивидуальных гаражей и иных вспомогательных сооружений;

обустройство спортивных и детских площадок, площадок отдыха;

размещение объектов обслуживания жилой застройки во встроенных, пристроенных и встроенно-пристроенных помещениях малоэтажного многоквартирного дома, если общая площадь таких помещений в малоэтажном многоквартирном доме не составляет более 15 процентов общей площади помещений дома.

При рассмотрении заявления ИП Захаровой Т.В. Администрация установила, что многоквартирный дом по адресу: г. Кострома, ул. Советская, д. 134/10 является малоэтажным (2 этажа), при этом площадь нежилых помещений - 736,6 кв.м, что составляет 54,47% общей площади дома. Данное обстоятельство, по мнению ответчика, препятствует переводу жилого помещения в нежилое, поскольку для такого вспомогательного вида разрешенного использования земельного участка как размещение объектов обслуживания жилой застройки во встроенных, пристроенных и встроенно-пристроенных помещениях малоэтажного многоквартирного дома, предусмотрено нормативное ограничение: общая площадь таких помещений в малоэтажном многоквартирном доме не может превышать 15 процентов общей площади помещений дома.

Частью 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (часть 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В силу части 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

Согласно пункту 4 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ) в кадастр недвижимости вносятся, в том числе дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества, к которым отнесена информация о виде или видах разрешенного использования земельного участка.

В силу пунктов 2 и 3 статьи 13 Закона № 218-ФЗ внесение в ЕГРН дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества осуществляется в порядке межведомственного информационного взаимодействия либо в уведомительном порядке.

Как предусмотрено пунктами 2, 3 части 1 статьи 32 Закона № 218-ФЗ, орган государственной власти или орган местного самоуправления обязаны направить в орган регистрации прав, в том числе принятые им решения об установлении или изменении вида разрешенного использования земельного участка; об утверждении правил землепользования и застройки либо о внесении изменений в правила землепользования и застройки, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ территориальных зон.

При этом как следует из подпункта 3 пункта 22 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 № 943, вид или виды разрешенного использования земельного участка обозначаются путем указания:

установленного вида разрешенного использования - на основании соответствующего акта уполномоченного органа с указанием в том числе реквизитов такого акта об установлении вида разрешенного использования;

вида разрешенного использования земельного участка из числа видов разрешенного использования, предусмотренных градостроительным регламентом, и сведений о территориальной зоне, в границах которой расположен земельный участок (с указанием реестрового номера границы территориальной зоны, сведения о которой внесены в ЕГРН, посредством указания которого в том числе обеспечивается взаимосвязь записей раздела ЕГРН на земельный участок с записями реестра границ или реквизитов решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об утверждении правил землепользования и застройки или о внесении изменений в них, если в реестре границ отсутствует запись о соответствующей зоне).

Согласно представленной заявителем выписке из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером 44:27:040725:641, расположенный по адресу: г. Кострома, ул. Советская, д. 134/10, видом разрешенного использования участка является многоквартирный дом. Сведения о вспомогательном виде разрешенного использования для данного земельного участка в ЕГРН не внесены.

При таких обстоятельствах утверждение Администрации о нарушении требований Классификатора видов разрешенного использования и Градостроительного регламента, содержащих ограничение общей площади объектов обслуживания жилой застройки во встроенных, пристроенных и встроенно-пристроенных помещениях малоэтажного многоквартирного дома применительно к вспомогательному виду разрешенного использования, сведения о котором не внесены в ЕГРН, является необоснованным и преждевременным.

В ходе рассмотрения заявления ИП Захаровой Т.В. Администрация также установила, что представленная проектная документация не содержит проектного решения в части обустройства стоянки для парковки автомобилей для нужд переводимого помещения, что противоречит требованиям Местных нормативов градостроительного проектирования, утвержденных решением Думы города Костромы от 26.03.2015 № 52 (далее – Местные нормативы).

Пунктом 5.7 Местных нормативов установлены показатели для расчета площади нормируемых элементов земельного участка для строительства многоквартирного жилого дома.

В частности, предусмотрено 1 машино-место на 90 квадратных метров общей площади многоквартирного жилого дома, за исключением площади нежилых помещений, не входящих в состав общедомового имущества многоквартирного жилого дома.

Для нежилых помещений, не входящих в состав общедомового имущества многоквартирного жилого дома, применяются нормативы обеспеченности стоянками автомобилей в соответствии с пунктом 5.10 настоящих Нормативов в зависимости от вида деятельности для которого используется соответствующий объект.

Таким образом, Местные нормативы предусматривают, что нормативное количество машино-мест для обслуживания многоквартирного дома в целом зависит от площади жилых и нежилых помещений.

Как следует из технических паспортов квартиры № 10 и нежилого помещения №8, многоквартирный дом по адресу: г. Кострома, ул. Советская, д.134/10 построен в 1954 году, то есть до введения в действие Местных нормативов. Сведений о том, что нормативы обеспеченности стоянками автомобилей при строительстве многоквартирного дома в 1954 году устанавливались, материалы дела не содержат.

Таким образом, поскольку в отношении рассматриваемого многоквартирного дома в целом (включая жилую часть) нормативы обеспеченности стоянками автомобилей отсутствуют, то ссылку Администрации на установленные Местными нормативами требования об обустройстве стоянки для парковки автомобилей для нужд переводимого помещения, нельзя считать основанным на законе препятствием для перевода жилого помещения в нежилое с одновременными перепланировкой и переустройством.

В силу вышеизложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Администрация не доказала законность оспариваемого отказа в связи с отсутствием в проектной документации решения в части обустройства стоянки для парковки автомобилей для нужд переводимого помещения, а также в связи с нарушением ограничения, установленного Классификатором видов разрешенного использования и Градостроительным регламентом, состоящего в запрете превышения общей площади помещений дома, предназначенных для размещения объектов обслуживания жилой застройки во встроенных, пристроенных и встроенно-пристроенных помещениях малоэтажного многоквартирного дома 15 % общей площади всех помещений дома.

Повторно исследовав представленные в дело доказательства, оценив их в совокупности в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае отсутствует предусмотренная статьями 198, 201 АПК РФ совокупность условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований ИП Захаровой Т.В.

Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Поскольку постановление Администрации от 22.03.2019 № 408 в части несоблюдения при переводе жилого помещения требований жилищного законодательства в части его присоединения к нежилому помещению, принадлежащему на праве общей совместной собственности Т.В. Захаровой и иному лицу, в соответствии с частью 1 статьи 40 ЖК РФ соответствует требованиям закона, не нарушает права и законные интересы заявителя, то у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения заявленных Предпринимателем требований.

Таким образом, в данном случае имеет место неправильное применение судом норм материального права, что в силу пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ является основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

При таких обстоятельствах в удовлетворении апелляционной жалобы Предпринимателя следует отказать, апелляционную жалобу Администрации удовлетворить, а решение Арбитражного суда Костромской области от 23.10.2019 по делу № А31-4373/2019 – отменить с принятием по делу нового судебного акта об отказе в признании недействительным постановления Администрации от 22.03.2019 № 408 «Об отказе в переводе жилого помещения, расположенного по адресу: Российская Федерация, Костромская область, городской округ город Кострома, город Кострома, улица Советская, дом 134/10, квартира 10, в нежилое помещение» и об обязании в течение 10 рабочих дней с момента вступления в законную силу решения суда принять решение о переводе вышеуказанного жилого помещения в нежилое помещение.

Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

В силу статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее заявителя.

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Арбитражного суда Костромской области от 23.10.2019 по делу № А31-4373/2019 отменить, принять по делу новый судебный акт.

В удовлетворении требования индивидуального предпринимателя Захаровой Татьяны Викторовны о признании недействительным постановления Администрации городского округа город Кострома Костромской области от 22.03.2019 № 408 «Об отказе в переводе жилого помещения, расположенного по адресу: Российская Федерация, Костромская область, городской округ город Кострома, город Кострома, улица Советская, дом 134/10, квартира 10, в нежилое помещение» и об обязании в течение 10 рабочих дней с момента вступления в законную силу решения суда принять решение о переводе вышеуказанного жилого помещения в нежилое помещение отказать.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Костромской области.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.

Председательствующий

Судьи

С.С. Волкова

Г.Г. Ившина

П.И. Кононов