ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А31-4892/2021 от 11.04.2022 Второго арбитражного апелляционного суда

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

Дело № А31-4892/2021

14 апреля 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 14 апреля 2022 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующегоЧерных Л.И.,

судейВеликоредчанина О.Б., Немчаниновой М.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Кряжевой У.Ю.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Костромской области

на решение Арбитражного суда Костромской области от 24.01.2022 по делу

№ А31-4892/2021

по иску Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Костромской области

(ОГРН: 1024400517580; ИНН: 4401001182)

к Администрации Красносельского муниципального района Костромской области

(ОГРН: 1024402236759; ИНН: 4415003334)

о взыскании денежной суммы,

третьи лица: Департамент по труду и социальной защите населения Костромской области

(ОГРН: 1024400532860; ИНН: 4401011720),

областное государственное казенное учреждение «Центр социальных выплат» (ОГРН: 1084401005930; ИНН: 4401090440),

установил:

Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Костромской области (далее - Фонд) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с иском к Администрации Красносельского муниципального района Костромской области (далее - Администрация) о взыскании 16 902 рублей 36 копеек убытков.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент по труду и социальной защите населения Костромской области (далее – Департамент), областное государственное казенное учреждение «Центр социальных выплат» (далее – Центр).

Решением Арбитражного суда Костромской области от 24.01.2022 в удовлетворении исковых требований отказано.

Истец с принятым решением суда не согласился, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.

Истец указывает, что Администрация представила сведения СЗВ-М в отношении работающего пенсионера Пыркиной В.А. за отчетные периоды январь-июнь 2020 года с нарушением срока. В связи с этим Фондом 01.03.2020 было принято решение о выплате Пыркиной В.А. страховой пенсии с учетом индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (как неработающему пенсионеру). Несвоевременное представление страхователем данной отчетности за указанные периоды повлекло излишнюю выплату страховой пенсии в размере 16 902 рублей 36 копеек. Ссылаясь на нормативные акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами, а также статью 1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ), истец указывает, что Администрация является страхователем по отношению к приемным родителям. В свою очередь Центру лишь делегированы полномочия по выплате вознаграждений приемным родителям за счет средств областного бюджета, что не меняет статус Администрации как страхователя по отношению к указанным лицам.

Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Центр, Фонд ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующие в деле.

Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Пыркина В.А., 1962 года рождения, является получателем страховой пенсии по старости и по состоянию на 01.01.2020 не работает.

Распоряжением органа Пенсионного фонда от 12.12.2019 произведен перерасчет размера пенсии Пыркиной В.А. с учетом повышений с 01.01.2020 фиксированной выплаты, как неработающему пенсионеру.

Фонд ссылается, что между Пыркиной В.А. (приемный родитель) и Межрайонным комитетом социальной защиты населения, опеки и попечительства, осуществляющий функции органа опеки и попечительства, заключен договор о приемной семье от 23.01.2017 № 1.

В соответствии с пунктами 1.2, 1.3 договора приемный родитель
осуществляет опеку (попечительство) над несовершеннолетним подопечным
возмездно. Размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям,
установлен Законом Костромской области от 05.11.2001 № 27-ЗКО «О размерах
вознаграждения приемных родителей».

Администрация в отношении Пыркиной В.А. представила сведения в дополняющей форме СЗВ-М за январь 2020 года 03.07.2020.

В связи с отсутствием сведений в отношении Пыркиной В.А. как о работающем пенсионере, Фонд 01.03.2020 принял решение о выплате сумм
страховой пенсии указанному лицу с учетом индексации фиксированной выплаты как неработающему пенсионеру.

Посчитав, что Пыркина В.А. является работающим пенсионером (приемным родителем), поэтому с 01.01.2020 страховая пенсия должна была выплачиваться ей без индексации фиксированной выплаты как неработающему пенсионеру, и представление Администрацией сведений по форме СЗВ-М в отношении данного лица с нарушением установленного срока повлекло излишнюю выплату Пыркиной В.А. пенсии в период с 01.01.2020 по 31.08.2020 на общую сумму 16 902 рублей 36 копеек, Фонд обратился в суд с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, Арбитражный суд Костромской области руководствовался статьями 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 26.1, 28 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», статьей 1, пунктом 2.2. статьи 11 Закона № 27-ФЗ, пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 167-ФЗ), постановлением Администрации Костромской области от 02.07.2018 № 278-а «Об утверждении порядка выплаты ежемесячного вознаграждения, причитающегося приемным родителям в Костромской области».

Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения.

В части 1 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ определено, что пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом № 167-ФЗ, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом № 167-ФЗ, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ).

Согласно части 4 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом № 167-ФЗ, в целях реализации положений частей 1 - 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) сведения по форме СЗВ-М.

В статье 1 Закона № 27-ФЗ определено, что застрахованные лица это лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с Законом № 167-ФЗ.

Из пункта 1 статьи 7 Закона № 167-ФЗ, в редакции, действующей до 01.07.2020, следует, что застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества, или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг (за исключением лиц, обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального образования по очной форме обучения и получающих выплаты за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, а также лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», получающих выплаты за деятельность по гражданско-правовым договорам и не работающих по трудовому договору).

В соответствии пунктом 2 статьи 152 Семейного кодекса Российской Федерации (далее – СК РФ) к отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются положения главы 20 настоящего Кодекса.

К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, в части, не урегулированной настоящим Кодексом, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений.

Из приведенного выше положения статьи 152 СК РФ не следует, что договор о приемной семье тождественен гражданско-правовому договору о возмездном оказании услуг. Законодатель указывает лишь на применение правил гражданского законодательства к данному договору в той части, которая не урегулирована СК РФ.

С учетом изложенного позиция о том, что договор о приемной семье, предусматривающий выплату вознаграждения приемным родителям, имеет одинаковую правовую природу с договором о возмездном оказании услуг, является несостоятельной.

Указанная правовая позиция изложена в решении Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2015 № АКПИ14-1547.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в определении от 30.05.2014 № 48-КГ14-5 указала, что вознаграждение приемным родителям является мерой социальной поддержки лицам, осуществляющим воспитание приемных детей, в связи с чем осуществление обязанностей приемного родителя на возмездной основе на основании заключенного договора о приемной семье нельзя считать выполнением оплачиваемой работы.

Кроме того, действующая в настоящее время редакция пункта 1 статьи 7 Закона № 167-ФЗ не предусматривает возможность отнесения лиц, получающих страховые пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и являющихся опекунами или попечителями, исполняющими свои обязанности возмездно по договору об осуществлении опеки или попечительства, в том числе по договору о приемной семье, к числу застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования.

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что отсутствуют основания для признания приемного родителя Пыркиной В.А. работающим пенсионером.

При таких обстоятельствах отсутствуют правовые основания считать, что Администрацией причинены убытки Фонду.

Доводы истца, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку являются неправомерными.

С учетом изложенных обстоятельств апелляционная жалоба Фонда удовлетворению не подлежит.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Фонд освобожден от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Костромской области от 24.01.2022 по делу №А31-4892/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Костромской области - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Костромской области.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.

Председательствующий

Судьи

Л.И. Черных

О.Б. Великоредчанин

М.В. Немчанинова