ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
603082, Нижний Новгород, Кремль, 4, http://fasvvo.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Нижний Новгород
Дело № А31-5387/2008-18
31 августа 2009 года
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Кислицына Е.Г.,
судей Бабаева С.В., Павлова В.Ю.
при участии представителя
от заинтересованного лица: ФИО1 (доверенность от 20.08.2009 № 30)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица –
Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области
на решение Арбитражного суда Костромской области от 01.04.2009,
принятое судьей Денисенко Л.Ю., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 02.06.2009,
принятое судьями Лысовой Т.В., Буториной Г.Г., Караваевой А.В.,
по делу № А31-5387/2008-18
по заявлению общества с ограниченной ответственностью
«Территориальное управление «Костромастройзаказчик»
о признании незаконными действий
Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области и
обязании предоставить в аренду земельный участок,
заинтересованные лица – Управление архитектуры и градостроительства
Костромской области,
администрация города Костромы в лице
Управления градостроительства и архитектуры администрации города Костромы,
общество с ограниченной ответственностью «Авангард-Стиль»,
и у с т а н о в и л :
общество с ограниченной ответственностью «Территориальное управление «Костромастройзаказчик» (далее – ООО «ТУ «Костромастройзаказчик», Общество) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением, уточненным в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области (далее – Департамент), выразившихся в требовании об обращении в Департамент экономического развития, промышленности и торговли Костромской области с целью дельнейшего рассмотрения вопроса о предоставлении земельного участка в аренду на Совете по инвестициям при губернаторе Костромской области и об обязании ответчика совершить действия по предоставлению Обществу в аренду земельного участка площадью 1887,5 квадратного метра с кадастровым номером 44:27:080601:34, расположенного по адресу: <...>, для строительства офисного здания.
Заявленные требования основаны на статье 32 Земельного кодекса Российской Федерации и мотивированы уклонением Департамента от исполнения возложенной на него обязанности по принятию решения о предоставлении заявителю земельного участка для строительства после предварительного согласования места размещения офисного здания.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление архитектуры и градостроительства Костромской области (далее – Управление архитектуры), администрация города Костромы в лице Управления градостроительства и архитектуры администрации города Костромы (далее – Администрация), общество с ограниченной ответственностью «Авангард-Стиль» (далее – ООО «Авангард-Стиль»).
Решением Арбитражного суда Костромской области от 01.04.2009, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 02.06.2009, заявленные требования удовлетворены. Суд пришел к выводу о том, что оспариваемые действия Департамента не соответствуют требованиям статей 29, 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности. В целях восстановления нарушенных прав заявителя на Департамент возложена обязанность по принятию решения о предоставлении земельного участка в пользование Общества.
Не согласившись с решением и постановлением, Департамент обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые судебные акты в связи с нарушением норм материального права.
По мнению заявителя, суд не применил подлежащее применению Положение о Совете по инвестициям при губернаторе Костромской области, утвержденное распоряжением губернатора Костромской области от 25.12.2007 № 1745-р, так как к функциям Совета относится рассмотрение вопроса по предоставлению земельных участков (объектов недвижимости), находящихся в собственности Костромской области, и земельных участков на территории города Костромы, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства (за исключением жилищного строительства). Во исполнение указанного Положения Департамент рекомендовал Обществу обратиться в Департамент экономического развития, промышленности и торговли Костромской области с предложениями и материалами по реализации инвестиционного проекта на строительство офисного здания, поскольку указанный Департамент обеспечивает подготовку планов работы Совета, составляет повестку дня его заседаний, организует подготовку материалов к заседаниям и проектов решений, оформляет протоколы заседаний и осуществляет контроль за ходом выполнения принятых решений. Таким образом, упомянутыми действиями не нарушаются права заявителя, так как эта рекомендация не исключает возможности заключения с Обществом договора аренды земельного участка в соответствии со статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации после получения положительного заключения Совета по инвестициям при губернаторе Костромской области в отношении инвестиционного проекта по строительству офисного здания.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Управление архитектуры в отзыве поддержало доводы кассационной жалобы.
ООО «ТУ «Костромастройзаказчик» в отзыве на кассационную жалобу не согласилось с доводами заявителя и считает принятые судебные акты законными и обоснованными.
Суд рассмотрел и удовлетворил ходатайство ООО «ТУ «Костромастройзаказчик» и Управления архитектуры о рассмотрении кассационной жалобы без участия их представителей.
Администрация и ООО «Авангард-Стиль», извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не направили представителей в судебное заседание. В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и заслушав представителя заявителя, окружной суд не нашел оснований для отмены принятых судебных актов в силу следующего.
Как видно из документов, решением Комиссии по земельным вопросам на территории города Костромы от 04.07.2007 согласовано место размещения земельного участка для проектирования и строительства офисного здания по улице Магистральной, дом 41 и подписан акт от 04.07.2007 № 362 о выборе земельного участка для строительства и размещения офисного здания.
Распоряжением Департамента от 24.10.2007 № 1400 Обществу предварительно согласовано место размещения офисного здания на земельном участке площадью 1887,7 квадратного метра из земель населенных пунктов, расположенном по адресу: <...>, и утвержден акт от 04.07.2007 № 362 о выборе земельного участка для строительства; ООО «ТУ «Костромастройзаказчик» предписано обеспечить в шестимесячный срок проведение землеустроительных работ по установлению границ участка на местности и постановку участка на государственный кадастровый учет.
Земельный участок площадью 1887,7 квадратного метра, расположенный по упомянутому адресу, поставлен на государственный кадастровый учет 23.09.2008, и ему присвоен кадастровый номер 44:27:080601:34.
Общество обратилось в Департамент с заявлением от 12.11.2008 о принятии решения о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 44:27:080601:34 для строительства офисного здания.
Письмом от 17.11.2008 № 7108/з Департамент сообщил Обществу о том, что согласно Положению о Совете по инвестициям при губернаторе Костромской области, с целью подготовки материалов по реализации проекта на строительство офисного здания для рассмотрения на Совете заявителю рекомендовано обратиться в Департамент экономического развития, промышленности и торговли Костромской области с предложениями по реализации данного проекта.
ООО «ТУ «Костромастройзаказчик» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, посчитав, что действия Департамента являются незаконными и нарушают права и интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу статьи 3 Закона Костромской области от 15.08.2006 № 62-4-ЗКО «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничены, на территории города Костромы» и постановлений администрации Костромской области от 25.09.2006 № 75-а и от 19.05.2008 № 140-а распоряжение земельными участками, находящимися в неразграниченной государственной собственности, на территории города Костромы, осуществляется Департаментом.
Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В силу пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В пункте 1 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства (пункт 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации).
Суд установил, что заявление Общества о предоставлении земельного участка для строительства офисного здания с приложенным к нему кадастровым паспортом поступило в Департамент 12.11.2008. Однако Департамент не рассмотрел заявление по существу и письмом от 17.11.2008 № 7108/з предложил заявителю обратиться в Департамент экономического развития, промышленности и торговли Костромской области для представления материалов по реализации проекта строительства офисного здания на рассмотрение Совета по инвестициям при губернаторе Костромской области, в связи с чем суд пришел к правильному выводу о том, что указанное действие Департамента не соответствует требованиям статей 29, 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Окружной суд отклонил ссылку заявителя на Положение о Совете по инвестициям при губернаторе Костромской области, утвержденное распоряжением губернатора Костромской области от 25.12.2007 № 1745-р, поскольку данное Положение было предметом исследования в суде первой и апелляционной инстанций и ему дана надлежащая правовая оценка.
С учетом изложенного кассационная жалоба заявителя не подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основанием для отмены принятых судебных актов, суд кассационной инстанции не установил.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 01.04.2009 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 02.06.2009 по делу № А31-5387/2008-18 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области – без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Е.Г. Кислицын
Судьи
С.В. Бабаев
В.Ю. Павлов