ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А31-7439/2023 от 07.02.2024 Второго арбитражного апелляционного суда

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

Дело № А31-7439/2023

08 февраля 2024 года

Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2024 года.

Полный текст постановления изготовлен 08 февраля 2024 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего Волковой С.С.,

судей Ившиной Г.Г., Щелокаевой Т.А.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Савельевой А.Г.,

при участии в судебном заседании представителя заявителя ФИО1, действующей на основании доверенности от 15.12.2023,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества «Социнтех-Инстал»

на решение Арбитражного суда Костромской области от 01.11.2023 по делу № А31-7439/2023,

по заявлению акционерного общества «Социнтех-Инстал» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к администрации муниципального образования городского поселения город Нерехта муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области (ИНН <***>, ОГРН <***>),

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Инспекция по охране объектов культурного наследия Костромской области,

о признании незаконным решения, об обязании предоставить заявителю часть земельного участка,

установил:

акционерное общество «Социнтех-Инстал» (далее – заявитель, Общество) обратилось в суд с заявлением к администрации муниципального образования городское поселение город Нерехта муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области (далее – ответчик, Администрация) о признании недействительным отказа в выдаче разрешения на использование земельного участка и размещение опоры сотовой связи на территории городского поселении город Нерехта в районе улицы Металлистов, 23, изложенной в письме от 04.05.2023 № 1567, и об обязании выдать соответствующее разрешение.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Инспекция по охране объектов культурного наследия Костромской области (далее – Инспекция).

Решением Арбитражного суда Костромской области от 01.11.2023 в удовлетворении требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.

В апелляционной жалобе Общество указало, что на испрашиваемом земельном участке отсутствуют объекты культурного наследия. Исходя из всех разъяснений Минэкономразвития, объект связи может быть размещен в любой прописанной зоне действующего ПЗЗ. Все ограничения, вытекающие из ПЗЗ г. Нерехта, относятся к объектам капитального строительства, но не к объекту связи, размещение которого запрашивалось в заявлении.

Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 16.01.2024 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 17.01.2024 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). На основании указанной нормы участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.

Третье лицо и ответчик отзывы на апелляционную жалобу не представили, явку представителей в заседание не обеспечили.

В соответствии со статьей 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие третьего лица и ответчика.

Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов настоящего дела и установлено судом первой инстанции, 25.04.2023 Общество обратилось в Администрацию с заявлением о рассмотрении возможности размещения «сооружения связи» на территории городского поселения города Нерехта в районе улицы Металлистов, д. 23. Проектное наименование сооружения: инженерно-техническое сооружение (опора до Н-35м) для обеспечения населения услугами связи (телефония, интернет), оповещения, видеонаблюдения, освещения.

Администрация в письме от 04.05.2023 № 1567 сообщила заявителю, что в соответствии со статьей 33 Правил землепользования и застройки муниципального образования городское поселение город Нерехта муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области, утвержденных постановлением Администрации от 22.06.2021 № 379 (далее – Правила землепользования и застройки), ввиду плотной жилой застройки, отсутствия межпоселенченской территории, а также неблагоприятной экологической обстановки установка антенн сотовой связи (башни связи, мачты связи, столбы связи, антенно-фидерные устройства и т. п.), радиорелейной и спутниковой и т.п. связи возможна только за пределами городского поселения города Нерехта, на расстоянии не ближе 100 м от жилой застройки.

17.05.2023 Общество обратилось в Администрацию с заявлением о выдаче разрешения на использование земельных участков для размещения объектов.

Администрация в письме от 01.06.2023 № 1998 отказала заявителю в выдаче испрашиваемого разрешения по тому же основанию, что и в письме от 04.05.2023 № 1567. 02.06.2023 отказ выдаче разрешения на использование земельных участков и размещение объектов сформирован на платформе государственных сервисов и подписан электронной подписью главы Администрации.

Посчитав отказ незаконным и нарушающим права и законные интересы в сфере экономической деятельности, Общество обратилось в Арбитражный суд Костромской области с рассматриваемыми требованиями.

Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из следующего.

В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Отсутствие в совокупности указанных условий в силу части 3 статьи 201 АПК РФ влечет отказ в удовлетворении заявленных требований.

Нормами статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) установлены специальные случаи и основания, допускающие использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута.

Согласно пункту 1 названной нормы использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, в том числе в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации (подпункт 6).

Пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ предусмотрено, что виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300 утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, в который вошли линии связи, линейно-кабельные сооружения связи и иные сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 11).

Во исполнение пункта 3 статьи 39.36 ЗК РФ принят закон Костромской области от 07.07.2015 № 708-5-ЗКО «О порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута» (далее – Закон № 708-5-ЗКО).

В силу части 1 статьи 3 Закона № 708-5-ЗКО размещение объектов осуществляется на основании разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - разрешение), исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления муниципального образования Костромской области, уполномоченных на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - уполномоченный орган).

Основания для принятия решения об отказе в выдаче разрешения отражены в части 6 статьи 3 Закона № 708-5-ЗКО, а именно:

1) заявление подано с нарушением одного из требований, установленных частями 2, 3 настоящей статьи;

2) в заявлении указан предполагаемый к размещению объект (объекты), виды которых не предусмотрены постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года № 1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов»;

3) размещение объекта (объектов) приведет к невозможности использования земель или земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости в соответствии с утвержденными документами территориального планирования, правилами землепользования и застройки, документами по планировке территории;

4) земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, предоставлен физическому или юридическому лицу.

Постановлением Костромской областной Думы от 21.11.2019 № 1297 в Перечень исторических поселений, имеющих особое значение для истории и культуры Костромской области, включен город Нерехта.

В соответствии с пунктом 1 статьи 59 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Закон № 73-ФЗ) историческим поселением в целях настоящего Федерального закона являются включенные в перечень исторических поселений федерального значения или в перечень исторических поселений регионального значения населенный пункт или его часть, в границах которых расположены объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия и объекты, составляющие предмет охраны исторического поселения.

Территорией исторического поселения является территория в границах соответствующего населенного пункта. Границы территории исторического поселения могут не совпадать с границами населенного пункта. Требования к определению границ территории исторического поселения устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 8 статьи 59 Закона № 73-ФЗ).

Согласно пункту 2 статьи 60 Закона № 73-ФЗ в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, предмета охраны исторического поселения градостроительная деятельность в таком поселении подлежит особому регулированию в соответствии с настоящим Федеральным законом, Градостроительным кодексом Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 3 статьи 60 Закона № 73-ФЗ особое регулирование градостроительной деятельности в историческом поселении осуществляется органами местного самоуправления, а в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения и включает в себя:

1) проведение анализа состояния территории исторического поселения, проблем и направлений ее устойчивого развития с учетом обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, предмета охраны исторического поселения;

2) определение перечня мероприятий по устойчивому развитию территории исторического поселения;

3) разработку градостроительных регламентов, предусматривающих предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, с учетом требований к сохранению планировочной структуры исторического поселения, размерам и пропорциям зданий и сооружений, использованию отдельных строительных материалов, цветовому решению, запрет или ограничение размещения автостоянок, рекламы и вывесок, другие ограничения, необходимые для обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, предмета охраны исторического поселения;

3.1) разработку применительно к территориальным зонам, которые расположены за границами территории исторического поселения и в границах которых находятся точки (сектора) основных видовых раскрытий композиционно-видовых связей (панорам), составляющих предмет охраны исторического поселения, градостроительных регламентов, обеспечивающих сохранение таких точек (секторов);

4) обеспечение согласования в соответствии с настоящим Федеральным законом проектов генеральных планов, проектов правил землепользования и застройки, подготовленных применительно к территориям исторических поселений федерального значения и территориям исторических поселений регионального значения.

Постановлением Администрации от 22.06.2021 № 379 утверждены Правила землепользования и застройки.

В статье 33 Правил землепользования и застройки описаны ограничения на территории городского поселения города Нерехта, в том числе ввиду плотной жилой застройки, отсутствия межпоселенченской территории, а также неблагоприятной экологической обстановки установка антенн сотовой связи (башни связи, мачты связи, столбы связи, антенно-фидерные устройства и т. п.), радиорелейной и спутниковой и т.п. связи возможна только за пределами городского поселения города Нерехта, на расстоянии не ближе 100 м от жилой застройки.

В рассматриваемом случае Общество обращалось с заявление о предоставлении земельного участка для размещения в границах территории городского поселения города Нерехта сооружения связи, что противоречит ограничениям, установленным в статье 33 Правил землепользования и застройки.

Отсутствие на испрашиваемом земельном участке конкретных объектов культурного наследия, вопреки мнению заявителя, не является основанием для принятия решения о предоставлении земельного участка с учетом того, что весь город Нерехта является историческим поселением, имеющим особое значение для истории и культуры Костромской области, и в отношении всей территории города действуют ограничения, не противоречащие земельному законодательству и законодательству в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

Таким образом, решение Администрации об отказе в выдаче разрешения на использование земельного участка и размещение опоры сотовой связи на территории городского поселении город Нерехта в районе улицы Металлистов, 23 соответствует закону.

Доводы о том, что объект связи может быть размещен в любой прописанной зоне действующих Правил землепользования и застройки, подлежит отклонению, поскольку не опровергает законность решения Администрации.

Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что рассматриваемой ситуации отсутствовала предусмотренная статьями 198, 201 АПК РФ совокупность условий, необходимых для удовлетворения требований.

При указанных обстоятельствах решение Арбитражного суда Костромской области от 01.11.2023 по делу № А31-7439/2023 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя – без удовлетворения.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Согласно подпунктам 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы составляет 1500 рублей и в соответствии со статьей 110 АПК РФ относится на заявителя.

Государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы уплачена Обществом на общую сумму 3000 рублей, в этой связи на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации заявителю следует возвратить из федерального бюджета 1500 рублей излишне уплаченной государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Костромской области от 01.11.2023 по делу № А31-7439/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу акционерного общества «Социнтех-Инстал» – без удовлетворения.

Возвратить акционерному обществу «Социнтех-Инстал» из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 рублей, уплаченную по платежному поручению №16244 от 24.11.2023.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Костромской области.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.

Председательствующий

С.С. Волкова

Судьи

Г.Г. Ившина

Т.А. Щелокаева