ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности иобоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Дону дело № А32-10036/2018
17 октября 2018 года 15АП-13568/2018
Резолютивная часть постановления объявлена октября 2018 года .
Полный текст постановления изготовлен 17 октября 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Смотровой Н.Н., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Евросеть-Ритейл»
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.07.2018 А32-10036/2018 (судья Дуб С.Н.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Евросеть-Ритейл» (ИНН 7714617793/ ОГРН 1057748288850)
к Инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по г. Краснодару
при участии третьего лица - акционерного общества «Торговый дом «Столото»
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания и представления,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Евросеть-Ритейл» (далее – ООО «Евросеть-Ритейл») обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по г. Краснодару (далее – ИФНС России № 2 по г. Краснодару) о признании незаконным постановления о назначении административного наказания № 1 от 01.03.2018 и представления № 1/18 от 01.03.2018 об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 25.07.2018 заявленные требования удовлетворены частично. Постановление № 1 от 01.03.2018 ИФНС России № 2 по г. Краснодару в части назначения ООО «Евросеть-Ритейл» административного штрафа в размере 50 000 руб. признано незаконным и отменено, мера ответственности заменена на предупреждение. В удовлетворении остальной части требований отказано. Решение мотивировано наличием в действиях общества состава административного правонарушения.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО «Евросеть-Ритейл» обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что идентификация покупателя не была проведена работником правомерно, поскольку покупатель не вызвал подозрений у работника, продающего билет, стоимость билета составляла 100 рублей, что позволяет не проводить идентификацию его покупателя. Более того, Федеральным законом № 52-ФЗ
от 07.03.2018 «О внесении изменений в статьи 6.1 и 20 Федерального закона «О лотереях» (далее - Закон № 52-ФЗ) внесены изменения в часть 6.1 статьи 20 Федерального закона № 138-ФЗ от 11.11.2003 «О лотереях» (далее – Закон № 138-ФЗ). Согласно части 6.1 статьи 20 Закона № 138-ФЗ заключение договоров об участии в лотерее, оформляемых выдачей лотерейного билета, лотерейной квитанции, а также выплата, передача или предоставление выигрышей по таким договорам при сумме расчета, составляющей менее 15 000 рублей, в случае возникновения сомнения в достижении участником лотереи возраста восемнадцати лет осуществляется оператором лотереи, распространителем с установлением возраста участника лотереи, при этом идентификация такого участника лотереи в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 07 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма» (далее - Закон № 115-ФЗ) не проводится. Данные изменения вступили в силу 07.04.2018. Поскольку Законом
№ 52-ФЗ установлены нормы, улучшающие положение заявителя, постановление по делу об административном правонарушении с учетом положений части 2 статьи 1.7 КоАП РФ подлежит отмене, а производство по делу - прекращению.
В отзыве на апелляционную жалобу акционерное общество «Технологическая компания «Центр» (до переименования – АО «Торговый дом «Столото») просило отменить решение суда, указало, что позиция Верховного суда Российской Федерации, изложенная в определениях № 305-АД18-1189 от 23.03.2018, № 305-АД18-4974 от 18.05.2018, не подлежит применению при рассмотрении настоящего спора, поскольку общество с ограниченной ответственностью «Евросеть-Ритейл» является распространителем лотерей, а не организатором азартных игр. К данным правоотношениям применима норма пункта 1.1 части 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Пункт 1.4 ст. 7 Закона 115-ФЗ не относится к распространителям лотерей в силу того, что они не являются ни кредитными организациями, ни банковскими платежными агентами. Аналогичная оценка действий распространителя лотерей дана арбитражными судами в рамках следующих дела: №№ А21-2465/2018, А33-7630/2018, А33-7663/2018, А37-864/2018, А40-36113/2018, А40-42253/2018, А40-42264/2018, А40-45410/2018, А40-56822/2018, А40-66258/2018, А40-70421/2018, А40-91422/2018, А41-13690/2018, А41-20710/2018, А41-20256/2018, А43-7752/2018, А43-10377/2018, А43-10380/2018, А43-11043/2018, А43-11832/2018, А43-13674/2018, А44-2377/2018, А49-1636/2018, А49-2275/2018, А49-2276/2018, А49-2277/2018, А49-2353/2018, А53-12472/2018, А55-1272/2018, А55-34076/2017, А56-42239/2018, А56-54611/2018, А58-2760/2018, А60-107/2018, А62-594/2018, А75-2999/2018, А75-3049/2018, А75-3585/2018, А76-5032/2018, А78-3673/2018, А81-2490/2018.
ИФНС России № 2 по г. Краснодару указала на законность и обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции решения, просила в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебное заседание стороны, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей не обеспечили.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 06.02.2018 на основании поручения № 18/26 от 06.02.2018 проведена проверка салона связи «Евросеть», расположенного по адресу: г.Краснодар, ул. Одесская, 37, принадлежащего ООО «Евросеть-Ритейл».
В ходе проверки административным органом установлено, что продавцом салона связи «Евросеть» Розаевым А.А. продан лотерейный билет покупателю - физическому лицу Шишкиной Екатерине Сергеевне. Идентификация физического лица, как участника лотереи, а именно: фамилия, имя, отчество, гражданство, дата рождения, реквизиты документа удостоверяющего личность, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, серию и номер документа, удостоверяющего личность, а также иную информацию, позволяющею подтвердить указанные сведения, продавцом не была проведена.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 06.02.2018 протокола об административном правонарушении № 129503/113 по признакам наличия в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ.
Постановлением ИФНС России № 2 по г. Краснодару № 1 от 01.03.2018 общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Кроме того, обществу было выдано представление № 1/18 от 01.03.2018 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Не согласившись с указанным постановлением и представлением административного органа, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частями 4, 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма регулируются Федеральным законом N 115-ФЗ от 07.08.2001 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Закон № 115-ФЗ).
Суд первой инстанции, полагая, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами и иным имуществом обязаны идентифицировать лиц, находящихся на обслуживании на предмет их причастности к экстремистской деятельности и терроризму, пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.
Между тем, судом не учтено следующее.
Идентификация клиента - физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводятся при осуществлении организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, операций по приему от клиентов - физических лиц платежей, страховых премий, если их сумма не превышает 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей (за исключением случая, когда у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма) (пункт 1.1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ).
Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных пунктами 1.1, 1.2, 1.4, 1.4 - 1 и 1.4-2 настоящей статьи установив следующие сведения в отношении физических лиц - фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), а в случаях, предусмотренных пунктами 1.11 и 1.12 настоящей статьи, фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), серию и номер документа, удостоверяющего личность, а также иную информацию, позволяющую подтвердить указанные сведения (подпункт 1 пункта 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ).
Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее (пункт 1 статьи 6 Закона N 115-ФЗ).
Из приведенных выше положений следует, что заявитель обязан идентифицировать только тех лиц, в пользу которых производятся денежные выплаты в виде выигрыша, полученного от участия в организованной обществом лотерее в размере или свыше 600 000 руб. либо в сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 руб. или выше. В отношении таких лиц заявитель обязан представлять информацию в уполномоченный орган. Доказательств выигрыша и (или) выплаты на сумму в размере или свыше 600 000 руб., а также приема платежей по покупке лотерейных билетов на сумму свыше 15000 руб. не представлено.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ, в действиях общества отсутствует.
Кроме того, 07.04.2018 вступил в силу Федеральный закон № 52 от 07.03.2018 «О внесении изменений в статьи 6 и 20 ФЗ «О лотереях» (далее - Закон № 52-ФЗ), в соответствии положениями которого заключение договоров об участии в лотерее, оформляемых выдачей лотерейного билета, лотерейной квитанции, а также выплата, передача или предоставление выигрышей по таким договорам при сумме расчета, составляющей менее 15 000 рублей, в случае возникновения сомнения в достижении участником лотереи возраста восемнадцати лет осуществляется оператором лотереи, распространителем с установлением возраста участника лотереи, при этом идентификация такого участника лотереи в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», не проводится.
Соответственно, с момента вступления в силу Закона № 52-ФЗ состав правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ за случаи непроведения идентификации клиентов при продаже лотерейных билетов стоимостью менее 15 000 руб. исключается законодателем как таковой.
Согласно части 2 статьи 1.7 КоАП РФ, разъяснениям пункта 33.2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение или иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу, при условии, что постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события и состава административного правонарушения.
В связи с изложенным оспариваемое постановление подлежит признанию незаконным.
Из анализа положений статьи 29.13 КоАП РФ следует, что представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения вносится лицу, в отношении которого возбуждалось дело об административном правонарушении и выносилось постановление о привлечении к административной ответственности, то есть если административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении установлено как само нарушение, так и причины и условия его совершения.
Учитывая, что суд апелляционной инстанции пришел к выводу о незаконности постановления ИФНС России № 2 по г. Краснодару № 1
от 01.03.2018, обжалуемое представление № 1/18 от 01.03.2018 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения не соответствует требованиям законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем имеются основания для признания его незаконным.
В соответствиях ч.2 ст.211 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или 8 применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.07.2018 по делу
№ А32-10036/2018 отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Признать незаконным и отменить полностью постановление ИФНС России №2 по г. Краснодару № 1 от 01.03.2018 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Евросеть-Ритейл» (ИНН 7714617793) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и представление ИФНС России № 2 по г. Краснодару от 01.03.2018 № 1/18 об устранении причин и условий способствовавших совершению административного правонарушения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия.
Председательствующий М.В. Ильина
Судьи Н.Н. Смотрова
Г.А. Сурмалян