ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А32-10918/07 от 01.11.2007 АС Краснодарского края

Арбитражный Суд Краснодарского края

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Краснодар                                                            Дело № А-32-10918/2007-51/262

Резолютивная часть постановления объявлена 01 ноября 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 15 ноября 2007 года

Арбитражный суд Краснодарского края в составе

Председательствующего Капункина Ю.Б.

судей: Дубина Л.И., Бондаренко И.Н.

при ведении протокола судебного заседания председательствующим

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Межрайонной ИФНС России №4 по Краснодарскому краю, ст. Каневская

на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.08.2007г.

принятое судьей Базавлуком И.И.

по делу № А-32-10918/2007-51/262

по заявлению ОАО «Брюховецкое мелиоративное предприятие», ст. ФИО1

к Межрайонной ИФНС России №4 по Краснодарскому краю, ст. Каневская

третье лицо: УФНС РФ по Краснодарскому краю, г. Краснодар

о признании незаконными действий и обязании перевода на упрощенную систему налогообложения

при участии в судебном заседании

от заявителя: ФИО2 – доверенность от 18.09.2007г.,

от заинтересованного лица: ФИО3 – доверенность №02.04/74 от 25.10.2007г.,

от третьего лица: ФИО4 – доверенность от 30.07.2007г.,

            По делу объявлялся перерыв до 15 час. 00 мин. 01.11.2007г., после перерыва рассмотрение дела продолжено.

ОАО «Брюховецкое мелиоративное предприятие» (далее – заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением (с учетом уточнения) о признании незаконными действия руководителя Межрайонной ИФНС России №4 по Краснодарскому краю (далее – заинтересованное лицо, налоговый орган) в издании уведомления от 27.11.06г. № 21, а указанное уведомление недействительным, а также об обязании налогового органа осуществить перевод предприятия на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2007г. по 01.08.2007г.

Решением арбитражного суда от 01.08.2007г. удовлетворено ходатайство заявителя об уточнении заявленных требований; восстановлен срок на обжалование; действия руководителя Межрайонной ИФНС России №4 по Краснодарскому краю, выразившиеся в издании уведомления от 27.11.06. № 21 признаны незаконными, а указанное уведомление недействительным; суд обязал Межрайонную ИФНС России №4 по Краснодарскому краю осуществить перевод ОАО «Брюховецкое мелиоративное предприятие» на упрощенную систему налогообложения с 01.01.07г. до 01.08.07г.

Не согласившись с принятым решением, Межрайонная ИФНС России №4 по Краснодарскому краю обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.

Податель апелляционной жалобы считает, что

- поскольку в соответствии с Уставом ОАО «Брюховецкое мелиоративное предприятие» единственным учредителем общества является РФ в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, то ограничения в применении упрощенной системы налогообложения, установленные подпунктом 14 пункта 3 статьи 346.2 НК РФ должны быть применены к заявителю;

- по смыслу ст.29 и 198 АПК РФ уведомление о невозможности применения упрощенной системы налогообложения не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

ОАО «Брюховецкое мелиоративное предприятие» представило в суд отзыв на апелляционную жалобы, в котором доводы подателя апелляционной жалобы считает несостоятельными, а апелляционную жалобу, не подлежащую удовлетворению.

Заявитель представил в суд ходатайство о продлении перевода его на упрощенную систему налогообложения по дату рассмотрения апелляционной жалобы.

Судом апелляционной жалобы указанное ходатайство оценено и не принимается как не обоснованное и не соответствующее действующему законодательству, в связи с чем, в его удовлетворении надлежит отказать.

Дело пересматривается по правилам главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв, арбитражный суд апелляционной инстанции считает апелляционную жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению в части.

Как следует из материалов дела, ОАО «Брюховецкое мелиоративное предприятие» в соответствии с требованием ст. 248 НК РФ и с учетом ограничений указанных п.3 ст.346.12 НК РФ по итогам работы за 9 месяцев 2006 года обратилось 08.11.2006 года с заявлением по установленной форме в Межрайонную ИФНС России № 4 по Краснодарскому краю о добровольном переводе его на упрощенную систему налогообложения (далее - УСН) с 01.01.2007 года.

Межрайонная ИФНС России №4 по Краснодарскому краю уведомлением № 21 от 27.11.2006 года сообщила заявителю о невозможности применения УСН с 01.01.2007 года на основании ст. 346.13 НК РФ, а также пп.14 п.3 ст. 346.12 НК РФ - «Организация в котором доля непосредственного участия других организаций составляет более 25%».

Не согласившись с вынесенным уведомлением о невозможности применения упрощенной системы налогообложения ОАО «Брюховецкое мелиоративное предприятие» обратилось в суд с требованием о признании незаконными действия руководителя Межрайонной ИФНС России №4 по Краснодарскому краю  в издании уведомления от 27.11.06г. № 21, а указанное уведомление недействительным, а также об обязании налогового органа осуществить перевод предприятия на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2007г. по 01.08.2007г.

Апелляционная инстанция, рассмотрев заявленные требования, апелляционную жалобу, возражения изучив материалы дела и оценив, представленные доказательства находит апелляционную жалобу, подлежащую удовлетворению в части.

Судом апелляционной инстанции установлено, что ОАО «Брюховецкое мелиоративное предприятие» было создано 11.06.2003г. путем реорганизации в форме преобразования ФГУП «Брюховецкое государственное унитарное мелиоративное предприятие» в порядке и на условиях изложенных в распоряжении № 418 от 02.06.2003 года Департамента имущественных отношений Краснодарского края, в котором определялось, что единым держателем всех акций приватизируемого ФГУП «Брюховецкое государственное унитарное мелиоративное предприятие» становится Российская Федерация. Учредителем ОАО «Брюховецкое мелиоративное предприятие» является РФ в лице министерства имущественных отношений РФ (пункт 1.2. Устава ОАО).

В соответствии с положениями подпункта 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов, не вправе применять упрощенную систему налогообложения.

Пункт 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации указывает, что под организацией понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации (иностранные организации).

На основании части 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В гражданских правоотношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.

В силу статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.

К указанным субъектам гражданского права применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

Таким образом, гражданское законодательство не относит Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования к юридическим лицам, лишь распространяя на них правила, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством.

С учетом положений названных правовых норм Российская Федерация в целях законодательства о налогах и сборах не могут быть отнесены к организациям в смысле, придаваемом данному понятию Налоговым кодексом Российской Федерации.

Указанный вывод соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19 ноября 2003 года N 12358/03, изложенной в решении по делу об оспаривании положения пункта 9 Методических рекомендаций по применению главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения» Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 10 декабря 2002 года N БГ-3-22/706.

Согласно этому решению Российская Федерация не может быть признана организацией в том смысле, в котором статья 11 Налогового кодекса Российской Федерации использует указанный термин, а на упрощенную систему налогообложения вправе претендовать организации независимо от организационно-правовой формы, в которой они созданы, но с учетом ограничений, предусмотренных для налогоплательщиков в пунктах 2 и 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации.

Как видно из материалов дела, учредителем общества является Российская Федерация в лице Министерства имущественных отношений РФ.

Поскольку Российская Федерация не может быть признана организацией в том смысле, в котором статья 11 Налогового кодекса Российской Федерации использует указанный термин, суд сделал обоснованный вывод о том, что налоговая инспекция неправомерно отказала ОАО «Брюховецкое мелиоративное предприятие» в применении упрощенной системы налогообложения в связи с превышением доли непосредственного участия в нем других организаций 25 процентов.

Доводы подателя апелляционной жалобы о том, что единственным учредителем общества является РФ в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, то ограничения в применении упрощенной системы налогообложения, установленные подпунктом 14 пункта 3 статьи 346.2 НК РФ должны быть применены в данном случае к заявителю,  а также то, что по смыслу ст.29 и 198 АПК РФ уведомление о невозможности применения упрощенной системы налогообложения не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, судом апелляционной инстанции оценены и не принимаются как не законные и не обоснованные.

Аналогичная позиция изложена в Постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа №Ф08-1874/2006-785А от 11.05.2006г.

Судом апелляционной инстанции дана оценка позиции Межрайонной ИФНС России №4 по Краснодарскому краю в части указания на письмо Заместителя министра Министерства Финансов РФ №03-11-02/66 от 12.03.2007г. о том, что акционерные общества, в том числе созданные с участием РФ, субъектов РФ или муниципальных образований наделены имуществом, разделенным на акции и на них распространяется действие подп.14 п.3. ст.346.12 НК РФ.

Однако указанный довод не принимается так как письма, разъяснения не являются нормативными актами, а также позиция, изложенная в письме Министерства Финансов РФ не соответствует позиции, изложенной в Решении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19 ноября 2003 года N 12358/03

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно принял решение о признании незаконными действия руководителя Межрайонной ИФНС России №4 по Краснодарскому краю, выразившиеся в издании уведомления от 27.11.06. № 21, а также о признании недействительным уведомление налогового органа от 27.11.2006г. №21.

Апелляционная инстанция считает, что решение суда первой инстанции является не обоснованным в части удовлетворения требований ОАО «Брюховецкое мелиоративное предприятие» об обязании Межрайонную ИФНС России №4 по Краснодарскому краю осуществить перевод ОАО «Брюховецкое мелиоративное предприятие» на упрощенную систему налогообложения с 01.01.07г. до 01.08.07г.

Заявление о применении упрощенной системы налогообложения носит уведомительный, добровольный характер и глава 26 Налогового кодекса Российской Федерации не предусматривает право налогового органа на запрет или разрешение принятия налогоплательщиком данной системы налогообложения.

Таким образом, ОАО «Брюховецкое мелиоративное предприятие» представив 08.11.2006 года Межрайонную ИФНС России № 4 по Краснодарскому краю заявление о добровольном переводе его на упрощенную систему налогообложения (далее - УСН) с 01.01.2007 года реализовало свое право на выбор системы налогообложения, в связи  с чем, УСН налогообложения подлежит применению заявителем с 01.01.2007г.

При таких обстоятельствах требование ОАО «Брюховецкое мелиоративное предприятие» об обязании Межрайонную ИФНС России №4 по Краснодарскому краю осуществить перевод предприятия на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2007г. по 01.08.2007г. удовлетворению не подлежит.

При таких обстоятельствах апелляционная жалоба подлежит удовлетворению в части, а решение суда первой инстанции изменению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями  266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

                                                   ПОСТАНОВИЛ:

В удовлетворении ходатайства о продлении срока перевода на упрощенную систему налогообложения – отказать.

Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.08.2007г. по делу №А-32-10918/2007-51/262 изменить.

            В удовлетворении требований об обязании Межрайонную ИФНС России №4 по Краснодарскому краю по осуществлению перевода ОАО «Брюховецкое мелиоративное предприятие», ст. ФИО1 на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2007г. до 01.08.2007г. – отказать.

            В остальной части решение суда оставить без изменения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.

             Председательствующий                                                Ю.Б. Капункин

 Судьи:                                                                                Л.И. Дубина

                                                                                             И.Н. Бондаренко