ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А32-1111/07 от 14.08.2007 АС Краснодарского края

Арбитражный суд Краснодарского края

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Краснодар                                                                                    А-32-1111/2007-33/53

« 21 » августа 2007 г.

Резолютивная часть постановления объявлена 14.08.2007.

Полный текст постановления изготовлен 21.08.2007

Арбитражный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Грязевой  В.В.

судей Третьяковой Н.Н., Шкиры Д.М.

при ведении протокола судебного заседания председательствующим

рассмотрел дело по апелляционным жалобам Южного территориального управления Федерального агентства по государственным резервам «РОСРЕЗЕРВ», г. Ростов-на-Дону и ОАО «Трансэлектромонтаж», г. Москва на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.06.2007  по делу № А-32-1111/2007-33/53

по иску Южного территориального управления Федерального агентства по государственным  резервам «РОСРЕЗЕРВ», г.  Ростов-на-Дону                     

к ОАО «Трансэлектромонтаж» в лице филиала № 4 ЭМП-704, г. Крымск

о взыскании 663 621, 60 рублей

при участии в судебном заседании:

от истца- ФИО1- представитель по доверенности от 15.01.2007

от ответчика- ФИО2- представитель по доверенности от 09.08.2007; ФИО3- представитель по доверенности от 14.03.2007

У С Т А Н О В И Л:

Южное территориальное Управление по южному федеральному округу Федерального агентства по государственным резервам (Росрезерв), г. Ростов-на-Дону (далее по тексту Росрезерв) обратилось  в Арбитражный суд Краснодарского края с иском  к ОАО «Трансэлектромонтаж» в лице филиала № 4 ЭМП-704, г. Крымск о взыскании штрафных санкций за несвоевременное освежение и замену материальных ценностей в размере 663 621, 60 рублей.

Определением суда от 15.03.2007 произведена замена заинтересованного лица. Заинтересованным лицом следует считать ОАО «Трансэлектромонтаж в лице филиала № 4 ЭМП-704.

Решением суда от 14.06.2007 с ОАО «Трансэлектромонтаж» в лице филиала № 4 ЭМР-704 в пользу Управления Федерального агентства по государственному резерву по Южному федеральному округу взыскано 553 000 рублей штрафа, в остальной части заявленных требований отказано.

При этом, суд первой инстанции в удовлетворенной части  исходил из того, что правонарушение, совершенное ответчиком, подтверждено материалами дела, в части отказа суд указал на то, что Росрезервом неверно исчислен штраф  от стоимости материальных  ценностей с НДС, поскольку в соответствии с действующим законодательством штраф в размере 20 процентов следует исчислять без НДС.

На указанный судебный акт Росрезерв направил апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда от 14.06.2007 в части отказа во взыскании 110 621,6 рублей, ссылаясь на то, что судом не сделана ссылка, каким именно законодательством предусмотрено исчисление штрафа в размере 20 процентов без НДС.

ОАО «Трансэлектромонтаж» также не согласилось с вынесенным решением и направило апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, в связи с тем, что нарушены нормы процессуального права, а также в связи с тем, что судом неправильно применены нормы материального права.

Так, по мнению ответчика, судом был нарушен принцип равноправия, поскольку все сведения, касающиеся мобилизационного резерва составляют государственную тайну, а ответчик не имеет лицензии на допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, то он не мог снимать копии с материалов дела и делать выписки, а также не мог представить ни одного документа в свою защиту. Кроме того,  суд не учел, что Закон от 26.02.1997  № 31-ФЗ в последней редакции от 25.10.2006 установил, что все работы по мобилизационной подготовке в целях обеспечения безопасности и обороны РФ являются расходными обязательствами РФ и финансируются исключительно за счет средств федерального бюджета. Также судом не учтено, что в течение последних лет ответчик самостоятельно нес затраты по хранению материального резерва и они никак не компенсировались государственными органами.

Росрезерв в отзыве на апелляционную жалобу ОАО «Трансэлектромонтаж» просит в удовлетворении апелляционной жалобы ОАО «Трансэлектромонтаж» отказать, отменить решение в части отказа во взыскании  110 621,6 рублей и удовлетворить его требования  в полном объеме.

ОАО «Трансэлектромонтаж» в судебном заседании заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела документов.

Данное ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено.

Исследовав материалы дела,  оценив доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции установил, что апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

На основании задания и номенклатуры накопления материальных ценностей в мобилизационный резерв Российской Федерации, согласно Федеральному закону «О государственном материальном резерве РФ», Положения о мобилизационном резерве РФ от 14.05.1997 № 570-27 филиал № 4 ЭМП-704 ОАО «Трансэлектромонтаж» является ответственным хранителем материальных ценностей мобилизационного резерва РФ.

В ходе контрольной проверки материальных ценностей, произведенной  Росрезервом 16.06.2005, установлено, что на предприятии имеются материальные ценности с истекшими сроками хранения.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О государственном материальном резерве» государственный резерв, в который включаются и запасы материальных ценностей для мобилизационных  нужд (мобилизационный резерв), является особым федеральным (общероссийским) запасом материальных ценностей, предназначенным для использования в целях и порядке, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В состав государственного резерва входят запасы материальных ценностей для мобилизационных нужд Российской Федерации (далее - мобилизационный резерв), запасы стратегических материалов и товаров, запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

 Ответственным хранением материальных ценностей  государственного резерва по смыслу  статьи 2 названного Закона является их хранение без права  пользования до принятия в установленном порядке решения о выпуске их из государственного резерва, а согласно пункту 3 статьи 11 названного Закона перечень организаций, осуществляющих ответственное хранение материальных ценностей государственного резерва, номенклатура и объем хранения этих ценностей государственного резерва, номенклатура и объем хранения этих ценностей определяются мобилизационным и другими специальными планами.

Обязанность хранителя по освежению материальных ценностей государственного резерва предусмотрена пунктом  4 статьи 11, пунктом 2 статьи 13 Федерального закона «О государственном материальном резерве» и пунктом 12 Положения о мобилизационном резерве.

В силу положений пункта 2 статьи 13 Федерального закона «О государственном материальном резерве» освежение материальных ценностей государственного резерва, находящихся на предприятиях, в учреждениях и организациях, осуществляющих их ответственное хранение, а также их замена на продукцию аналогичного ассортимента и качества производятся указанными предприятиями, учреждениями и организациями самостоятельно, без привлечения дополнительных бюджетных средств.

Поскольку  ответчик является хранителем имущества мобилизационного  резерва в силу закона, на него в полной мере распространяется действие вышеназванного Закона.

Согласно пункту 12 статьи 16 Федерального закона «О государственном материальном резерве» в случае нарушения правил и условий хранения, несвоевременного освежения и замены материальных ценностей государственного резерва, а также хранения материальных ценностей, не соответствующих утвержденной номенклатуре, действующим стандартам и техническим условиям, несвоевременного представления установленной отчетности организации, осуществляющие ответственное хранение, уплачивают штраф в размере 20 процентов стоимости материальных ценностей по операциям, с которыми допущено нарушение.

Таким образом, Росрезерв правомерно потребовал взыскать штраф за неосвежение материальных ценностей мобилизационного резерва.

В то же время, подобный штраф представляет собой законную неустойку и взыскание его с учетом НДС противоречит статье 330 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 146 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку налог на добавленную стоимость является элементом публичных правоотношений, в связи с чем, доводы  Росрезерва, изложенные в апелляционной жалобе, отклоняются как необоснованные.

Доводы ответчика, о том, что суд неправильно применил нормы материального права  не могут быть приняты судом апелляционной инстанции во внимание, так как Федеральный закон от 29.12.1994 № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве» устанавливает общие принципы формирования, размещения, хранения, использования, пополнения и освежения запасов государственного материального резерва, в то время как  Федеральный закон от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной  подготовке и мобилизации в Российской Федерации» осуществляет правовое регулирование в области мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации», устанавливает права, обязанности и ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также организаций независимо от форм собственности (далее - организации) и их должностных лиц, граждан Российской Федерации (далее - граждане) в этой области.

Учитывая вышеизложенное, решение арбитражного суда от 14.06.2007 отмене не подлежит.

Арбитражный суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, не допустил нарушений норм процессуального прав, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 266-268, п.1 ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

Ходатайство ОАО «Трансэлектромонтаж» о приобщении к материалам дела документов удовлетворить.

Решение арбитражного суда от 14.06.2007 по делу № А-32-1111/2007-33/53 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Председательствующий                                                                 В.В. Грязева

Судьи                                                                                               Н.Н. Третьякова

                                                                                                          Д.М. Шкира