ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности иобоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Дону дело № А32-11301/2018
15 августа 2019 года 15АП-11002/2019
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 августа 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Соловьевой М.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,
при участии:
от заявителя - ФИО1 по доверенности от 09.01.2019,
от заинтересованного лица - ФИО2 по доверенности от 11.03.2019, ФИО3 по доверенности от 02.10.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Краснодарской таможни
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.04.2019 по делу № А32-11301/2018 (судья Меньшикова О.И.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Черноморские леса» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Краснодарской таможне
о признании недействительными требований об уплате таможенных платежей,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Черноморские леса» (далее - заявитель, общество, ООО «Черноморские леса») обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Краснодарской таможне (далее - заинтересованное лицо, таможня, таможенный орган) о признании недействительными требований об уплате таможенных платежей от 21.12.2017
N 881, 882, 883, 884, 885, 886, 887, 888, 889, 890 на общую сумму
301 086,80 рублей.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 29.04.2019 признаны недействительными требования Краснодарской таможни об уплате таможенных платежей от 21.12.2017 N 881, 882, 883, 884, 885, 886, 887, 888, 889, 890 на общую сумму 301 086,80 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, Краснодарская таможня обжаловала его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В апелляционной жалобе таможенный орган просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что продавец (ООО «Черноморские леса») в соответствии с согласованными условиями контракта от 12.11.2014 № 1 несет все расходы по доставке товара до станции Апшеронская СКАВ ж.д. и его погрузке в вагоны. Все остальные расходы несет покупатель (лесопромышленной компанией с ограниченной ответственностью «Шэнчан», КНР). В ходе камеральной таможенной проверки было установлено, в калькуляциях затрат по ДТ №№ 10309202/120216/0000319, 10309202/210316/0000749, 10309202/150416/0001064, 10309202/210416/0001160, 10309202/180516/0001483, 10309202/240516/0001557, 10309202/140716/0002195, 10309202/010317/0000589, 10309202/140317/0000751 заявлены транспортные расходы по доставке товара до станции Апшеронская СКАВ ж.д. Иные понесенные ООО «Черноморские леса» транспортные расходы по доставке проверяемого товара в таможенный орган не заявлялись, документы не представлялись. При декларировании каждой проверяемой партии товара
ООО «Черноморские леса» в Краснодарскую таможню были представлены письма-пояснения о том, что для приведения фактурной стоимости товара к базису поставки DAP - место пересечения границы государства - члена Таможенного союза, являющегося страной отправления товара, и указания данной величины в графе 46 ДТ отсутствует информация о величине транспортных расходов по территории РФ. Таким образом, заявитель (ООО «Черноморские леса») данными письмами-пояснениями еще раз подтвердил таможенному органу, что в соответствии с заявленными условиями поставки FCA - Апшеронск понес расходы по доставке проверяемого товара только до станции Апшеронская СКАВ ж.д. В ходе проведения камеральной таможенной проверки было установлено, что
ООО «Черноморские леса» заключило соглашение об организации расчетов от 26.11.2014 № 454С-11/14 с ОАО «Российские железные дороги». Соглашение регулирует взаимоотношения сторон, связанные с организацией расчетов и оплатой клиентом провозных платежей, сборов, штрафов, иных причитающихся ОАО «РЖД» платежей при перевозках грузов и/или порожних вагонов. Таким образом, заявленные ООО «Черноморские леса» в калькуляциях затрат сведения о величине транспортных расходов не относятся к транспортировке товаров в ж/д вагонах от станции Апшеронская СКАВ ж.д. до станции Гродеково ДВОСТ ж.д. Следовательно, указанные расходы должны быть включены в таможенную стоимость товаров в полном объеме и отражены в статье затрат «транспортные расходы». Также согласно полученным документам в ходе камеральной таможенной проверки установлено, что ООО «Черноморские леса» заключило агентский договор от 04.12.2015 № УТМ-А-21/15 с ООО «УралТрансМет». Согласно агентскому договору от 04.12.2015 № УТМ-А-21/15 принципал
(ООО «Черноморские леса») поручает, а агент (ООО «УралТрансМет») обязуется совершать от имени и за счет принципала действия по организации международных перевозок грузов принципала железнодорожным транспортом, принадлежащим третьим лицам (вагоны агента) по согласованным направлениям, срокам, объемам и за вознаграждение. В соответствии с агентским договором от 04.12.2015 № УТМ-А-21/15 ООО «УралТрансМет» оказывались услуги по предоставлению вагонов для осуществления доставки проверяемых товаров от станции Апшеронская СКАВ ж.д. до станции Гродеково ДВОСТ ж.д. (граница с Китайской народной республикой) за счет ООО «Черноморские леса». Также согласно полученным в ходе камеральной таможенной проверки документам установлено, что ООО «Черноморские леса» заключило договор от 01.11.2016 № ТУ-410/2016 с ООО «Восточно-Сибирская транспортная компания». Согласно договору от 01.11.2016 № ТУ-410/2016 исполнитель (ООО «Восточно-Сибирская транспортная компания») обязуется по заявкам заказчика (ООО «Черноморские леса») оказать, а заказчик принять и оплатить услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава для осуществления перевозки грузов заказчика. В соответствии с договором от 01.11.2016 № ТУ-410/2016 ООО «Восточно-Сибирская транспортная компания» оказывались услуги по предоставлению вагонов для осуществления доставки проверяемых товаров от станции Апшеронская СКАВ ж.д. до станции Гродеково ДВОСТ ж.д. (граница с Китайской народной республикой). ООО «Черноморские леса» в калькуляциях затрат услуги по предоставлению вагонов для осуществления доставки проверяемых товаров от станции Апшеронская СКАВ ж.д. до станции Гродеково ДВОСТ ж.д. не заявлялись. Таким образом, ООО «Черноморские леса» в калькуляциях затрат должно было отразить сведения о затратах по предоставлению вагонов для осуществления доставки проверяемых товаров от станции Апшеронская СКАВ ж.д. до станции Гродеково ДВОСТ ж.д. и включить их в таможенную стоимость товаров в полном объеме. ООО «Черноморские леса» при декларировании товаров по ДТ №№ 10309202/120216/0000319, 10309202/210316/0000749 были скрыты расходы на экспертизу круглого леса в размере 22 600 руб., подлежащие включению в таможенную стоимость товаров и отражению в статье затрат «Экспертиза круглого леса». При этом данная статья «экспертиза круглого леса» в калькуляциях затрат б/н от 12.02.2016, б/н от 21.03.2016 ООО «Черноморские леса» не заявлялась. Исходя из полученных в ходе камеральной документов условия поставки FCA Апшеронск 10309202/120216/0000319, 10309202/210316/0000749, 10309202/210416/0001160, 10309202/180516/0001483, 10309202/140716/0002195, 10309202/100217/0000374, 10309202/140317/0000751 недостоверно. Обществу при таможенном декларировании товаров необходимо было заявить условия поставки FCA или DAP Гродеково.Таким образом, ООО «Черноморские леса» сознательно ввело в заблуждение таможенные органы путем заявления недостоверных сведений об условиях поставки, об отсутствии информации о транспортных расходах по территории РФ, а также непредставлением сведений об аренде вагонов и проведенных экспертизах товаров. Тем самым ООО «Черноморские леса» скрыло дополнительные расходы с целью занижения таможенной стоимости товаров и уклонения от уплаты таможенных платежей. Учитывая вышеизложенное, информация о таможенной стоимости товаров, указанная при таможенном декларировании по ДТ №№ 10309202/120216/0000319, 10309202/210316/0000749, 10309202/150416/0001064, 10309202/210416/0001160, 10309202/180516/0001483, 10309202/240516/0001557, 10309202/140716/0002195, 10309202/100217/0000374, 10309202/010317/0000589, 10309202/140317/0000751, является недостоверной.
В отзыве на апелляционную жалобу общество указало на законность и обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции решения, просило в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании представители Краснодарской таможни поддержали доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представитель общества не согласился с доводами апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между ООО «Черноморские леса» и Лесопромышленная компания Шенчан (Китай) заключен внешнеторговый контракт от 12.11.2014 N 1 на поставку товара - лесоматериалы из дуба (брус двухкантный), сортность и количество определяется в Приложении N 1 (спецификации), поставка товара осуществляется на условиях FCA - отправления Апшеронская, Белореченская, Моставская, ФИО4, Армавир, Краснодар.
В рамках указанного контракта обществом в 2016-2017 гг. была осуществлена поставка товара.
Указанный товар оформлен заявителем в таможенном отношении по ДТ NN 10309202/120216/0000319, 10309202/010317/0000589, 10309202/210316/0000749, 10309202/150416/0001064, 10309202/210416/0001160, 10309202/180516/0001483, 10309202/240516/0001557, 10309202/140716/0002195, 10309202/100216/0000374, 10309202/140317/0000751.
В целях подтверждения заявленной таможенной стоимости в таможенный орган были предоставлены документы и сведения, необходимые для таможенного оформления ввезенного товара: контракт N 1 от 12.11.2014, приложения и дополнительные соглашения к нему, инвойсы, акты экспертизы, счета-фактуры, калькуляции и иные документы.
Таможенная стоимость товаров - «лесоматериалы из дуба...» была принята таможенным органом по первому методу таможенной оценки - по стоимости сделки с вывозимым товаром.
С 22 августа 2017 г. на основании ст. 131 ТК ТС Краснодарской таможней проведена камеральная таможенная проверка в отношении ООО «Черноморские леса» по вопросу заявленной таможенной стоимости при декларировании товара «лесоматериалы из дуба...», задекларированного в регионе деятельности Краснодарской таможни на Прикубанском таможенном посту в соответствии с таможенной процедурой «экспорт» ДТ NN 10309202/120216/0000319, 10309202/010317/0000589, 10309202/210316/0000749, 10309202/150416/0001064, 10309202/210416/0001160, 10309202/180516/0001483, 10309202/240516/0001557, 10309202/140716/0002195, 10309202/100216/0000374, 10309202/140317/0000751.
В ходе проведения камеральной проверки декларант по запросу таможни предоставил имеющиеся в его распоряжении дополнительные документы, в том числе агентский договор N 1/14 от 12.11.2014 , письмо от китайского контрагента от 25.03.2016 N 5, ведомость банковского контроля, калькуляции себестоимости вывозимого товара.
Результаты проверки отражены в акте камеральной таможенной проверки от 17.11.2017 N 10309000/210/171117/А0093.
По результатам указанной проверки таможенный орган пришел к выводу о недостоверном заявлении обществом сведений о таможенной стоимости товара, а именно, о сокрытии понесенных декларантом расходов на экспертизу леса и транспортные расходы до границы с Китайской народной республикой (станция Гродеково ДВОСТ ж.д.) и неправильном определении сторонами внешнеэкономического контракта базиса поставки - по мнению таможенного органа при таможенном оформлении ООО «Черноморские леса» должно было заявить условия поставки FCA Гродеково, а не предусмотренный контрактом FCA Апшеронск.
Краснодарской таможней принято решение о необходимости скорректировать структуру таможенной стоимости товаров, задекларированных по указанным выше ДТ на величину транспортных расходов по территории РФ и аренду вагонов. Структура таможенной стоимости по ДТ
N 10309202/120216/0000319 и N 10309202/210316/0000749, кроме того, была скорректирована на величину расходов на экспертизу товаров.
21.12.2017 в адрес ООО «Черноморские леса» были выставлены требования об уплате таможенных платежей N 881, 882, 883, 884, 885, 886, 887, 888, 889, 890 на общую сумму 301 086,80 рублей. Указанные требования обществом оплачены.
Полагая произведенную Краснодарской таможней корректировку таможенной стоимости и выставление требований об уплате таможенных платежей незаконными, общество обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением по настоящему делу.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным (незаконным) ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
В соответствии со статьей 9 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), действующего в период таможенного декларирования (утратил силу с даты вступления в силу Договора о Таможенном кодексе ЕАЭС от 11.04.2017 - с 01 января 2018 года), любое лицо вправе обжаловать решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства - членов таможенного союза, решения, действия (бездействие) таможенного органа или должностных лиц таможенного органа которого обжалуются.
В соответствии со статьей 179 ТК ТС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.
При помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары, в которой, в соответствии со статьей 181 ТК ТС, в том числе, указываются сведения о заявляемой таможенной процедуре, о транспортных средствах, используемых для международной перевозки товаров, наименовании, описании и количестве товара в килограммах и в других единицах измерения.
Согласно разделу VII Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ 1947) от 30 октября 1947 г., оценка товара для таможенных целей должна основываться на действительной стоимости ввезенного товара, в отношении которого применяется пошлина, или аналогичного товара, и не должна основываться на стоимости товара отечественного происхождения или на произвольной или фиктивной стоимости. При этом под «действительной стоимостью» должна пониматься цена, по которой, во время и в месте, определенных законодательством страны ввоза, такой или аналогичный товар продается или предлагается для продажи при обычном ходе торговли в условиях полной конкуренции.
Согласно пункту 1.2 контракта N 1 от 12.11.2014 сумма контракта включает в себя стоимость товара, обработку торцевых частей краской или парафином, его транспортировку до места загрузки и стоимость упаковки товара.
Пунктом 1.3 контракта предусмотрено осуществление поставки на условиях FCA- станции Апшеронская, Белореченская, ФИО5, ФИО4, Армавир, Краснодар. Стороны используют «Международные правила толкования торговых терминов «Инкотермс 2010».
В соответствии со ст. 455 ГК РФ товаром по договору купли-продажи могут быть любые вещи с соблюдением правил, предусмотренных статьей 129 настоящего Кодекса. Условие договора купли-продажи о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара.
В соответствии со ст. 485 ГК РФ покупатель обязан оплатить товар по цене, предусмотренной договором купли-продажи. Когда цена установлена в зависимости от веса товара, она определяется по весу нетто, если иное не предусмотрено договором купли-продажи.
Согласно статье 1 Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров от 11 апреля 1980 года (далее - Венская конвенция) настоящая Конвенция применяется к договорам купли-продажи товаров между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся в разных государствах. Российская Федерация и Китайская Народная Республика являются участниками Венской конвенции, следовательно, к правоотношениям сторон применяются ее положения.
В соответствии со статьей 14 Венской конвенции предложение о заключении договора, адресованное одному или нескольким конкретным лицам, является офертой, если оно достаточно определено и выражает намерение оферента считать себя связанным в случае акцепта. Предложение является достаточно определенным, если в нем обозначен товар и прямо или косвенно устанавливаются количество и цена либо предусматривается порядок их определения.
В соответствии со статьями 15, 23, 35 Венской конвенции оферта вступает в силу, когда она получена адресатом оферты; договор считается заключенным в момент, когда акцепт оферты вступает в силу в соответствии с положениями настоящей Конвенции; продавец должен поставить товар, который по количеству, качеству и описанию соответствует требованиям договора.
Из материалов дела следует, что обществом в адрес покупателя выставлены инвойсы от 14.07.2016 N 8 на общую сумму 534611,00 руб. (том 2, л.д. 14), от 27.02.2017 N 3 на общую сумму 358815,60 руб. (том 3, л.д. 15), от 13.03.2017 N 4 на общую сумму 368 961,20 руб. (том 2, л.д. 52), от 14.04.2016 N 4 на общую сумму 502 356,00 руб. (том 5, л.д. 68), от 11.02.2016 N 1 на общую сумму 434822,00 руб. (том 3, л.д. 65), от 21.03.2016 N 3 на общую сумму 451570,00 руб. (том 2, л.д. 105), от 09.02.2017 N 1 на общую сумму 384315,60 руб. (том 7, л.д. 20) от 16.05.2016 N 6 на общую сумму 502 424,00 руб. (том 4, л.д. 19), от 17.05.2016 N 7 на общую сумму 472055,00 руб. (том 5, л.д. 16) от 20.04.2016 N 5 на общую сумму 944621,50 руб. (том 4, л.д. 71), цена в которых сформирована с учетом согласованного сторонами условия поставки - FCA Апшеронск.
Поставка на условиях FCA (Апшеронск) в соответствии с условиями контракта от 12.11.2014 N 1 означает, что продавец осуществляет передачу товара, прошедшего таможенную очистку для вывоза указанному покупателем перевозчику, в обусловленном месте. Под словом «перевозчик» понимается любое лицо, которое на основании договора перевозки обязуется выполнить или обеспечить перевозку товара по железной дороге, автомобильным, воздушным, морским, внутренним водным транспортом или в смешанной перевозке.
К обязанностям продавца отнесено предоставление товара в соответствии с договором (пункт А1). Продавец обязан в соответствии с условиями договора купли-продажи предоставить покупателю товар и представить коммерческий счет-инвойс или эквивалентное ему электронное сообщение, а также любые иные доказательства соответствия товара, которые могут потребоваться по условиям договора.
При этом в отношении договора перевозки у продавца обязанностей нет (пункт А3), однако по просьбе покупателя либо на основании торгового обычая, в случае если покупатель заблаговременно не дал других указаний, продавец вправе заключить договор перевозки на обычных условиях за счет и на риск покупателя (пункт А3а).
Согласно пункту А4 «Международные правила толкования торговых терминов «Инкотермс 2010» продавец обязан передать перевозчику или иному лицу, номинированному покупателем, товар в согласованном пункте (если таковой имеется) в поименованном месте поставки в согласованную дату или в согласованный период. Поставка считается выполненной, когда товар предоставлен в распоряжение перевозчика или иного лица, номинированного покупателем, в транспортном средстве продавца и готовым к разгрузке (п.А4б).
Условиями внешнеэкономического контракта N 1 от 12.11.2014 установлено, что продавец обязан передать товар перевозчику продавца на станции отправления (п. 1.3 контракта N 1 от 12.11.2014).
Таким образом, условия заключенного между сторонами контракта полностью соответствуют тем условиям, которые указаны в «Инкотермс 2010» для поставки на условиях FCA (Апшеронск).
ООО «Черноморские леса» при таможенном оформлении товара включило в его стоимость транспортные расходы, понесенные в связи с доставкой вывозимого товара в согласованный сторонами пункт поставки - станция отправления Апшеронская.
Заявитель исполнил свою обязанность по передаче товара перевозчику в обусловленном сторонами пункте поставки, как это и предусмотрено «Инкотермс 2010».
Исследовав условия контракта, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что стороны согласовали существенные условия, в том числе наименование, количество товара, его стоимость, условия поставки. При этом таможенный орган не представил доказательств недействительности контракта, как и доказательств того, что указанные в представленных документах условия поставки не согласованы сторонами либо были ими изменены.
Доводы таможенного органа о том, что спорные поставки фактически происходили на условиях FCA (Гродеково), правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку стороны в своих отношениях должны руководствоваться заключенным между ними соглашением, разрешение всех спорных ситуаций, вытекающих из контракта, должно осуществляться в соответствии с его условиями.
Согласно избранному сторонами базису поставки продавец
(ООО «Черноморские леса») обязан оплатить все относящиеся к товару расходы до момента его поставки в соответствии с пунктом поставки, за исключением расходов, оплачиваемых покупателем. Покупатель (Лесопромышленная компания «Шенчан») обязан нести все относящиеся к товару расходы с момента его поставки в соответствии с пунктом поставки.
Учитывая изложенное, произведенные продавцом транспортные расходы по доставке товара до станции отправления уже включены в его стоимость.
Из материалов дела следует, что 12.11.2014 между ООО «Черноморские леса» и Лесопромышленной компанией «Шэнчан» (Китай) был заключен агентский договор N 1/14, в соответствии с которым агент (ООО «Черноморские леса») обязуется за обусловленное договором вознаграждение по поручению принципала (ООО Лесопромышленная компания «Шенчан») совершать от своего имени, но за счет принципала необходимые действия по организации транспортной перевозки для принципала (включая услуги по предоставлению принадлежащего агенту на праве собственности и/или на праве аренды (в том числе финансовой аренды (лизинга) и /или на ином законном основании железнодорожного подвижного состава - железнодорожные вагоны-цистерны (далее - вагоны) для осуществления перевозок грузов железнодорожным транспортом по территории Российской Федерации, а также перевозок грузов в международном сообщении.
Пунктом 1.2 договора установлено, что агент может оказывать принципалу дополнительные услуги, оплата которых осуществляется на основании актов выполненных работ.
Пунктами 1.2, 4.2 контракта N 1 от 12.11.2014 установлено, что в цену товара включены затраты продавца на сортировку, обработку торцов краской или парафином, на оформление ярлыков, на упаковку, загрузку товара в автотранспортное средство, а также транспортировку до места загрузки в вагон для передачи его грузоперевозчику.
Цена товара понимается как цена на базисных условиях FCA - станции Апшеронская, Белореченская, ФИО5, ФИО4, Армавир, Краснодар в соответствии с Международными правилами толкования торговых терминов «Инкотермс 2010».
Таким образом, сторонами определена цена товара и из чего она складывается, а также указан размер транспортных расходов (расходы по доставке товара) - в силу избранного сторонами базиса поставки они согласованы до станции Апшеронская СКАВ ж/д, остальные расходы в силу положений «Инкотермс 2010» несет покупатель.
В соответствии с положениями ст. 64 ТК ТС таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу. Таможенная стоимость товаров, вывозимых с таможенной территории таможенного союза, определяется в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, таможенному органу которого производится таможенное декларирование товаров.
В силу п. 1. ст. 1 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу государства Стороны при вывозе с территории этого государства, определяется в соответствии с законодательством этого государства.
Регулирование отношений, связанных с ввозом товаров в Российскую Федерацию и вывозом товаров из Российской Федерации, их перевозкой по территории Российской Федерации под таможенным контролем, перемещением товаров между территорией Российской Федерации и территориями искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, взиманием и уплатой таможенных платежей является предметом регулирования Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - Закон N 311-ФЗ).
Согласно п. 2 ст. 112 Закона N 311-ФЗ порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации, устанавливает Правительство Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы Постановлением Правительства РФ от 06.03.2012 N 191 утверждены Правила определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации.
Данными Правилами установлен порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации, в том числе особенности применения методов (правил) определения таможенной стоимости товаров, предусмотренных статьями 4, 6, 7, 9 и 10 Соглашения об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, от 25 января 2008 г., при вывозе товаров из Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 112 Закона N 311-ФЗ порядок контроля таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации, устанавливает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области финансов.
При этом пунктом 6 статьи112 Закона N 311-ФЗ установлено, что если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров, таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости принимается решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров в соответствии со статьей 68 Таможенного кодекса Таможенного союза.
Из изложенных норм следует, что определение таможенной стоимости спорного товара осуществляется для целей уплаты таможенных платежей и в соответствии с порядком, установленным Постановлением Правительства РФ от 06.03.2012 N 191.
В соответствии с пунктом 7 Правил определениям таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.03.2012 N 191 (далее - Правила), что основой определения таможенной стоимости оцениваемых (вывозимых) товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном пунктом 11 настоящих Правил.
Согласно пункту 11 Правил N 191 таможенной стоимостью оцениваемых (вывозимых) товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на вывоз из Российской Федерации в страну назначения и дополненная в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил, при одновременном выполнении следующих условий:
а) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением тех, которые ограничивают географический регион, где товары могут быть перепроданы, или которые существенно не влияют на стоимость товаров;
б) продажа товаров или их цена не зависят от соблюдения условий или обязательств, влияние которых на стоимость товаров не может быть количественно определено;
в) любая часть дохода, полученного в результате последующей продажи товаров, распоряжения товарами иным способом или их использования, не будет причитаться прямо или косвенно продавцу, за исключением случаев, когда в соответствии с пунктами 17 - 22 настоящих Правил могут быть произведены дополнительные начисления;
г) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами, но стоимость сделки с оцениваемыми (вывозимыми) товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил.
Следовательно, указывая на необоснованность применения декларантом первого метода определения таможенной стоимости оцениваемых товаров, таможенный орган обязан доказать несоблюдение декларантом одного или нескольких из приведенных условий.
Таких доказательств в отношении спорных поставок в материалах дела не содержится и таможенным органом не представлено.
Пунктом 17 Постановления Правительства РФ от 06.03.2012 г. N 191 установлено, что при определении таможенной стоимости оцениваемых (вывозимых) товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются в размере, не включенном в указанную цену:
а) расходы, которые произведены покупателем:
на выплату вознаграждения агенту (посреднику), за исключением вознаграждения, выплачиваемого покупателем своему агенту (посреднику) за оказание услуг, связанных с покупкой товаров;
на тару, если для таможенных целей она рассматривается как единое целое с оцениваемыми (вывозимыми) товарами;
по упаковке оцениваемых (вывозимых) товаров, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке;
б) соответствующим образом распределенная стоимость следующих товаров и услуг, прямо или косвенно предоставленных покупателем бесплатно или по сниженной цене для использования в связи с производством оцениваемых (вывозимых) товаров и продажей их на вывоз из Российской Федерации в страну назначения:
сырье, материалы и комплектующие, которые являются составной частью оцениваемых (вывозимых) товаров;
инструменты, штампы, формы и другие подобные предметы, использованные при производстве оцениваемых (вывозимых) товаров;
материалы, израсходованные при производстве оцениваемых (вывозимых) товаров;
проектирование, разработка, инженерная, конструкторская работа, художественное оформление, дизайн, а также эскизы и чертежи, необходимые для производства оцениваемых (вывозимых) товаров;
в) лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности (за исключением платежей за право воспроизведения оцениваемых (вывозимых) товаров вне территории Российской Федерации), которые относятся к оцениваемым (вывозимым) товарам и которые покупатель прямо или косвенно должен уплатить в качестве условия продажи таких товаров, при условии, что указанные платежи относятся к оцениваемым (вывозимым) товарам;
г) часть дохода, полученного покупателем в результате последующей продажи, использования или распоряжения иным способом оцениваемых (вывозимых) товаров, которая прямо или косвенно причитается продавцу.
Перечень дополнительных начислений к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате, предусмотренных указанным пунктом Правил, является закрытым, транспортные расходы покупателя в него не включены.
Довод Краснодарской таможни о том, что при корректировке таможенной стоимости товаров, вывозимых ООО «Черноморские леса», таможенный орган не руководствовался Правилами, а доначислил к таможенной стоимости сокрытые декларантом транспортные расходы и расходы на проведение экспертизы, поскольку транспортные расходы продавца включают в себя только расходы по организации доставки товара перевозчику в поименованном месте поставки (станция Апшеронская), обоснованно отклонены судом первой инстанции ввиду следующего.
Расходы по перевозке товара от станции Апшеронская до станции Гродеково - это расходы покупателя в соответствии с избранными сторонами условиями поставки FCA Апшеронск. Таможенный орган нормативно не обосновалнеобходимость включения транспортных расходов покупателя от поименованного места поставки до границы с КНР в транспортные расходы, заявленные продавцом при декларировании.
Кроме того, в материалы дела представлено заключение Южного таможенного управления N 10300000/070618/125-з/2018 от 07.06.2018, сделанное по результатам ведомственного контроля о правомерности решений о корректировке таможенной стоимости товаров, оформленных в таможенном отношении по ДТ NN 10309202/120216/0000319, 10309202/010317/0000589, 10309202/210316/0000749, 10309202/150416/0001064, 10309202/210416/0001160, 10309202/180516/0001483, 10309202/240516/0001557, 10309202/140716/0002195, 10309202/100216/0000374, 10309202/140317/0000751.
Выводы, сделанные Южным таможенным управлением в указанном заключении, противоречат выводам, изложенным Краснодарской таможней в акте камеральной таможенной проверки N 10309000/210/171117/А0093.
Так, согласно акту камеральной таможенной проверки, решениями о корректировке в цену товара, указанную при таможенном оформлении, необходимо было включить транспортные расходы от Апшеронска до Гродеково, а также расходы на проведение экспертизы.
Южное таможенное управление в своем заключении по результатам ведомственного контроля указывает, что к цене товара, в соответствии с положениями полпункта «а» п. 17 Правил должны быть прибавлены расходы, понесенные покупателем на оплату услуг агента. Возможность доначисления транспортных расходов покупателя и расходов на проведение экспертизы леса к таможенной стоимости, заключением ЮТУ не установлена.
Размер вознаграждения, причитающегося ООО «Черноморские леса» по агентскому договору N 1/14 от 12.11.2014, таможенным органом в ходе камеральной таможенной проверки не устанавливался, документы, подтверждающие или опровергающие осуществление оплаты агентского вознаграждения китайским контрагентом, у декларанта не истребовались.
Согласно пункту 4 статьи 65 ТК ТС заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
В соответствии с пунктом 7 Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации основой определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации основой определения таможенной стоимости оцениваемых (вывозимых) товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном пунктом 11 Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации.
Пунктом 16 Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации, установлено, что ценой, фактический уплаченной или подлежащей уплате за оцениваемые (вывозимые) товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу и (или) иному лицу в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме.
При определении таможенной стоимости оцениваемых (вывозимых) товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются в размере, не включенном в указанную цену расходы, которые произведены покупателем в числе прочего на выплату вознаграждения агенту (посреднику), за исключением вознаграждения, выплачиваемого покупателем своему агенту (посреднику) за оказание услуг, связанных с покупкой товаров (подпункт «а» пункта 17 Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации).
Вместе с тем, оценка необходимости доначисления в соответствии с п. 17 Правил к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате соответствующих сумм расходов, которые произведены покупателем, в том числе на выплату вознаграждения по агентскому договору, Краснодарской таможней в ходе камеральной таможенной проверки осуществлена не была, таможенным органом в качестве основы для определения таможенной стоимости рассматриваемых товаров использованы сведения, не основанные на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Заявитель представил суду доказательства несоответствия оспариваемых ими ненормативных правовых актов Краснодарской таможни действующему законодательству и нарушение ими прав и имущественных интересов заявителя.
Заинтересованное лицо, в свою очередь, не доказало суду обстоятельства, послужившие основанием для принятия оспариваемых требований об оплате таможенных платежей.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности по правилам ст. 71 АПК РФ с учетом конкретных обстоятельств дела, пришел к верному выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.04.2019 по делу №А32-11301/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий М.В. Ильина
Судьи М.В. Соловьева
С.С. Филимонова