ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А32-12683/06 от 24.04.2007 АС Краснодарского края

Арбитражный суд Краснодарского края

350063, г. Краснодар, ул. Красная 6

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

________________арбитражного суда апелляционной инстанции_________________

г. Краснодар                                                          Дело № А-32-12683/2006-23/323

02 мая 2007 г.


Резолютивная часть постановления объявлена в судебном заседании 24.04.2007г. Датой изготовления полного текста постановления является 02.05.2007г.

Арбитражный суд Краснодарского краяв составе:

Председательствующего: Чабан А. И.

Судей: Ивановой Н. В., Шкира Д. М.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сухановым Р. Ю.

Рассмотрев апелляционную жалобу Инспекции ФНС РФ по г. Новороссийску на решение арбитражного суда от 01.12.2006г., принятое судьей Ломакиной И. П.

по заявлению:

ОАО «Новороссийское узловое транспортно-экспедиционное предприятие»,_____________

г. Новороссийск                                ___________                                                                  ___                                                                      

к Инспекции ФНС РФ по г. Новороссийску, г. Новороссийск__________________________

о признании недействительными решения налоговой инспекции №578 от 21.02.2006г.  в части признания необоснованным применения обществом нулевой ставки налога на добавленную стоимость по операциям при реализации товаров (услуг) в сумме 110708 руб. и в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 4524 руб._______                                                                                             

при участии в заседании:

от ОАО «Новороссийское узловое транспортно-экспедиционное предприятие: ФИО1, - дов. от 10.01.2007г.                                               

от ИФНС РФ по г. Новороссийску: не явка, уведомлен.

У С Т А Н О В И Л:

ОАО «Новороссийское узловое транспортно-экспедиционное предприятие» обратилось в арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительными решения ИФНС РФ  по г. Новороссийску №578 от 21.02.2006г.  в части признания необоснованным применения обществом нулевой ставки налога на добавленную стоимость по операциям при реализации товаров (услуг) в сумме 110708 руб. и в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 4524 руб.                                                                                                                                         

Решением суда от 01.12.2006г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме, обществу выдана справка на возврат из федерального бюджета государственной пошлины в размере 2000 руб., уплаченной по платежному поручению №598 от 20.04.2006г.

Не согласившись с указанным судебным актом, Инспекция ФНС РФ по г. Новороссийску обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 01.12.2006г. ссылаясь на его несоответствие нормам права, фактическим обстоятельствам дела мотивируя следующим.При решении вопроса о правильности применения нулевой налоговой ставки на основании п. 1 ст. 164 Налогового кодекса РФ необходимо отличать погрузку груза на судно иностранного контрагента (экспортную операцию) и хранение груза, осуществляемое в пользу и за счет российской организации-агента, не связанное с экспортом.

Услуги по хранению грузов оказаны заявителем не иностранному судовладельцу, а российской организации на основании отдельного договора, предметом которого является самостоятельный вид услуг.

Из анализа норм статей 164, 165 Налогового кодекса РФ следует, что при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с реализацией товаров в режиме экспорта, налогоплательщику надлежит представить в налоговый орган контракт с иностранным лицом, являющимся непосредственным потребителем данного вида услуг, и соответственно, счета-фактуры, выставленные в адрес указанного лица.

Кроме того, в счетах-фактурах отсутствуют реквизиты: единица измерения операции, количество и цена за единицу измерения.

Требования ст. 169 Налогового кодекса РФ носят общий императивный характер, не зависят от вида и характера осуществляемых операций и подлежат применению во всех случаях предоставления налогового вычета или возмещения налога на добавленную стоимость.

Недостающие реквизиты счетов-фактур, не позволяют установить правильность формирования налогооблагаемой базы и полноту поступления экспортной выручки за выполненный объем работ.

Таким образом,  оспариваемое решение 576 от 21.02.2006г.вынесено в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

В судебном заседании, представитель ОАО «Новороссийское узловое транспортно-экспедиционное предприятие» пояснил, что обжалуемое решение суда от 01.12.2006г. является законным и обоснованным, свои возражения по апелляционной жалобе изложил в возражениях на жалобу, просит суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Представитель налоговой инспекции в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении апелляционной жалобы без его участия по имеющимся в материалах дела документам.

Судом ходатайство рассмотрено и удовлетворено.

Дело пересматривается по правилам главы 34 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

По итогам проверки обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость за октябрь 2005г. налоговым органом было составлено заключение от 21.02.2006г. и принято решение №576 от 21.02.2006г., которым  признано необоснованным применение ОАО «Новороссийское узловое транспортно-экспедиционное предприятие» нулевой ставки НДС по операциям при реализации услуг хранения в сумме 110708 руб. и отказано в возмещении из бюджета налога на добавленную стоимость в сумме 4524 руб.  

При этом налоговым органом указано, что применение обществом нулевой ставки по налогу на добавленную стоимость в отношении реализованных российским организациям услуг по хранению груза в контейнерах, впоследствии перегруженных на морские суда иностранной компании, является необоснованным и противоречит нормам налогового законодательства. Счета-фактуры должны выставляться в адрес непосредственного покупателя услуг, то есть иностранного лица, с которым заключен контракт на оказание услуг погрузки экспортного груза, причем хранение указанного груза предусматривается в качестве дополнительной услуги по данному контракту. По мнению налоговой инспекции необходимо отграничивать погрузку груза на судно иностранного контрагента от хранения груза, осуществляемого в пользу российской организации – агента, не связанного с экспортом.

Суд первой инстанции в обжалуемом решении обоснованно указал, что в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации: товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса; работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в подпункте 1 настоящего пункта.

 Положение настоящего подпункта распространяется на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги), а также на работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории.

Из смысла данной нормы следует, что перечень работ (услуг), выполняемых в отношении экспортных и импортных товаров (грузов), как и перечень лиц, осуществляющих такую деятельность, не является исчерпывающим. При решении вопроса о правомерности использования ставки налога 0 процентов подлежит подтверждению факт взаимосвязи выполнения работ (услуг) и экспорта (импорта) товаров. Таким образом, российские организации, осуществляющие в портах РФ реализацию работ (услуг) по погрузке, перегрузке и хранению экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров могут реализовать свое право на применение налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов при предоставлении в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 Налогового кодекса РФ и подтверждающих фактический экспорт товаров.

Из материалов дела следует, что по договору возмездного оказания услуг №081/04 от 16.04.2004г., заключенного ОАО «Новороссийское узловое транспортно-экспедиционное предприятие» с «SOUTHCONTEINEROPERATIONSS. A.» общество занимается организацией и осуществлением работ по погрузке-выгрузке контейнеров, а также осуществляет сопутствующие услуги (кратковременное хранение контейнеров  в ожидании погрузки/выгрузки, погрузочно-разгрузочные работы при производстве досмотров груза таможенными органами, хранение арестованных таможней грузов).

По условиям контрактов №080/04 от 16.04.2004г., №167/04 от 10.09.2004г., №184/04 от 01.10.2004г., №081/04 от 16.04.2004г., уведомления к контракту №081/04 от 16.04.2004г., соответствующих сертификатов местопребывания, агентских соглашений – заказчиками услуг по хранению контейнеров в ожидании погрузки-выгрузки являются российские компании – агенты иностранных компаний: ООО «МСС Новороссийск» - агент иностранной компании MSCRussia(Дания); ООО «Русская Контейнерная Компания» - агент иностранной компании CMNInternationalи ООО «СиЭмЭй СиДжиЭм Русь» - агент иностранной компании «CMACGM» Марсель (Франция).

По договору №081/04 от 07.05.2004г. заказчиком погрузочно-разгрузочных работ является иностранная компания «SOUTHCONTEINEROPERATIONSS. A.». Пунктом 7.11 договора иностранная компания, выступающая в качестве линейного оператора, на основании уведомления от 16.04.2004г. предоставила заявителю полномочия выдавать распоряжения на погрузку/выгрузку контейнеров следующих агентов: ООО «МСС Новороссийск», ООО «Русская Контейнерная Компания»,  ООО «СиЭмЭй СиДжиЭм Русь».

   В соответствии с п. 4 ст. 165 Налогового кодекса РФ при реализации работ (услуг), предусмотренных подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы, если иное не предусмотрено пунктом 5 настоящей статьи, представляются следующие документы:

1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на выполнение указанных работ (оказание указанных услуг);

2) выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного или российского лица - покупателя указанных работ (услуг) на счет налогоплательщика в российском банке.

В случае, если контрактом предусмотрен расчет наличными денежными средствами, в налоговый орган представляются выписка банка, подтверждающая внесение полученных налогоплательщиком сумм на его счет в российском банке, а также копии приходных кассовых ордеров, подтверждающие фактическое поступление выручки от иностранного или российского лица - покупателя указанных работ (услуг).

В случае, если незачисление валютной выручки от реализации работ (услуг) на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным валютным законодательством Российской Федерации, налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), подтверждающие право на незачисление валютной выручки на территории Российской Федерации;

3) таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, производившего таможенное оформление вывоза и (или) ввоза товаров, и пограничного таможенного органа, через который товар был вывезен за пределы территории Российской Федерации и (или) ввезен на территорию Российской Федерации. Указанная декларация (ее копия) представляется в случае перемещения товаров трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи, оказания услуг, непосредственно связанных с перевозкой (транспортировкой) товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита, с учетом особенностей, предусмотренных подпунктом 3 пункта 1 настоящей статьи;

4) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации (ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации в соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса). Положения настоящего подпункта применяются с учетом особенностей, предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 настоящей статьи.

При вывозе товаров в таможенном режиме экспорта судами через морские порты для подтверждения вывоза товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации налогоплательщиком в налоговые органы представляются следующие документы:

копия поручения на отгрузку экспортируемых грузов с указанием порта разгрузки с отметкой "Погрузка разрешена" пограничной таможни Российской Федерации;

копия коносамента, морской накладной или любого иного подтверждающего факт приема к перевозке экспортируемого товара документа, в котором в графе "Порт разгрузки" указано место, находящееся за пределами таможенной территории Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 171 Налогового кодекса РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 172 Налогового кодекса РФ налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.

Согласно ст. 169 Налогового кодекса РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном настоящей главой. В счете-фактуре должны быть указаны наименование, адрес и  идентификационный номер налогоплательщика и покупателя. Пункт 6 этой же статьи предусматривает, что счета-фактуры подписываются руководителем и главным бухгалтером.

Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 ст. 169 Налогового кодекса РФ не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.

При заявлении к возмещению из бюджета сумм налога налогоплательщик обязан представить доказательства, содержащие достоверные сведения.

В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 25.07.2001г. №138-О по смыслу п. 7 ст. 3 НК РФ в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщика. Таким образом, недобросовестный налогоплательщик не должен пользоваться тем же режимом правовой защиты, что и добросовестный.

   Для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по налоговой декларации за октябрь 2005г. ОАО «Новороссийское узловое транспортно-экспедиционное предприятие» в налоговую инспекцию были представлены: акты сдачи-приемки работ; экспортные сервисные коносаменты заказчика на перевозку экспортируемого товара с приложением перечня контейнеров и товаров (в графе «Порт разгрузки» указано место, находящееся за пределами таможенной территории РФ); поручения заказчика на отгрузку экспортного товара с указанием судна (с отметкой таможни «Погрузка разрешена») с указанием получателя – иностранного лица; грузовые таможенные декларации с отметками таможенного органа «Выпуск разрешен», «Товар вывезен», подтверждающие вывоз экспортного товара, поступившего в зону таможенного контроля на хранение; банковские выписки, мемориальные ордера, свифт сообщения, которыми подтверждается перечисление оплаты от иностранной компании за оказанные погрузочные услуги; банковские выписки и платежные поручения; счета-фактуры за оказанные услуги хранения на общую сумму 110708 руб.

По условиям дополнительного соглашения №1 от 05.07.2004г. к контракту №080/04, приложения №1 к контракту №167/04, приложения №1 к контракту №184/04 тарифная сетка на услуги общества является прогрессивной в зависимости от срока хранения, габаритов контейнера, вида контейнера.

В соответствии с актами сдачи-приемки работ №962 от 30.08.2005г., №1030 от 31.08.2005г., №1028 от 31.08.2005г., №1029 от 31.08.2005г., №1072 от 15.09.2005г. на общую сумму 110708 руб. общество осуществляло хранение контейнеров различные периоды времени, подпадающие под различные тарифные ставки.

Таким образом, судом сделан правильный вывод о невозможности применения ОАО «Новороссийское узловое транспортно-экспедиционное предприятие» фиксированного тарифа и указания в счетах-фактурах таких реквизитов, как единица измерения, количество и цена за единицу.  

Кроме того, как правомерно указал суд первой инстанции в своем решении, счет-фактура не является единственным и безусловным документом для доказательства и определения размера налогооблагаемой базы. Анализ же счетов-фактур и актов выполненных работ, предоставленных заявителем, свидетельствует о том, что номера и даты документов идентичны, данные счетов-фактур полностью совпадают с данными итоговой строчки актов приемки выполненных работ, которые содержат необходимую информацию для определения налогооблагаемой базы.

Судом апелляционной инстанции не принимается довод налоговой инспекции о том, что предусмотренный ст. 164, 165 Налогового кодекса РФ вычет по налогу на добавленную стоимость применяется только при реализации услуг, связанных с реализацией товаров в режиме экспорта, непосредственно иностранному контрагенту, с выставлением ему счетов-фактур.

Налоговое законодательство не содержит нормы, обязывающие лицо, оказывающее услуги по хранению экспортного товара, заключать контракт с конечным покупателем экспортной продукции – иностранным лицом, а также выставлять счета-фактуры непосредственно иностранному покупателю.

Таким образом, судом сделан правильный вывод о том, что представленные заявителем документы в полном объеме подтверждают факт оказания услуг по хранению товара, находящегося в режиме экспорта, вследствие чего налоговой инспекцией неправомерно вынесено решение №576 от 21.02.2006г. в части необоснованного применения обществом нулевой ставки налога на добавленную стоимость по операциям при реализации товаров (услуг) в сумме 110708 руб. и в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 4524 руб.

При разбирательстве дела и рассмотрении ходатайств судом первой инстанции не нарушены нормы процессуального права, в том числе установленные в качестве безусловного основания к отмене судебного акта.

Согласно п. 1 ст. 269 Арбитражного процессуального кодекса РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В п. 5 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №117 от 13.03.2007г. «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса РФ» указано, что в соответствии с пунктом 47 статьи 2 и пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодатель­ные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенст­вованию налогового администрирования» с 01.01.2007 признан утратившим силу пункт 5 статьи 333.40 Кодекса, согласно которому при принятии судом решения полностью или частично не в пользу государственных органов (органов местного самоуправления) возврат заявителю уплаченной государственной пошлины про­изводился из бюджета.

Таким образом, с 01.01.2007 подлежит применению общий порядок рас­пределения судебных расходов, предусмотренный главой 9 Арбитражного процессуального кодекса РФ, и уплачен­ная заявителем государственная пошлина в соответствии с частью 1 ста­тьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ взыскивается в его пользу непосредственно с государственного органа (органа местного самоуправления) как стороны по делу.

Кроме того, Налоговый кодекс РФ не содержит положений, предусматривающих освобождение госу­дарственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, высту­пающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты государст­венной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы или соответствующее публично-правовое образование выступали в качестве ответчика.

К таким делам относятся, в частности, дела об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государст­венных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должност­ных лиц; дела о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного само­управления) либо должностных лиц этих органов; дела о взыскании с публично-правовых образований убытков, возникших в связи с неполучением организа­циями оплаты за товары (работы, услуги), предоставленные потребителям бес­платно или по льготным ценам в рамках реализации установленных законом льгот; дела по искам, предъявленным к публично-правовым образованиям в по­рядке субсидиарной ответственности по обязательствам созданных ими учреж­дений.

Установлено, что заявителю по настоящему делу выдана справка на возврат из федерального бюджета 2000 руб., уплаченной по платежному №598 от 20.04.2006г.

В соответствии со ст. 333.21 Налогового кодекса РФ при подаче апелляционной жалобы и (или) кассационной, надзорной жалобы на решения и (или) постановления арбитражного суда, а также на определения суда о прекращении производства по делу, об оставлении искового заявления без рассмотрения, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда, об отказе в выдаче исполнительных листов - 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст. ст. 266, 267, 268, п. 1 ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

П О С Т А Н О В И Л:

Решение арбитражного суда Краснодарского края от 01.12.2006г. по делу №А-32-12683/2006-23/323 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Взыскать с Инспекции ФНС РФ по г. Новороссийску (<...>) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 руб.

Постановление вступает в законную силу с момента его вынесения, и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий:                                                Чабан А. И.

Судьи:                                                                                Шкира Д. М.

                                                                                             Иванова Н. В.