ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А32-1317/19 от 18.03.2020 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону дело № А32-1317/2019

25 марта 2020 года 15АП-3036/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2020 года.

Полный текст постановления изготовлен 25 марта 2020 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Соловьевой М.В.,

судей Емельянова Д.В., Филимоновой С.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Семченко Ю.В.,

при участии:

от ТСЖ «Лермонтовское»: представитель ФИО1 по доверенности от 21.02.2019, паспорт;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования город-курорт Анапа

на решение Арбитражного суда Краснодарского края

от 25.12.2019 по делу № А32-1317/2019

по заявлению товарищества собственников жилья «Лермонтовское»

(ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Администрации муниципального образования город-курорт Анапа

(ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

при участии третьих лиц: АО «Теплоэнерго», ООО «Кронос», ООО «Центр-Югжилпромстрой», ООО «Ремар»

о признании бездействия по передаче участка тепловой сети к объекту от ТК 44А АО «Теплоэнерго» незаконным,

УСТАНОВИЛ:

товарищество собственников жилья «Лермонтовское» (далее - заявитель, ТСЖ «Лермонтовское», товарищество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Администрации муниципального образования - город-курорт Анапа (далее - администрация), в котором просит признать бездействие Администрации муниципального образования - город-курорт Анапа по передаче участка тепловой сети к объекту от ТК 44А АО «Теплоэнерго» незаконным.

Решением суда от 05.03.2019, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 14.06.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13.09.2019 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.03.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2019 по делу № А32-1317/2019 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.

Суд кассационной инстанции указал, что выводы судов были сделаны без учета статей 539 и 544 ГК РФ, п. 5 ст. 15, п. 2 ст. 19 Закона о теплоснабжении, п. 2 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808.

Суд кассационной инстанции указал, что из акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон следует, что точка поставки расположена в ТК 44А и тепловая сеть от данной точки до внешней стены МКД отнесена к эксплуатационной ответственности товарищества (собственников помещений в доме), вместе с тем доказательства принадлежности данного участка инженерной сети к общему имуществу собственников МКД в материалах дела отсутствуют, доказательства передачи застройщиком спорной тепловой сети собственникам общедомового имущества, а также принятие ими сети в собственность в установленном законодательством порядке также не представлены. Судебные инстанции не учли данные нормы закона, тем самым неполно исследованы обстоятельства, без учета приведенных норм права.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 25.12.2019 признано незаконным бездействие Администрации муниципального образования - город-курорт Анапа по передаче участка тепловой сети к объекту от ТК 44А
АО «Теплоэнерго».

Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация муниципального образования - город-курорт Анапа обжаловала его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Апелляционная жалоба мотивирована тем, что спорный участок тепловой сети был создан застройщиком ООО «Кронос» и используется ТСЖ «Лермонтовское» для предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений МКД. В соответствии с актом балансовой принадлежности спорная тепловая сеть находится на балансе
ТСЖ «Лермонтовское», соответственно бесхозяйной считаться не может.

В отзыве на апелляционную жалобу АО «Теплоэнерго» указало на незаконность принятого арбитражным судом первой инстанции решения, просило удовлетворить апелляционную жалобу.

От АО «Теплоэнерго» поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Суд протокольным определением удовлетворил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя АО «Теплоэнерго».

В судебном заседании представитель ТСЖ «Лермонтовское» возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, товарищество является юридическим лицом, созданным для управления многоквартирным домом № 120 по ул. Лермонтова в г. Анапе.

01.01.2015 ОАО «Теплоэнерго» (поставщик) и товарищество (потребитель) заключили договор теплоснабжения № 212, в соответствии с которым осуществляется поставка тепловой энергии по сети централизованного теплоснабжения поставщиком потребителю.

К договору составлен акт разграничения балансовой принадлежности по тепловой сети к объекту, по которому на балансе товарищества находится участок тепловой сети от ТК 44А.

Полагая, что участок тепловой сети от ТК 44А является бесхозяйным имуществом, подлежащим передаче ОАО «Теплоэнерго», товарищество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением в целях обязания администрацию передать участок сети ОАО «Теплоэнерго».

Согласно ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Исходя из положений ст. 198-201 АПК РФ для признания незаконными действий (акта) должностных лиц органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых действий (акта) закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.

Бесхозяйной в силу положений пунктов 1 и 3 ст. 225 ГК РФ является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

По договору теплоснабжения в соответствии со статьями 539, 543, п. 1
ст. 548 ГК РФ, ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении) теплоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть тепловую энергию, а абонент обязуется, помимо прочего, обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения (технологического присоединения) к бесхозяйной тепловой сети (ч. 5 ст. 15 Закона о теплоснабжении).

К договору теплоснабжения согласно ч. 8 ст. 15 Закона о теплоснабжении,
п. 21 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 80, прилагается акт разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей.

Акт разграничения балансовой принадлежности является одним из документов, фиксирующих подключение к системам теплоснабжения. В акте указываются границы раздела тепловых сетей, теплопотребляющих установок и источников тепловой энергии по признаку владения на праве собственности или ином законном основании (п. 43 Правил подключения к системам теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 307).

Поскольку граница балансовой принадлежности тепловых сетей определяется по признаку собственности (законного владения), для разрешения спора об этой границе необходимо установить собственников (законных владельцев) смежного сетевого оборудования. При установлении обоих собственников (законных владельцев) точка поставки будет находиться на границе их сетей.

Если смежный участок тепловой сети отвечает признакам бесхозяйного имущества, то в силу ч. 4 ст. 8, частей 5 и 6 ст. 15 Закона о теплоснабжении, п. 2 Правил № 808 (определения понятий «граница балансовой принадлежности» и «точка поставки») точка поставки устанавливается в месте физического соединения теплопотребляющих установок или тепловых сетей потребителя с бесхозяйными тепловыми сетями.

При этом бремя содержания и обслуживания бесхозяйной тепловой сети лежит на организации, оказывающей услуги по передаче энергоресурса.

Согласно п. 6 ст. 15 Закона о теплоснабжении в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей.

Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.

Из положений ст. 36 Жилищного кодекса РФ, п. 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, следует, что оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, а также объекты, находящиеся на земельном участке, на котором расположен данный дом, предназначенные для обслуживания и эксплуатации данного дома, являются общим имуществом в многоквартирном доме и принадлежат на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме. Внешней границей сетей теплоснабжения, входящих в состав общего имущества, является внешняя граница стены многоквартирного дома.

Таким образом, по общему правилу, точка поставки энергоресурсов тепловой энергии в многоквартирный дом должна находиться на внешней стене многоквартирного дома в месте соединения внутридомовой системы отопления
(п. 6 Правил № 491) с внешними тепловыми сетями.

Из материалов дела следует, что дом, расположенный по адресу: <...>
, введен в эксплуатацию в 2006.

12.03.2003 между застройщиком ООО «Кронос» и заказчиком ООО «Ремар» заключен договор долевого участия в строительстве многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>.

В соответствии с п. 3.1 договора застройщик ООО «Кронос» и исполнитель ООО «Ремар обязались произвести совместно за свой счет или с привлечением третьих организаций все работы по строительству инженерных коммуникаций, в том числе сетей теплоснабжения, к которым будет осуществлено подключение жилого дома.

АО «Теплоэнерго» выдана справка о выполнении ООО «Кронос» технических условий по прокладке теплотрассы от точки подключения до стены многоквартирного дома в рамках договора долевого строительства многоквартирного дома.

Согласно акту разграничения балансовой принадлежности, который является неотъемлемой частью договора теплоснабжения от 01.01.2015 № 212, участок теплотрассы от ТК 44А до многоквартирного дома находится на балансе товарищества.

В соответствии с п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, под понятием линейные объекты понимаются линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

По смыслу ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет в случае строительства или реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.

В ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» содержится краткое определение линейных объектов, то есть они, являясь одним из видов недвижимости, могут быть сложные или неделимые, они имеют значительную протяженность в пространстве и могут располагаться на территории более одного регистрационного округа. При этом они подлежат обязательному, в том числе техническому, учету, а сделки с ними государственной регистрации.

Согласно Закону о теплоснабжении, Федеральному закону от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» объекты теплоснабжения - источники тепловой энергии, тепловые сети или их совокупность являются опасными промышленными объектами и их эксплуатация является поднадзорной, лицензируемой деятельностью.

По смыслу статей 539 и 544 ГК РФ, п. 5 ст. 15, п. 2 ст. 19 Закона о теплоснабжении, п. 2 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808, точка поставки тепловой энергии в многоквартирный дом по общему правилу должна находиться на внешней стене многоквартирного дома в месте соединения внутридомовой системы отопления с внешними тепловыми сетями.

Иное возможно при подтверждении прав собственников помещений в МКД на тепловые сети, находящиеся за пределами внешней стены этого дома.

Вынесение точки поставки за пределы внешней стены без волеизъявления собственников означает незаконное возложение бремени содержания имущества на лиц, которым это имущество не принадлежит.

Указанная позиция по применению законодательства отражена в п. 8 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016.

Апелляционной коллегией отклоняется довод администрации о том, что в соответствии с актом балансовой принадлежности спорная тепловая сеть находится на балансе ТСЖ «Лермонтовское», соответственно бесхозяйной считаться не может.

Из акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон следует, что точка поставки расположена в ТК 44А и тепловая сеть от данной точки до внешней стены МКД отнесена к эксплуатационной ответственности товарищества (собственников помещений в доме).

Вместе с тем доказательства принадлежности данного участка инженерной сети к общему имуществу собственников МКД в материалах дела отсутствуют.

Доказательства передачи застройщиком спорной тепловой сети собственникам общедомового имущества, а также принятие ими сети в собственность в установленном законодательством порядке также не представлены.

В пунктах 6, 12 ст. 8 Закона о теплоснабжении закреплена обязанность органа местного самоуправления в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) до признания права собственности на указанные теплосети в течение 30-ти дней с даты их выявления определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с этими бесхозяйными теплосетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят эти бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей.

Определение организации, осуществляющей содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей, осуществляется в порядке, установленном ч. 6 ст. 15 данного Закона.

Согласно ч. 3 ст. 36 ЖК РФ, допустимо как уменьшение, так и увеличение общего имущества в многоквартирном доме с согласия всех собственников на основе официально разрешенной реконструкции компетентными органами (установка усовершенствованных лифтов, нового инженерного оборудования в технических подвалах и т.п.).

Заинтересованным лицом не представлены доказательства согласия собственников МКД, факта владения ТСЖ «Лермонтовское» спорной теплотрассой, такими доказательствами могли бы является выписка из ЕГРН на линейный объект недвижимости, протокол общего собрания МКД, акт приема-передачи.

Таким образом, в результате нарушения законодательства, заинтересованным лицом возложено бремя по содержанию товариществом бесхозяйного имущества.

Суд первой инстанции установил, что прибор домового учета расположен внутри МКД, пришел к выводу о том, что акт о разграничении балансовой принадлежности является не соответствующим действующему законодательству.

Исходя из положений ч. 5 ст. 15 Закона о теплоснабжении местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается либо на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации, либо в точке подключения (технологического присоединения) к бесхозяйной тепловой сети.

Согласно п. 8 Постановления № 491, внешней границей сетей теплоснабжения входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.

Кроме того, в соответствии с пунктами 4, 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 30.12.2004 №214 «Об участии в долевом строительстве» застройщик обязан возвести системы инженерно-технического обеспечения, необходимые для подключения (технологического присоединения) многоквартирных домов к сетям инженерно-технического обеспечения, если это предусмотрено соответствующей проектной документацией, и использовать денежные средства участников долевого строительства на внесение платы за подключение (технологическое присоединение) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости к сетям инженерно-технического обеспечения.

Судом первой инстанции правомерно сделан вывод, что внедомовые инженерные сети, не являясь общим имуществом собственников, не могли быть приняты товариществом, которое является только получателем коммунальной услуги.

У суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции.

Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.

Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.12.2019 по делу
№ А32-1317/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий М.В. Соловьева

Судьи Д.В. Емельянов

С.С. Филимонова